Пояснительная записка По наблюдениям многие воспитанники школы имеют низкую самооценку и самоуважение, перегружены негативными эмоциями, у них много травмирующих переживаний, т к.




Скачать 142.04 Kb.
Название Пояснительная записка По наблюдениям многие воспитанники школы имеют низкую самооценку и самоуважение, перегружены негативными эмоциями, у них много травмирующих переживаний, т к.
Дата публикации 16.09.2014
Размер 142.04 Kb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Психология > Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Саранпаульская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена Согласована Утверждаю:

на заседании МО «02» сентября 2013 г. Приказ № 95
учителей социально-экономического цикла зам. директора по НМР от «04» сентября 2013г.
Протокол № 1 от «01» сентября 2013 г. _________ Капшук Р. М Директор школы __________А.Д. Попов
Руководитель МО________ Фомина Н. Е.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Психология развития»
5 класс VIII вида.


Педагог-психолог

Петрова Татьяна Евгеньевна

Пояснительная записка

            По наблюдениям  многие воспитанники школы  имеют низкую самооценку и самоуважение, перегружены негативными эмоциями, у них много травмирующих переживаний, т.к. в семье они растут в атмосфере эмоционального отчуждения, в отсутствии, хаотичности воспитательного воздействия родителей. Эти тенденции проявляются наиболее остро в подростковом возрасте. Подростковый возраст представляет собой как бы “третий мир”, существующий между детством и взрослостью.

        При переходе в среднее звено для учащихся 5 классов очень важным показателем в период адаптации является эмоциональная сфера. Необходимо на этом этапе помочь ребятам справиться с волнением, тревогой, неизвестностью.

    Для подростков 10-13 лет характерными особенностями являются:

  • развитие взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию,

  • значимость отношений со сверстниками, бунт против родителей и социальных норм;

  • эмоциональная неустойчивость, чувствительность, агрессивность, конфликтные отношения с окружающими и склонность к крайним суждениям и оценкам;

  •  в подростковом возрасте прослеживаются некоторые сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями и учителями), связанные с возрастными особенностями ребят.

         Средний подростковый возраст характеризуется “взрывом” во всех физиологических системах. Созревая физически, подросток ощущает необходимость в социальном признании и социальном утверждении своей личности. Но на ряду с этим возраст вступления во взрослую самостоятельную жизнь еще не наступил. Кризис 13-14 лет сосредоточен на сфере “Я-концепция”, происходят кардинальные изменения в сфере самосознания своего “Я”. Приоритетными  для развития и формирования получаются следующие стороны самоутверждения:

- потребность в самоидентификации, признании своего внутреннего “Я” (внутренней психической сущности, внешности, имени и пр.);

- утверждение своего “Я” в окружающем пространстве, в общении с другими;

- потребность признания в своей группе;

- потребность в половой идентификации.

               Предлагаемая программа рассчитана для учащихся коррекционного класса и направлена на развитие коммуникативной культуры подростков.     Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться для всех школьников в качестве профилактики неблагоприятных процессов. На занятиях подростки получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Данный курс помогает наладить адекватные межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать свое поведение. Особенностью курса является форма его проведения – тренинг.

      Цель: укрепление эмоционального здоровья школьников, профилактика неврозов.

  1.       Задачи: я и принятия других; навыки поведения в сложных жизненных ситуациях (конфликты, стрессы).

Развивать эмоциональную сферу

  1. Формировать у учащихся навыки взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрыти

  2. учащихся.

  3. Развивать и совершенствовать навыки саморегуляции, снятие мышечных зажимов посредством освоения методов релаксации.

  4. Оказывать психологическую поддержку учащимся в период обучения в санаторной школе-интернате (предупреждение утомляемости, снижение уровня тревожности, выработка на основе опыта норм поведения и общения).

       Методы и формы работы: психогимнастика, беседа, групповая дискуссия, использование элементов сказкотерапии, игротерапии, арттерапии, ролевая игра, упражнения по межличностной коммуникации; дыхательные и двигательные упражнения; методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).

    Форма контроля:

  • анализ эффективности занятия проводится при помощи рефлексии;

  • анализ эффективности программы проводится при помощи диагностики: анкеты, проективные тесты, опросники.

     Общее количество часов в год -  35. В неделю 1 час.  Продолжительность занятий – 45 минут.

     В процессе научения идет формирование и развитие у учащихся:

  • интереса к изучению психологии человека и проведение психологического эксперимента;

  • умения самостоятельно применять полученные знания;

  • творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

       В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

  • умение фантазировать;

  • умение осознавать свои особенности и особенности других людей;

  • умение оценивать свои чувства в отношении других людей;

  • умение принимать людей такими, какие они есть;

  • умение конструктивно разрешать конфликты со сверстниками и взрослыми;

  • умение сотрудничать;

  • умение планировать свои цели и пути самоизменения.

     Ожидаемые результаты:

в результате реализации данной программы, дети приобретают навыки

- бесконфликтного и эффективного общения;

- осознания своей индивидуальности и стремление к более глубокому самопознанию;

- соблюдения правил поведения и выражения негативных эмоций в социально приемлемых способах;

- эмпатии и рефлексии.

      Таким образом,  содержание курса строится с учетом потенциальных возможностей учащихся. В программе предусмотрены возможные  риски (карантин, курсы, болезнь педагога-психолога и пр.).  В данном случае можно сократить количество уроков по сходным темам.

      Вся программа посвящена простой идее – быть собой: от осознания личностных качеств к принятию чувств, выстраиванию контактов, расширению связей в социальных ситуациях, моделированию взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, к умению контролировать свои чувства и поведение.

Календарно-тематическое планирование

5 класс


№ п/п

Содержание по темам, включая практическую часть

Цели занятий

Элементы содержания

Количество часов 

в теме

  1. Раздел: «Новичок в средней школе» - 5 ч.

1.1

Что такое 5 класс?

Профилактика проблем адаптации, развитие представлений о новом соц. статусе.

Ритуал приветствия .Упражнение «Веселое приветствие». Информационный блок, упр. «Визитные карточки» «Те, кто», «Что важно для меня?», «Капельки»

Рефлексия.

1 ч.

1.2

Я и мой класс.

Профилактика проблем адаптации, развитие навыков сотрудничества

Ритуал приветствия. Упражнение «Ветер дует на тех, кто...», упражнение «Жизнь в школе», «Гора знаний», «Комплимент», 

игра «Путешествие по газете»

1 ч.







Профилактика проблем адаптации, развитие навыков сотрудничества

Ритуал приветствия. Дыхательное упражнение «Вверх по радуге», Игра «Встаньте сколько назовут»  «Подари подарок». Упражнение «Создай свою планету», «Герб класса»», упражнение  «Какие мы»

     

       1 ч.

1.3

Я и мои учителя.

Помочь пятиклассникам занять новую социальную позицию по отношению к педагогам

Ритуал приветствия

Упр. «Нос, пол, потолок», упр. «Учебные предметы», упр. «Как зовут наших учителей», упр. «Настоящий учитель – это…», релакс. пауза

1 ч.







Помочь пятиклассникам занять новую социальную позицию по отношению к педагогам

Ритуал приветствия

Упр. «Мне втебе нравится…», упр. «Любимый учитель», слушание сказки, обсуждение, упр. «Ладошки», релакс. пауза


1 ч.

  1. Раздел: «Снижение тревожности» - 5 ч.

2.1

Тренинг «Я и сверстники».

 совершенствование навыков общения со сверстниками


Ритуал приветствия Коллективная работа «Дом из кирпичей». Упражнение «Ах, какой ты молодец!», «нарисуй, я отгадаю», «Дружеская рука» 

Релакс. пауза

1 ч.








 формирование дружного коллектива.

Ритуал приветствия. Упр. «Пластилиновый человечек, «Зеркало», обсуждение «Друг – это…», «Коллаж класса», «Только вместе»

1 ч.







формирование дружного коллектива.

Ритуал приветствия.  «Сказки о добре и зле», 

Обсуждение «Правила дружбы», упр. «Ищу друга» (объявление), «Пойми меня», релакс. упр.

1 ч.

2.2

Тренинг «Я и взрослые».

Снижение уровня тревожности при взаимодействии со взрослыми

Ритуал приветствия. Упр «Крокодил», обсуждение «Я и взрослые», упр. «Я хочу попросить», упр. «Стенка на стенку», , релакс пауза

       1 ч.







Преодоление барьеров в общении со взрослыми

Ритуал приветствия

беседа «Мои неудачные встречи со взрослыми», «Градусник», упр. «Неоконченные предложения», коллективная работа «Сказочная семья», проигрывание ситуаций общения

1 ч.

  1. Раздел: «Познаем себя» - 4 ч.




3.1

Формирование адекватной самооценки.

Обучение приемам регулирования своего состояния

Ритуал приветствия

Упр «Градусник», игра «Наоборот», упр «Цветик-семицветик», диагностика «Уровень самооценки», упр. «Добрая волшебница», упр. «Скажи о себе что-нибудь хорошее», рефлексия

1 ч.







Обучение приемам регулирования своего состояния

Ритуал приветствия

Упр «Броуновское движение», тестирование, упр. «Мои достоинства и недостатки», упр. «Сказка по кругу», рисование «Карикатура на себя», упр. «Подарок по кругу».

1 ч.

3.2

Коррекция зависимости от окружающих.

Обучение приемам регулирования своего состояния

Ритуал приветствия

Упр. «Комплимент», «Море волнуется»,

2 ч.

  1. Раздел: «Релаксационные тренинги» - 3 ч.




4.1

Релаксационный тренинг

Обучение приемам регулирования своего состояния

Ритуал приветствия

Комплексы релаксационных упражнений для мл. школьников

    2 ч.

































4.2.

Чему я научился?

Создание у уч-ся мотивации на самопознание, способствовать развитию рефлексии, толерантности

Ритуал приветствия

Упр. «Смешные обезьянки». упр. «Копилка полезных советов», слушание сказки, придумывание окончания , упр. «Подарок на память», релакс. пауза

1 ч.

  1. Раздел: «Учимся общаться» - 7 ч.

5.1

Знакомство.

Рразвитие навыков правильного знакомства; создание предпосылок для возникновения и развития межличностных отношений.

Ритуал приветствия Игра «Эхо», Игра «Моё имя», 


1 ч.


5.2


Мелочи общения: интонация, мимика, жесты, поза.

Дать представления о психологических аспектах общения, показать роль интонации слов и их значение в общении

Ритуал приветствия, упр «Скажи фразу»,  «Телефонный разговор». упр. «Просьба», «Разговор через стекло».


1 ч.







Показать роль взгляда, мимики в общении, отработка практических навыков общения

Ритуал приветствия,  игра «Невербальный контакт». Упр. «Калейдоскоп эмоций», «Зеркало», упр. «Контакт глазами», «Несмеяна», релакс. пауза

1 ч.







Показать роль жестов и их значение в общении

Ритуал приветствия, беседа «Роль жестов в жизни человека». Упр. «Аплодисменты по кругу», упр. «Сигнал», «Имя и движение»

1 ч.







Показать роль позы,  телодвижений в общении

Ритуал приветствия, упр. «Ловля моли», упр. «Слепой и поводырь», «Карусель»

1 ч.    


5.3


Правила общения.

Познакомить уч-ся с типичными ошибками, возникающими в ситуациях общения; учить преодолевать трудности, возникающие при общении. развивать навыки общения со сверстниками.

Ритуал приветствия, упр. «Расшифруй слово общение»,упр. «Круг моего общения», упр. 

1 ч.







Познакомить уч-ся с типичными ошибками, возникающими в ситуациях общения; учить преодолевать трудности, возникающие при общении. развивать навыки общения со сверстниками.

Ритуал приветствия беседа «Способы преодоления разладов в ситуации общения», задание «Правила общения»,

1 ч.

  1. Раздел: «Управляем своим состоянием» - 8 ч.

6.1

Релаксационные тренинги.

Обучение приемам регулирования своего состояния

Ритуал приветствия

Релаксационные комплексы

3 ч.

6.2.

«Умей сказать «нет»!»

Формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свои решения

Занятие с элементами тренинга – игры, упражнения, ситуации, рефлексия

2 ч.

6.3

Формирование адекватной самооценки (2 занятия)

Формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свои решения

Занятие с элементами тренинга – игры, упражнения, ситуации, рефлексия


















6.4

Формирование уверенности в себе.

(2 занятия)

Обучить отличать в практических ситуациях уверенное поведение от неуверенного, отрабатывать приемы уверенного поведения

Занятие с элементами тренинга – игры, упражнения, ситуации, рефлексия

3 ч.

  1. Раздел: «У меня есть проблема…» - 3 ч.

7.1


Тренинг по проблемам учащихся.

Создание условий для осознания проблем в отношениях с людьми

Ритуал приветствия

Упр. «Умение слушать», упр. «Мои проблемы», упр. «Список претензий». релакс. пауза


1 ч.







Осознание необходимости поддерживать другого человека

Ритуал приветствия

Упр. «Как закончить сказку», «Марионетки». релакс. пауза

1 ч.

7.2

Чему я научился? (итоговое)

Создание мотивации на самопознание, способствовать развитию рефлексии, толерантности

Занятие с элементами тренинга – игры, упражнения, ситуации, рефлексия

1 ч.

Итого: 35 занятий


Список литературы

  1. Алиева М.А.,  Лобанова Л.В.,  Трошихина Е.Т.  Я сам строю свою  жизнь.

  2. ( Программа  психологического содействия социальной адаптации). – СПб.:  ечь», 2006.

  3. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

  4. Баева И.А.. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.: «Речь», 2002.

  5. Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10 – 12 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2006.

  6. Владимирова Ю. Новичок в средней школе (Программа адаптационных встреч для пятиклассников) // Школьный психолог № 9, 2004.

  7. Голубева Ю.А. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2009.

  8. Зарипова Ю.Ф. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам. – М.: «Чистые пруды». 2007.

  9. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. – Волгоград: Учитель, 2009.

  10. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

  11. Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно–двигательный тренинг. – Ярославль: «Академия развития», 2006.

  12. Нелюбова Я.К. Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье: правовые аспекты, тренинговые занятия, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2009.

  13. Павлова М.А. Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активаторы. – Волгоград: Учитель, 2009.

  14. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6). – М.: «Генезис», 2006.

  15. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в 7-8 классах. – М.: «Генезис», 2006.

  16. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб.: Издательство «Речь», 2006.

  17. Л.М. Костина «Игровая терапия с тревожными детьми».

  18. Н.В. Самоукина «Игры, в которые играют дети. Психологический практикум».

  19. И.В.Вачков «Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку».

  20. А.А. Катаева «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых школьников». М., 1991г.

  21. Л. М. Шипицына «Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой отсталостью». Издательство «Союз», 2004 г.

  22. Т. Н. Князева «Я учусь учиться». – М.: АРКТИ, 2004 г.

  23. Л. Е. Гринин, Л. Н. Ситникова «Вообрази себе. Поиграем-помечтаем», Москва, 2001 г.

  24. М. А. Калугин, Н. В. Новоторцева «Развивающие игры для младших школьников», Ярославль, 1997 г.

  25. Д. Б. Эльконин «Психология игры», центр ВЛАДОС, 1999 г.

  26. Т. Н. Гордеюк, Л. И. Егошина «Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах: диагностика, рекомендации, разработки уроков и внеклассных мероприятий», Волгоград, 2009 г.

  27. И. Г. Савельева «Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации», Волгоград, 2009 г.

  28. Ресурсы ИНТЕРНЕТ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка По наблюдениям многие воспитанники школы имеют низкую самооценку и самоуважение, перегружены негативными эмоциями, у них много травмирующих переживаний, т к. icon Александр Комфорт Радости секса
Писателя-биолога, изучающего половое поведение людей, просят прочесть много предполагаемых к выпуску книг предостерегающих, сверхъестественных,...
Пояснительная записка По наблюдениям многие воспитанники школы имеют низкую самооценку и самоуважение, перегружены негативными эмоциями, у них много травмирующих переживаний, т к. icon Новый подход в понимании преадаптации
Так, очевидно, что преадаптивное значение имеют приобретение растениями неспецифической устойчивости под воздействием стресс-фактора,...
Пояснительная записка По наблюдениям многие воспитанники школы имеют низкую самооценку и самоуважение, перегружены негативными эмоциями, у них много травмирующих переживаний, т к. icon Образовательная программа мкоу маалинской сош гергебильского района Республики Дагестан
Пояснительная записка программы. Миссия школы, цели и задачи образовательной программы школы
Пояснительная записка По наблюдениям многие воспитанники школы имеют низкую самооценку и самоуважение, перегружены негативными эмоциями, у них много травмирующих переживаний, т к. icon Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Почему многие дети неохотно и мало читают?
Рочитанных книгах. Им хочется быть похожими на любимых литературных героев. Все родители знают о пользе чтения, поэтому вполне естественна...
Пояснительная записка По наблюдениям многие воспитанники школы имеют низкую самооценку и самоуважение, перегружены негативными эмоциями, у них много травмирующих переживаний, т к. icon Пояснительная заПиска Общая характеристика социально- образовательной...
...
Пояснительная записка По наблюдениям многие воспитанники школы имеют низкую самооценку и самоуважение, перегружены негативными эмоциями, у них много травмирующих переживаний, т к. icon Пояснительная записка к образовательной программе школы нормативно правовая база
Образовательная программа начального общего образования. I уровень обучения (4 классы)
Пояснительная записка По наблюдениям многие воспитанники школы имеют низкую самооценку и самоуважение, перегружены негативными эмоциями, у них много травмирующих переживаний, т к. icon Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы...
Пояснительная записка к образовательной области «Художественное творчество» по программе «От рождения до школы»
Пояснительная записка По наблюдениям многие воспитанники школы имеют низкую самооценку и самоуважение, перегружены негативными эмоциями, у них много травмирующих переживаний, т к. icon Пояснительная записка рабочая программа по алгебре для 7-9 классов...

Пояснительная записка По наблюдениям многие воспитанники школы имеют низкую самооценку и самоуважение, перегружены негативными эмоциями, у них много травмирующих переживаний, т к. icon Пояснительная записка к тематическому планированию уроков по учебной программе
Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринять всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала,...
Пояснительная записка По наблюдениям многие воспитанники школы имеют низкую самооценку и самоуважение, перегружены негативными эмоциями, у них много травмирующих переживаний, т к. icon Пояснительная записка к учебному плану по дополнительному образованию...
Азовательными запросами учащихся школы и их родителей сложилась система дополнительного образования, способная удовлетворить пожелания...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции