Основы психотерапии учебное пособие




Скачать 2.14 Mb.
Название Основы психотерапии учебное пособие
страница 1/18
Дата публикации 12.05.2014
Размер 2.14 Mb.
Тип Учебное пособие
literature-edu.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Зубалий Н. П., Лёвочкина А. М. – Основы психотерапии


www.e-puzzle.ru

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
МАУП

Н. П. Зубалий, А. М. Лёвочкина ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ

Учебное пособие

Киев 2001

ББК 56.14я73 3-91
Рецензенты: А. П. Чуприков, д-р мед. наук, проф.

О. О. Древицкая, канд. мед. наук, доц.

Ответственный редактор И. В. Хронюк

Одобрено Ученым советом Межрегиональной Академии управления персоналом (протокол № 3 от 27.03.01)

Зубалий Н. П., Лёвочкина А. М.

3-91 Основы психотерапии: Учеб. пособие.— К.: МАУП, 2001. — 160 с. — Библиогр. в конце частей.

15ВЫ 966-608-108-3
В пособии освещаются актуальные вопросы психотерапии как профессиональной деятельности и процесса психологической помощи. Психотерапия рассматривается как наука о лечении различных болезней с помощью психологических методов. Детально анализируются основные понятия и направления современной психотерапии, а также конкретные техники работы с людьми.

Для студентов, преподавателей, практических психологов и социальных работников.
ББК 56.14я73

ISBN 966-608-108-3

© Н. П. Зубалий, А. М. Лёвочкина, 2001 © Межрегиональная Академия

управления персоналом (МАУП), 2001
Оглавление

Предисловие 3

Часть I. Теоретические основы психотерапии.

Главные направления психоанализа и недирективной

психотерапии 5

Глава 1. Предмет, методы и виды психотерапии.

Требования к психотерапевту 5

1.1. Сущность понятия “психотерапия”.

Задачи психотерапевта 5

1.2. История развития психотерапии 6

1.3. Классификация методов психотерапии 9

Вопросы для самоконтроля 12

Глава 2. Психодинамическое направление

в психотерапии 13

Вопросы для самоконтроля 17

Глава 3. Техника психоанализа 18

3.1. Сущность психодинамической психотерапии 18

3.2. Психотерапевтическое обследование пациента 21

3.3. Начало психотерапевтического лечения 23

3.4. Сопротивление и защита 23

3.5. Трансфер 25

3.6. Контртрансфер 27

3.7. Анализ сновидений и ошибочных действий.... 29

3.8. Окончание психотерапевтического лечения ... 31 Вопросы для самоконтроля 33

Глава 4. Аналитическая психология и психотерапия

К. Юнга 34

4.1. Психотерапевтический процесс

по К. Юнгу 34

4.2. Структура личности по К. Юнгу 36

4.3. Периоды жизненного цикла 38

4.4. Основные теоретические положения

в психологии К. Юнга 40

Вопросы для самоконтроля 41

Глава 5. Индивидуальная психология и психотерапия

А. Адлера

5.1. Основные положения учения А. Адлера

5.2. Описание психотерапевтического процесса

Вопросы для самоконтроля 7^

Глава 6. Гуманистический психоанализ Э. Фромма

6.1. Основные понятия гуманистического психоанализа

Вопросы для самоконтроля

Глава 7. Характерологический анализ К. Хорни

7.1. Основные понятия концепции К. Хорни

7.2. Цели и методы характерологического анализа

Вопросы для самоконтроля

Глава 8. Иптсрпсрсопальная психотерапия Г. Салливэна ...

8.1. Основные понятия теории межличностных отношений

8.2. Психотерапия межличностных отношений ...

Вопросы для самоконтроля

Глава 9. Психотерапевтический процесс в русле

анализа Э. Берна

9.1. Основные понятия теории трансактного анализа

9.2. Цели и методы психотерапевтического процесса

Вопросы для самоконтроля

Глава 10. Гештальттерапия

10.1. Основные принципы гештальттерапии

10.2. Психотерапевтический процесс

в рамках гештальттерапии

10.3. Психотехники в гештальттерапии

10.4. Психодрама Я. Морено

10.5. Критический анализ гештальттерапии

Вопросы для самоконтроля

Глава 11. Психотерапия, центрированная на клиенте

11.1. Сущность психотерапии К. Роджерса

11.2. Основные понятия в психотерапии, ориентированной на клиента 82

11.3. Психотехника в концепции К. Роджерса 86

Вопросы для самоконтроля 87

Глава 12. Логотерапия 89

Вопросы для самоконтроля 91

Глава 13. Поведенческое направление в психотерапии 92

13.1. Общая характеристика поведенческого направления в психотерапии 92

13.2. Основные понятия поведенческой психотерапии 94

13.3. Психотерапевтический процесс

в рамках теории поведения 96

13.4. Программное обучение 97

Вопросы для самоконтроля 98

Глава 14. Экзистенциальная психотерапия 99

14.1. Сущность и основные понятия экзистенциальной психотерапии 99

14.2. Цели экзистенциального психотерапевтического процесса 103

14.3. Психотехника в экзистенциальной парадигме 104

Вопросы для самоконтроля 106

Глава 15. Когнитивная психотерапия 107

15.1. Основные понятия и методы

когнитивной психотерапии 107

15.2. Психотехники проверки обоснованности автоматических мыслей 109

Вопросы для самоконтроля 113

Глава 16. Психотерапия реальностью 114

16.1. Сущность и основные положения психотерапии реальностью 114

16.2. Психотерапевтический процесс

и цели психотерапии реальностью 115

Вопросы для самоконтроля 117

Глава 17. Новейшие течения в психотерапии 118

17.1. Аверсивная терапия

и символическая экономия 118

17.2. Мультимодальная терапия

и метод Ф. Шапиро 121

17.3. Трансперсональная психотерапия

С. Грофа 122

17.4. Новейшие психотехники 124

Вопросы для самоконтроля 125

Список использованной и рекомендуемой литературы 125

Часть II. Суггестивная психотерапия 127

Глава 18. Гипноз 127

18.1. История развития учения о гипнозе

и внушении 127

18.2. Природа гипноза 131

Вопросы для самоконтроля 135

Глава 19. Внушение 136

19.1. Сущность внушения 136

19.2. Гипносуггестия 138

19.3. Плацеботерапия 143

Вопросы для самоконтроля 146

Глава 20. Самовнушение 147

20.1. Сущность самовнушения 147

20.2. Прогрессивная мышечная релаксация

(метод Джекобсона) 150

20.3. Аутогенная тренировка (метод Шульца) 151

Вопросы для самоконтроля 152

Список использованной и рекомендуемой литературы 152



Предисловие

Актуальность и важность изучения основ психотерапии не вызывает сомнений. С каждым днем возрастает темп жизни людей, повышая напряжение, что приводит к конфликтам и стрессам. Состояния стресса и конфликта становятся хроническими, вся энергия человека уходит на их преодоление, не оставляя возможностей для личностного роста. Наряду с этим повышается уровень психологической грамотности населения, и сейчас обращение к психотерапевту или пси- хологу-консультанту становится обычным явлением, а в определенных кругах — даже модным.

Отметим, что в настоящее время как отклик на социальный запрос издано ряд учебных пособий, посвященных теории и практике психотерапии. Авторы настоящего учебного пособия попытались в доступной форме изложить сложный материал. Наиболее сложные понятия психотерапии иллюстрируются конкретными примерами. В первой части пособия психотерапия рассматривается как профессиональная деятельность и как процесс психологической помощи. Приводятся также главные направления психоанализа и недирективной психотерапии. Во второй части рассматриваются основные проблемы и методы внушения и самовнушения.

Особенность изложения учебного материала заключается в том, что при обозначении человека, обратившегося к психотерапевту, используются два названия — “пациент” и “клиент”. Понятие “клиент” в психотерапию ввел К. Роджерс. Он отказался от понятия болезни в психотерапевтической практике. Людей, обратившихся к психотерапевту, ученый считал “растерявшимися”, но не больными. Эту идею в дальнейшем поддержали психотерапевты, принадлежавшие к гуманистической, когнитивной и гештальтистской школам. Однако представители психодинамического направления и медицинской психотерапии традиционно называют своих подопечных “пациентами”, и мы не стали менять эту традицию в изложении учебного материала, посвященного психодинамической психотерапии, а также суггестии.

Главы 1-9, 16-20 написала доцент МАУП А. Лёвочкина, главы 10-15 — доцент МАУП Н. Зубалий.

Авторы выражают признательность украинским психологам А. Бондаренко, Л. Бурлачуку, И. Грабской, А. Кочаряну, исследования которых послужили основой для написания этого учебного пособия.




Часть І

Теоретические основы психотерапии. Главные направления психоанализа и недирективной психотерапии

Глава 1 Предмет, методы и виды психотерапии. Требования к психотерапевту

  1. Сущность понятия “психотерапия”. Задачи психотерапевта

В наши дни психотерапия как практическая помощь в различных жизненных ситуациях — одно из наиболее популярных направлений в практической психологии. Вместе с тем разнообразие определений понятия “психотерапия”, а также основных понятий и методов психотерапии показывает, что эта наука не имеет единого понятийного аппарата, терминологии,теории.

Потребность различных слоев общества в психотерапевтической помощи приводит к тому, что практика развивается интенсивнее теории.

В современном обществе психотерапия стала определенной “душевной скорой помощью”. Она помогает адаптироваться к резко изменившейся социальной среде, способствует устранению напряженности в профессиональной деятельности, в межличностных взаимоотношениях и т. п.

Что же такое психотерапия? Приведем наиболее емкое определение этого понятия.

Психотерапия (от греч. уи/г] — душа и уграяеш — забота, уход, лечение) — это лечение различных заболеваний с помощью психологических методов.

Распространенным является также следующее определение: психотерапия — это система лечебного воздействия на психику больного, а через нее — на весь организм.

Несмотря на различие в теориях, целях и процедурах, психологическое лечение сводится к тому, что один человек пытается помочь другому. Даже при использовании групповой психотерапии каждый участник группы является своеобразным психотерапевтом по отношению к другим ее членам.

Общая цель психотерапии — помочь пациентам устранить болезненные отклонения, изменить отношение к себе, своему состоянию и окружающей среде.

В своей профессиональной деятельности психотерапевт призван решать следующие задачи [7]:

  • помогать пациенту лучше понять свои проблемы;

  • способствовать устранению у пациента эмоционального дискомфорта и перенапряжения;

  • поощрять у пациента свободное выражение чувств;

  • обеспечивать пациента новыми идеями или информацией о том, как решать те или иные проблемы;

  • помогать пациенту проверять новые способы мышления и поведения вне терапевтической ситуации.

  1. История развития психотерапии

С историко-культурной позиции в психотерапевтических школах и течениях выделяют две основные группы: религиозно-магическую и эмпирико-научную.

Религиозно-магическая психотерапия возникла на заре развития человеческой культуры. Сегодня она доминирует в большинстве слаборазвитых стран, но находит сторонников и в развитых странах.

Эмпирико-научная психотерапия своими корнями уходит к учению Гиппократа. Рассмотрим подробнее этапы развития школ этого направления психотерапии. Формирование эмпирико-научной психотерапии началось с середины XVIII в. и связано с деятельностью австрийского врача-психиатра Франца Антона Месмера (1734-1815), который рассматривал свой метод лечения как научное применение “животного магнетизма”. Он довольно успешно лечил людей, стра

давших различными болезнями — как психическими, так и соматическими. Ф. Месмер считал, что планеты излучают магнетические флюиды, которые влияют на здоровье человека, а нарушение равновесия во флюидах вызывает болезни. Процесс лечения, согласно Ф. Месмеру, заключался в передаче флюидов от врача к больному. Группа пациентов собиралась вокруг наполненного водой чана с множеством ручек, за которые надо было держаться. Ф. Месмер касался жезлом чана, как бы передавая свои флюиды. В это время больные начинали смеяться, плакать, некоторые даже галлюцинировали. После таких сеансов у отдельных больных отмечалось улучшение состояния. Ф. Месмер считал, что пациенты выздоровели вследствие воздействия “животного магнетизма”, порождаемого водой, текущей по ручкам чана. Однако международная комиссия специалистов, изучавшая этот метод лечения, установила, что пациенты Ф. Месмера излечивались вследствие применения им внушения и обвинила его в шарлатанстве. Однако ученые, входившие в состав комиссии, не обратили внимания на то, что люди в группах ведут себя по определенным психологическим законам и что группы как таковые могут оказывать лечебное воздействие. Кроме того, как показали дальнейшие исследования, психологические методы воздействия, в том числе внушение, могут давать реальный лечебный эффект. И хотя теория Ф. Месмера была признана несостоятельной, она положила начало развитию психотерапии в виде гипноза.

Именно с гипноза начал свою деятельность выдающийся австрийский врач-психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939), который является основателем психоанализа. В дальнейшем 3. Фрейд отошел от гипноза как средства проникновения к забытым переживаниям, лежащим в основе невроза, и начал искать другие, более эффективные пути исследования и лечения неврозов. Он нашел их в толковании сновидений, свободно всплывающих ассоциаций, малых и больших психопатологических проявлений: чрезмерно повышенной или пониженной чувствительности, двигательных расстройствах, оговорках, забывании и т. п. Так было положено начало психодинамической теории в психотерапии, которую в дальнейшем развивали ученики и последователи 3. Фрейда — К. Юнг, А. Адлер, А. Фрейд.

В конце 30-х годов XX в. от классического психоанализа 3. Фрейда (психодинамической теории) отделилось направление, впоследствии названное неофрейдизмом. Представители этого направления — К. Хорни, Э. Фромм, X. Салливэн, Э. Эриксон — не разделяли полностью научных взглядов 3. Фрейда.

В 40-50-х годах XX в. база эмпирико-научной психотерапии пополнилась психотерапевтическими подходами, основанными на учениях И. Павлова и Б. Скиннера — бихевиористской, или поведенческой, психотерапией.

Новейшими течениями в психотерапии, которые интенсивно распространились в 70-х годах XX в., являются когнитивная и гуманистическая психотерапия. Когнитивная психотерапия пытается помочь человеку в решении его проблем с помощью коррекции нарушений понимания (когниции). Гуманистическая психотерапия возвеличивает человека, помогая ему преодолеть отчуждение от мира, и поощряет максимально полное исследование уникальности и универсальности природы каждого человека.

Следует также отметить, что начиная с Ф. Месмера и до середины XX в. эмпирико-научной психотерапией занимались врачи: сначала неврологи, позже психиатры. В дальнейшем к ним присоединились психиатрические социальные работники, а затем клинические психологи, и только в последнее время психотерапией стали заниматься люди, имеющие классическое психологическое образование.

Повышенный спрос на психотерапевтическую помощь стал причиной появления как в нашей стране, так и за рубежом самозванных целителей и лидеров различных учений и культов. Они работают не только в традиционных психотерапевтических заведениях, но и в так называемых центрах роста, кинотеатрах, на стадионах и на дому. Большинство из них используют групповые подходы. Применяются методы, аналогичные методам “оздоровительных" религиозных учений, например саентологии. Нередко пациенты таких целителей затем становятся пациентами психиатрической клиники.

В последнее время стали популярными группы, формирующиеся из так называемых товарищей по несчастью: “Анонимные алкоголики”, “Объединенные выздоравливающие”, “Родители детей-инвали- дов"и др.

  1. Классификация методов психотерапии

В настоящее время в психотерапии не существует единого принципа классификации методов. Однако из многообразия существующих методов выделяют три основных, возникших на основе трех наиболее развитых психотерапевтических направлений:

  • психоаналитического (психодинамического, динамического или фрейдистского);

  • бихевиористского (поведенческая психотерапия);

  • гуманистического (экзистенциально-гуманистического, опытного).

Каждое из этих направлений подробнее рассмотрим далее. Здесь же приведем их характерные особенности, определившие методы психотерапевтического воздействия.

В психоанализе главным фактором личностного развития и поведения считаются первичные влечения и потребности, а невроз — следствием их вытеснения в бессознательное и конфликта с сознанием. Задача психодинамической психотерапии — способствовать осознанию этого конфликта.

Бихевиористов вообще не интересует личность как таковая. Предмет исследования бихевиоризма — исключительно поведение. Отсюда невроз — это неадаптивное поведение, возникающее в результате неправильного научения. Основная задача поведенческой психотерапии заключается в обучении новым, адаптивным способам поведения.

Гуманистическая психология в качестве основной рассматривает потребность личности в самоактуализации, а невроз считается результатом блокирования этой потребности. Из этого вытекает и задача гуманистической психотерапии — способствовать приобретению нового эмоционального опыта, созданию адекватного целостного образа “Я" и возможностей для самоактуализации личности [7].

Таким образом, задачи психотерапевтических направлений обусловливают специфику применяемых ими методов. Причем в рамках этих направлений возникают новые течения, подходы, формы, виды, методы, методики, технические приемы, названия которых зачастую призваны отражать их уникальность, маскировать их производный характер относительно основных направлений в психотерапии и существующих в них методов.

Классификация методов психотерапии, предложенная Я. Александрович, построена на анализе значений, в которых используются понятия метода в психотерапии:

  • методы психотерапии, имеющие характер техник, — гипноз, релаксация, психогимнастика;

  • методы психотерапии в значении инструмента, который используют в психотерапевтическом процессе (таким инструментом может быть психотерапевт в случае индивидуальной психотерапии или группа при групповой психотерапии);

  • методы, определяющие условия, которые способствуют оптимизации достижения психотерапевтических целей, — психотерапия семейная, клиническая, на производстве;

  • методы психотерапии в значении терапевтических интервенций (вмешательств), рассматриваемых либо в плане стиля — директивный, недирективный, либо в плане теоретического подхода — интерпретация, научение, межличностное взаимодействие или диалог.

Для практического применения определенных методов психотерапии имеет значение их классификация по поставленным целям. Такую классификацию предложил исследователь Л. Волберг. Он выделил три типа психотерапии'.

  • поддерживающая, цель которой — укреплять и поддерживать имеющиеся у больного защитные силы, а также вырабатывать у него новые, лучшие способы поведения, позволяющие восстановить душевное равновесие;

  • переучивающая, цель которой — изменять поведение больного путем поддержания и одобрения положительных форм его поведения и неодобрения отрицательных. В результате пациент должен научиться лучше использовать собственные возможности и способности, однако при этом не ставится цель по-настоящему разрешить неосознаваемые им конфликты;

  • реконструктивная, цель которой — помочь пациенту осознать внутренние конфликты, послужившие источником личностных расстройств, существенно изменить необходимые черты характера и восстановить полноценное функционирование личности.

В клинической практике различают такие методы психотерапии: симптомо-центрированные; личностно-центрированные; социоцент- рированные.

В последнее время разработано большое количество методов, в которых терапевтическим фактором являются искусство и природа. Это методы психотерапии, основанные:

  • на общении с литературой и искусством — музыкотерапия, библиотерапия;

  • на творческой деятельности — имаготерапия, арттерапия, песочная терапия;

  • на лечебном влиянии природы — натурпсихотерапия, марино- терапия.

Разнообразие методов психотерапии привело к усилению движения к их интеграции. Следует отметить, что существующие психотерапевтические подходы не столько различаются отношением к единому объекту — человеческой личности, сколько концентрируются на разных ее аспектах и проблемах. Это и обусловило различие в методах психотерапии и множество подходов к их классификации.

Психотерапевтическую помощь получают такие пациенты: пси- хотики; невротики; перенесшие психологические потрясения; неуправляемые. В классической медицинской психотерапии считалось, что в психотерапевтической помощи нуждаются прежде всего пациенты, страдающие неврозами и невротическими расстройствами. Такая помощь показана также больным с психотическими нарушениями, пациентам с психопатиями, личностными расстройствами и больным с психосоматическими заболеваниями.

Современные психотерапевты (в частности Д. Франк) считают, что психотерапия показана всем людям, у которых психологические факторы признаны основной или одной из основных причин дезадаптации и нарушения способности жить нормальной жизнью.

Таким образом, клиенты психотерапевтов, как правило, принадлежат к одной из следующих категорий.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основы психотерапии учебное пособие icon Учебное пособие является составной частью общего курса «Психодиагностики»
Прыгин Г. С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики: Учебное пособие. М.: Умк «Психология»,...
Основы психотерапии учебное пособие icon Учебное пособие разработано в соответствии с государственным образовательным...
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дисциплину «Базы данных» на третьем курсе. В пособии рассматриваются основы...
Основы психотерапии учебное пособие icon Учебное пособие автор: панкин сергей фёдорович объем 38,54 А. Л....
Книга написана в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 022200...
Основы психотерапии учебное пособие icon Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов Санкт-Петербург
Рф б. Д. Карвасарский, руководитель Федерального научно-методического центра по психотерапии и медицинской психологии и главный психотерапевт...
Основы психотерапии учебное пособие icon Учебное пособие
Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2000. 304 с
Основы психотерапии учебное пособие icon Учебное пособие удк 159. 9(075) Печатается ббк 88. 2я73 по решению Ученого Совета
Зоопсихология и сравнительная психология: Учебное пособие. Ставрополь: скси, 2005. 272 с
Основы психотерапии учебное пособие icon Физиологические основы психической деятельности
Физиологические основы психической деятельности: Учебное пособие в 2-х частях. – Н. Новгород: вгипу, 2008. – Часть 1: Физиология...
Основы психотерапии учебное пособие icon А. А. Чубур Основы антропологии (учебное пособие)
Рецензенты – С. В. Чернышов канд ист наук, доцент кафедры Истории Отечества в 2
Основы психотерапии учебное пособие icon Учебное пособие «Основы общей и медицинской пси­хологии» составлено...
Ступпицкий В. П., проф каф психологии Российской экономической Академии им. Г. В. Плеханова, академик раэп, член-корреспондент Международной...
Основы психотерапии учебное пособие icon Аллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г....
Учебное пособие предназначено для психологов, представителей других наук, а также для всех интересующихся тем, как возникает новое...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции