Новосибирский Государственный Университет
Факультет Информационных Технологий
Проект по созданию системы автоматизации дистанционного
образования
Этап 1: Определение требований к системе автоматизации дистанционного образования ФИТа на основе анализа ПО «Moodle»
Выполнил:
студентка гр. 7208
Ладыгина Анна
Научный руководитель:
к.ф.м.н., доцент кафедры систем информатики НГУ, с.н.с.
Васючкова Татьяна Сергеевна
Новосибирск
2009 г.
Оглавление
-
Введение
-
Описание предметной области.
Система предоставляет сервис по автоматизации процессов дистанционного образования, предлагаемых Университетом.
Системы подобного рода применяются в различных университетах и образовательных учреждениях, что облегчает работу преподавательского состава и упрощает обмен знаниями и данными между студентами и преподавателями. Такие системы могут осуществлять контроль над успеваемостью студентов, не только деканатами, но и родителями. Упрощается процесс проверки и оценки знаний.
Такие системы предоставляют следующие преимущества:
-
Возможность пройти курс обучения через Интернет "без отрыва от производства", т.е. не тратя времени и денег на поездки, не отрываясь от своей работы.
-
Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте.
-
Возможность применять полученные знания сразу же на практике в своей организации.
-
Возможность получения консультаций преподавателей в процессе обучения и обсуждения вопросов на форуме.
-
Получение государственного документа о повышении квалификации специалиста, дающего право на повышение разряда оплаты труда работнику при его аттестации в государственных учреждениях.
-
Прохождение профессиональной переподготовки и получение диплома о проф. переподготовке.
-
Возможность получения образования в престижном ВУЗе, находясь в любой точке мира.
Создание системы автоматизации дистанционного образования для Новосибирского Государственного Университета.
Первым этапом этого проекта и моей курсовой работой на этот семестр будет “определение требований к системе на основе анализа СДО “Moodle”. Этот анализ включит в себя как детальное рассмотрение функциональности системы и удобства ее интерфейса, так и технические ее характеристики. На основе моего анализа, анализа других систем, который будут проводить другие участники проекта, и требований заказчика будут разработаны требования к проектируемой системе. Также в основу требований ляжет анализ существующего процесса дистанционного обучения и, разработанная на основе этого анализа, бизнес-модель.
-
Обзор пользователей системы «Moodle»
В системе ДО «Moodle» по умолчанию существует 7 ролей (видов пользователей). 8 пользователь введен в диаграмму видов пользователей (рис.1) для упрощения ее дробления в дальнейшем. При работе с системой можно создавать необходимые роли, удалять и изменять имеющиеся. Ниже приведены функциональные возможности ролей существующих по умолчанию.
Рис. 1
Рис. 2
Гость – лицо, которое может ознакомиться с возможностями системы и создать свой профиль.
Рис. 3
Пользователь — лицо, зарегистрированное в системе и участвующее в ее функционировании, способное обмениваться сообщениями и файлами, а так же проходить аутентификацию в системе и просматривать существующие курсы.
Рис. 4
Студент – пользователь, который обучается в системе. Имеет возможность подавать заявки на участие в курсах, просматривать материалы курсов, выполнять зачетные работы, получать оценки, участвовать в обсуждениях.
Рис. 5
Администратор – пользователь, который устанавливает систему, настраивает ее для нужд конкретной образовательной организации, а так же сопровождает ее в процессе работы, рассматривает вопросы о добавлении/ дисквалификации участников, контролирует работоспособность функций передачи и получения файлов и сообщений в системе.
-
Создатель курсов
-
Диаграмма
Рис. 6
Создатель курса – пользователь системы, создающий курс, создающий/ редактирующий учебную программу, обменивающийся файлами, задающий систему тестирования, создающий/ восстанавливающий резервную копию курса, импортирующий материалы уже созданных курсов, создающий материалы курса, назначающий роли внутри курса, участвующий в обсуждениях.
Рис. 7
Преподаватель-пользователь системы, курирующий учебный процесс. В его функции входят: добавление/ отчисление слушателей курса, помощь студентам в освоении материала, участие в обсуждения, просмотр активности участников курса, оценивание выполненных работ, приглашение на участие в курсе, здание системы оценивания.
-
Non – Editing Teacher
-
Диаграмма
Рис. 8
Non-Editing teacher – пользователь системы имеющий возможность консультировать студентов и участвовать в обсуждениях.
Рис. 9
Модератор – пользователь системы, отслеживающий соблюдение правил системы, сообщающий администратору о нарушителях правил системы, просматривающий и правящий сообщения (кроме личных).
-
Обзор функциональностей системы
Проведя первоначальный анализ системы, удалось выявить функциональности системы верхнего уровня. Они были четко разделены по использующим их ролям системы и нашли свое описание в этой главе. Также имеет место проставление «весов» для каждой из функциональностей, для определения степени их важности при составлении требований к конечной системе.
-
Модель сценариев использования системы
Модель Сценариев Использования Системы (функциональностей) состоит из следующих Сценариев использования Системы (в дальнейшем СИС; цифрами обозначены веса СИСов относительно важности их присутствия в системе дистанционного образования: критичный = 0, важный = 1, полезный = 2, ненужный = 3):
-
Прохождение авторизации в системе перед каждым шагом.
Описание: отправка перед каждым шагом аутентификационных данных для проверки уровня доступа к тому или иному функциональному блоку системы.
Приоритет: 0
Критерий выставления приоритета: базовый СИС, позволяет жестко контролировать уровень доступа пользователей
Описание: позволяет гостю зарегистрироваться в системе.
Приоритет: 0
Критерий выставления приоритета: неотъемлемая часть СДО в связи с идентификацией учащихся и выполненных заданий.
-
Изучение начальных сведений о системе.
Описание: позволяет незарегистрированному гостю ознакомится с начальными сведениями о системе.
Приоритет: 1
Критерий выставления приоритета: важная вещь для новых пользователей. Позволяет заинтересовать новых участников.
-
Аутентификация пользователей в системе.
Описание: процедура проверки соответствия некоего лица и его учетной записи в системе, при помощи проверки логина и пароля.
Приоритет: 0
Критерий выставления приоритета: является критичной частью системы, потому как позволяет индивидуализировать использование ее возможностей.
Описание: позволяет пользователям обмениваться сообщениями внутри системы.
Приоритет: 3
Критерий выставления приоритета: является далеко не основным функционалом в СДО, так как напрямую не участвует в процессе обучения. С этой задачей может помочь справится другая служба, например почтовый сервер.
Описание: позволяет обмениваться файлами внутри системы.
Приоритет: 3
Критерий выставления приоритета: не является необходимой функциональностью, так как напрямую не связана с процессом обучения. С этой задачей может помочь справится другая служба, например почтовый сервер.
-
Просмотр доступных курсов.
Описание: позволяет просматривать существующие курсы.
Приоритет: 1
Критерий выставления приоритета: является важной функциональностью, так как позволяет находить новые курсы.
-
Подача заявок на участие в курсах.
Подача заявок на участие в курсах.
Описание: позволяет Пользователям подавать заявки на прохождение курса.
Приоритет: 0
Критерий выставления приоритета: функциональность является критичной, так как помогает стать слушателем курса.
-
Просмотр материалов курсов.
Описание: позволяет просматривать материалы куров, на которые записан студент.
Приоритет: 0
Критерий выставления приоритета: ввиду того, что основной целью СДО является обучение, то возможность просматривать материалы и документы становится одной из основных функциональностей.
Описание: позволяет делиться знаниями, идеями и мыслями на форумах.
Приоритет: 0
Критерий выставления приоритета: важнейший СИС.
Описание: позволяет получать оценки за выполненные работы.
Приоритет: 1
Критерий выставления приоритета: на сам процесс получения новых знаний эта функциональность не оказывает большого влияния, поэтому не является критичной.
-
Подготовка системы к работе.
Описание: администратор имеет возможность настроить систему.
Приоритет: 0
Критерий выставления приоритета: имеет критичную важность, так как позволяет настроить нужные элементы системы для конкретных нужд образовательной организации.
-
Распределение глобальных ролей.
Описание: администратор имеет возможность распределять глобальные роли.
Приоритет: 1
Критерий выставления приоритета: важная функциональность, так как позволяет определить участников системы, которые непосредственно будут заниматься образовательной деятельностью.
-
Рассмотрение вопросов о добавлении / дисквалификации участников.
Описание: администратор имеет возможность добавлять новых пользователей/удалять из системы нарушителей правил и лишних пользователей.
Приоритет: 0
Критерий выставления приоритета: ввиду того, что никто кроме Администратора добавить и удалить пользователей из системы не сможет эта функциональность является критичной.
-
Контроль корректной работоспособности функции передачи и получения файлов и сообщений в системе.
Описание: позволяет администрировать сервисы обмена файлами и сообщениями
Приоритет: 3
Критерий выставления приоритета: ввиду того, что обмен файлами и сообщениями не являются необходимыми функциональностями, то и эта функциональность не является критичной.
-
Создание/Редактирование/ Удаление курса.
Описание: Позволяет завести новый / отредактировать уже существующий/ удалить ненужный курс.
Приоритет: 0
Критерий выставления приоритета: эта функциональность критична, так как позволяет организовать / отредактировать / удалить курс, что позволяет организовать образовательную деятельность СДО.
-
Варьирование набора элементов курса (глоссарий, ресурс, задание, форум, wiki, урок, тест).
Описание: Позволяет задать набор элементов, которые будут входить в курс.
Приоритет: 0
Критерий выставления приоритета: имеет критичную важность, так как напрямую влияет на то, как будет выглядеть курс и что в него будет входить.
-
Задание системы тестирования.
Описание : создатель курса имеет возможность выбрать способ тестирования, для своего курса и задать его по своему усмотрению.
Приоритет: 2
Критерий выставления приоритета: эта функциональность как таковая не участвует в процессе обучения, а используется уже после изучения материала, поэтому является полезной, но не критичной.
-
Создание/ Восстановление резервной копии курса.
Описание: позволяет создать и в случае необходимости восстановить резервную копию курса.
Приоритет: 2
Критерий выставления приоритета: является не столь нужной функциональностью, с точки зрения процесса обучения, поэтому имеет полезную функциональность.
-
Создание/Редактирование материалов курса.
Описание: позволяет выложить в систему материалы курса.
Приоритет: 0
Критерий выставления приоритета: является одной из критичных функциональностей, так как позволяет создать курс, который в свою очередь является одной из основных частей СДО.
|