Скачать 2.6 Mb.
|
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru Романова Е. С, Потемкина О.Графические методы в психологической диагностикеББК 88.4 Р69 Ответственный редактор: доктор психологических наук, академик Ю. М. Забродин Рецензенты: кандидат психологических наук А. Г. Асмолов доктор психологических наук В. В. Гульдан доктор психологических наук И. В. Дубровина ISBN 5-86776-017-0 Графические изображения (рисунок и почерк) давно привлекали ученых-психологов как возможность раскрытия психологического содержания индивидуальности, ее связи с миром, особенностями поведения, эмоционального состояния и т. д. Если Вы хотите узнать о своих индивидуальных особенностях, составить свой психологический портрет, это можно сделать на основе описания рисуночных тестов, способов их анализа и интерпретации, которые изложены в доступной и удобной форме. Для практических психологов, философов, юристов, психотерапевтов, искусствоведов, а так же всех интересующихся проблемами индивидуальности и ее особенностями. „ 47202000000-013 Р А-76(02)-91 ББК 88.4 ISBN 5-86776-017-0 Романова Е. С, Потемкина о ф 1991 ' ' Издательство «Дидакт» мление, 1991 офор- ВВЕДЕНИЕ В последние годы в психологических исследованиях стали весьма популярны графические методы, получившие значительное распространение на Западе еще с начала 50-х гг. За сравнительно недолгую историю графических методов__ психодиагностических тестов — разработано много специальных приемов и процедур, вошедших в число классических диагностических средств. Это, в частности, рисунок человека__ тест Ф.Гудинаф (127), Д.Харрис (129), тест "Дерево" К.Коха (134), "Дом-дерево-человек" Д.Бука (120; 121), рисунок семьи В.Вульфа (77), которые с разными модификациями использовали В.Хьюлс (131), Л.Корман (126), Р.Бернс и С.Кауфман (124), А.И. Захаров (43), Е.Т.Соколова (94), Г.Т. Хомента-ускас (106; 107) и др. В отечественной практике получила распространение диагностическая методика "Пиктограмма", пер- • воначально предложенная А.Р.Лурия как прием изучения особенностей опосредованного запоминания, а затем весьма детально изученная в работах Г.В.Биренбаум (9), С.Я.Рубинштейн (85), С.В.Лонгиновой (69; 70), Б.Г.Херсонского (102; 103; 104; 105)и др. Однако, при всем разнообразии методов, 6 целом получивших название графических, их возможности еще недостаточно широко раскрыты. С одной стороны, в практической сфере используется незначительное количество вариантов заданий и тем изображения, а с другой — отсутствует внимание к проверке их на валидность, надежность получаемых данных и интерпретаций. Графические методы, относясь к классу проективных, дают человеку возможность самому проецировать реальность и по-своему интерпретировать ее. Поэтому естественно, что полученный результат в значительной мере несет на себе отпечаток личности, ее настроения, состояния, чувства, особенностей представления, отношения и т.д. Введение Вообще говоря, в каждом графическом изображении, которое можно рассматривать как невербальное сообщение для другого, остается что-то специфически индивидуальное. И трудность методической задачи состоит в том, чтобы максимально контрастно выделить то, что принадлежит автору изображения, отчленив его от того, что составляет нормативную, "неавторскую" сторону изображения — канву стандартной ситуации, влияние стандарта задания, содержание общего смысла сообщения и т.п. Но это весьма трудно сделать, поскольку в субъективном графическом продукте (письме, рисунке и т.п.) воедино слиты и выражаются совместно с одной стороны, — смысл (сообщение), отношение автора, его способности и т.д., а с другой — ограничения на это выражение со стороны культуры (в данном сл/чае норм графики), материала изображения, структуры графического задания (дом, дерево, человек и т.п.) и наконец, возраста человека (например, специфичных этапов развития графических умений и навыков ребенка). Указанные ограничения образуют упомянутую выше своеобразную нормативную структуру и выступают как отсчетный фон, на котором и по отношению к которому могут быть выявлены личностные особенности человека. - Это подтверждает весь опыт человеческой культуры. Мы знаем: в рукописном тексте остается как бы "след" пишущего, отражаются его личностные свойства, переживания, отношение к смыслу сообщения, наконец, его состояние. Классическим примером, подтверждающим сказанное, является аналитическое сопоставление рукописных текстов и рисунков выдающихся русских писателей и художников, (что било сделано, в частности, при исследовании творчества А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, С.Эйзенштейна). Этот пример показывает, что существует общий (для разных форм выражения) стиль всей графики индивида. С теоретической точки зрения это означает, что возможна и разрешима проблема психологической идентификации личности человека по результатам анализа его графического продукта. Это позволяет рассматривать два различных варианта методов психодиагностики соответственно видам графического продукта: — методы психографического анализа текста, — психодиагностические рисуночные тесты. Введение I Рисуночные тесты, как особая разновидность психографических методов, часто используются в практической диагностике и нередко служат единственным средством развития общения между психологом и консультируемым: в рисунках содержится обилие "сигналов" для психолога, которые можно использовать для построения диалога с консультируемым. Последний, в свою очередь, в процессе общения с психологом использует не только слова, но и образы. Рисунки, как показывает опыт, имеют яркие индивидуальные различия, что дает возможность построения на их основе естественных психологических классификаций и типологий, и это достигается значительно быстрее, чем при применений других методов. Анализ рисунков, письма, "изобразительного языка" в целом не только расширяет диагностические возможности, но и способствует более глубокому пониманию всего душевного состояния человека, его видения мира и социальной ориентации. Однако, за многими достоинствами графических методов, простотой и доступностью их применения стоят высокие требования к специалисту-психологу, использующему их. Необходимы длительная практика, чрезвычайная осторожность в интерпретации, умение правильно формировать сложный комплекс методик, поскольку графические методы, по нашему убеждению, не должны применяться изолированно от других методов. К сожалению, расширяющееся применение графических методов и процедур пока не привело к созданию работ, обобщающих опыт их использования, к формированию обшего подхода к психологическому анализу разных видов изображении. В настоящее время также нет единства взглядов на интерпретацию результатов психографического исследования- ЧаШ всего каждый из исследователей, "набивая руку" на акои- одной или группе методик, выделяет свои собственна16 метры для построения интерпретации. При этом крайне редки попытки анализировать рисунок в контексте художественной культуры, накопившей богатый опыт оценки художесвенного творчества. По нашему мнению, это сужает возможности психологического применения графических методов, сдерживает ** „,бо-тие, обогащение, верификацию. В предлагаемой читате1 Введение те мы попытались найти общий подход к анализу графического материала (на основе анализа 25 тысяч рисунков детей и более 10 тысяч рисунков взрослых, представителей различных профессий) , сопоставляя данные, полученные при использовании наиболее употребительных рисуночных тестов. Это позволило нам в какой-то мере систематизировать описание графических методов и способов их применения в психодиагностике. Книга не претендует на полноту материала по графическим диагностическим методикам и представляет собой лишь начальный этап в развитии общего подхода. Для детальной разработки необходимо более глубокое изучение психографической техники и диагностических процедур, сопоставление их с другими методами, систематическое исследование этнических, возрастных, половых и других различий в выполнении графических изображений. Хочется подчеркнуть, что наша книга, в которой предпринята попытка обобщения данных по графической диагностике, одна из первых, и в силу этого является дискуссионной. Понимая, что подобный труд не может быть лишен недостатков, авторы будут очень признательны читателям за за высказанные критические замечания. ЧАСТЬ I Очерк историко-психологического анализа графической деятельности Глава 1 Краткая история письма и начало почерковедения Рассматривая историю развития графических продуктов человека, целесообразно обратиться к филогенезу письма как особой формы графической деятельности. Здесь можно увидеть длительные и трудные этапы развития письма и рисунка от первоначальных пиктограмм до современной письменности, развитие изобразительной деятельности от первого абриса тени, отброшенной человеком, до современной живописи и графики, передающих сложнейшие авторские ощущения и видение происходящего. Время, сохранившее наскальные рисунки древнего человека, отразило и особенности жизнедеятельности древних людей, и их изобразительные возможности. Изобразительная деятельность поначалу была необходима для передачи сообщений другим людям, фиксации опыта. Считается, что таким образом охотники предупреждали товарищей о передвижениях, количестве и породах зверей — с помощью различных примитивных знаков, основным назначением которых было сообщить об определенном факте. История письма отражена в фундаментальном труде ЧЛоукотки (71). Предполагается, что первоначально все эти знаки были независимы от языка, так как они действительно являлись только сигналами, простыми знаками, часто заранее установленными, но всегда понятными. В первую очередь сюда можно отнести знаки, столь необходимые в тех случаях, когда охотник шел по следам стаи. Одним из таких сигналов (приемов их очень много, особенно в этнографии) служит ветвь; положенная концом в нужную сторону. В дальнейшем в подобных случаях стали размещать негодные для охоты стрелы остриями в нужном направлении. Этот обычай, коренящийся в далеком прошлом 8 Часть I человечества, сохранился до сих пор, и мы вычерчиваем стрелки, указывающие направление. Но одних указаний направления было недостаточно. Вскоре сюда присоединилось стремление наглядно передать отсутствующему товарищу и некоторые подробности ситуации — так возникли рисунки. Люди разработали на основе рисунков целую систему сообщений, с помощью которой можно было передавать и более сложные комплексы значений, чем простое обозначение видов животных и направлений их передвижения. Но все же это еще не письмо, а только намек на него. В действительности письмо также начинается с рисунков, которые своей традиционной формой подсказывают логическое содержание сообщений и всегда более конкретны, более однозначны, что снижает возможность ошибок при восприятии их содержания. Однако, не все рисунки, дошедшие до нас от минувших веков, являются письмом, сообщением. На современном этапе нам, людям цивилизованным и далеким от примитивного мышления, трудно точно установить, имеем ли мы в том или ином случае дело с "чистым" рисунком — воплощением индивидуальной эстетической эмоции, или с письмом, сообщением. Иногда имеет место смешение. Изображения, содержащие сообщение, выполненное рисунками, называется пиктограммой. Различают пиктограммы и петроглифы. Их различие состоит в том, что пиктограммы — это исключительно рисунки, а петроглифы включают в себя также геометрические и другие элементы. К примеру, в рисуночных сообщениях, обнаруженных на севере американского континента, преобладают пиктограммы, а на юге — петроглифы. У всех пиктограмм есть одна общая особенность: они знакомят нас лишь с одним определенным событием, по большей части бытового характера, иногда разбитым на отдельные моменты, но всегда с легко обнаруживаемой цело-, стностью. Таким образом, можно сказать, что каждый рисунок как бы соответствует одному предложению. Задача пиктограмм заключается в наиболее наглядной передаче целых комплексов значений; вероятно, поэтому разные индивидуумы облекали свое высказывание в различную форму. Можно выделить пять видов основных назначений, которые выполняли пиктограммы. Первый вид — простейшие Глава I пиктограммы, выполняющие назнания любовных посланий, которые находили у североамериканских индейцев и одулов (Северная Сибирь). Второй вид известен как охотничьи сообщения, существовавшие пг чти у всех народов мира даже в доисторический период, третий вид образуют магические и заклинательные формул л, в особенности распространенные у североамериканских < индейцев, а также в Индонезии. Четвертый — донесения о боевых стычках, набегах, атаках и походах, а также надписи на могилах. Наконец пятый, последний вид — это пиктограммы политического характера, например, петиции, договоры, сведения о переписи населения, а также различные заявления, предупреждения и т.п. Анализ пиктографических сообщений показал, что для них наиболее характерна стихотворная форма с присущей ей ритмической устойчивостью, лучше всего отвечающая постоянному значению отдельных рисунков. Некоторые народы особенно любят пользоваться этой формой, поэтому мы иногда говорим о пиктографических стихах или песнях. "Наибольший интерес, — пишет Ч. Лоукотка, — представляют знаки марийцев (восточная часть европейской России) и саамов (Швеция), жителей юга Европы, а также арабов и бразильских индейцев, в которых наблюдаются первые попытки стилизации изображений. Стилизация заметна также в некоторых наскальных рисунках Южной Европы и Северной Америки, например, в них мы находим стилизованные руки, бычьи головы и т.п." (71. с.22-23). Можно считать, что разные виды пиктограмм составляют первую ступень развития письма (71). Значительный прогресс, по сравнению с неопределенными неясными пиктограммами, представляет следующая ступень |развития письменности, так называемая идеографическая, ло-'гически развивающаяся из пиктографической. Поскольку слово и рисунок представляют собой два возможных способа выражения одного и того же объекта, то люди уже на раннем этапе стали отождествлять определенные рисунки с определенными словами. Они начинают пользоваться символами, знаками, приобретающими условный характер. При этом мы видим, что °чень многие знаки и символы происходят от так называемо 10 Часть I кинетической речи. Это чисто графический наглядный эквивалент определенного жеста, уже вошедшего в обиход. Он внедряется в письмо главным образом там, где кинетическая речь оперирует символическими движениями (часто заимствованными из магии). Например: у нас палец, приложенный к губам, означает "молчи!", а у североамериканских индейцев этот жест означает "дитя", указывая на то, что дитя не умеет говорить. Из этого жеста впоследствии возник знак "дитя", графически изображавшийся двумя параллельными черточками, пересекаемыми вертикальной третьей чертой. Идеографическое письмо в определенном смысле уже можно назвать символическим — в тех случаях, когда с помощью рисунков хотят закрепить и передать другим известные представления, выраженные словом. Идеограммами широко пользуются современные народы, особенно для магических целей, но чаще всего это — сугубо религиозная символика, доступная лишь посвященным (рис. 1,2,3). Этап символического письма отличается тенденцией к быстрому поступательному развитию. Символы приобретают универсальный характер, их форма и логическое содержание стандартизируются, употребление становится более условным. Параллельно с этим, сложные в прошлом изображения упрощаются, стилизация исчезает, и в конце кондов, преобладание получает чисто звуковой эквивалент. Теперь знак уже не отображает значение слова, а только фиксирует звуковой комплекс. И хотя этим письмом и продолжают пользоваться главным образом для сообщений исторического и религиозного характера, уменьшение количества знаков в нем делает его сравнительно более доступным для широких слоев населения. Таким образом, если на первых этапах "искусство" письма являлось почти исключительным достоянием жрецов и знахарей, сохранявших его в тайне, то в дальнейшем словесное письмо порывает с религией, перестает быть орудием ритуала, проникает во дворцы вельмож и в лавки торговцев, а оттуда, прайда, уже в совершенно измененном виде, прокладывает путь и в широкие массы. Настоящее, в подлинном смысле слова, письмо, которое 11 Рис. 1. Идеофаммы 12 Часть I Рис. 2. Древнешумерские идеографические знаки мы в состоянии читать даже спустя тысячи лет, возникло в Египте и получило всеобщую известность под названием иероглиф . Но есть мнение, что иероглифика может быть старше, что она возникла в месопотамской культуре шумеров — споры историков по этому поводу продолжаются. Бесспорно, большим шагом вперед было изобретение финикиянами фонетического письма, в котором снимаются трудности, присущие другим системам. Теперь письмо достигает почти полного совершенства: оно уже чисто фонетическое, не требующее ни идеограмм, ни определителей, ни каких-либо иных дополнений. В пределе каждая буква изображает один определенный звук, каждый звук передается одной буквой. То, над чем древние египтяне бились тысячелетиями, удалось достигнуть финикиянам. Имелись просто 22 знака, которыми можно было выразить любое cjjobo финикийского или родственного ему семитского языка. Именно эта легкость и послужила прямой причиной бы- * Впервые этот термин применил Климент Александрийский в 200 г. до н. э. Иероглиф — от греч. hietros — священный и glyphe —то, что вырезано |
Vi городская конференция учащихся по научно-техническому творчеству Секция «Программирование» Методы распознавания образов широко используют при оптическом и акустическом распознавании (в том числе текста и речи), медицинской... |
История психологической История психологической мысли. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Военное издательство, Типография... |
||
Психология рекламы К отрасли психологической науки. В ней наиболее полно представлены основные теоретические направления, история развития психологии... |
Если у тебя рак: Психологическая помощь В книге даны эффективные методы психологической помощи при раке, мобилизующие все силы организма. Кроме того, в ней приводятся основные... |
||
О. И. Мухрыгина психология управленческого консультирования курс лекций частично Отдельно выделена тема психологической природы сопротивлений в управленческом консультировании. Особое место отведено психологической... |
Методическая разработка «Знакомьтесь, петриковская роспись» Многие годы изучая на различных курсах и осваивая самостоятельно кистевые и графические росписи по дереву, я накопила богатый опыт... |
||
Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль Американской психологической ассоциации, занимающиеся проблемами личности и социальной психологии, а также Международное сообщество... |
Главный редактор Зав психологической редакцией Зам зав психологической... Учебное пособие предназначено для психологов, психофизиологов, педагогов, а также для студентов и аспирантов психологических и педагогических... |
||
Главный редактор Зав психологической редакцией Зам зав психологической... Учебное пособие предназначено для психологов, психофизиологов, педагогов, а также для студентов и аспирантов психологических и педагогических... |
Перспективы эпигенетики и метилирования ДНК в диагностике и управлении женскими видами рака |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |