Для психологов, педагогов, философов, работников народного образования, преподавателей, студентов и аспирантов университетов




Скачать 5.5 Mb.
Название Для психологов, педагогов, философов, работников народного образования, преподавателей, студентов и аспирантов университетов
страница 1/53
Дата публикации 12.05.2014
Размер 5.5 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53
ДК 159.9 ББК 88я2 П86

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:

В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, В. И. Лубовский,

Б. Г. Мещеряков, В. М. Мунипов, Е. Е. Соколова,

Д. А. Фарбер, Е. Д. Хомская

гос. обл. на библиотеке

Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 440 с., ил.

ISBN 5-7155-0720-0

В словарь включено более 1200 старей, раскрывающих содержание терминов и понятий практически из всех разделов психологии (общей, возрастной, медицинской, инженерной, педагогической и т. д)

Второе издание словаря существенно отличается от первого (М Педагогика, 1983) для него специально написано более 300 статей, отражающих то новое, что возникло в психологической науке и практике за последние 10 – 15 лет, он дополнен сведениями о выдающихся отечественных и зарубежных психологах

Для психологов, педагогов, философов, работников народного образования, преподавателей, студентов и аспирантов университетов

УДК 159,9 ББК 88я2

© Издательство «Педагогика», 1983 © Составление, художественное оформление, ГП издательство «Педагогика-Пресс», 1997,

ISBN 5-7155-0720-0 1998,1999

ПРЕДИСЛОВИЕ

Создание словаря любой живой науки – задача в высшей степени неблагодарная. Полученный результат всегда уязвим для критики. С точки зрения работающего исследователя, какие-то термины уже утратили первоначальный смысл, какие-то не имеют прямого отношения к психологии, какие-то значимые для читателя термины странным образом выпали из поля зрения составителей, наконец, каким-то терминам дана неадекватная, а то и ложная интерпретация. Авторы, редакторы и издатели, конечно, примут подобную критику и претензии. Надеемся, что некоторым оправданием может служить наше желание скорее удовлетворить давно назревшую потребность в Психологическом словаре. При этом мы исходили из мудрого правила: «Лучшее – враг хорошего» Конечно, можно было бы пойти по «большому кругу» и начать создавать словарь заново. Но это надолго задержало бы его выход в свет. Поэтому мы пошли по пути переиздания достаточно хорошего словаря, в адрес которого не высказывалось суровых оценок.

Психологический словарь был издан в 1983 г. Инициатива его создания принадлежала Анатолию Александровичу Смирнову (1894 – 1980), который в 60-е гг. организовал небольшую группу энтузиастов во главе с Николаем Ивановичем Жинкиным (1893 – 1979) для составления словника и работы над словарем. Таким образом, работа над ним продолжалась более 20 лет. Не только А. А. Смирнову и Н. И. Жинкину, но и многим авторам, в числе которых Б М. Теплов, П, А. Шеварев, А. Р Лурия, А. Н Леонтьев. А В. Запорожец, П. И. Зинченко,Л. И, Божович, Н, А. Менчинская и др., не довелось дожить до выхода его в свет. Сейчас трудно сказать, почему Словарь не был издан на рубеже 60 – 70-х гг. К нему вернулось по настоянию того же А. А. Смирнова другое поколение психологов. Основу словаря сохранили, она была достаточно добротной. Аналогично происходило его обновление и сегодня.

Настоящее издание существенно дополнено и переработано как ныне здравствующими авторами первого издания, так и новыми. При редактировании сняты считавшиеся когда-то незыблемыми, а сейчас оказавшиеся вполне ситуативными идеологические штампы, чрезмерное восхваление советской науки, которое и тогда уже выглядело довольно комичным, тем более что реальные достижения отечественной науки в нем не нуждались. А такие достижения действительно имелись, и было их не так уж мало. Во всяком случае за годы так называемой перестройки принципиально нового и сравнимого по значимости с результатами, полученными в научных школах Б. Г Ананьева, П. П. Блонского, Л. И. Божович, В. А. Вагнера, Л. С. Выготского, П. Я Гальперина, Н. Ф. Добрынина, Н. И. Жинкина, А. В. Запорожца, Б. В. Зейгарник, П. И. Зинченко, Г. С. Костюка, С. В Кравкова,

A. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. Р. Лурия, Н. А. Менчинской,

B. С. Мерлина, В. Н. Мясищева, В. Д. Небылицына, С. Л. Рубинштей-

на, A.A. Смирнова, Б. М. Теплова, Д. Я. Узнадзе, Г. И. Челпанова, Г. Г. Шпета, Д. Г. Элькина, Д. Б. Эльконина, практически нет. Этим наследием опасно пренебрегать. Ветви без корней чахнут. Память дана, чтобы помнить, в том числе и о том, в какое время жили и творили названные ученые. И тем не менее они создали свою эпоху в развитии отечественной психологии, которая продолжается, правда, не в коллективном сознании психологии (она сегодня без царя в голове), а в индивидуальном . Может быть, это и не плохо. Стадный инстинкт в науке губителен. Вопреки представлениям А. Н. Леонтьева, психология развивается не в ствол, а в куст. Возникли многие новые точки приложения ее усилий, академическая психология ушла в тень, наступила «методологическая передышка», исчезли «концептоманы», теоретические изыски оказались не в чести. Прошла пора, когда «каждый сам себе Выготский», как заметила как-то Б. В. Зейгарник. И вместе со всем этим появилось новое разнообразие, которое делает психологию более остойчивой, чем прежде.

И с этой точки зрения предлагаемый читателю Психологический словарь имеет существенные изъяны. Он не в полной мере охватывает появившиеся и размножающиеся новые отрасли психологии (менеджмент, рекламу, диагностику, тесты, политическую психологию, этнопсихологию, экологическую психологию и пр.). Весьма скромно представлены в нем развившаяся социальная психология, эргономика, зоопсихология. Необходимы отраслевые словари, нужна и Психологическая энциклопедия, над которой уже началась работа.

Подготовка нового издания словаря велась в исключительно сжатые сроки, что потребовало от многих авторов самоотверженной напряженной работы. Все они заслуживают благодарности редакторов, издательства и читателей. Также следует отметить существенную помощь на этапе редактирования, которую оказала ст. науч. сотр. Центра социологии образования РАО И. А. Мещерякова.

В. П. Зинченко

АБЕРРАЦИЯ


А, А. (или Эй. Эй., от англ, сокращения А, А.Alcoholic Ааопутма – Ано-нимные Алкоголики) – добровольное «содружество мужчин и женщин, которых объединяет опыт, воля и общее желание излечиться от алкоголизма самим и помочь в этом другим». А. А. – уникальные непрофессиональные, неформальные психотерапевтические группы само- и взаимопомощи.

А. А. возникли в США в 1935 г. Инициатором выступил алкоголик-бизнесмен, который пытался бросить пить и на своем опыте понял, что гораздо легче переносить абстинентный синдром, помогая другим сделать то же самое. Движение охватило свыше 1 млн. человек более чем из 110 стран и в конце 80-х гг. стало проникать в Россию. Многие медики, психотерапевты и психологи позитивно оценивают А. А, Американская ассоциация врачей в 1967 г. объявила членство в группах самым эффективным методом лечения алкоголизма. А. А. – свободное сообщество: нет ни четкой структуры (каждая группа действует самостоятельно); ни центрального руководства (только некоторая координация); ни процедуры вступления (достаточно желать бросить пить и посещать встречи группы); ни каких бы то ни было взносов (только добровольные пожертвования), ни обязательности посещения собраний. Члены А. А. различаются полом, возрастом, национальностью, семейным, имущественным, социальным положением, вероисповеданием, алкогольным стажем и пр., объединяет их лишь общий подход к проблеме алкоголизма. Алкоголизм рассматривается как прогрессирующая болезнь, которую нельзя излечить, но при сильном желании можно купировать.

Успех деятельности А. А. определяется целым рядом факторов: 1. Хорошо известно, что в лечении алкоголизма одна из наиболее трудных проблем – преодолеть психологическую защиту больного и убедить его в необходимости лечения. В А. А. неофит начинает именно с осознания себя как алкоголика. Человек может быть либо алкоголиком, либо неалкоголиком; «умеренный алкоголик» –это иллюзия. Понимание этого – первый шаг к освобожде-

нию от алкогольной зависимости. Поэтому первая из 12 заповедей гласит: «Мы признали, что алкоголизм подчинил нас себе и что он, а не мы, распоряжается нашими судьбами». 2. Принцип анонимности является важным фактором для испытывающих стыд или страх перед тем, что соседи, коллеги, начальство узнают об их алкоголизме. Естественно, члены группы не встречаются в масках и знают друг друга, но они не должны раскрывать имени других без их согласия. 3. А. А. не требует невозможного, напр. клятвы не пить до конца дней или даже «завтра». Они ставят сложную, но выполнимую «программу на сутки» – не пить «сегодня». А. А. знают, что практически всегда существует опасность рецидива («срыва»). 4. Психотерапевтический эффект группы является следствием того, что каждый А. А., борясь с собственной тягой к алкоголю, стремится помочь другим. Общность проблем и интересов приводит к обмену опытом, взаимной поддержке. Кроме того, собираясь вместе, развлекаясь, знакомясь семьями, А. А. тем самым образуют «безалкогольный микросоциум» в «алкогольном мире». 5. Принципы А. А. кратко и доступно сформулированы в «12 заповедях» и «12 традициях», а подробно –в ряде книг Alcoholics Anonymous», «Twelve Steps and Twelve Traditions». «The A. A. Way of Life» и др.); специальном журнале, многочисленных брошюрах, (см. также Ал-Анон).

АБАЗИЯ (отгреч. а – отрицат. частица, basis – ходьба) – нарушение способности ходить при сохранности других движений ног; встречается чаще при истерии.

АБЕРРАЦИЯ (от лат. aberratioуклонение) – явление, заключающееся в том, что световые лучи, испускаемые точечным источником света, после прохождения через линзу не пересекаются в одной точке, а дают расплывчатое изображение. При сферической А. лучи света, прошедшие через периферическую часть линзы, собираются в фокус ближе за линзой (в глазу человека – за хрусталиком), чем лучи, прошедшие через центральную часть линзы. При хроматической А. фокус коротковолновых лучей спектра (сине-фиолетовых) находится ближе фокуса длинноволновых (красно-оранжевых). В глазу человека существует

как сферическая, так и хроматическая А.


АБЕРРАЦИЯ ПОЛОВАЯ – см.

Половые извращения.

АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ – разновидность сенсорного порога. Как понятие традиционной психофизики означает такую величину раздражителя, выше которой его предъявление вызывает ответную реакцию (обычно осознанное ощущение) и ниже которой он перестает восприниматься. Операциональные значения А, п., получаемые с помощью метода постоянных раздражителей, метода минимальных изменений или, весьма редко, с помощью метода средней ошибки, со времен основателя психофизики Г. Фехнера используются в качестве показателя чувствительности сенсорной системы (см.).

АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ – способность правильно определять и воспроизводить голосом высоту отдельных звуков без соотнесения их с др. звуками, высота которых известна.

А. с. – это не абсолютное развитие музыкального слуха вообще, а особая форма восприятия звуков. Лица без А, с. при определенных условиях могут хорошо узнавать высоту тонов, напр, сравнивая заданный звук с самым высоким или самым низким звуком собственного голоса (т. н. псевдо-абсолютный слух). Лица с А. с. могут узнавать и правильно называть музыкальные тоны без вспомогательных звуковысотных отношений н «внутреннего пения».

По данным исследователей, время определения высоты звуков у людей с А. с. значительно короче, чем у не обладающих этой способностью (от 0,4 до 0,7 с у первых и несколько секунд у вторых). Точность А. с. максимальна в средних регистрах и минимальна в крайних.

Различают пассивный А. с., когда испытуемый правильно определяет высоту слышимого звука, но не может воспроизвести ее голосом по заданному названию, и активами А. с., когда он может и называть, и воспроизводить звуки по их высоте.

А. с. обычно обнаруживается в раннем школьном, а иногда и в дошкольном возрасте.

АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio отвлечение) – один из основных процессов умственной деятельности человека, позволяющий мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотре-

ния отдельные свойства, стороны или состояния предмета. Иногда под А. понимается лишь результат этого процесса абстрагирования, т. е. уже вычлененное и самостоятельное, в «чистом виде» рассматриваемое свойство предмета. Способность к А. позволяет человеку мысленно ориентироваться на такое свойство, устойчивое выделение которого служит условием решения соответствующей задачи (в этом плане А. тесно связана с процессом внимания (см.).

А, лежит в основе процессов обобщения (см.) и образования понятий. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и содержательная абстракции.

Формальная А. состоит в вычленении таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют. Такое отчленение и изолированное выражение его результата возможно только в мысленном плане (в абстракции). Так, геометрическая форма тела сама по себе реально не существует и от тела отделиться не может. Но благодаря формальной А. она мысленно выделяется, фиксируется, напр., с помощью чертежа и самостоятельно рассматривается в своих особых свойствах, Одна из основных функций такой А. заключается в выделении общих свойств некоторого множества предметов и в фиксации этих свойств каким-либо знакам (чаще всего словесным или чертежом). А. такого вида называется обобщающей. Комплекс абстрагированных свойств (формальное общее) становится представителем соответствующего класса предметов и позволяет отличить этот класс от всех других (напр., все тела прямоугольной формы отличить от тел других форм). Этот комплекс, фиксированный каким-либо знаком, становится его значением. На основе системы взаимосвязанных значений эмпирическое мышление строит различные классификации, каталоги и определители, которые позволяют человеку в сокращенном виде охватывать чувственное многообразие предметов сообразно их общим свойствам. Значения слов повседневного языка и специальных слов-терминов, создаваемые на основе формальной А., являются носителями таких сокращений,

Содержательная А. вычленяет те свойства, стороны и состояния предмета, кото-

рые сами по себе обладают относительной самостоятельностью. Эта А. отражает становление подобной самостоятельности' и его результат, имеющий форму сравнительно простого и однородного состояния.

«Абстрактное» как результат А- обозначает, т. о., нечто выделенное, одностороннее, простое, приобретшее относительную самостоятельность внутри сложной системы. Ему противостоит «конкретное» как нечто целостное, взаимосвязанное, многостороннее и сложное. Развитое мышление человека первоначально образует различные А., а затем на их основе путем конкретизации воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное). Такое мышление одновременно и абстрактное (осуществляется в форме А.) и конкретное (движется к конкретному и воспроизводит его). В этом единстве противоположных моментов состоит диалектика теоретического мышления.

В психологии наиболее подробно и тщательно изучены особенности формальной, или эмпирической, А., чаще всего встречающейся в повседневной жизни и в учебной практике. Формальная А. является основой усвоения детьми знаний, описывающих предметы по их внешним свойствам. Этот вид А. служит предпосылкой собственно теоретического мышления, которое опирается еще и на содержательную А. До сих пор психологические характеристики этого вида А. и закономерности ее развития у детей изучены слабо.

В психолого-педагогической литературе правомерно отмечается необходимость повышения уровня абстрактности мышления школьников для полноценного усвоения ими современных научных знаний. Как показывают специальные экспериментальные исследования, у детей следует по возможности рано начинать формировать способность к точному вычленению и длительному мысленному удерживанию каких-либо существенных свойств и отношений предметов с целью их дальнейшего изучения «в чистом виде». Особенно перспективно воспитание у школьников способности к образованию содержательных А. и к оперированию ими. В процессе обучения у детей можно формировать такой уровень и такие виды А,, которые соответствуют основным требованиям современного научного мышления.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Для психологов, педагогов, философов, работников народного образования, преподавателей, студентов и аспирантов университетов icon Тхостов А. Ш. Т 927 Психология телесности
Книга представляет интерес для психологов, философов, медицинских работников, студентов университетов и медицинских институтов
Для психологов, педагогов, философов, работников народного образования, преподавателей, студентов и аспирантов университетов icon Ипознани е
Психотерапия и познание: для научных работников, философов, психотерапевтов, психологов, аспирантов и студентов вузов / Светашев...
Для психологов, педагогов, философов, работников народного образования, преподавателей, студентов и аспирантов университетов icon Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов...
Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений
Для психологов, педагогов, философов, работников народного образования, преподавателей, студентов и аспирантов университетов icon Исследование природы конфликтных смыслов
Особое внимание уделяется роли самосознания личности в процессе психотерапии и психологического консультирования. Монография рассчитана...
Для психологов, педагогов, философов, работников народного образования, преподавателей, студентов и аспирантов университетов icon С. В. Ткаченко римское право в россии
Монография предназначена для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, а также для всех интересующихся...
Для психологов, педагогов, философов, работников народного образования, преподавателей, студентов и аспирантов университетов icon Психотерапия в группе
Руководство предназначено для обучающихся и практикующих психологов, клинических психологов и психотерапевтов, врачей, педагогов...
Для психологов, педагогов, философов, работников народного образования, преподавателей, студентов и аспирантов университетов icon Главный редактор Зав психологической редакцией Зам зав психологической...
Учебное пособие предназначено для психологов, психофизиологов, педагогов, а также для студентов и аспирантов психологических и педагогических...
Для психологов, педагогов, философов, работников народного образования, преподавателей, студентов и аспирантов университетов icon Главный редактор Зав психологической редакцией Зам зав психологической...
Учебное пособие предназначено для психологов, психофизиологов, педагогов, а также для студентов и аспирантов психологических и педагогических...
Для психологов, педагогов, философов, работников народного образования, преподавателей, студентов и аспирантов университетов icon Книга представляет интерес для психологов, социологов, философов,...
Автор излагает свою гипотезу о том, как идет процесс развития и самоопределения личности в исторической динамике поколений, что дает...
Для психологов, педагогов, философов, работников народного образования, преподавателей, студентов и аспирантов университетов icon Г. И. Шевелёва Контроль качества продукции
Учебный комплекс предназначен для студентов вузов, аспирантов и преподавателей
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции