Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования по обществознанию» (приказ МО РФ №56 от 30.06.1999г.), «Требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений основного общего образования» (приказ МО РФ №1236 от 19.05.1998г.), Примерной программы по обществознанию для основной школы (М: Дрофа, 2000г.), рекомендованной МО РФ, федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО России №1089 от 5.03.2004г.)
Программа рассчитана на 35 занятий, каждое по 1 часу.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Цели.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися.
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
наблюдение и оценку явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
совместную деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Основное содержание:
Тема 1. Личность и общество (4 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры (10 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика (14 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера (5 ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. От ношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Распределение учебного материала в 8 кл.
№
|
Наименование раздела
|
Количество часов
|
1
|
Введение
|
1
|
2
|
Личность и общество.
|
4
|
3
|
Сфера духовной культуры
|
10
|
4
|
Экономика
|
14
|
5
|
Социальная сфера.
|
5
|
6
|
Повторение пройденного материала
|
1
|
|
Итого
|
35
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
|
Название урока
|
§ учебника
|
Сроки
|
|
Введение в курс
|
Как работать с учебником?
|
|
Глава I. Личность и общество. 4 часа
|
|
Быть личностью
|
§1
|
|
|
Общество как форма жизнедеятельности людей
|
§2
|
|
|
Развитие общества
|
§3
|
|
|
П.р. «Личность и общество»
|
|
|
|
Обобщающий урок по теме «Личность и общество»
|
§1-3
|
|
Глава II. Сфера духовной культуры. 10 часов
|
|
Сфера духовной жизни
|
§4
|
|
|
Мораль
|
§5
|
|
|
Долг и совесть
|
§6
|
|
|
Моральный выбор – это ответственность
|
§7
|
|
|
Образование
|
§8
|
|
|
Наука в современном обществе
|
§9
|
|
|
Религия как одна из форм культуры
|
§10
|
|
|
П.р. «Сфера духовной культуры»
|
|
|
|
Обобщение по теме «Сфера духовной культуры»
|
§4-10
|
|
Глава III. Экономика. 14 часов
|
|
Экономика и её роль в жизни общества
|
§11
|
|
|
Главные вопросы экономики
|
§12
|
|
|
Собственность
|
§13
|
|
|
Рыночная экономика
|
§14
|
|
|
Производство – основа экономики
|
§15
|
|
|
Предпринимательская деятельность
|
§16
|
|
|
Роль государства в экономике
|
§17
|
|
|
Распределение доходов
|
§18
|
|
|
Потребление
|
§19
|
|
|
Инфляция и семейная экономика
|
§20
|
|
|
Безработица, её причины и последствия
|
§21
|
|
|
Мировое хозяйство и международная торговля
|
§22
|
|
|
П.р. «Экономика»
|
|
|
|
Обобщение по теме «Экономика»
|
§11-22
|
|
Глава IV. Социальная сфера. 5 часов
|
|
Социальная структура общества
|
§23
|
|
|
Социальные статусы и роли
|
§24
|
|
32.
|
Нации и межнациональные отношения
|
|
|
|
§25
|
|
33.
|
Отклоняющееся поведение
|
§26
|
|
34
|
Обобщение по теме «Социальная сфера»
|
§23-26
|
|
35
|
Обобщение курса «Обществознание»
|
|
|
Учебно-методический комплекс по курсу «Обществознание» Боголюбов Л. Н., Брандт М. Ю. и др.
Тесты и задания по обществознанию: 8 кл.— М., 2007.
Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф.. Лазебникова А. Ю. Рабочии тетради по курсу «Обществознание»: 8 кл.— М., 2009.
Обществознание: учебн. для 8кл. /Под ред. Л. Н. Боголюбоаа.— 13-е изд.— М., 2008.
Литература для учителя Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988.
Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998.
Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001.
Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М., 1988.
Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 1999. Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия.— М., 1999.
Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика.— М., 1998.
Зеленкова И. Л. Основы этики.— Минск, 1998.
Золотухина-Аболина Е. В. Курс лекций по этике.— Ростов н/д, 1999.
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. — М., 2001.
Кравченко А. И. Социология и политология: Учеб. пособие.— М., 2000.
Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства.— М., 2001.
Нерсесянц В. С. Философия права.— М., 1997.
Основы этических знаний/Под ред. М. Н. Росенко и др.— СП6., 1998.
Права человека/Под ред. Е. А. Лукашевой.— М., 1999.
Проблема общей теории права и государства/Под ред. В. С. Нерсесянца.— М., 2001.
Теория государства и права.— М., 1997.
Шрейдер Ю. А. Этика: Введение в предмет.— М., 1998.
Этика/Под ред. А. А. Гусейнова и Е. Л. Дубко.— М., 1999.
Этика/Под ред. Т. В. Мишаткиной и Я. С. Яскевич.— М., 2002.
|