Учебное пособие для вузов




НазваниеУчебное пособие для вузов
страница1/27
Дата публикации10.06.2014
Размер5.64 Mb.
ТипУчебное пособие
literature-edu.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27




Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов

Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева

Издательства: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001 г.
Содержание

предисловие 3

раздел 1. Методология социальной психологии

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

  1. Социальная психология в системе научного знания ...6

  2. Теоретические и эмпирические источники социальной психологии 8

  3. Концептуальные основы социальной психологии 10

Психологический практикум 11

Тема 2.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

  1. Характеристика понятия «методология» в социальной психологии 14

  2. Методы социально-психологического исследования 17

  3. Понятие, структура и функции социальной психологии 20

Психологический практикум 23

Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВзАИМОДЕЙСТВИЯ

Тема 3. АСОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ 27

  1. «Я» в социальном мире 27

  2. Социальные убеждения и суждения 29

  3. Социальные установки 31

  4. Социальные стереотипы 35

3. Предрассудки и суеверия 37

Психологический практикум 39

Тема 4. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ 46

  1. Сущность понятия «общение» 46

  2. Основные характеристики общения 48

  3. Структура взаимодействия в общении 51

4. Социально-психологическая общность как результат общения 51

5. Социально-психологические механизмы общения 52

6. Соотношение общения, деятельности и поведения 56

Психологический практикум 58

Тема 5. СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ...64

  1. Общение как обмен информацией (коммуиикативная сторона общения) 64

  2. Общение кик взаимодействие (интерактивная сторона общения) 66

  3. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) 69

Психологический практикум 77

Тема 6. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 82

  1. Понятие «социализация» и ее сущность 83

2. Социальная нормативность и ее структура: объективные предпосылки Социализации 86

3. Психология освоения социальных норм: субъективные предпосылки социализации 88

  1. Психосоциальная концепция Эриксона

  2. Жизненная позиция как интегральный критерий социализации 93

Психологический практикум , 96

Тема 7. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

  1. Социальная дифференциация 109

  2. Социальный статус

  3. Социальная роль 114

  4. Ролевые отношения и ролевое поведение личности 118

Психологический практикум 120

Тсма8. СОЦИАЛЬНЫЕ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

  1. Общее и особенное асоциальных и межличностных отношений 129

  2. Место и природа межличностных отношений 131

  3. Личность и общение в системе общественных и межличностных отношений 133

Психологический практикум 135

Тема 9. ФОРМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. Межличностные отношения «навстречу людям» 142

2.Межличностные отношения «от людей» 146

3. Межличностные отношения «против людей» 151

Психологический практикум 155

Тема 10. ЛИДЕРСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

  1. Теории лидерства 162

  2. «Я»-концепцня лидера 166

  3. Психологические потребности и мотивы лидера 169

  4. Власть и авторитет лидера 171

  5. Виды и механизм власти лидера 175

  6. Поведение лидера в группах. Психологические типы лидеров 178

Психологический практикум 184

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ

Тема 11. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. Понятие социально психологической ситуации 195

2. Классификация социально психологических ситуаций 197

3. Поведение индивида в ситуационно-проблемных социально психологических ситуациях 199

4. Адаптация как универсальная стратегия эффективного поведения индивида в социально-психологической ситуации 205

Психологический практикум 209

Тема 12. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

  1. Социальная напряженность и ее психологическая характеристика 213

  2. Стресс как психологическое состояние личности в условиях социальной напряженности 217

3. Психологическая защита как естественная реакция индивида на ее социально -напряженную ситуацию 219

  1. Модели поведения субъекта в условиях социальной Напряженности 224

  2. Психологическая адаптация в условиях социальной напряженности 231

Психологический практикум 234

Тема13. ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

1. Понятие и типы экстремальной ситуации 239

2. Психосоматические проявления воздействия экстремальной ситуации 240

3. личностно ориентированные формы поведения жертв экстремальной ситуации 248

4. Личностью ориентированные формы поведения спасателей в экстремальных ситуациям 251

5. Социальные формы поведения в экстремальной ситуации 253

6. Способы адаптации к экстремальной ситуации и после нее 253

Психологический практикум 263

Раздел 4. ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Тема 14. МАЛАЯ ГРУППА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 269

  1. Специфика социально-психологического подхода 269

  2. Теоретические подходы к исследованию малых групп 271

  3. Сущность и содержание понятия «малая группа» 272

  4. Классификация малых групп 275

  5. Психологические характеристики малой группы 279

Психологический практикум 281

Тема 15. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

1. Характеристика понятия «групповая динамика» и сущность ее механизма 288

2. Элементы групповой динамики и основные концепции механизма развития малой группы 292

3. Социометрия как метод изучения групповой динамики 300

4. Изменение групповой динамики как социальная техника 303

Психологический практикум 305

Тема 16. ПСИХОЛОГИЯ ОРГАНИЗОВАННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП: ПСИХОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОЛЛЕКТИВА

  1. Содержание и структура психологии коллектива 312

  2. Психологическая типология членов трудового коллектива 317

Психологический практикум 328

Тема 17. ПСИХОЛОГИЯ ОРГАНИЗОВАННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП: ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ 335

  1. Психологические типы семьи 335

2. Психология взаимоотношений и взаимодействия родителей и детей 344

3. Психология супружеских взаимоотношений в семье 353

Психологический практикум 357

Раздел5. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Тема 18. БОЛЬШАЯ ГРУППА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

  1. Методология исследования психологии больших социальных групп 363

  2. Особенности психологии юглссоб 366

  3. Психологические особенности этнических групп 368

Психологический практикум 371

Тема 19. ПСИХОЛОГИЯ СТИХИЙНЫХСОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП: ПСИХОЛОГИЯ МАСС

  1. Масса и ее психологические характеристики 373

  2. Масса и вождь 376

  3. Поведение индивидов в массе 377

  4. Поведение массы…………………………………………… 377

Психологический практикум 380

Тема 20. ПСИХОЛОГИЯ СТИХИЙНЫХСОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП: ПСИХОЛОГИЯТОЛПЫ

  1. Понятие толпы. Механизмы формирования и состав 382

  2. Классификация толпы . 386

  3. Психологические свойства толпы 388

  4. Психологические особенности индивида в толпе 393

  5. Поведение толпы 395

6. Лидер в толпе и механизмы управления толпой 397

7. Коммуникации в толпе . 400

Психологический практикум 401


ТЕМА 1 ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
1. Социальная психология в системе научного знания.

2.Теоретические и эмпирические источники социальной психологии.

3. Концептуальные основы социальной психологии.

Ключевые понятия темы:

«границы» социальной психологии как науки, теория психологии народов, теория психологии масс, теория социальных инстинктов.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1997.

2. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. —Л., 1967.

3. Куликов В.Н. Проблемы социальной психологии. — Иваново, 1979.

4. Майерс Д. Социальная психология; Пер. с англ. — СПб., 1996.

5. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. — СПб., 1999.

6. Руденский Е.В. Социальная психология. — М. - Новосибирск, 1997.

7. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. — М., 1985.
1. Социальная психология в системе научного знания

Вопрос о месте социальной психологии в системе научного знания до сих пор не нашел окончательного разрешения в специальной литературе. Он связан с проблемой «границ» социальной психологии как науки. Выделяются три позиции, касающиеся «границ» социальной психологии:

  • социальная психология есть часть социологии;

  • социальная психология есть часть психологии;

  • социальная психология есть наука, находящаяся «на стыке» социологии и психологии. Эта последняя точка зрения объединяет наибольшее число исследователей проблематики социальной психологии.

В настоящее время более или менее общая точка зрения на происхождение социальной психологии сводится к тому, что исторически социальная психология возникла на стыке двух наук — социологии и психологии, что неизбежно отражается на ее своеобразном статусе. Своеобразие заключается в том, что обе «родительские» дисциплины как бы продолжают претендовать на новую дисциплину и включают ее в себя как составную часть, невольно размывая предметное содержание собственно социальной психологии.

То, что изучает социальная психология, изучают и другие человековедческие науки, например, социология или психология личности, однако делают они это по-разному. Социологи рассматривают социальные группы (от малых до самых больших) в деятельностном и операционально-статистическом аспектах. Социальных психологов интересует поведенческий аспект взаимодействия индивидов и членов различных групп. Социологи абстрагируются от изучения всевозможных психических процессов, происходящих в индивидах и в группах. Надо отметить, что и социология, и социальная психология нередко используют сходные методы исследования. Много общего в предметах изучения социальной психологии и психологии личности. При этом социальная психология сосредоточена больше на общем между индивидами, а психология личности - как на общем между индивидами, так и на различиях между ними.

Если говорить о «границах» между социологией и социальной психологией, то считается, что по предмету изучения различия между ними часто установить невозможно. Речь идет скорее о выделении специфических аспектов исследования, специфического угла зрения на одну и ту же проблему. Хотя, конечно, есть очевидные социально-психологические подходы, например, в социологии личности, в социологии массовых коммуникаций и др.

Вопрос о «границах» между общей психологией и социальной психологией оказывается еще более сложным. Здесь имеет значение тот же специфический социально-психологический подход, который не реализуется возможностями общей психологии. Это касается таких проблем, как динамика межличностных отношений в группах, формы общения и взаимодействия личностей в группах и ряда других. Но несмотря на свой «пограничный» характер, на собственную предметную специфику, социальная психология — все же часть психологии. Наиболее существенной чертой социально-психологического знания является его включенность (в большей мере, чем других областей психологии) в социальную и политическую проблематику общества.
2. Теоретические и эмпирические источники социальной психологии

Существуют разные взгляды на историю развития социальной психологии. Считается, что первыми историческими формами социально-психологического знания стали: теория психологии народов (Германия), теория психологии масс (Италия, Франция), теории социальных инстинктов (Англия, США).

В теории психологии народов (Ф. Гегель, М. Лазарус, Г. Штейн-таль) нация (народ) рассматривается как «сверхиндивидуальнай целостность», личность наделяется «сверхиндивидуальной душой», и вторая находится в подчиненном отношении к первой. Иначе говоря, теория психологии народов исходила из того, что главная сила истории — это народ, «дух целого», который выражает себя в религии, языке, мифах, обычаях, искусстве и т.п., а индивидуальное сознание есть его продукт. Задача социальной психологии состоит в том, чтобы психологически познать сущность духа народа, открыть законы духовной деятельности народа. Позднее (в работах В. Вундта) концепция психологии народов с отказом от не вполне определенного понятия «дух целого» приобрела более реалистический вид, но так или иначе основная мысль в этой теории сводилась к тому, что, кроме индивидуального сознания, существует нечто, характеризующее психологию группы и индивидуальное сознание, и в конечном счете это предопределяется психологией группы. В теории психологии масс (работы Г. Тарда, С. Сигеле, Г. Лебона) сновополагающими были идеи об активной роли иррациональных моментов в социальном поведении и об активной роли подражания. Иррационализм в социальном поведении прослеживался на примере аффективного поведения уголовных преступников, а позднее (преимущественно в работах Г. Лебона) — в поведении больших скоплений людей, «людских масс». Главное отличие психологии масс и том, что человек «толпы», человек «массы» теряет свою индивидуальность, подчиняется импульсам, примитивным инстинктам и легко поддается различным иррациональным действиям. В рамках концепции психологии масс формально признавался некоторый примат индивида над обществом, однако само общество произвольно сводилось к толпе и описывалось также весьма односторонне, главным образом в состоянии паники. Теория социальных инстинктов (В. Макдугалл, Э. Росс, Д. Болдуин) исходит из того, что социальное поведение определяется врожденными инстинктами, стремлением к цели, что свойственно как человеку, так и животному. Это стремление, желание, порыв выступает в психике человека как движущая сила характера формирующая социальное поведение. Авторы теории считают, что всё происходящее в области сознания находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Сформулированы несколько пар связанных между собой инстинктов и эмоций. Среди них — инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев и страх, инстинкт самосохранения и соответствующее ему чувство бегства, инстинкт строительства и чувство созидания, стадный инстинкт и чувство принадлежности, инстинкт воспроизведения рода и ревность, инстинкт приобретения и чувство собственности. В конечном счете, концепция теории инстинктов объясняет социальное поведение с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели и утверждает значение иррациональных и бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества. К философским истокам и предпосылкам развития социальной психологии относят:

— идеи Платона об иррациональности поведения масс, присущего демократии (эти идеи легли в основу теории массовых социальных движений);

— идеи Аристотеля об общественных инстинктах, объединяющих людей;

— идеи Гельвеция о социальной детерминации (предопределенности) развития личности;

— идеи Фейербаха о роли и сущности социально-психологического общения людей как единственного способа проявления человеческой сущности;

— идеи российских революционных демократов и философов о социальных настроениях, об общественном мнении, о нравах, об обычаях и т.п. Американский социальный психолог С. Сэржент считает, что социальная психология берет свое начало от идей и теорий школ:

— социальной философии (Платон, Монтескье, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.);

— социальной антропологии (М. Лазарус, В. Вундт, Ф. Тейлор и др.);

— английского эволюционизма (Ч. Дарвин, Г.Спенсер и др.).

К эмпирическим предпосылкам возникновения и развития социальной психологии относят:

— ораторское искусство Древней Греции, развившее приемы управления вниманием и эмоционально-психологическим состоянием больших и малых человеческих групп;

— действа жрецов, шаманов, ведунов, развившие приемы суггестивного (внушающего) воздействия на аудиторию;

— взаимодействия различных религиозных конфессий со своей паствой, развившие приемы формирования установок;

— культурно-психологические традиции чень-буддизма, развившие приему психотренинга и психорегуляции.
3. Концептуальные основы социальной психологии

Социальную психологию, как и любую другую науку, можно рассмотреть с трех сторон:

— методологической;

— феноменолргической;

— праксиологической.

Методология социальной психологии — это совокупности приемов исследования, средств, необходимых для познания социально-психологических явлений. Феноменология социальной психологии — это социально- психологические явления, т.е. психические состояния и поведение индивида в группе.

Праксиология социальной психологии — это конкретное индивидуальное и групповое поведение людей. Это прикладная социальная психология. Методологию социопсихологии составляет концептуальный аппарат, содержательную базу которого формируют основные положения исторического материализма, в частности, те из них, которые исследуют место и роль психического фактора в социальной жизни. Обобщая сказанное, отметим, что социальная психология выступает в качестве междисциплинарной научной теории, изучающей, социальную психику как динамическую систему, в том числе явления и законы, а также психологические механизмы социальной регуляции,
Контрольные вопросы:

1. Каковы представления социальных психологов о «границах» социальной психологии как науки?

2. Каковы исторические предпосылки возникновения социальной психологии?

3. Каково содержание понятия «предмет социальной психологии»?

4. В чем суть научной теории психологии народов?

5. В чем суть научной концепции психологии масс?

6. В чем суть научной теории социальных инстинктов?

7. Каковы философские истоки социальной психологии, отраженные в идеях Платона, Аристотеля, Гельвеция, Фейербаха, российских революционных демократов?

8. Каковы эмпирические предпосылки возникновения социальной психологии?
Психологический практикум
Игра «Броуновское движение»

Цель игры: выявить особенности индивидуального восприятия человека человеком, определить закономерности, помогающие общению в группе.

Ведущий, прежде чем разъяснить правила предстоящей игры, обращает внимание участников на то, что психологические игры обладают одним важным свойством: если играющему удается проникнуться идеей игры, полностью сосредоточиться на ней, на ее требованиях и максимально «войти в образ», то и поведение играющего будет максимально адекватным поведению человека в аналогичных жизненных обстоятельствах. Ведущий просит участников игры встать в круг, затем, закрыв глаза и не разговаривая, начать произвольно двигаться в разных направлениях. Через некоторое время, по хлопку ведущего, все останавливаются и открывают глаза. Снова с закрытыми глазами совершают те ж§ действия и при этом издают жужжание. По хлопку ведущего вновь останавливаются и открывают глаза. Обсуждение: участники игры делятся своими ощущениями, восприятиями, отвечая на вопросы: — Какие чувства возникли в первом и во втором случаях? — Что мешало движению? — Что помогало не сталкиваться друг с другом? Ведущий комментирует ответы игроков, объясняет природу появления чувства тревоги, ощущения неловкости, о которых участники, возможно, говорят. Он предлагает сравнить ощущения в ходе игры с теми ощущениями, что возникают, если человек попадает в новую компанию, в непривычные обстоятельства и ситуации, когда жела-
тельно проявить инициативу в общении. Такое сравнение помогает чётче осознать причину тревожности и страха в общении.

Игра «Представь себя другим»
Цель игры: проанализировать свой круг общения.

Согласно древней мудрости, постигнуть душевную жизнь других сможет лишь тот, кто связан приятельскими узами (именно приятельскими, а не должностными или семейными) одновременно хотя бы с одним:

-ребенком;

- человеком помоложе;

- ровесником;

- человеком постарше;

- человеком значительно старше;

- стариком или пожилой женщиной.

Предлагается именно с этой точки зрения оценить свой круг общения. Эту простую, но психологически глубокую истину, как ни странно, многие открывают для себя заново. Неспособность поддерживать приятельские отношения, например, с подростком или стариком может говорить об ограничении возможностей настроиться на «волну» другого человека и о риске стать не слишком интересным собеседником в каких-то ситуациях.

Игра «Психологический дневник»

Цель игры: помочь человеку более четко формулировать свои мысли и самонаблюдения, определять ощущения; осмыслить ассоциативные сфзи; приобрести навыки выходить за пределы обычного мышления и банального изложения; стимулировать творческий процесс сауоосознания и самосовершенствования; научиться выражать безопасным способом любые мощные и разрушительные эмоции, кипящие внутри; концентрировать внимание и волю. В психологическом дневнике человек описывает свой внутренний
мир и происходящие в нем изменения. Из внешних событий регистрируются только те, которые тесно связаны с мыслями, чувствами и наблюдениями. В любом случае в центре внимания ведущего дневник должны находиться растущее осознание своего «Я», новый постигнутый смысл, духовные ценности и взаимосвязи. Здесь отражаются наблюдения, связанные с реалиями бытия, самые яркие переживания, образы, приходящие во сне, фантазии, спонтанные рисунки, возникающие машинально при размышлениях о чем-то
важном, и иные плоды деятельности подсознания. Обсуждение: проводится в форме самоосмысления накопленного материала; уже зафиксированные факты вновь и вновь обдумываются с иных точек зрения; исследуются варианты поведения в одних и тех же обстоятельствах.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие для вузов под ред. В. М. Мапельман и Е. М. Пенькова...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов и всех интере­сующихся философской проблематикой

Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: Тц «Сфера»
Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М: тц «Сфера», 2000....

Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие допущено Министерством образования Российской Федерации...
Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с. ІзхШ 5-7567-0159-1

Учебное пособие для вузов iconПрактикум л. И. Губарева о. М. Мизирева т. М. Чурилова экология человека...
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, оно может быть использовано также преподавателями вузов, учителями...

Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие для вузов
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, специализирующихся по психологии и социальной педагогике. В...

Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие автор: панкин сергей фёдорович объем 38,54 А. Л....
Книга написана в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 022200...

Учебное пособие для вузов iconГогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Г 58 Психология физического воспитания...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физическая культура и спорт»

Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие для вузов / Б. С. Братусь, В. Л. Воейков, С. Л. Воробьев...

Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие для вузов
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие для вузов аспект пресс москва 1999
Социально-психологические и ситуативные факторы. Толерантность в межэтнических отношениях 45

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции