Скачать 330.13 Kb.
|
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 59 V вида города Томска Программа по адаптации для учеников 1 классов Автор: Педагог – психолог МКОУ СКОШ №59 г. Томск Миханько И.Н. Пояснительная записка Актуальность. Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит классному руководителю и педагогу – психологу. Для детей 7 лет поступление в школу – это стресс. Многим из них приходится трудно в первые месяцы учёбы: времени для игры мало (перемены по 15-20 минут); высидеть 35 минут урока тяжело (даже с двумя динамическими паузами), потому что не хватает усидчивости; хочется спать, т. к. не выспался. Дети приходят в школу с разным темпераментом: одни очень активны, другие наоборот медлительны. У одних детей сформирована мотивация к учебной деятельности, у других ещё преобладает игровая деятельность. Так же при поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций. Программа по адаптации обеспечит: - выявление уровня адаптации детей с нарушениями речи и осуществление индивидуально ориентированной психологической помощи таким детям. Программа основана на следующих принципах:
Цель программы: Формирование положительной установки на обучение в школе, повышение у учеников школьной мотивации. Создание обстановки доверия и эмоционального комфорта. Выявление уровня психологической адаптация ребёнка к школе и профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ в условиях коррекционной общеобразовательной школы. Задачи программы:
Работа проводится в групповой форме. Группа закрытая и имеет постоянный состав участников. Продолжительность занятий не превышает 40 минут. Содержание программы: В программу включены 10 занятий. Программа состоит из нескольких блоков, каждый блок имеет свои цели и задачи. I Диагностический блок Цель блока: диагностика уровня адаптации детей 1 класса с ОВЗ и подготовка рекомендаций по оказанию им психолого - педагогической помощи. Методы: анкетирование родителей ребенка; наблюдения за ребенком на занятиях и во внеурочное время. Используемые методики: анкета для родителей первоклассников, анкета для определения школьной мотивации методика Лускановой Н.Г., диагностика адаптации первоклассника. II Коррекционная работа с детьми Цель блока: формирование положительной установки на обучение в школе, повышение у учеников школьной мотивации. Формирование позиции ученика. Создание обстановки доверия и эмоционального комфорта. Задачи: Личностные УУД: - Формирование моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения; - Формирование позиции ученика; - Развитие ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. Познавательные УУД: - Построение речевых высказываний в устной форме; - Построение логической цепи рассуждений. Регулятивные УУД: – Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; - Развивать способность к волевому усилию. Коммуникативные УУД: - Формировать умение допускать существование различных точек зрения; - Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Структура коррекционно-развивающего занятия:
III Результативность работы и ожидаемые результаты Показателем продуктивности коррекционных занятий следует считать приобретённые и закрепленные навыки:
Учебно тематический план программы по адаптации для учеников 1 классов с ОВЗ в специализированной коррекционной общеобразовательной школе V вида.
Конспект Занятия №1 Тема: «Волшебные слова» Ход занятия: 1.Ритуал приветствия Психолог: «Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами первое занятие, на котором мы будем знакомиться друг с другом и играть! В первую очередь я хочу вам представиться, меня зовут Ирина Николаевна. Это наша групповая комната. Сегодня мы с вами встречаемся впервые и поэтому должны договориться, как мы будем работать с вами на протяжении всех наших занятий. Иногда мы будем сидеть, как на уроке за партой, и вести серьезный разговор, иногда на стульях в кругу и разговаривать на разные интересные темы, а иногда будем играть в задорные и веселые игры, рисовать и петь песни. Давайте сейчас с вами придумаем вместе, как мы будем приветствовать друг друга». Дети берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте все!!!» Затем дети стоят в кругу и вытягивают ладошки перед собой, психолог, гладя ладони ребенку, здоровается с ним, а ребенок здоровается и называет свое имя. Затем психолог называет тему занятия. 2. Игра «Снежный ком» Цель: Формирование у детей внимания, умения слышать других. Сейчас я хочу поиграть с вами в игру, которая называется «Снежный ком». Все встают в круг, каждый называет свое имя, начинает психолог, затем по кругу передает мяч ребенку и тот должен назвать имя предыдущих детей и свое имя. Получается «снежный ком» из имен. 3.Молодцы, отлично справились с заданием! Теперь, я думаю, мы все запомнили друг друга, правда? Теперь я хочу прочитать вам небольшой стих. Стих этот про «волшебные слова». Психолог читает детям стих. После этого психолог беседует с детьми о важности использования в речи «волшебных слов». Дети по очереди, не перебивая друг друга, рассказывают, зачем мы в жизни используем эти слова. Психолог объясняет важность слышать друг друга. Напоминает детям одно из правил, поднимать руку, когда хочу высказаться. 4. Упражнение «Те, кто» Молодцы ребята, вы все старались и внимательно слушали меня. Давайте еще поиграем в одну очень интересную игру. Цель: Формирование у детей внимания, умения слышать психолога. Закрепление умения грамотно строить предложения. Инструкция: Все сидят на стульях. Психолог объясняет правила игры. Ведущими будут все участники игры по кругу. Начинает психолог. Психолог «Встаньте те, кто... (называет какую-то особенность человека — внешность, поступки, любимые занятия, блюда и т.д.. Например: «Встаньте те, кто любит мороженое, кто считает себя смелым»). Молодцы все дети, посмотрите, сколько нового мы узнали друг о друге за сегодняшнее занятие.
Цель: Развивать внимание ребёнка, умение видеть и запоминать движения и повторять их. - Все участники игры вместе с ведущим (психологом) становятся в круг, чтобы всем было видно ведущего. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит «волшебное слово» - «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры 6. Чтение сказки – «Создание «Лесной школы» После чтения проходит обсуждение услышанного. Психолог задает вопросы, а дети отвечают. Вопросы: - Про кого был рассказ? - Где жил ежик? - О чем мечтал ежик? - Осуществилась ли его мечта? - Что открыли звери в лесу? -Зачем сорока принесла колокольчик? 7. Пальчиковая гимнастика «В гости» В гости к пальчику большому (пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук) Приходили прямо к дому (две ладони сомкнуть под углом — «крыша») Указательный и средний, Безымянный и последний (называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем) И мизинчик-малышок (все пальцы сжаты в кулак, мизинцы, выставить вверх) Сам забрался на порог. (Постучать кулачками друг о друга.) Вместе пальчики-друзья. (Ритмично сжимать пальчики в кулачки и разжимать.) Друг без друга им нельзя. (Соединить руки в «замок».) 8.Рефлексия Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? А какая игра запомнилась больше всего? Какое правило, мы ввели на наших занятиях? (правило поднятой руки, правило использовать в речи «волшебное слово»). Теперь все друг друга знают по именам? У нас с вами еще будет время поближе познакомиться, теперь вы одноклассники! Всем большое спасибо! Конспект Занятия №2 Тема: «Вместе весело играть» Ход занятия: 1.Ритуал приветствия Психолог здоровается с детьми, и они вместе вспоминают ритуал приветствия. После этого психолог обращает внимание детей на доску, на которой висят картинки. Это правила работы группы. На 1 картинке изображена девочка, которая закрывает рот руками. На 2 картинке изображена собака с большими поднятыми ушами. На 3 картинке изображены 2 ребенка которые обнимают друг друга. На 4 картинке изображен мальчик который поднимает руку вверх. На 5 картинке изображены дети, которые лежат, и повернувшись друг к другу улыбаются и на 6 картинке изображены собака и кошка с большими глазами. Психолог вместе с детьми рассуждает, какие правила это могут быть. С помощью психолога дети эти правила обозначают. Правила группы:
Затем психолог называет тему занятия. 2. Игра «Ручеек» Цель: создание веселого и жизнерадостного настроения. Ход игры: Из пар, стоящих друг за другом с поднятыми и сцепленными руками, образуется длинный коридор. Игрок, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару и берет за руку того, кто ему симпатичен. Образованная пара идет в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». Так «ручеек» движется долго, беспрерывно. Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для этого нужно стать парами — кто с кем хочет. Образованные пары должны взяться за руки и держать их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к началу «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Новая пара, взявшись за руки, пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка», таким образом «ручеек» движется долго». Молодцы ребята, вы все старались и внимательно слушали меня. Давайте еще поиграем в одну очень интересную игру. |
1. Общие положения «Программа адаптации новых сотрудников» предназначена для введения единой формы процедуры адаптации во всех структурных подразделениях... |
Самыми малочисленными были олимпиады по информатике (3 ученика),... Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в... |
||
Конкурс «Единство в различии: Россия и англоговорящий мир» Ооо "Олимпус" организует общероссийские предметные олимпиады для учеников 1-9 классов |
Список литературы на лето для учеников 4-х классов Паустовский К. "Золотой линь", "Мещерская сторона", "Корзина с еловыми шишками", "Заячьи лапы" |
||
Курс православной культуры для учеников средних классов Изучение истории дает огромный и неопровержимый материал и для понимания истины православия и для более правильного уяснения моральной,... |
Е. А. Надеждина Психолого педагогическая программа по успешной социальной адаптации дошкольников Сказки, игры и упражнения, входящие в программу воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, способствуют снижению... |
||
Пояснительная записка к планированию спецкурса по математике 5 класса «Логические задачи» Ое время в классах с углубленным изучением математики, е учителя математики пришли к убеждению, что необходима предварительная подготовка... |
Сценарий торжественной линейки «Последний звонок» Ведущая: Здравствуйте, уважаемые педагоги, родители, гости! Сегодняшняя торжественная линейка посвящена знаменательному событию в... |
||
Рабочая программа для 2-4 классов по английскому языку Пояснительная записка «Английский язык» предназначена для учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы |
«средняя общеобразовательная школа им. П. П. Грицая ст. Солдатской» В своём выступлении Мадлена Симоновна отметила, что с этого года государственная итоговая аттестация учеников девятых классов гиа... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |