Психосемантическая сфера личности сотрудников исправительных учреждений




Скачать 113 Kb.
Название Психосемантическая сфера личности сотрудников исправительных учреждений
Дата публикации 10.06.2014
Размер 113 Kb.
Тип Автореферат
literature-edu.ru > Психология > Автореферат


МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Академия права и управления

На правах рукописи




КОНОБЕЕВСКИЙ Максим Анатольевич




ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Специальность: 19.00.06 – юридическая психология

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата психологических наук


Научный руководитель:

доктор психологических наук,

профессор А.И.Ушатиков

Рязань 2001



Содержание


Введение ………………………………………………………………………

3

Глава I Теоретические основы изучения психосемантической сферы личности сотрудников исправительных учреждений…….


12

§1Психосемантическая сфера личности сотрудников исправительных учреждений как предмет психологического исследования……………………………….……………………………..



12

§2 Отечественный опыт изучения компонентов психосемантической сферы личности сотрудников исправительных учреждений…………………………………………...



35

§3. Зарубежный опыт изучения системы отношений к службе в составе психосемантической сферы личности сотрудников пенитенциарных учреждений и полиции……………………………..



61

Глава II Характеристика психосемантической сферы личности сотрудников исправительных учреждений……………………………


83

§1 Организация и методика исследования психосемантической сферы сотрудников исправительных учреждений………………….


83

§2 Структурно-содержательные особенности психосемантической сферы личности сотрудников исправительных учреждений ………………………………………….



105

§3 Методические рекомендации по применению психосемантического анализа в процессе психологического сопровождения сотрудников исправительных учреждений……….



128

Заключение………………………………………………………………….…

151

Библиография…………………………………………………………………

157

Приложения……………………………………………………………………

176


Введение

Актуальность. Анализ профессиональной деятельности сотрудников исправительных учреждений показывает, что в настоящее время актуальной проблемой является их отношение к службе и проявления дезадаптивных форм поведения.

Спецификой несения повседневной службы сотрудниками исправительных учреждений является необходимость выполнения служебных и профессиональных обязанностей в условиях, осложненных воздействием негативных социально-психологических факторов, связанных с обострением криминальной обстановки, конфликтами, напряженностью социально-экономических условий.

Профессиональная деятельность сотрудников исправительных учреждений так же осложняется высокой текучестью кадров, отсутствием возможности надлежащего наставничества, низкой эффективностью системы служебной подготовки и недостаточным обеспечением процесса психологического сопровождения личного состава. Исходя из этого, они могут быть отнесены к группе повышенного риска в плане возникновения и развития у них различных нарушений в психосемантической структуре личности.

Реформирование уголовно – исполнительной системы, ее переход под юрисдикцию Министерства юстиции, демократизация и либерализация общественных отношений оказали существенное влияние на изменение кадровой политики в правоохранительных органах, отразились на принципах, целях и задачах подбора, расстановки, и воспитания кадров, психологической подготовки личного состава.

В приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 18 октября 2000 года № 295 «О дополнительных мерах по укреплению структуры психологической службы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» отмечается, что одним из приоритетных направлений в реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской федерации является укрепление и целенаправленное развитие психологической службы, что невозможно без оснащения ее современными и эффективными методами изучения личности.

В приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 20 апреля 1999 года № 170 «О повышении роли психологической службы в организации и проведении отбора кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации» говорится, что в современных условиях проблемы профессионального психологического отбора кандидатов на службу следует рассматривать как важнейший резерв повышения эффективности всей деятельности уголовно-исполнительной системы Минюста России. Недостатки при изучении индивидуально-психологических особенностей кандидатов на службу мешают формировать в период становления у молодых сотрудников психологической устойчивости, защищенности и самоконтроля, что приводит в дальнейшем к нарушению многими из них дисциплины и законности.

Также отмечается, что, в настоящее время в условиях реформы системы исполнения уголовного наказания приоритетное место занимает задача формирования психологической независимости, стрессоустойчивости, профессиональной самостоятельности и компетентности сотрудника УИС.

Обращается внимание на системный подход к изучению личности сотрудников исправительных учреждений как профессионалов с позиций психосемантики, как индивидуальной системы значений, опосредующей отношение к выполнению служебной деятельности и проявления профессионального поведения.1

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что для повышения эффективности служебной деятельности сотрудников исправительных учреждений требуются меры, направленные на обеспечение психологических служб УИС современными, эффективными, адаптированными методами изучения личности сотрудников с позиций психосемантики, способными решать поставленные задачи.

Некоторые психосемантические элементы личности сотрудников правоохранительных органов и исправительных учреждений изучались в рамках различных теоретических концепций, как у нас, так и за рубежом (Хохряков Г.Ф., Ушатиков А.И., Ковалев О.Г., Семенов В.А., Казак Б.Б., Романович Г.Г., Юстицкий В.В., Папкин А.И., Баранов П.П., Столяренко А.М., Стрегун П.П., Александров Ю.Б., Медведев В.С., Мокрецов А.И., Колесников А.А., Колос И.В., Белов Ю.А., Андреев Н.В., Пономарев И.Б., Кироа А.И., Брэди К., Моррис В., Дийяр Д., Загель-Гранде И.), однако системного и целенаправленного изучения личности сотрудников исправительных учреждений с позиций психосемантики практически не проводилось.

Высказанные положения определяют актуальность, предмет, цели и задачи данного исследования.

Объект исследования составили сотрудники исправительных учреждений Минюста России, входящие в состав роты охраны, отдела безопасности и других служб.

Предметом исследования - особенности строения психосемантической сферы у различных категорий сотрудников исправительных учреждений и ее адекватность служебной деятельности.

Целью исследования является повышение эффективности профессиональной деятельности сотрудников исправительных учреждений на основе учета особенностей психосемантической сферы личности в психологическом отборе кандидатов на службу в УИС, психологическом сопровождении и психокоррекции групп риска.

Задачи исследования:

  1. Обосновать теоретические и методологические подходы к проблеме психосемантической сферы личности в отечественной и зарубежной психологии.

  2. Провести сравнительный анализ отечественных и зарубежных научных источников, обобщить опыт изучения отношений к службе, выявив наиболее актуальные для профессиональной деятельности сотрудников исправительных учреждений компоненты психосемантической сферы.

  3. Обосновать комплекс методик исследования психосемантической сферы личности сотрудников исправительных учреждений с позиций объективности, надежности и валидности.

  4. Провести научно-экспериментальное исследование структурно-содержательных компонентов психосемантической сферы личности различных категорий сотрудников исправительных учреждений, выявить наиболее типичные группы, включая группы риска.

5. Разработать практические рекомендации по применению метода психосемантического анализа личности с целью совершенствования психологического отбора кандидатов на службу в исправительные учреждения, психологического сопровождения сотрудников и обеспечения основных направлений деятельности психологических служб УИС.

Гипотезы исследования:

Общая гипотеза. Психосемантическая сфера личности сотрудников исправительных учреждений представляет собой систему индивидуальных значений и смыслообразующих компонентов, которые образуют представление о служебной деятельности.

Гипотеза 1. Условия профессиональной деятельности оказывают значительное влияние на структуру психосемантической сферы личности сотрудников исправительных учреждений, обуславливая ее оптимизацию либо рассогласование отдельных ее компонентов.

Гипотеза 2. Рассогласование компонентов в структуре психосемантической сферы личности сотрудников приводит к изменению отношения к служебной деятельности и возникновению дезадаптивных форм поведения.

Методологическая основа исследования. Теоретической и методологической базой исследования послужили положения о регулирующей роли сознания в поведении человека; принципы целостного и системного подхода в психологии; общепсихологические принципы деятельностного подхода, детерминизма психических явлений и формирование личности в деятельности; положения о взаимосвязи теории и практики, о многофакторности процесса развития; об объективных и субъективных факторах развития личности; об активности формирования и развития психики в процессе деятельности; о регулирующей роли мотивации деятельности (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, А.В.Брушлинский и др.).

В качестве методологических основ исследования психосемантической сферы использовались также теоретические положения А.М.Столяренко, А.И.Папкина, В.Ф.Пирожкова, Н.В.Андреева, М.Г.Дебольского о психологии личности и деятельности персонала исправительных учреждений.

Методика исследования включила взаимосвязь различных методов: беседа; письменные опросы в стандартизированных формах; анкетирование; тестирование; методы психосемантического эксперимента - семантический дифференциал и измерение времени реакции на предъявляемые семантические стимулы; методы статистической обработки данных исследования. Исследование проводилось в два этапа (пилотажный и основной) и охватило контингент испытуемых, который включал 320 представителей следующих регионов России: Брянская, Свердловская, Пермская, Омская, Орловская, Смоленская, Рязанская области, республика Татарстан.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены системным подходом к описанию и изучению объекта исследования; применением математических методов обработки эмпирических данных, логикой проведения экспериментального исследования в соответствии с целями, задачами и гипотезами, репрезентативной выборкой участников исследования, апробацией результатов исследования.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Смыслообразующие элементы (образ «Я», служба, оружие), деструктивные мотивы (самоубийство, алкоголизация) и аффективные состояния (агрессия, тревога) являются базовыми и актуальными в структуре психосемантической сферы личности сотрудников исправительных учреждений, характеризуют их отношение к служебной деятельности, их рассогласование является показателем профессиональной деформации.

  2. Аффективные моторные реакции на предъявляемые знаки, определяющие смыслообразующие элементы, деструктивные мотивы и аффективные состояния, являются показателем рассогласования компонентов в психосемантической сфере личности сотрудников исправительных учреждений.

3. Обоснованный комплекс авторских методик изучения психосемантической сферы личности, позволяет прогнозировать отношение сотрудников исправительных учреждений к профессиональной деятельности и предупреждать их деструктивное поведение.

Научная новизна исследования связана с тем, что впервые в пенитенциарной психологии сформулировано определение понятия «психосемантическая сфера личности сотрудников исправительных учреждений», проведено исследование психосемантической сферы личности сотрудников, обоснована авторская методика психосемантического анализа и разработаны практические рекомендации по ее применению в деятельности психологов УИС, определены направления психологического сопровождения в зависимости от смыслообразующих компонентов психосемантической сферы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты вносят вклад в развитие системного, личностного подхода к изучению личности сотрудников исправительных учреждений с теоретических позиций психосемантики, позволившего:

  1. уточнить понятие «психосемантическая сфера сотрудников исправительных учреждений»;

  2. установить зависимость отношения сотрудников к служебной деятельности от структуры и содержания психосемантической сферы;

  3. выявить значимые смыслообразующие компоненты психосемантической сферы, которые обуславливают нестабильное поведение сотрудников исправительных учреждений, включая их профессиональную деформацию.

Практическая значимость исследования определяется результатами системного анализа психосемантической сферы сотрудников исправительных учреждений, необходимостью ее оптимизации и гармонизации в условиях реальной служебной деятельности на основе выявленных психологических закономерностей ее проявлений. Анализ особенностей психосемантической сферы личности сотрудников позволяет обосновать значимость ее изучения при обеспечении психологического сопровождения и психокоррекции, а также позволяет предложить конкретные формы работы по формированию адекватных личностных целей в сфере служебной деятельности. Обоснованные в экспериментальном исследовании общие закономерности в структуре психосемантической сферы сотрудников исправительных учреждений должны учитываться психологами УИС при организации служебной деятельности в подразделениях и подготовке кадров в образовательных заведениях Минюста России. Основные теоретические выводы, практические предложения и методические рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании внедрены в практике деятельности психологических служб уголовно-исполнительной системы и используются в учебном процессе Академии права и управления Минюста России в учебных курсах «Пенитенциарная психология», «Консультативная психология», «Прикладная пенитенциарная психология» и др.

Апробация результатов исследования. Основные положения, выносимые на защиту, результаты и выводы исследования нашли отражение в научных публикациях автора: «Психосемантический анализ, как фактор повышения эффективности психологического сопровождения сотрудников исправительных учреждений», «Особенности психосемантической сферы личности сотрудников УИС», «Анализ зарубежного опыта психологического отбора и подготовки персонала пенитенциарных учреждений». Объем всех публикаций составляет 1,5 печатных листа.

Результаты диссертационного исследования докладывались на научно-практическом семинаре «Юридические и психологические проблемы активизации памяти человека в раскрытии преступлений» (Вологда, РИП и Э Вологодский филиал, 1999г.), на IX-ой летней психологической школе «Юридическая психология и педагогика в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы» (Рязань, РИП и Э Минюста России, 1999 г.), учебно-методических сборах, на совещаниях, семинарах и занятиях в рамках курсов по повышению квалификации с различными категориями сотрудников УИС.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертации (без списка использованных источников и приложений) составляет 156 страниц. Работа включает 12 рисунков, 3 таблицы. Список литературы включает 217 источников.



1 Приказ ГУИН Минюста России от 9 июля 1999 года № 251 «О совершенствовании правового регулирования деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психосемантическая сфера личности сотрудников исправительных учреждений icon §1 Психосемантическая сфера личности сотрудников исправительных учреждений...
I теоретические основы изучения психосемантической сферы личности сотрудников исправительных учреждений
Психосемантическая сфера личности сотрудников исправительных учреждений icon Духовной Литературы «Сфера»
Астральные тела и двойники. Сборник. Перев с англ. — М.: Издательство Духовной Литературы; Сфера, 2000. — 384 с. — (Серия «Белый...
Психосемантическая сфера личности сотрудников исправительных учреждений icon Андрей Петрушин "Недетский дом"
Но не все так просто в этом заведении. Через новую сотрудницу проходят судьбы несчастных детей, она встречается с безразличием сотрудников....
Психосемантическая сфера личности сотрудников исправительных учреждений icon Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: Тц «Сфера»
Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М: тц «Сфера», 2000....
Психосемантическая сфера личности сотрудников исправительных учреждений icon Реферат на тему: «типологический анализ личности»
Процесс формирования личности труден и многократно опосредован. На основе одинакового объективного положения, но вследствие разного...
Психосемантическая сфера личности сотрудников исправительных учреждений icon James Fadiman "Personality & Personal Growth"
Особое внимание уделено практическому курсу развития личности и методам, влияющим на сознание человека. Помимо классических и современных...
Психосемантическая сфера личности сотрудников исправительных учреждений icon Авторская программа факультативного курса для школ при иу «Произведения...
...
Психосемантическая сфера личности сотрудников исправительных учреждений icon Программа Для общеобразовательных учреждений с русским (белорусским)...
...
Психосемантическая сфера личности сотрудников исправительных учреждений icon Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности
Изучается взаимосвязь смыслообразующей активности и ценностной направленности личности. Приводятся данные исследования типов ценностной...
Психосемантическая сфера личности сотрудников исправительных учреждений icon Сфера
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции