Пояснительная записка Обязательная часть




Скачать 2.49 Mb.
Название Пояснительная записка Обязательная часть
страница 1/13
Дата публикации 13.05.2014
Размер 2.49 Mb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Психология > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Содержание:

Пояснительная записка

  1. Обязательная часть

1.1 Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, в образовательном учреждении.

1.2. Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения  по реализации основной общеобразовательной программы

1.3.  Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

1.4. Особенности осуществления образовательного процесса  (климатические, демографические, национально - культурные и другие)

1.5.  Принципы и подходы к формированию Программы

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

I. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.

1.1.  Организация  режима  дня.

1.2. Организация  сна.

1.3.Организация  прогулки.

1.4. Организация  питания.

1.5. Организация совместной деятельности

1.6. Организация организованных  образовательных  форм

1.7. Организация  развивающей  среды

2. Проектирование   воспитательно-образовательного  процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями

2.1.Принципы   организации  воспитательно-образовательного  процесса

2.2. План  образовательной  деятельности

2.3. Организация образовательной деятельности

3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

3.1.  Содержание  психолого — педагогической  работы  по  освоению детьми образовательной  области  «Физическая  культура»;

3.2. Содержание  психолого — педагогической  работы  по  освоению детьми образовательной  области  «Здоровье»;

3.3.  Содержание  психолого — педагогической  работы  по  освоению детьми образовательной  области  «Коммуникация»;

3.4. Содержание  психолого — педагогической  работы  по  освоению детьми образовательной  области  «Познание»;

3.5.  Содержание  психолого — педагогической  работы  по  освоению детьми образовательной  области  «Чтение  художественной  литературы»

3.6. Содержание  психолого — педагогической  работы  по  освоению детьми образовательной  области  «Социализация»

3.7.  Содержание  психолого — педагогической  работы  по  освоению детьми образовательной  области  «Безопасность»;

3.8. Содержание  психолого — педагогической  работы  по  освоению детьми образовательной  области  «Труд»;

3.9.  Содержание  психолого — педагогической  работы  по  освоению детьми образовательной  области  «Художественное  творчество»;

3.10.  Содержание  психолого — педагогической  работы  по  освоению детьми образовательной  области  «Музыка»;

  1. Планируемые  результаты  освоения  детьми  общеобразовательной  программы  (промежуточная  и  итоговая  оценки).

4.1. Планируемые  промежуточные  результаты  освоения  детьми  основной  общеобразовательной программы

4.2. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

2. Региональный компонент

1.1. Специфика национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

1.2 Наличие приоритетных направлений деятельности

1.3. Формы сотрудничества с семьёй

1.4. Преемственность между дошкольным и начальным образованием

1.5. Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Образовательная программа МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 7 «Калинка» города Егорьевск составлена  в соответствии с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной про граммы дошкольного образования утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  23 ноября 2009 года № 655 (зарегистрирован  Минюстом России 8 февраля 2010 года, рег. № 16299)  «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  Программа разработана на переходный период и определяет содержание и организацию образовательного процесса МДОУ № 7.  

      Общеобразовательная программа МДОУ   «Детский сад общеразвивающего вида № 7 «Калинка» города Егорьевска обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

     Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии  с "Программой воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (2010 г.). Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного  взаимодействия взрослого с детьми.

      Данная Программа  разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Конституция РФ, ст. 43, 72;

  2. Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

  3. Закон РФ «Об образовании» (в редакции  Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12 - ФЗ);

  4. Закон Московской  области об образовании;

  5. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666;

  6. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (от 03.09. 2005 г. № 1340 – р);

  7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ от 11.02.02 № 393);

  8. Концепция дошкольного воспитания;

  9. СанПин 2.4.1.2660-10 ( с изменениями и дополнениями от 22.12.2010).

  10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.10.2010 № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

  11. Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения города Егорьевска «Детский сад общеразвивающего вида  № 7 «Калинка» утвержденный постановлением Главы Егорьевского района от 21.08.2006 г.  №1111/8;

  12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

  13. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003).

     Образовательная программа  МДОУ № 7 состоит из двух частей:

  1. обязательной части;

  2. части, формируемой участниками образовательного процесса.

      Обязательная часть Программы обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного ос воения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

      Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает:

  1. вид образовательного учреждения и связанную с ним специфику воспитательно-образовательного процесса, наличие приоритетных направлений деятельности , в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей;

  2. специфику национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

В Пояснительной записке раскрываются основные концептуальные положения Программы.

Обязательная часть

1. 1. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНТИНГЕНТА ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 7 «Калинка»

        В дошкольном учреждении функционируют 5 групп детей: группа для детей раннего возраста (от 2 до 3 лет), младшая (от 3 до 4 лет),средняя (от 4 до 5 лет) , старшая (от 5 до 6 лет) и подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

Психолого-педагогическая работа с воспитанниками МДОУ № 7  строится с учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста, который необходим для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Возрастная  характеристика, контингента детей  2-3  лет, воспитывающихся в образовательном учреждении.

Физическое развитие

На третьем году жизни двигательная координация значительно улучшается - развивается согласованность движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег и прыжки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды метания, они начинают ориентироваться в пространстве. Это позволяет использовать в работе некоторые построения и перестроения (в шеренгу, круг, колонну), а также игры с несложными правилами. Частое индивидуальное общение, поддержка и помощь во время занятий необходимы малышу, так как проявление внимания со стороны взрослого вызывает положительные эмоции и является основным в работе с детьми второго и третьего годов жизни. Особенно это относится к освоению новых движений, связанных с уменьшением площади опоры и сохранением равновесия (упражнения на гимнастической скамейке, лазанье по лесенке-стремянке и т. д.).

Социально-личностное  развитие

Дети испытывают очень сильные и яркие чувства и эмоции, но контролировать их пока не умеют. Чего-то сильно захотелось – сделал, разозлился – ударил, испугался – заплакал. Важно учить ребенка выражать свои эмоции социально приемлемыми способами, не причиняя вреда другим, стараться контролировать свое поведение и избегать необдуманных поступков. Развитие эмоционального интеллекта помогает ребенку общаться и взаимодействовать с другими людьми. Около 2,5 лет у ребенка появляется самосознание «Я сам!». Он начинает понимать, что может влиять на происходящее вокруг, проявляет волю и отвоевывает независимость. Малыш становится активнее и самостоятельнее. Его начинают интересовать общение и игры с другими взрослыми и детьми. Он впервые узнает, как взаимодействовать в группе и ладить с коллективом.

Познавательно-речевое  развитие------------------------Первые годы жизни ребенка сензетивны к развитию речи и познавательных процессов. Именно в этот период развития у детей появляется чутье к языковым явлениям, своеобразные общие лингвистические способности. В детские годы развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, а также мышления). С 2 – 3-х лет словная фраза, активный словарь-100 слов, использует свое имя, когда говорит о себе; использует образец (при конструировании); сопоставляет по цвету; собирает из 3-х частей; В этом возрасте, наблюдаются большие индивидуальные различия в освоении речи: одни начинают говорить рано, при этом чётко произносят слова; другие хорошо понимают речь, но сами говорят мало. Постепенно - в процессе роста ребёнка и его развития - эти различия сглаживаются. Свою роль играют и специальные занятия по развитию речи. К 3 годам жизни ребенок имеет активный словарный запас (не менее 1000 1200 слов), повторяет за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание, отвечает на понятный вопрос взрослого,делится информацией («Коля пришел»), пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает).Сопровождает речью игровые и бытовые действия («приборматывать»),слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения, пользуется речью как средством общения со сверстниками.

Художественно-эстетическое   развитие ребенка 2-3 лет — самый продуктивный возраст для активного восприятия информации. Полноценное эстетическое развитие детей, формирование их художественных способностей – это пристальное внимание к их творческой деятельности.

Слушать стихи, сказки, рассказы. При повторном их чтении проговаривать слова, небольшие фразы. Вместе с педагогом рассматривать иллюстрации в знакомых книжках. Читать стихи с помощью взрослого (А. Барто из цикла –«Игрушки» и др.).

Изобразительная  деятельность 

Знать что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать; pазличать красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета, радоваться своим рисункам, называть что на них изображено. Знать, что из глины можно лепить, что она мягкая, раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу, лепить несложные предметы; аккуратно пользоваться глиной.

В  музыкально-ритмической  деятельности дети могут узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий— низкий),вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы, двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки, выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.

Конструирование

Различать основные формы деталей строительного материала, с помощью взрослого строить разнообразные постройки, используя большинство форм, рaзворачивать игру вокруг собственной постройки.

 Возрастная  характеристика, контингента детей  3-4  лет, воспитывающихся в образовательном учреждении.

Физическое   развитие  

          3-х летний  ребенок  владеет  основными  жизненно  важными   движениями  (ходьба,  бег,  лазание,  действия  с  предметами).  Возникает  интерес  к  определению  соответствия  движений  образцу.  Дети  испытывают  свои  силы  в  более  сложных  видах  деятельности, но  вместе  с  тем  им  свойственно  неумение  соизмерять  свои  силы  со  своими  возможностями.

Моторика  выполнения  движений  характеризуется  более  или  менее  точным  воспроизведением  структуры  движения,  его фаз, направления  и  т.д.  К  4-м  годам  ребенок  может  без  остановки  пройти  по  гимнастической  скамейке,  руки  в  стороны;  ударять мяч  об  пол  и  ловить  его  двумя  руками  (3  раза  подряд);  перекладывать  по  одному  мелкие  предметы  (пуговицы,  горошины  и т.п. – всего  20  шт.)  с  поверхности  стола  в  небольшую  коробку  (правой  рукой).

Начинает  развиваться  самооценка  при  выполнении  физических  упражнений,  при  этом  дети  ориентируются  в значительной  мере  на  оценку  воспитателя.

3-4-х летний  ребенок  владеет  элементарными  гигиеническими  навыками  самообслуживания (самостоятельно  и  правильно  моет  руки  с  мылом  после  прогулки,  игр,  туалета;  аккуратно  пользуется  туалетом:  туалетной  бумагой,  не  забывает  спускать  воду  из  бачка  для  слива;  при  приеме  пищи  пользуется  ложкой, салфеткой;  умеет  пользоваться носовым  платком;  может  самостоятельно  устранить  беспорядок  в  одежде,  прическе,  пользуясь  зеркалом,  расческой).

Социально-личностное  развитие

К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»). Фундаментальная  характеристика ребенка трех лет  - самостоятельность  («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.п.)». Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.

Для детей 3х летнего возраста характерна  игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. К 4м годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.

Познавательно-речевое  развитие

   Общение  ребенка  в  этом  возрасте  ситуативно,  инициируется  взрослым, неустойчиво, кратковременно. Осознает  свою  половую  принадлежность. Возникает  новая  форма  общения  со  взрослым – общение  на познавательные темы,  которое  сначала  включено  в  совместную  со  взрослым  познавательную  деятельность.

Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.  Овладение  родным  языком  характеризуется  использованием  основных  грамматических  категорий  (согласование,  употребление  их  по  числу, времени  и  т.д.,  хотя  отдельные  ошибки  допускаются)  и  словаря  разговорной  речи.  Возможны  дефекты  звукопроизношения.

В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке.  Ребенок  активно использует  по  назначению  некоторые  бытовые  предметы, игрушки, предметы-заместители   и  словесные  обозначения  объектов  в  быту,  игре, общении.  Формируются  качественно  новые  свойства  сенсорных  процессов:  ощущение  и  восприятие.  В  практической  деятельности  ребенок  учитывает  свойства  предметов  и  их  назначение:  знает  название  3-4  цветов  и  2-3  форм;  может  выбрать  из  3-х  предметов  разных  по  величине  «самый  большой».  Рассматривая  новые  предметы (растения,  камни  и  т.п.)  ребенок не  ограничивается  простым  зрительным  ознакомлением,  а  переходит  к  осязательному,  слуховому  и  обонятельному  восприятию.  Важную  роль  начинают  играть  образы  памяти.  Память  и  внимание  ребенка  носит  непроизвольный,  пассивный   характер.  По  просьбе  взрослого  ребенок  может  запомнить  не  менее  2-3 слов  и  5-6  названий  предметов.  К  4-м  годам  способен  запомнить  значительные  отрывки  из  любимых  произведений..  Рассматривая  объекты,  ребенок  выделяет  один,  наиболее  яркий  признак  предмета,  и  ориентируясь  на  него,  оценивает  предмет  в  целом.  Его  интересуют  результаты  действия,  а  сам  процесс  достижения  еще не  умеет  прослеживать.

Конструктивная   деятельность   в  3-4  года  ограничивается  возведением  несложных  построек  по  образцу   (из  2-3 частей)  и  по  замыслу.  Ребенок  может  заниматься,  не  отрываясь,  увлекательным  для  него  деятельностью  в  течение  5  минут.  

Художественно-эстетическое  развитие

          Ребенок  с  удовольствием  знакомится  с элементарными  средствами  выразительности   (цвет,  звук, форма, движения, жесты),  проявляется  интерес  к  произведениям  народного  и  классического  искусства,  к  литературе  (стихи,  песенки,  потешки),  к  исполнению  и  слушанию  музыкальных произведений.

Изобразительная  деятельность  ребенка  зависит  от  его  представлений  о  предмете.  В  3-4  года  они  только  начинают  формироваться.  Графические  образы  бедны,  предметны,  схематичны.  У  одних  дошкольников  в  изображении  отсутствуют  детали,  у  других  рисунки  могут  быть  более  детализированы.  Замысел  меняется  по  ходу  изображения.  Дети  уже  могут  использовать  цвет.  Большое  значение для развития  моторики  в  этом  возрасте  имеет  лепка.  Ребенок  может  вылепить  под  руководством  взрослого  простые  предметы.  В  3-4 года  из-за  недостаточного  развития  мелких  мышц  руки,  дети  не  работают  с  ножницами,  апплицируют  из  готовых геометрических  фигур.  Ребенок  способен  выкладывать  и  наклеивать  элементы  декоративного  узора  и  предметного  схематичного  изображения  из  2-4  основных  частей.

В  музыкально-ритмической  деятельности  ребенок   3-4  лет  испытывает  желание  слушать  музыку и  производить  естественные  движения под  звучащую музыку.  К  4  годам  овладевает элементарными  певческими  навыками  несложных  музыкальных  произведений. Ребенок  хорошо  перевоплощается  в  образ  зайчика,  медведя, лисы,  петушка  и  т.п.  в  движениях,  особенно  под  плясовую  мелодию.  Приобретает  элементарные  навыки  подыгрывания  на  детских  ударных  музыкальных  инструментах  (барабан,  металлофон).  Закладываются  основы  для  развития  музыкально-ритмических  и  художественных  способностей.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Обязательная часть icon Содержание Основные положения Часть I. Обязательная часть Раздел Пояснительная записка
Особенности образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические)
Пояснительная записка Обязательная часть icon Пояснительная записка 3 Обязательная часть Организация режима пребывания...
Направления, выбранные педагогическим коллективом по работе с родителями воспитанников
Пояснительная записка Обязательная часть icon Дошкольного образования
Обязательная часть ооп дошкольного образования в доу составлена на основе примерной основной общеобразовательной программе «От рождения...
Пояснительная записка Обязательная часть icon Пояснительная записка (актуальность, результаты). с. 3 Основная часть...
В течение жизни человек может несколько раз менять профессию, род занятий. Но первый профессиональный выбор это выбор жизненного...
Пояснительная записка Обязательная часть icon Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его роль...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты»
Пояснительная записка Обязательная часть icon Препроцессор пояснительная записка к курсовому проекту по курсу «Схемотехника эвм»
Графическая часть состоит из 4 документов: схема электрическая функциональная (Э2), схема электрическая принципиальная (Э3), диаграмма...
Пояснительная записка Обязательная часть icon Препроцессор пояснительная записка к курсовому проекту по курсу «Схемотехника эвм»
Графическая часть работы состоит из 4 документов: схема электрическая функциональная (Э2), схема электрическая принципиальная (Э3),...
Пояснительная записка Обязательная часть icon Препроцессор пояснительная записка к курсовому проекту по курсу «Схемотехника эвм»
Использовано 5 литературных источников. Графическая часть включает в себя 4 документа: схему электрическую функциональную (Э2), схему...
Пояснительная записка Обязательная часть icon Препроцессор пояснительная записка к курсовому проекту по курсу «Схемотехника эвм»
Использовано 5 литературных источников. Графическая часть включает в себя 4 документа: схему электрическую функциональную (Э2), схему...
Пояснительная записка Обязательная часть icon Препроцессор пояснительная записка к курсовому проекту по курсу «Схемотехника эвм»
Использовано 5 литературных источников. Графическая часть включает в себя 4 документа: схему электрическую функциональную (Э2), схему...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции