Рис. Взаимодействие двух факторов развития психики в модели В. Штерна




Скачать 246.09 Kb.
Название Рис. Взаимодействие двух факторов развития психики в модели В. Штерна
страница 1/3
Дата публикации 09.06.2014
Размер 246.09 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Психология > Документы
  1   2   3



Активность субъекта как фактор
психического развития (гипотезы, модели, факты)

2002 г. А.А.Волочков*

*Канд. психол. наук, доцент кафедры практической психологии
Пермского педагогического университета, Пермь


В статье рассматривается проблема роли субъекта в его психическом развитии. Предложена трехфакторная модель развития, в которой, наряду с генетическим и средовым факторами, значительную роль играет активность самого субъекта. Помимо поставленных проблем и гипотез приводятся результаты ряда эмпирических исследований автора в этом направлении.
Ключевые слова: субъект, активность, факторы психического развития, развивающее обучение

1. ПРОБЛЕМЫ ЭПИГЕНЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
И ТРЕХФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В психологи, с самого ее зарождения, ведется интенсивный поиск основных механизмов и закономерностей, ведущих факторов психического развития в целом и отдельных его сфер (например, интеллектуальной). Среди таковых, как правило, называют биологический (наследственный, генетический) и социальный (средовой). Теории определяющей роли наследственных или средовых факторов психического развития хорошо известны. Классический психоанализ З.Фрейда, теория стадиального развития интеллекта Ж.Пиаже акцентируют фактор наследственности, а бихевиоризм (от Д.Уотсона до Б.Ф.Скиннера), концепция социокультурного развития психики Л.С.Выготского, теория деятельности А.Н.Леонтьева и другие – средовой, социальный фактор психического развития.

Одна из первых попыток создания промежуточной модели психического развития принадлежит немецкому ученому В.Штерну: «Если из двух противоположных точек зрения каждая может опереться на серьезные основания, то истина должна заключаться в соединении обеих» [35, с. 424]. В.Штерн сформулировал принцип конвергенции наследственных факторов и условий социокультурной среды [24; 25, с. 451]. Согласно ему для понимания индивидуальных особенностей онтогенеза, прогноза развития и поведения используется взаимодействие этих двух факторов-координат, схематически представленное на Рис. 1:



Рис. 1. Взаимодействие двух факторов развития психики в модели В.Штерна



Сегодня этот принцип продолжает свое развитие в «… практически общепринятом подходе, согласно которому для каждого развивающегося индивидуума существуют ограничения, связанные как с наследственными факторами, так и с влиянием среды. Это так называемый эпигенетический подход» [11, с. 467 - 468]. Наиболее явно он прослеживается в дифференциальной психологии и психогенетике. Например, Колин Купер, описывая основные детерминанты черт личности и способностей, полагает, «…что различия между индивидуумами по определенному тесту могут быть полностью описаны тремя источниками вариативности (общая среда, индивидуальная среда и генетическое сходство), каждый из которых может быть выражен в диапазоне чисел от 0 до 1. Итак, мы можем записать:
общая вариативность = 1 = G + C + E,
где G (genetics) – генетический фактор; С (common) – фактор общей или разделенной среды; E (non-shared environment) – фактор неразделенной или уникальной, индивидуальной среды.

Главная цель генетического анализа – установить значения G, С и Е в приведенном выше уравнении. Это значит определить относительный вклад генетических факторов, общей и индивидуальной сред в детерминацию определенного поведения» [19, с. 214].

В плане взаимодействия двух факторов развития не является исключением и концепция личности по В.С.Мерлину - личность отражает и преломляет в себе уникальный сплав нижних и верхних уровней интегральной индивидуальности («организменных» и социально-психологических) [22]. При этом «все индивидуальное в личности, возникая на почве психических свойств индивидуума …, формируется в зависимости от социально-типичных отношений личности» [23, с. 7].

Таким образом, в психологии 20 века (особенно в первой его половине) основной акцент исследований приходился на изучении двух факторов – «по отдельности» или в тесной взаимосвязи (конвергенции) определяющих психическое развитие, поведение и индивидуальность человека – биологического (генетического) и средового (социального). Вместе с тем принцип конвергенции двух факторов порождал и продолжает порождать ряд серьезных проблем как в понимании наиболее общих закономерностей психического, так и в развитии самой науки. Перечислим ряд очевидных проблем.

1. Рисунок 1, демонстрируя классическую схему взаимодействия двух факторов в развитии и поведении человека, как ни парадоксально, не оставляет места ему самому. Здесь нет субъекта, нет автора, нет творца, нет саморазвития. Человек в такой схеме – не более чем пешка в «руках» среды и наследственности. От него самого в его развитии и поведении почти ничего не зависит.

Не случайно в западной психологии с 30-х по 80-е годы практически прекратились исследования проблемы воли. Оно и понятно – проблема воли ставится лишь в тех психологических системах, в которых признается активный характер поведения человека, признается, что его деятельность заранее не предопределена. Широкое распространение бихевиоризма в западной психологии привело к тому, что в ней не нашлось места проблеме воли. Не нашлось ей места и в классической психоаналитической психологии, где поведение человека, в конечном счете, определяется врожденными биологическими влечениями. [17, с. 63 - 64]. По сходным причинам (господство «деятельностного редукционизма») в отечественной психологии до начала 1990-х годов совершенно недостаточно учитывалась роль активного субъекта в его развитии и поведении [1, с. 11].

2. Протест против столь упрощенного понимания человека, против бессубъектной психологии зрел в рамках экзистенциальной философии. Ж.П.Сартр, формулируя «первый принцип экзистенциализма», тем самым очерчивает краеугольный камень психологии активного субъекта, психологии «Я»: «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам» [34, с.15].

Экзистенциализм послужил фундаментом зарождения и развития радикально противоположной трактовки человеческой природы – гуманистической психологии (К.Роджерс, А.Маслоу). При этом каждый человек – единое, уникальное и организованное целое. «В хорошей теории нет такой реальности, как потребность желудка или рта, или гениталий. Есть только потребность индивидуума. Именно Джон Смит хочет есть, а не желудок Джона Смита. Далее, удовлетворение приходит ко всему индивидууму, а не к отдельным его частям. Пища удовлетворяет голод Джона Смита, а не голод его желудка … когда Джон Смит голоден, он голоден весь» [33, с. 3].

В отечественной психологии выражением протеста против «деятельностного редукционизма» с одной стороны и реактологии – с другой, стал принцип детерминизма «любое внешнее - только через внутреннее» С.Л.Рубинштейна [28]. Этот принцип становится основой обсуждения проблемы субъекта в отечественной психологии 1990-х годов [1, с. 12]. Принцип «внешнее через внутреннее», на наш взгляд, в определенной мере связан с более ранней концепцией активной личности по А.Ф.Лазурскому - личности, ориентированной на преобразование социального окружения, личности, активность которой «есть мера устойчивости субъекта к влияниям окружающей среды и мера воздействия на среду» [20, с 143]. В свою очередь, в концепции интегральной индивидуальности (начало 1970-х годов) В.С.Мерлин акцентирует моменты самоорганизации и саморазвития этой многоуровневой системы [22]. Особое внимание при этом уделяется подуровню свойств личности, а «личность характеризует человека как субъекта, активно преобразующего действительность, поэтому система ее психических свойств является саморегулирующей» [21, с. 15].

Наконец, на этой основе появляются варианты полисистемного подхода к исследованию человеческой природы и источников его активности – «в действительности человеку присущи формы активности, обусловленные и внешними, и внутренними источниками одновременно» [15, с. 328].

Протест породил новую – гуманистическую психологию, психологию субъекта, осуществляющего свой выбор, способного к самоактуализации, саморазвитию, к самопостроению.

3. Вместе с тем, такая концентрация на субъектности и уникальной сущности человеческой психики в современных психологических исследованиях вместе с «грязной водой» выплескивает и ребенка – явно недостаточное внимание, особенно в теориях личности, теперь уделяется уже генетическим и средовым факторам. Л.Хьелл и Д.Зиглер справедливо замечают, что теоретик, провозглашающий идею о том, что люди имеют неограниченную свободу, несомненно, не будет придавать большого значения или даже будет отвергать важность физиологических, генетических и ситуационных детерминант поведения [29, с. 576].

4. Акцент лишь на одном или двух факторах развития препятствует целостному, объективному пониманию результатов серьезных исследований.

Например, согласно правдоподобным как будто бы оценкам (Jencks,1972), относительная роль наследственности в интеллектуальном развитии составляет примерно 45%, окружающей среды – 35%, а на долю взаимодействия между обоими факторами приходятся остальные 20% [11, с. 467]. Этот вывод с очевидностью сделан на основе классического двухфакторного подхода. Но что такое эти «остальные 20%»?. Можно ли объяснить их только взаимодействием двух факторов? И где же здесь субъект? Неужели от него ничего не зависит? Думается, «остаток» в виде этих загадочных 20% (полученных, вероятно, на основе регрессионного или дисперсионного анализа) – тот минимум, который может приходиться на третий фактор развития и поведения человека. Речь идет о его собственной активности, активности субъекта, способного в определенных рамках блокировать (или усиливать) как позитивные, так и негативные по отношению к требованиям конкретной ситуации или деятельности организменные или средовые ограничения. По сути, именно эти возможности субъекта отражены в концепции индивидуального стиля деятельности В.С.Мерлина и Е.А.Климова [9].

Колин Купер, обобщая самые современные данные психогенетики, приходит к выводу: «Влияние общей (семейной) среды в развитии многих черт личности, по существу, равняется нулю. «При наличии всего, что было написано по поводу важности семьи в детстве, совершенно поразительно обнаружить, что личность, оказывается, почти не подвержена влиянию типа семьи, в которой она воспитывается». «Результаты дают основания полагать, что личность детерминируется совместным действием генетических факторов и особенностями индивидуальной среды детей. Последняя включает влияние определенных учителей на ребенка, «особенные» в каждом случае отношения между ребенком и другими членами его семьи или влияние друзей вне семьи.» [19, с. 223 -224]. К.Купер называет эти факты одним из наиболее замечательных открытий, сделанных вообще в психологии.

Но зададимся вопросом – почему именно индивидуальная, а не общая (разделенная) среда, оказывает существенное влияние на развитие личности и интеллектуальной сферы? Почему влияние индивидуальной среды максимально именно в подростковом возрасте? Не потому ли, что в индивидуальной среде совершенно явно выражается третий фактор развития – собственный, активный выбор субъектом индивидуально значимых элементов среды? Это его среда. Он, субъект, ее выбирает, принимает, испытывая в ней и ее развитии индивидуальную потребность. Более того, именно вместе с этой средой субъект выделяется из родовой, семейной, разделенной среды, отстаивая и развивая свою индивидуальность. Все это, на наш взгляд, во многом объясняет феномен быстрого воспроизводства основных характеристик индивидуальной среды при переводе школьника в другой класс или школу, при переезде в другой город [26, с 54].

Таким образом, учет в единой системе активного взаимодействия трех факторов – генетического, средового и активно субъектного – позволяет выстроить более реальную картину развития психики и понимания поведения конкретного человека. Схематически эта модель представлена на рисунке 2.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рис. Взаимодействие двух факторов развития психики в модели В. Штерна icon Ленда Д. А. Метафизика чакр о древней модели психики человека 0
О связи чакральной модели и метафизической модели древней индийской философии санкхья
Рис. Взаимодействие двух факторов развития психики в модели В. Штерна icon С. 83—84. 98 Рис. 14. 1—4, 8 — украшения из цветных металлов; 5—7...
Рис. 4: 10, 11). В 15-м и 16-м ярусах найдено по одному донцу с под-доном. В разрезе дно с поддоном и стенка сосуда составляют единую-линию...
Рис. Взаимодействие двух факторов развития психики в модели В. Штерна icon Доминирующие виды деятельности: исследование развития психики и закономерностей...

Рис. Взаимодействие двух факторов развития психики в модели В. Штерна icon Биотехническая система диагностики состояния человека и его связи...
Тс является автоматизированная технология получения и визуализации результатов и формирования рекомендаций для испытуемого-пользователя...
Рис. Взаимодействие двух факторов развития психики в модели В. Штерна icon Современные подходы к синтезу оптимального измерителя опасных факторов...
Целью работы является синтез и анализ оптимального измерителя опасных факторов пожара с произвольной динамикой, наблюдаемых на фоне...
Рис. Взаимодействие двух факторов развития психики в модели В. Штерна icon Леонтьев А. Н. (1959). Проблема развития психики
Для подготовки аспирантов по научным специальностям группы 05. 13. Х по инновационной образовательной программе “Управление информационными...
Рис. Взаимодействие двух факторов развития психики в модели В. Штерна icon Пояснительная записка
Изучение зарубежной литературы строится по хронологическому принципу, а произведения, предлагаемые учащимся для чтения и изучения,...
Рис. Взаимодействие двух факторов развития психики в модели В. Штерна icon Пояснительная записка
Изучение зарубежной литературы строится по хронологическому принципу, а произведения, предлагаемые учащимся для чтения и изучения,...
Рис. Взаимодействие двух факторов развития психики в модели В. Штерна icon Пояснительная записка
Изучение зарубежной литературы строится по хронологическому принципу, а произведения, предлагаемые учащимся для чтения и изучения,...
Рис. Взаимодействие двух факторов развития психики в модели В. Штерна icon Тема педагогическая психология как наука
Именно это сближает педагогическую психологию с психологией труда, предметом которой является развитие психики человека под влиянием...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции