Современное диссертационное исследование по педагогике оценка качества Книга для эксперта




НазваниеСовременное диссертационное исследование по педагогике оценка качества Книга для эксперта
страница1/30
Дата публикации21.06.2014
Размер4.53 Mb.
ТипИсследование
literature-edu.ru > Право > Исследование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


Федеральное агентство по образованию
Саратовский государственный социально-экономический

университет


Н.А. Вершинина, Н.И. Загузов

С.А. Писарева, А.П. Тряпицына
Современное

диссертационное исследование

по педагогике
оценка качества
Книга для эксперта
Саратов

2006

УДК 378.245

ББК 74.58

В37
Вершинина Н.А., Загузов Н.И., Писарева С.А.,

Тряпицына А.П.

В37 Современное диссертационное исследование по педагогике: Оценка качества: Книга для эксперта. - Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2006. – 288с.

ISBN 5-87309-651-1
В книге анализируются проблемы оценки качества диссертационных исследований по педагогике, позволяющие уточнить, дополнить и конкретизировать существующую систему экспертизы. Раскрываются пути повышения качества диссертационных исследований.

Значительное внимание уделяется анализу современного понимания смысла диссертационного исследования, его оценке в контексте развития научного знания. Обосновывается позиция, характеризующая возможность использования накопленного в философии науки знания о моделях развития науки, для развития научного знания в диссертационных работах по педагогике.

Книга предназначена для экспертов диссертационных исследований, членов Диссертационных Советов, научных руководителей и научных консультантов, соискателей ученых степеней.

Рецензенты:

Радионова Н.Ф. доктор педагогических наук,

профессор кафедры педагогики Российского государственного

педагогического университета им. А.И. Герцена

Рыблова А.Н., доктор педагогических наук,

профессор кафедры педагогики и психологии

Саратовского государственного социально-экономического университета
УДК 378.245

ББК 74.48
ISBN 5-87309-651-1 Н.А. Вершинина, Н.И. Загузов,

С.А. Писарева, А.П. Тряпицына, 2006

 Саратовский государственный

социально-экономический

университет, 2006


ВВЕДЕНИЕ








Эту книжку не надо читать подряд; раскрывайте ее, где попало: может быть и найдете для себя что-то полезное.

Д.С. Лихачев из обращения к читателям своей книги «Без доказательств»



Ускоряющееся развитие науки ХХ века способствовало становлению новой цивилизационной стадии развития общества, которую ряд исследователей1 характеризует как общество постиндустриальное или информационное. Современная цивилизация является особенно сложной формой общественной жизни, т.к. возможности её существования и развития зависят больше, чем когда-то, от соответствующей подготовки людей. Характеризуя это общество, З. Бжезинский в качестве основных признаков называет2:

компетентность, когда знания становятся инструментом власти в этом обществе и специалисты занимают в нем привилегированное положение;

университеты, превращающиеся в «мыслящие танки» и вторгающиеся в саму сердцевину жизни общества;

учеба и самообразование, которые необходимы каждому человеку на протяжении всей жизни.

Таким образом, информационное общество XXI века – общество, где основной ценностью становится ЗНАНИЕ, его целесообразность, рациональность и значимость для человека, его влияние на повышение благосостояния общества. Общество знаний – это общество, в котором знания выступают, по крайней мере, в четырех функциях: как орудия и инструменты, как носители определенного способа действия, как способность действовать и как способность понимать3.

Именно поэтому наряду с традиционными экономическими показателями развития страны сегодня все чаще используются сравнительные критерии, характеризующие её участие в международном сотрудничестве в области науки и инноваций, межстрановых потоках знаний, межстрановом обмене результатами изобретательской деятельности, а также мобильность ученых и студентов. В информационном обществе приобретает значимость использование накопленного опыта и знаний в производстве и потреблении, т.е. управление знаниями. Основным носителем знания является человек, поэтому мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал становится основным ресурсом всех прогрессивных преобразований в обществе.

В пространстве информационного общества наука перестает быть единственно достоверным источником знания для человека и о человеке. Но именно наука, благодаря имманентно присущим ей характеристикам непрерывности и поступательности развития, остаётся действенным средством решения проблем человечества. Образ науки информационного общества неоднозначен, мозаичен и не рассматривается как единственный фактор благосостояния и повышения качества жизни, т.к. позитивный образ науки дополняется и теми негативными чертами, рисками, ею порождаемыми, которые связаны с ухудшением экологической обстановки, техногенными катастрофами и угрозой гибели человеческой цивилизации в целом.

Наука XXI века характеризуется такими чертами как контекстность, субъектность, процессуальная полифоничность, рефлексивность. В ней возрастает значимость гуманитарного знания, как знания ориентированного на понимание, постижение, осмысление мира, человека, себя. Усиливается влияние педагогики, как науки, интегрирующей знания о человеке, философски осмысливающей и раскрывающей собственно феномен развития человека, фундаментальные законы становления человека в специально организованном педагогическом процессе, современные пути накопления и «увеличения» человеческого потенциала, который и определяет уровень развития государства и благосостояние его граждан.

Современные научные исследования планируются и осуществляются в рамках международных и государственных исследовательских программ, НИОКРов, НИРов, диссертаций. Диссертации в решении исследовательских задач занимают особое место.

К началу XXI века стабилизировалось общее количество защит педагогических диссертаций. Ежегодно по педагогическим наукам защищается более 200 докторских диссертаций, при этом кандидатских примерно в 7-9 раз больше. К сожалению, значительная доля получаемых в настоящее время в диссертационных исследованиях научных результатов, не становится механизмом (средством) решения возникающих на практике проблем. Поэтому, внутри педагогической науки постепенно нарастает неудовлетворенность качеством диссертаций, отмечаемая в официальных документах и в высказываниях авторитетных ученых – специалистов в области педагогического науковедения (Н.В. Бордовская, В.И. Загвязинский, Н.И. Загузов, В.В. Краевский, В.В. Лаптев, Н.Д. Никандров, А. М. Новиков, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн и др.).

В педагогике к началу XXI века сложилась определенная совокупность теоретических представлений о направлениях повышения качества диссертаций. Такими направлениями в разные временные периоды являлись: обеспечение эффективности использования полученных результатов; внедрение результатов педагогических исследований в практику; совершенствование структуры исследовательского процесса; поиск новой типологии научно-исследовательских работ и связанных с этим дифференцированных критериев оценивания качества; аргументация актуальности педагогического исследования. ВАК РФ традиционно инициирует поиск резервов повышения качества педагогических диссертаций через уточнение требований к диссертациям, к документации (например, представление актов о внедрении), к соискателям ученых степеней (например, квалификационные характеристики диссертации, отражаемые в заключение диссертационного совета), а также требований к работе диссертационных советов в целом.

Для оценивания качества диссертационных исследований Н.И. Аристером, В.М. Полонским и авторским коллективом под руководством В.С. Леднева были предложены разнообразные методики и алгоритмы. Многие из них используются в целостной системе экспертизы и в настоящее время, однако, неудовлетворенность качеством диссертационных исследований позволяет предположить, что нарастающая сложность педагогических проблем обусловливает необходимость дальнейшей разработки подходов к решению проблемы оценки качества диссертационных исследований.

Представление о диссертации как о научном исследовании, выступающем в качестве мерила квалификации ее автора, порождает трудности современной процедуры экспертизы: оценка квалификации соискателя производится косвенно по полученным результатам, что фиксируется в выводах о соответствии диссертационного исследования критериям, которым должны отвечать диссертации, представленные на соискание ученых степеней.

Складывающаяся ситуация предполагает изменение представлений о роли, назначении педагогической диссертации в информационном обществе, а также изменение методологических ориентиров оценивания ее качества. В частности, в информационном обществе – обществе знаний – научная целесообразность диссертации как средства развития научного знания, как источника нового знания становится чрезвычайно значимой. Это обусловлено определенным состоянием взаимосвязей в системе наука-общество, личностной значимостью занятия наукой для представителей этого общества, социальными эффектами внедрения результатов научных исследований в практику.

Книга, которую читатель держит в руках, является продолжением монографии, посвященной анализу качества диссертаций по педагогике4, изданной в 2003 году. Еще до выхода из печати первого издания, стали рождаться новые идеи, развиваться новые взгляды относительно того, каким должно быть современное диссертационное исследование по педагогике, что и привело к созданию этой книги.

Авторы получили много откликов на свою монографию – слова поддержки, благодарности, пожелания к совершенствованию. Особые слова признательности хотелось бы выразить Научно-методическому совету по подготовке кадров высшей квалификации УМО вузов России по направлениям педагогического образования, возглавляемому академиком РАО, заслуженным деятелем науки РФ, доктором педагогических наук, профессором, проректором по научной работе РГПУ им. А.И. Герцена Лаптевым Владимиром Валентиновичем. Атмосфера конструктивного обсуждения, доброжелательной критики и открытого сотрудничества, созданные на заседаниях совета создали продуктивную среду профессионального общения для авторов данного издания авторам. Мы чрезвычайно признательны всем нашим коллегам, нашедшим время для выражения своего отношения к рассматриваемым вопросам.

Эта книга, как и предыдущая, возникла как своеобразный ответ на вопросы, возникающие в ходе экспертизы диссертационных исследований по педагогическим наукам.

Авторы не ставили и не ставят своей задачей разработать соответствующее учебное пособие для экспертов, т.к. придерживаются позиции, что вряд ли нужна именно система обучения экспертов. На наш взгляд, необходима, с одной стороны, среда, которая позволит создавать для экспертов условия для научной дискуссии, развивать открытое информационное пространство, активизировать их участие в совершенно новых исследованиях. С другой стороны, необходима разработка требований к экспертам, которые должны подвергаться пересмотру в зависимости от уровня, темпов развития науки, изменения стандартов представления результатов научного исследования, распространения в профессиональном сообществе этических норм проведения и оценки научной деятельности.

В данном издании мы попытались дополнить систематизированные ранее подходы, методы, технологические процедуры экспертизы, новыми данными, полученными в наших исследованиях и в исследованиях коллег, и на этой основе расширить проблемное поле экспертизы современного диссертационного исследования по педагогике.

Мы по-прежнему придерживаемся той точки зрения, что эта книга будет нужна и полезна не каждому взявшему ее в руки читателю.

Кому не нужна эта книга? Авторы полагают, что эта книга окажется совершенно бесполезной для тех, кто не руководит диссертационными исследованиями, и сам их не выполняет; для тех, кто не участвует в работе Диссертационных Советов и не планирует входить в их состав. И, наконец, для тех, кто не связывает свою профессиональную карьеру с научно-исследовательской деятельностью в области педагогики.

Кому эта книга может пригодиться? Авторы надеются, что настоящее издание может оказать некоторую поддержку действующим экспертам диссертационных исследований по педагогическим научным специальностям.

Кому эта книга может помочь? Авторы верят, что данная книга будет полезна исследователям, работающим над диссертациями в области педагогики, их научным руководителям и консультантам; членам Диссертационных Советов; экспертам в области научных исследований по педагогическим наукам.

Авторы искренне надеются, что предлагаемое читателю издание ответит на возникшие вопросы, поможет лучше понять некоторые аспекты современного диссертационного исследования по педагогике, вызовет желание обсудить с коллегами проблемы экспертизы научных исследований, откликнуться на настоящее издание.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современное диссертационное исследование по педагогике оценка качества Книга для эксперта icon3 введение
Междисциплинарное диссертационное исследование посвящено проблеме функционирования света как онтологической категории в рамках художественной...

Современное диссертационное исследование по педагогике оценка качества Книга для эксперта iconНастоящее диссертационное исследование выполняется в рамках культурологии....
«принадлежит одновременно области социального знания (этому способствуют социология культуры и антропология), использующего количественные...

Современное диссертационное исследование по педагогике оценка качества Книга для эксперта iconЗинченко В. П., Мунипов В. М. Основы эргономики
Стандартизация эргономических норм и требований и эргономическая оценка качества промышленной продукции 238

Современное диссертационное исследование по педагогике оценка качества Книга для эксперта iconВ диссертационных исследованиях по педагогике
Вершинина Н. А., Писарева С. А. Развитие научного знания в диссертационных исследованиях по педагогике: Монография. – Спб.: Изд-во...

Современное диссертационное исследование по педагогике оценка качества Книга для эксперта iconЗакон осуществления
Книга представляет собой не только интереснейшее исследование, но и целый психологический практикум, актуальный и нужный как для...

Современное диссертационное исследование по педагогике оценка качества Книга для эксперта icon«Центр развития творчества детей и юношества «Амурский» Проект
«Независимая оценка качества образования в учреждении дополнительного образования детей»

Современное диссертационное исследование по педагогике оценка качества Книга для эксперта iconЕ. В. Шарохина О. О. Петрова О. В. Долганова
Данное пособие предназначено для студентов педагогических училищ и студентов вузов к сдаче экзаменов по педагогике. Основные понятия...

Современное диссертационное исследование по педагогике оценка качества Книга для эксперта iconИсследование семьи требует разработки и применения, наряду с традиционными,...
Современная педагогика представляет собой систему научных отраслей: педагогика раннего возраста, дошкольная педагогика, коррекционная...

Современное диссертационное исследование по педагогике оценка качества Книга для эксперта iconКнига известного британского психолога Дж. Равена посвящена тем типам...
Здесь рассказывается о том, как люди представляют себе функционирование общества и собственную роль в обществе. Эта книга о «британском...

Современное диссертационное исследование по педагогике оценка качества Книга для эксперта iconКнига состоит из двух чвстей. В первой книге Ю. П. Батулин делится...
Уважаемый читатель, предлагаем Вашему вниманию замечательную книгу Юрия Павловича Батулина – парапсихолога, научного сотрудника Национального...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции