Скачать 3.73 Mb.
|
A MANUAL FOR REPERTORY GRID TECHNIQUE Fay Fransella Royal Free Hospital School of Medicine University of London, London, England and Don Bannister High Royds Hospital, Menston Ukley, West Yorkshire, England 1977 Academic Press London New York San Francisco НОВЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Ф. Франселла, Д.Баннистер Руководство по репертуарным личностным методикам Перевод с английского Общая редакция и предисловие доктора психологических наук Ю. М. Забродина и кандидата психологических наук В. И. Похилько Щп] Москва «Прогресс» 1987 ББК 88 Ф 83 Переводчик Е. О. Федотова Редактор Н. В. Щукин Редакция литературы по психологии и педагогике © 1977 by Academic Press INC. © Перевод на русский язык с сокращениями и предисловие «Прогресс», 1987 ПРЕДИСЛОВИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ И НАЗНАЧЕНИЕ РЕПЕРТУАРНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ МЕТОДИК Одна из отличительных черт современной эпохи — повышение роли человеческого фактора, возрастания значения всех проблем, связанных с человеком. Это обусловлено и тем, что мир, в котором мы живем, становится с каждым годом все сложнее, увеличивается поток информации, растут нагрузки на психику человека, и тем, что сам человек, если можно так сказать, становится сложнее. Этот процесс объективен— чем более сложные и ответственные задачи приходится решать человеку, чем в более сложную систему общественных, межличностных отношений он включен, чем больше факторов приходится ему учитывать в своей деятельности — тем более многомерным и многоуровневым должны быть и становятся его мышление и восприятие, его мировоззрение. Увеличивается значение личного опыта, личного вклада людей. Повышается и личная ответственность, а вместе с этим и значение личности, человеческой индивидуальности. Современный человек не терпит обезличенности и уравниловки, он включается в общественный процесс не просто в силу необходимости, а сознательно. Такой человек требует и особого, бережного отношения к себе, индивидуального, в прямом и полном смысле этого слова, подхода. Личностный принцип, индивидуальный субъектный подход являются важными положениями и достижениями советской психологии. Вместе с тем, как показывает первый опыт психологических служб в нашей стране1, психологи, выйдя из лабораторий и академических кабинетов в жизнь, остро ощутили нехватку адекватных психодиагностических методов и средств, необходимых для реализации этих положений на практике. Психологи сегодня больше знают о мышлении вообще, чем могут разобраться в мышлении конкретного человека; больше знают о развитии и формировании лично- 1 Забродин Ю. М. Развитие советской психологии и задачи психологической службы.— «Психологический журнал», 1984, т. 5, № б, с. 3 — 20. 5 сти вообще, чем могут описать и объяснить поведение или отношения данного конкретного человека. Надо сказать прямо, что современная психодиагностика отстает от теории. Так, если на теоретическом уровне, на уровне фундаментальных исследований, развиваются принципы и методы системного подхода1, целостного многостороннего и многоуровневого анализа, то практическая психодиагностика пока лучше приспособлена к работе с отдельными функциями, «выборками», нормами, чем с человеком, как с целостной личностью. В частности, мы лучше умеем выявлять и измерять установки, предпочтения и личностные особенности (отличия), чем реконструировать систему целостных представлений конкретного человека. Между тем, как следует из принципов того же системного подхода, одна и та же установка или один и тот же мотив в разных системах представлений и отношений могут иметь противоположный смысл. Это учитывать тем более важно, что нам сегодня предстоит решать сложную задачу, задачу перестройки мышления и сознания многих людей. Применительно к этому перед практической психологией встает проблема изучения того, как конкретный человек познает и воспринимает сложный мир социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного человека. Другими словами, необходимо разработать подходы и средства, позволяющие включить в научный анализ не только общее и типичное, но и единичное и уникальное в личности человека. Важные шаги в этом направлении уже сделаны2, теперь дело за практическими диагностическими и прогностическими индивидуально-ориентированными методами. Предлагаемая вниманию советских читателей книга английских психологов Ф. Франселлы и Д. Баннистера посвящена описанию именно такого индивидуально-ориентированного метода личностной психодиагностики— метода репертуарных решеток3. Этот термин пред- 1 Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии.— «Вопросы психологии», 1975, № 2, с. 1—45. 2 См.: Шорохова Е. В. Тенденции исследования личности в советской психологии.—«Психологический журнал», 1980, т. 1, № 1, с. 45—58; Б од ал ев А. А. О разработке психологии познания людь ми друг друга.—Л.: ЛГУ, 1970; АнцыфероваЛ. И. О динамиче ском подходе к психологическому изучению личности.— «Психологический журнал», 1981, т. 2, № 2, с. 8—18; Столин В. В. Самосознание личности.— М.: МГУ 1983. 3 Английский термин «repertiry grid» мы по согласованию с переводчиком переводим как репертуарная решетка. Авторы не 6 ложен автором метода и теории конструктов (являющейся теоретической и методологической базой всего направления) Джорджем Келли. Репертуарная решетка представляет собой матрицу, которая заполняется либо самим испытуемым, либо экспериментатором в процессе обследования или беседы. Столбцам матрицы соответствует определенная группа объектов (называемых в данной традиции элементами). В качестве объектов могут выступать люди, предметы, понятия, отношения, звуки, цвета — все, что интересует психодиагноста. Строки матрицы представляют собой конструкты— биполярные признаки, параметры, шкалы. Конструкты либо задаются исследователем, либо выявляются у испытуемого с помощью специальных приемов и процедур выявления. В процессе заполнения репертуарной решетки испытуемый должен оценить каждый объект по каждому конструкту или каким-то другим образом поставить в соответствие элементы конструктам. Определение репертуарная означает, что элементы выбираются по определенным правилам, так, чтобы они соответствовали какой-либо одной области и все вместе были связаны осмысленным образом (контекстом) аналогично репертуару ролей в пьесе. Предполагается, что, изменяя репертуар элементов, можно «настраивать» методики на выявление конструктов разного уровня общности и относящихся к разным подсистемам. Второй смысл этого определения заключается в том, что в технике репертуарных решеток часто элементы задаются в виде обобщенных инструкций («мужчина, ровесник, к которому вы относитесь положительно», «человек, оказавший сильное влияние на ваши взгляды»), репертуара ролей, на место которых каждый конкретный человек мысленно подставляет своих знакомых людей или конкретные предметы, если в качестве элементов заданы названия предметов. Анализ репертуарной решетки позволяет оценить силу и направленность связей между конструктами заполнившего ее человека, выявить наиболее важные и значимые параметры (глубинные конструкты), лежащие в основе конкретных оценок и отношений, построить целостную подсистему конструктов, позволяющую описывать и предсказывать оценки и отношения челове- использовали термин матрица, так как репертуарная решетка не всегда является матрицей в строгом смысле этого термина: в ней на пересечении строк и столбцов не обязательно стоят числа, не всегда выдерживается прямоугольный формат, строки могут быть разной длины. 7 ка (своеобразную индивидуальную семантическую карту). Некоторые типы репертуарных решеток позволяют выявлять иерархические отношения между конструктами. Анализ серии репертуарных решеток, заполняемых одним и тем же человеком в разные моменты времени, позволяет следить за динамикой конструктов и оценок, строить траектории изменения состояния человека в системе его собственных субъективных шкал. Несмотря на разнообразие типов методик, способов получения первичных оценок и приемов анализа, это единое направление, развивающееся на основе теории конструктов Дж. Келли, называемое техника репертуарных решеток. В оригинале название книги — «Руководство по технике репертуарных решеток». Тем самым авторы подчеркивают ее методическую направленность. Действительно, книга представляет собой полное и подробное методическое пособие по разработке и применению репертуарных методик. Однако мы не случайно с самого начала выделили слово метод. Этим мы стремимся побудить читателя прочесть данную книгу не просто как описание (еще одной) группы психологических личностных методик, а постараться уловить содержательную суть оригинального подхода к исследованию и анализу личности человека. Подчеркивание этого момента для советского читателя важно еще и потому, что в нашей стране метод репертуарных решеток сравнительно мало известен. Для многих знакомство с этим подходом ограничивается знанием репертуарного теста ролевых конструктов1 Дж. Келли — первой репертуарной методики, появление которой дало собственно начало технике репертуарных решеток. Сегодня это целое направление в экспериментальной психологии2. Гибкость и эффективность репертуарных методик, качество и количество получаемой информации делают их пригодными для решения широкого круга задач. Методики этого типа используются в самых разных областях практической деятельности: в педагогике и социологии, в медицине, рекламе и дизайне, в таких областях практической психологии, как 1 В отечественной литературе описание репертуарного теста Дж. Келли см., например: Козлова И. Н. Личность как система конструктов.—В кн.: Системные исследования. Ежегодник.— М.: Наука, 1976, с. 128—146. 2 См.: Похилько В. И., Федотова Е. О. Техника репертуар ных решеток в экспериментальной психологии личности.— «Вопросы психологии», 1984, № 3, с. 151 —157. 8 психологическое консультирование, педагогические, клинические и организационные психологические службы. Репертуарные решетки оказались методом, идеально приспособленным для реализации в виде диалоговых программ на персональных компьютерах, что также во многом способствовало их широкому распространению. Популярность этих методик .продолжает расти с каждым годом. Многие советские читатели, наверное, впервые познакомятся с этим методом. Возможно, кому-то может показаться, что некоторые описываемые в данной книге методики похожи на другие оценочные и самооценочные техники, на такие техники субъективного шкалирования, как семантический дифференциал, методики сортировки и классификации. Действительно, определенные черты сходства между ними есть. Однако причины этого сходства гораздо глубже, чем может показаться при поверхностном сравнении. Метод репертуарных решеток является наиболее общим и универсальным методом. Это «родовой» метод, вобравший в себя и преимущества свободной беседы и структурированного интервью, и положительные черты стандартизированных оценочных и самооценочных техник. Вместе с тем метод репертуарных решеток — один из наиболее гибких методов. Он может быть «настроен» на реконструкцию самых разных областей субъективного опыта человека, на выявление смысловых конструктов различного уровня обобщенности и значимости. Это один из немногих методов, который позволяет использовать в исследовательской и диагностической работе не только общегрупповые нормативные шкалы (параметры, характеристики), но и уникальные, свойственные только данному конкретному человеку. Знание некоторых положений, развиваемых в русле данного направления, позволяет осознать и преодолеть целый ряд методических проблем и трудностей, сделать методики более корректными, а результаты — психологически адекватными. Авторы настоящего руководства — известные английские психологи и психотерапевты Фей Франселла и Дональд Баннистер — являются, пожалуй, самыми последовательными сторонниками и продолжателями направления в психологии личности, открытого Дж. Кел-ли. Им принадлежит ряд оригинальных методических разработок, получивших признание далеко за пределами Англии. Некоторые из них, такие, как методика изучения влияния экспериментальной валидизации/инва-лидизации (подтверждения или неподтверждения ожи- 9 даний испытуемого в ходе эксперимента) на динамику систем конструктов, ставшие уже классическими, привели к возникновению новых областей исследования. Вместе с тем во всех своих работах (а их перу принадлежит несколько монографий и большое количество статей), в том числе и в данной книге, авторам удается сохранить разумное соотношение между психологическим и «технологическим» при разработке и применении репертуарных методик. Это важное достоинство настоящего руководства. Дело в том, что техника репертуарных решеток в силу больших конструктивных возможностей, заложенных в ней, рискует превратиться в своеобразную «технологию по производству» различных вариантов репертуарных решеток, всевозможных «индексов и показателей». Технологию, порождающую собственные технологические проблемы и методы их разрешения, которые в свою очередь порождают еще большие технологические проблемы и т. д. Этот процесс увлекателен, поскольку репертуарные методики, являясь гибким и универсальным методом субъективного шкалирования, позволяют использовать бесчисленное количество способов получения первичных оценок, применять весь арсенал современных алгоритмов многомерного анализа данных и строить сложные геометрические и топологические модели. В этой области каждый легко может стать изобретателем. Однако здесь, как и в любой другой области, важно не допустить, чтобы этот процесс превратился в самодостаточную деятельность, важно сохранить чувство меры. В данной книге основной акцент сделан на методиках исследования личности. Читатель найдет в книге много различных вариантов репертуарных решеток, предназначенных как для индивидуальных, так и для групповых обследований; познакомится с конкретными примерами анализа и интерпретации результатов, получаемых с помощью репертуарных решеток. В частности, в приложении, написанном Брендой Моррис, описывается применение репертуарных методик для оценки изменений, происходящих в процессе групповой психотерапии с каждым из участников группы. Вместе с тем в обширной библиографии к книге читатель найдет ссылки на примеры использования репертуарных методик и в других областях. Репертуарные решетки могут применяться и применяются в качестве эффективного инструмента в экспертной оценке, где они позволяют не только классифицировать объекты оценки или получать шкалы предпочте- ю ний, но и, реконструировав систему субъективных шкал, понять и объяснить возникновение каждой оценки и учесть индивидуальную точку зрения каждого эксперта. В педагогике репертуарные решетки с успехом могут применяться для изучения и диагностики отношений учащихся к различным предметам и методам преподавания, в качестве средства выявления параметров восприятия учителями своих учеников и в качестве метода повышения точности и адекватности оценок и самооценок. Этот метод сулит большие перспективы в качестве эффективного средства самоанализа и самопознания. Он позволяет выявить противоречия в оценках, конфликты ценностей и установок человека. Можно использовать репертуарные решетки и для оценки Динамики состояния человека, например в процессе рабочего дня или в процессе выполнения какой-либо сложной или утомительной деятельности. Репертуарные решетки — незаменимый метод для задач профориентации и профконсультирования. С их помощью легко выявить индивидуальную систему представлений человека о различных профессиях, разобраться в причинах предпочтения данным конкретным человеком той или иной профессии, выявить конфликтные представления и неадекватные оценки. При работе с коллективом этот метод можно использовать в качестве средства получения взаимооценок, исследования точности межличностного восприятия, изучения различий понимания членами группы групповых целей и задач. Метод репертуарных решеток — современный метод, ориентированный на использование ЭВМ. Несмотря на то что существуют различные типы обработки репертуарных решеток «вручную», без применения ЭВМ (некоторые из которых приведены и в настоящем руководстве), ориентироваться на них нецелесообразно. Достоинства и преимущества этого метода полностью раскрываются тогда, когда есть возможность, проведя исследование, быстро обработать результаты и проанализировать их, с тем чтобы уже при следующей встрече с испытуемым можно было уточнить и проверить возникшие предположения, составить и провести репертуарную решетку другого типа, а если это необходимо, и дополнить прежнюю, изменив репертуар элементов или выборку конструктов. Сегодня в связи с широким распространением персональных компьютеров, когда практически каждый исследователь может получить доступ к прикладным статистическим пакетам |
Руководство. Авторизированный перевод с английского Для любой данной терапевтической ситуации можно использовать много разных методов. Конечно хорошо открывать новые методы, но совсем... |
M. Roerich Motilal banarsidass Calcutta Перевод с тибетского Ю. Н. Рериха Перевод с английского О. В. Альбедиля и Б. Ю. Харьковой |
||
M. Roerich Motilal banarsidass Calcutta Перевод с тибетского Ю. Н. Рериха Перевод с английского О. В. Альбедиля и Б. Ю. Харьковой |
4 Опубликовано 28. 05. 2007 личная информация Перевод с английского языка на русский медицинской, религиозной литературы; документации и контрактов; художественной литературы;... |
||
Диплом специалиста филологии (июль 2005). Факультет лингвистики нтуу... Факультет лингвистики нтуу кпи, специализация – технический перевод с английского и немецкого языков |
Йоханесбург 1986 Перевод с английского А. Зелинского 1987 |
||
A theory of justice Перевод с английского В. В. Целищева при участии В. Н. Карповича и А. А. Шевченко |
Гибель парохода "Титаник", его история и уроки Предисловие, перевод с английского и приложение Дмитрия Митюкова () |
||
Руководство по совершению хаджа др. Халиль Алтунташ >Др. Исмаил Карагёз Перевод с турецкого. М.: Ооо «Издательская группа «сад», 2010. 1-е издание. 96 стр., тираж: 000 экз |
Хрестоматия по Шести йогам Наропы Перевод, составление и введение... М 90 Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Перевод, составление и введение Гленна Муллина; пер с англ. В. Д. Ковалева. — М: Открытый... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |