Программа по адаптации для учеников 1 классов




Скачать 330.13 Kb.
НазваниеПрограмма по адаптации для учеников 1 классов
страница1/3
Дата публикации18.09.2014
Размер330.13 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Психология > Программа
  1   2   3

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии,

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа № 59 V вида города Томска

Программа по адаптации для учеников 1 классов





Автор:

Педагог – психолог

МКОУ СКОШ №59 г. Томск

Миханько И.Н.

Пояснительная записка

Актуальность.

Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит классному руководителю и педагогу – психологу.

Для детей 7 лет поступление в школу – это стресс. Многим из них приходится трудно в первые месяцы учёбы: времени для игры мало (перемены по 15-20 минут); высидеть 35 минут урока тяжело (даже с двумя динамическими паузами), потому что не хватает усидчивости; хочется спать, т. к. не выспался. Дети приходят в школу с разным темпераментом: одни очень активны, другие наоборот медлительны. У одних детей сформирована мотивация к учебной деятельности, у других ещё преобладает игровая деятельность. Так же при поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

Программа по адаптации обеспечит:

- выявление уровня адаптации детей с нарушениями речи и осуществление индивидуально ориентированной психологической помощи таким детям.

Программа основана на следующих принципах:

  • принцип добровольности предполагает добровольное участие в играх и упражнениях;

  • принципы активности предполагает вовлечение детей в специально разработанные действия;

  • принцип вариативности предполагает гибкость, динамичность программы, способность в ходе реализации к изменению, перестройке, усложнению или упрощению;

Цель программы:

Формирование положительной установки на обучение в школе, повышение у учеников школьной мотивации. Создание обстановки доверия и эмоционального комфорта.

Выявление уровня психологической адаптация ребёнка к школе и профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ в условиях коррекционной общеобразовательной школы.

Задачи программы:

  1. Формирование положительной установки на обучение в школе;

  2. Создание обстановки доверия и эмоционального комфорта;

  3. Выработка адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни;

  4. Повышение школьной мотивации.


Работа проводится в групповой форме. Группа закрытая и имеет постоянный состав участников. Продолжительность занятий не превышает 40 минут.

Содержание программы: В программу включены 10 занятий. Программа состоит из нескольких блоков, каждый блок имеет свои цели и задачи.
I Диагностический блок

Цель блока: диагностика уровня адаптации детей 1 класса с ОВЗ и подготовка рекомендаций по оказанию им психолого - педагогической помощи.

Методы: анкетирование родителей ребенка; наблюдения за ребенком на занятиях и во внеурочное время.

Используемые методики: анкета для родителей первоклассников, анкета для определения школьной мотивации методика Лускановой Н.Г., диагностика адаптации первоклассника.
II Коррекционная работа с детьми

Цель блока: формирование положительной установки на обучение в школе, повышение у учеников школьной мотивации. Формирование позиции ученика. Создание обстановки доверия и эмоционального комфорта.

Задачи:

Личностные УУД:

- Формирование моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;

- Формирование позиции ученика;

- Развитие ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Познавательные УУД:

- Построение речевых высказываний в устной форме;

- Построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные УУД:

– Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

- Развивать способность к волевому усилию.

Коммуникативные УУД:

- Формировать умение допускать существование различных точек зрения;

- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Структура коррекционно-развивающего занятия:

  1. Психологический настрой, который проводится для предупреждения состояния эмоционального дискомфорта и напряжения у детей. Создается положительный настрой на занятие и уверенность в собственных силах. Этот этап проводится в начале каждого занятия.

  2. Сообщение темы занятия – этот этап создает положительную мотивацию и готовит ребёнка к предстоящей работе.

  3. Упражнения и игры направленные на развитие познавательных процессов, коммуникативных способностей и на формирование эмоционально – волевой сферы, - этот этап является «ядром» коррекционного занятия. Сложность заданий и упражнений возрастает по мере освоения детьми текущего уровня.

  4. Психогимнастика используется на коррекционных занятиях вместо традиционных физкультминуток, так как именно психогимнастика показана детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью и задержками в развитии. Такие паузы проводятся в середине занятия, что позволяет снять психоэмоциональное напряжение, нормализировать мышечных тонус и настроить детей на активную работу.

  5. Чтение сказки позволяет сформировать позитивные модели поведения, избежать негативных эмоций, снизить уровень тревожности, повысить учебную мотивацию.

  6. Пальчиковая гимнастика Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

  7. Рефлексия. На этом этапе психолог завершает работу на занятии, дети учатся анализировать и обсуждать вместе с психологом свое отношение к занятию. Дети учатся обозначать самые интересные и увлекательные упражнения и задания, обсуждают, что вызвало затруднения. Учатся выражать свое отношение к происходящему.


III Результативность работы и ожидаемые результаты

Показателем продуктивности коррекционных занятий следует считать приобретённые

и закрепленные навыки:

  • навык адекватного представления о школьной жизни;

  • повышение школьной мотивации;

  • снижение эмоционального напряжения, тревоги;

  • повышение положительного эмоционального настроя.


Учебно тематический план программы по адаптации для учеников 1 классов с ОВЗ в специализированной коррекционной общеобразовательной школе V вида.



Наименование занятия

Кол – во часов

1.

Наблюдение за учениками 1 класса во время уроков и во внеурочное время с диагностической целью. Беседа с учителем и воспитателем по учащимся их виденье на процесс адаптации детей.

2

2.

Занятие №1 «Волшебные слова»

40 мин

3.

Занятие №2 «Вместе весело играть»

40 мин

4.

Занятие №3 «Я ученик!»

40 мин

5.

Занятие №4 «Ты хороший – Я хороший»

40 мин

6.

Занятие №5 «Чему я научусь в школе?»

40 мин

7.

Занятие №6 «Вот какой Я!»

40 мин

8.

Занятие №7 «Этот разноцветный мир»

40 мин

9.

Занятие №8 «Наши девочки»

40 мин

10.

Занятие №9 «Наши мальчики»

40 мин

11.

Занятие №10 «Наш дружный класс»

40 мин

12.

Итоговая диагностика:

- уровня адаптации детей 1 класса с ОВЗ (заполняется педагогом – психологом и классным руководителем, обрабатывает психолог);

- анкета для родителей первоклассников об адаптации ребёнка к школе (заполняют родители, обрабатывает психолог);

- анкета для определения школьной мотивации методика Лускановой Н.Г (педагог – психолог)


2

Итого:

10 часов

40 минут.


Конспект Занятия №1 Тема: «Волшебные слова»

Ход занятия:

1.Ритуал приветствия

Психолог: «Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами первое занятие, на котором мы будем знакомиться друг с другом и играть! В первую очередь я хочу вам представиться, меня зовут Ирина Николаевна. Это наша групповая комната. Сегодня мы с вами встречаемся впервые и поэтому должны договориться, как мы будем работать с вами на протяжении всех наших занятий. Иногда мы будем сидеть, как на уроке за партой, и вести серьезный разговор, иногда на стульях в кругу и разговаривать на разные интересные темы, а иногда будем играть в задорные и веселые игры, рисовать и петь песни. Давайте сейчас с вами придумаем вместе, как мы будем приветствовать друг друга».

Дети берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте все!!!» Затем дети стоят в кругу и вытягивают ладошки перед собой, психолог, гладя ладони ребенку, здоровается с ним, а ребенок здоровается и называет свое имя.

Затем психолог называет тему занятия.

2. Игра «Снежный ком»

Цель: Формирование у детей внимания, умения слышать других.

Сейчас я хочу поиграть с вами в игру, которая называется «Снежный ком».

Все встают в круг, каждый называет свое имя, начинает психолог, затем по кругу передает мяч ребенку и тот должен назвать имя предыдущих детей и свое имя. Получается «снежный ком» из имен.

3.Молодцы, отлично справились с заданием! Теперь, я думаю, мы все запомнили

друг друга, правда? Теперь я хочу прочитать вам небольшой стих. Стих этот про «волшебные слова». Психолог читает детям стих. После этого психолог беседует с детьми о важности использования в речи «волшебных слов». Дети по очереди, не перебивая друг друга, рассказывают, зачем мы в жизни используем эти слова. Психолог объясняет важность слышать друг друга. Напоминает детям одно из правил, поднимать руку, когда хочу высказаться.

4. Упражнение «Те, кто»

Молодцы ребята, вы все старались и внимательно слушали меня. Давайте еще поиграем в одну очень интересную игру.

Цель: Формирование у детей внимания, умения слышать психолога. Закрепление умения грамотно строить предложения.

Инструкция: Все сидят на стульях.

Психолог объясняет правила игры. Ведущими будут все участники игры по кругу. Начинает психолог.

Психолог «Встаньте те, кто... (называет какую-то особенность человека — внешность, поступки, любимые занятия, блюда и т.д.. Например: «Встаньте те, кто любит мороженое, кто считает себя смелым»).

Молодцы все дети, посмотрите, сколько нового мы узнали друг о друге за сегодняшнее занятие.

  1. Псхогимнастика «Пожалуйста»

Цель: Развивать внимание ребёнка, умение видеть и запоминать движения и повторять их.

- Все участники игры вместе с ведущим (психологом) становятся в круг, чтобы всем было видно ведущего.

Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит «волшебное слово» - «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры

6. Чтение сказки – «Создание «Лесной школы»

После чтения проходит обсуждение услышанного.

Психолог задает вопросы, а дети отвечают.

Вопросы:

- Про кого был рассказ?

- Где жил ежик?

- О чем мечтал ежик?

- Осуществилась ли его мечта?

- Что открыли звери в лесу?

-Зачем сорока принесла колокольчик?

7. Пальчиковая гимнастика «В гости»

В гости к пальчику большому

(пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук)

Приходили прямо к дому

(две ладони сомкнуть под углом «крыша»)

Указательный и средний, Безымянный и последний

(называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем)

И мизинчик-малышок

(все пальцы сжаты в кулак, мизинцы, выставить вверх)

Сам забрался на порог.

(Постучать кулачками друг о друга.)

Вместе пальчики-друзья.

(Ритмично сжимать пальчики в кулачки и разжимать.)

Друг без друга им нельзя.

(Соединить руки в «замок».)

8.Рефлексия

Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?

А какая игра запомнилась больше всего?

Какое правило, мы ввели на наших занятиях? (правило поднятой руки, правило использовать в речи «волшебное слово»).

Теперь все друг друга знают по именам? У нас с вами еще будет время поближе познакомиться, теперь вы одноклассники! Всем большое спасибо!


Конспект Занятия №2 Тема: «Вместе весело играть»

Ход занятия:

1.Ритуал приветствия

Психолог здоровается с детьми, и они вместе вспоминают ритуал приветствия. После этого психолог обращает внимание детей на доску, на которой висят картинки. Это правила работы группы. На 1 картинке изображена девочка, которая закрывает рот руками. На 2 картинке изображена собака с большими поднятыми ушами. На 3 картинке изображены 2 ребенка которые обнимают друг друга. На 4 картинке изображен мальчик который поднимает руку вверх. На 5 картинке изображены дети, которые лежат, и повернувшись друг к другу улыбаются и на 6 картинке изображены собака и кошка с большими глазами.

Психолог вместе с детьми рассуждает, какие правила это могут быть. С помощью психолога дети эти правила обозначают.

Правила группы:

  1. Не перебивай другого;

  2. Правило «Большого уха» - слушай внимательно!

  3. Правило Дружбы - помогай товарищу, будь внимателен к другому;

  4. Хочешь сказать подними руку, и тебе дадут слово;

  5. Каждый имеет право проявлять свои эмоции и чувства;

  6. Правило «Больших глаз» - смотри и будь внимателен.

Затем психолог называет тему занятия.

2. Игра «Ручеек»

Цель: создание веселого и жизнерадостного настроения.

Ход игры: Из пар, стоящих друг за другом с поднятыми и сцепленными руками, образуется длинный коридор. Игрок, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару и берет за руку того, кто ему симпатичен. Образованная пара идет в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». Так «ручеек» движется долго, беспрерывно. Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для этого нужно стать парами — кто с кем хочет. Образованные пары должны взяться за руки и держать их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к началу «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Новая пара, взявшись за руки, пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка», таким образом «ручеек» движется долго».

Молодцы ребята, вы все старались и внимательно слушали меня. Давайте еще поиграем в одну очень интересную игру.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по адаптации для учеников 1 классов icon1. Общие положения
«Программа адаптации новых сотрудников» предназначена для введения единой формы процедуры адаптации во всех структурных подразделениях...

Программа по адаптации для учеников 1 классов iconСамыми малочисленными были олимпиады по информатике (3 ученика),...
Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в...

Программа по адаптации для учеников 1 классов iconКонкурс «Единство в различии: Россия и англоговорящий мир»
Ооо "Олимпус" организует общероссийские предметные олимпиады для учеников 1-9 классов

Программа по адаптации для учеников 1 классов iconСписок литературы на лето для учеников 4-х классов
Паустовский К. "Золотой линь", "Мещерская сторона", "Корзина с еловыми шишками", "Заячьи лапы"

Программа по адаптации для учеников 1 классов iconКурс православной культуры для учеников средних классов
Изучение истории дает огромный и неопровержимый материал и для понимания истины православия и для более правильного уяснения моральной,...

Программа по адаптации для учеников 1 классов iconЕ. А. Надеждина Психолого педагогическая программа по успешной социальной адаптации дошкольников
Сказки, игры и упражнения, входящие в программу воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, способствуют снижению...

Программа по адаптации для учеников 1 классов iconПояснительная записка к планированию спецкурса по математике 5 класса «Логические задачи»
Ое время в классах с углубленным изучением математики, е учителя математики пришли к убеждению, что необходима предварительная подготовка...

Программа по адаптации для учеников 1 классов iconСценарий торжественной линейки «Последний звонок»
Ведущая: Здравствуйте, уважаемые педагоги, родители, гости! Сегодняшняя торжественная линейка посвящена знаменательному событию в...

Программа по адаптации для учеников 1 классов iconРабочая программа для 2-4 классов по английскому языку Пояснительная записка
«Английский язык» предназначена для учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы

Программа по адаптации для учеников 1 классов icon«средняя общеобразовательная школа им. П. П. Грицая ст. Солдатской»
В своём выступлении Мадлена Симоновна отметила, что с этого года государственная итоговая аттестация учеников девятых классов гиа...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции