Бодалев А. А. Б 75 Психология о личности




Скачать 2.31 Mb.
Название Бодалев А. А. Б 75 Психология о личности
страница 1/14
Дата публикации 17.09.2014
Размер 2.31 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
A. A. БОДАЛЕВ

Психология

о личности

ИЗДАТЕЛЬСТВО

МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

1988

2

ББК

 88.5

 

Б 75

 

Рецензенты:

Е. А. Климов, доктор психологических наук,

действительный член АПН СССР,

Б. Ф. Ломов, доктор психологических наук,

член-корреспондент АН СССР

Печатается по постановлению

Редакционно-издательского совета

Московского университета

 

Бодалев А. А.

Б 75 Психология о личности. М.: Изд-во

Моск. ун-та, 1988. — 188 с.

ISBN 5—211—00021—8

 

В монографии освещается понимание личности современной психологией и раскрываются такие ее основные проявления, как характер и способности, а также наиболее важные условия ее формирования; показывается роль деятельности и общений в становлении человека, черт, составляющих его индивидуальность; прослеживаются особенности, которые характеризуют взаимосвязь воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития школьников.

Для всех категорий специалистов, работающих над проблемами человекознания; интересна и для читателей, стремящихся лучше понять психологию развивающейся личности.




Б

0304000000—070

21—88

ББК 88.5

077(02) — 88

 

ISBN 5—211—00021—8

© Издательство

Московского

университета, 1988

3

Предисловие

Масштабно большие задачи в условиях развернувшейся перестройки встают перед советскими людьми — рабочими, колхозниками, интеллигенцией, которые, обеспечивая ускоренное развитие страны, должны измениться сами — стать социально активнее, научиться трудиться более творчески, быть в своих взаимоотношениях коллективистами, выработать у себя потребность и способность к постоянному совершенствованию личности. Со всей остротой они встают перед той частью советских людей, чья профессиональная обязанность — оказание постоянных целенаправленных воздействий на человека, — руководителями различных рангов, вузовскими и школьными педагогами, работниками средств массовой информации и др.

Эффективность их труда, связанного не просто с управлением сознанием человека и его поведением, а с развитием у него качеств личности, отвечающей высоким идеалам социализма, в большой мере будет зависеть от их специальной подготовленности в области человековедения, в частности от знания ими людской психологии. Глубокое знание последней предполагает как систематическое осмысление человеком собственного опыта общения с разными людьми, так и постоянную опору при оценивании психики и личности тех, с кем ему приходится работать, на данные, накопленные психологической наукой. Что касается современной психологии, то она, с одной стороны, владеет солидной информацией о закономерностях и механизмах проявления и формирования психических процессов, состояний и психических свойств человека, а с другой — и у нее, как и у любой науки, есть своя terra incognita — остающиеся еще неведомыми для психологов явления и законы становления и объективирования психического мира человека, скорейшее освещение которых будет способствовать

4

усилению прикладной ценности психологических знаний.

Предлагаемая книга не преследует цели показать (даже вкратце) все, что знает и чего не знает психология о психике человека. Задача ее более локальна: она в основном ставит проблемы проявления и формирования личности, которые оказываются особенно значимыми в настоящее время.

В книгу вошли написанные в разные годы работы. Они образуют три содержательно связанных друг с другом раздела. В первом — с позиции общей психологии с привлечением теории отношений освещается психологическая сущность личности, раскрываются основные ее составляющие — характер и способности, описываются детерминанты, которые определяют ее формирование; во втором — прослеживается роль деятельности, особенно общения, познавательной, эмоционально-потребностной и волевой сфер в развитии ее отношений ко всем главным сторонам действительности, в которую личность постоянно включена. Третий раздел книги — это интерпретация опыта работы автора книги в качестве классного руководителя в школе и воспитателя в интернате по развитию у учащихся, которые были его воспитанниками, характера, способностей, всей личности в целом. Не всегда этот опыт был успешным по результатам и анализировать его, наверное, надо было бы более системно и научно строго, но автор сознательно не стал его «осовременивать» и «подтягивать» к своим теперешним профессиональным возможностям и оставил его таким, каким он виделся ему как начинающему психологу.

5

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ЛИЧНОСТЬ, ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Глава I

 ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

Одной из главных задач, которые ныне решаются советским государством в обстановке ускорения социально-экономического развития, является формирование нового человека. Сердцевину этого процесса составляет всестороннее развитие личности.

В осуществление этой цели свой вклад вносит и психологическая наука: во-первых, теоретической разработкой проблемы личности, освещающей с ориентацией на решение практических задач феноменологию, закономерности и механизмы проявления, развития и формирования личности; во-вторых, созданием психологически обоснованной стратегии и научно продуманной тактики, а также инструментария, которые следует применять при организации воспитательного процесса.

Имея дело с личностью человека, мы обычно выделяем в нем две группы психических образований: те, которые выступают как побудители его поведения, и те, которые составляют исполнительский компонент в психической регуляции этого поведения.

Побудители поведения — это отношения человека к разным сторонам действительности, в которую он включен, проявляющиеся в форме имеющихся у него потребностей, интересов, склонностей. Исполнительский компонент — его способности — те свойства в личности, которые являются условиями успешного выполнения им разных видов деятельности.

Когда фиксируется сфера побуждений в личности, то обращается внимание на отношение ее к родной стране, предметам, которые составляют общественную и личную собственность, к производственному и любому другому коллективу, членом которого она состоит, к природе, людям, с которыми она вступает в контакт, к труду или другой общественно полезной

6

деятельности, к себе самой. В повседневной жизни названные отношения, в которых в обобщенной форме запечатлевается разная значимость для человека важнейших составляющих той действительности, органической частью которой он является, достаточно отчетливо себя обнаруживают через частные, парциальные, отношения.

Все общие и частные отношения, образующие личность, всегда несут на себе печать общества, к которому принадлежит человек. И хотя любая личность всегда индивидуально своеобразна, вместе с тем ее отношениям, как правило, одновременно бывают свойственны черты, имеющиеся у представителей тех социальных общностей, в которые эта личность входит, — у представителей одного с ней общественного класса, национальной, профессиональной, возрастной, половой и других групп.

Система отношений, составляющих личность, выступает как определенная структура, в которой образующие ее отношения постоянно оказываются субординированными таким образом, что ведущими среди них, подчиняющими себе все другие оказываются отношения, в которых находят выражение основные потребности и интересы личности. Указанные «ядерные» отношения накладывают свой отпечаток на все другие отношения личности — характер их проявления, устойчивость, действенность и некоторые другие свойства.

Отношения, составляющие «ядро» в структуре личности, могут отличаться большим или меньшим богатством, быть тесно связанными друг с другом или, наоборот, далеко отстоять друг от друга. И тогда люди, в личности которых оказываются такие различия, в одном случае будут характеризоваться широким разнообразием и тонкой нюансировкой своих отношений с действительностью и одновременно цельностью, а в другом — бедностью отношений, противоречивостью своей личности.

В цельной личности отношения обычно объединены в структуру, в которой они выступают как нерасторжимое единство; в противоречивой — составляют группы потребностей (или отдельные потребности и интересы), побуждающие личность вести себя непоследовательно.

7

В зависимости от того, соответствует ли содержание отношений формам, в которых они выражаются, а также удовлетворяют ли (например, речь идет об отношениях типа потребностей и интересов), требования одной и той же морали, или же одни из них отвечают требованиям одной морали, а другие — другой, находятся нравственный облик личности, в значительной мере и характер ее социального бытия, активность и продуктивность ее жизнедеятельности в целом.

Чтобы активность и продуктивность деятельности человека отвечали идеалам нашего общества, отношения, образующие ядро его личности, и по содержанию и по форме выражения должны обязательно отвечать требованиям коммунистической морали.

Говоря об отношениях, характеризующих личность, следует подчеркнуть, что потребности и интересы, которые составляют существо этих отношений, когда в динамике рассматривается их психологическое бытие, — это в подавляющем большинстве случаев прежде всего переживание человеком нужды в чем-либо (например, в знаниях, творческом труде, в физических нагрузках). Одновременно это всегда определенный уровень осознания человеком действительности, окружающей его, выражающийся в специфической (исходя из характера имеющихся у человека потребностей и интересов) расстановке акцентов в содержании развертывающихся у него познавательных процессов, в их направленности и активности. Вместе с тем это и отбор и актуализация способов поведения, отвечающих этому содержанию, корректируемому характером имеющихся у человека потребностей и интересов.

Таким образом, отношение личности — это не только эмоциональный отклик на объект отношения, это и отражение ею объекта в форме психологического процесса (восприятия, представления памяти, понятия или их совокупности), одновременно это готовность к определенному действию, часто и само действие. Вместе с тем отношение — это всегда более или менее устойчивые для данной личности тенденции характерным образом отражать действительность, эмоционально на нее откликаться и так же характерно в этой действительности себя вести.

8

Представляя подобным образом существо личности, надо отчетливо видеть, что для проявления этого существа вовне одинаково большое значение имеют все три стороны в ее отношениях — познавательная, эмоциональная, поведенческая, а также их взаимосвязь. Имеющиеся у личности взгляды на мир, его ценности, собственные обязанности в нем всегда накладывают отпечаток на то, какой эмоциональный отклик она дает на происходящие вокруг нее события и как себя при этом ведет. Точно так же сформировавшиеся у личности способы эмоционального реагирования на события, общности людей, состояние дел всегда воздействуют как на особенности их познания и на мнение, которое о них у личности складывается, так и на характер действий, которые личность по отношению к ним осуществляет. Наконец, поступки самой личности, вызывая большие или меньшие изменения в окружающей действительности, обязательно влекут за собой перестройку и в ее взглядах, в ее эмоциональной сфере.

Вообще мысль о том, что деяние — начало бытия, всецело приложима к личности. Хотя сутью каждого конкретного человека как личности является совокупность общественных по своей природе и происхождению отношений, однако отношения, которые человек несет в себе, он обнаруживает через свои действия, дела, поступки. И чем выраженнее в структуре личности доминируют те или иные отношения, тем определеннее и чаще в ее поведении преобладают действия, отвечающие содержанию этих отношений.

При этом, прослеживая связи между отношением и поведением личности, надо помнить, что у разных людей отношения, сходные по своему содержанию, обычно выражаются в действиях и поступках, отмеченных индивидуальной манерой поведения, выработавшейся у личности в процессе ее развития. Это та форма, в которой существуют и через которую осуществляются отношения личности. Поэтому личность всегда характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Эти личностные отношения к различным сторонам действительности, которые становятся типичными для человека и проявляются в сделавшихся для него привычными способах

9

поведения, в жизни принято называть характером.

Личность определяется не только отношениями, выступающими побудителями ее поведения, но и способностями, являющимися условиями успешного выполнения личностью различных видов деятельности.

Если потребности и интересы, являющиеся основными видами отношений личности, всегда говорят о характере ее устремленности, направленности и дают нам знание о том, чем охотнее всего занимается человек и какие конкретно деятельности предпочитает, то способности с таким же постоянством сигнализируют о достижениях, о том, насколько успешно человек может осуществить и действительно осуществляет ту или иную деятельность.

Таким образом, способности — это не любые индивидуально-психологические особенности личности, а лишь те, от которых зависит продуктивность выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

Выделяя способности как особые образования в личности, их нельзя отождествлять со знаниями, навыками, умениями, которыми человек овладевает в процессе учения или какой-либо другой деятельности. Способности — это более интегральные свойства личности, чем, например, просто знание ею чего-то, ее навык общаться или, скажем, умение читать. Развитее пространственное воображение, высокая наблюдательность как устойчиво проявляющиеся черты личности, музыкальность — это примеры индивидуальных психологических особенностей, являющихся способностями.

Как отношения личности несут на себе печать исторической эпохи, в которую живет личность, так и ее способности имеют общественно-историческое происхождение. Формируясь обязательно в деятельности, предмет и характер которой с развитием общества изменяются, способности людей тоже претерпевают перестройку.

В совокупности отношений, характеризующих личность, как правило, удается выделять отношения, которые выступают для нее стержневыми, подчиняющими себе все другие отношения. Это же прослеживается и в способностях, обнаруживаемых у личности:

10

в них всегда удается увидеть глобально-общие или, наоборот, дифференциально-частные способности.

Изучение конкретно-психологических характеристик различных способностей дает возможность выделить у человека так называемые общие способности — психические качества, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности, и специальные психологические особенности, являющиеся возможностями успешного выполнения человеком определенного вида деятельности (изобретательской, организаторской, сценической и др.).

Отношения человека и способности в его личности неотделимы друг от друга. Отношение к другим людям, к самому себе и другие виды отношений, входящие в структуру личности, в значительной степени определяют продуктивность психических процессов и существенным образом влияют на формирование и развитие способностей. Формальное отношение к делу не только отрицательно сказывается на результатах его выполнения, но и мешает развитию способностей тех, кто в этом деле занят. Заинтересованное же отношение оказывается важнейшим условием проявления способностей у выполняющих это дело людей неизменно на высоком уровне и их дальнейшего интенсивного развития. Одновременно развивающиеся до высокого уровня способности, помогая личности добиваться высоких результатов в деятельности, переживать состояние успеха при ее выполнении, обеспечивают укрепление интереса к этой деятельности, потребности заниматься ею.

Составляя два важнейших блока психических свойств, которые характеризуют личность человека, отношения и способности не только находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, но и в постоянном движении, развитии, которые, однако, никогда не бывают непротиворечивыми. Наоборот, нередко они сопровождаются возникновением конфликтов, появлением интересов, а порой и потребностей, которые не подкрепляются имеющимися у личности способностями. И человек в таких случаях вынужден прилагать большие усилия, чтобы, включаясь или организуя новую для себя деятельность, эти последние побуждения удовлетворить. И не всегда при этом у него в конце концов происходит скачок в развитии

11

способностей, необходимых для успешного выполнения новой для него деятельности. У него может не хватить базы в виде задатков или не осуществиться переноса способностей, сформировавшихся в одной области деятельности, в другую, новую из-за содержательной далекости этих областей друг от друга. В жизни бывают и противоположные случаи, когда, например, человеку удается деятельность, в которую он впервые в своей жизни включился, что говорит о наличии у него способностей к ней, но он ее без сожаления оставляет, потому что она не пробуждает в нем интереса.

Условием в целом социально продуктивного и для самой личности эффективного развития и сферы ее отношений, и сферы ее способностей является организация ее повседневного бытия, в котором личность неизменно в активной позиции включается в новые и для нее более сложные виды деятельности и в новые взаимоотношения с людьми, которые в разных ролях в этих деятельностях участвуют. Всестороннее развитие личности — всегда одновременное формирование широкого спектра ее отношений к действительности и воспитание до высокого уровня по разным направлениям ее способностей.

Глава II
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Бодалев А. А. Б 75 Психология о личности icon Рабочая программа учебного курса дисциплины «психология»
Целями освоения курса «Психология развития личности и индивидуальности» являются
Бодалев А. А. Б 75 Психология о личности icon Учебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология» для студентов
Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Гргу им. Я. Купалы Т. К. Комарова
Бодалев А. А. Б 75 Психология о личности icon Учебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология» для студентов
Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Гргу им. Я. Купалы Т. К. Комарова
Бодалев А. А. Б 75 Психология о личности icon Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 Общая...
Программа составлена в соответствии с утвержденными фгт и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных...
Бодалев А. А. Б 75 Психология о личности icon Психология управления
Эволюция парадигм психологического подхода к управлению в 20 веке от «человеческого материала» к «самоценной личности». Концепции:...
Бодалев А. А. Б 75 Психология о личности icon Э. В. Ильенков что же такое личность?1 6
Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея.— М.: Изд-во Моск ун-та, 1982.—288 с
Бодалев А. А. Б 75 Психология о личности icon Практическая психология. Проективные методики
Книга предназначена для студентов и аспирантов, изучаю­щих психологию, психологов-практиков и всех интересующих­ся проблемами психологического...
Бодалев А. А. Б 75 Психология о личности icon Реферат на тему: «типологический анализ личности»
Процесс формирования личности труден и многократно опосредован. На основе одинакового объективного положения, но вследствие разного...
Бодалев А. А. Б 75 Психология о личности icon Программа дисциплины «Социальная психология»
Примерная программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего...
Бодалев А. А. Б 75 Психология о личности icon На приёме у психолога рамиля гарифуллина
Непредсказуемая психология. О чём молчал психотерапевт?” (2003), “Кодирование личности от алкогольной и наркотической зависимости”...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции