Преимущества фир мы ОАО «Типография «новости» Москва 2000 удк 334. 722: 339. 137 Ббк 54. 290




Скачать 4.02 Mb.
Название Преимущества фир мы ОАО «Типография «новости» Москва 2000 удк 334. 722: 339. 137 Ббк 54. 290
страница 1/31
Дата публикации 18.06.2014
Размер 4.02 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31









Национальный фонд подготовки кадров

Подготовлено при финансовом содействии Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров в рамках программы «Развитие управления »





Государственный Национальный
университет фонд подготовки

управления кадров

Г.Л. АЗОЕВ

А.П. ЧЕЛЕНКОВ

Конкурентные
преимущества
фирмы

ОАО

«Типография

«НОВОСТИ»

Москва

2000

УДК 334.722:339.137 ББК 54.290

А35

Авторы:

Азоев Геннадий Лазаревич - доктор экономических наук, профессор, зам. зав. кафедрой маркетинга Государственного университета управления.

Челенков Александр Петрович - кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга Государственного университета управления.

Ответственность за сведения, представленные в издании, несут авторы.

ISBN 5-88149-045-2

© Государственный

университет управления, 2000 © Национальный фонд подготовки

финансовых и управленческих

кадров, 2000

Содержание

Предисловие 11

Глава 1. Конкуренция и конкурентные

преимущества 13

1.1. ФОРМЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КОНКУРЕНЦИИ ... 13

  1. Конкуренция и конкуренты 13

  2. Ценовая и неценовая конкуренция 15

  3. Эволюция теоретических взглядов на конкуренцию 17

  4. Модель совершенной конкуренции 20

  5. Модель монополистической конкуренции 22

  6. Модель олигополистической конкуренции 23

  7. Модель чистой монополии 25

  8. Направления современных исследований проблем
    конкуренции 27

1.2.РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ 28

  1. Объективные предпосылки усиления конкуренции 28

  2. Государственное регулирование конкурентных отношений 32

  3. Проблемы развития конкуренции на отраслевых рынках 41

1.3.КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА 48

  1. Понятие конкурентного преимущества 48

  2. Виды конкурентных преимуществ 49

  3. Среда, формирующая конкурентные преимущества 55

  4. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность 60

  5. Технологический подход к формированию конкурентных
    преимуществ 63

Рекомендуемая литература 67

Глава 2. Поиск конкурентных преимуществ 69

2.1.ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПОИСКА 69

  1. Определение географических границ рынка 69

  2. Формирование списка конкурентов 72

  3. Диагностика целей и намерений конкурентов 75

2.2.ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РОСТА .... 78

2.2.1. Замеры емкости рынка 79

  1. Расчет рыночных долей 86

  2. Факторный анализ рыночных долей 87

  3. Оценка интенсивности конкуренции 92

2.3. АНАЛИЗ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 94


  1. Сравнительный анализ товарного предложения 94

  2. Сопоставление практики ценообразования и динамики цен 99

  3. Анализ организации сбытовой сети и используемых средств
    стимулирования продаж 101

  4. Оценка финансовой стабильности 105

  5. Построение конкурентной карты рынка и систематизация
    конкурентных преимуществ 109

Рекомендуемая литература 113

Глава 3. Разработка и реализация стратегии
конкуренции 114


3.1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ В УСЛОВИЯХ
УСИЛЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ 114


  1. Преодоление штампов и стереотипов 114

  2. Базовые стратегии конкуренции и конкурентные
    преимущества 116

3.2. СТРАТЕГИЯ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ
ПРОДУКЦИИ 118


3.2.1. Поиск экономичных способов удовлетворения спроса

на товары широкого потребления 119

  1. «Игра на понижение цен» в условиях эластичного спроса 120

  2. Особенности ценовых стратегий вытеснения конкурентов.
    «Ценовые войны» 122

  3. Практика «ценовых войн» на рынке

продовольственных товаров 125

3.2.5.Проблемы оптимизации объемов производства и сбыта 127

3.3. СТРАТЕГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРОДУКЦИИ 129

  1. Ориентация на требования и возможности специфических
    групп потребителей 130

  2. Приоритеты управления товарным ассортиментом 131

  3. Повышение цен в условиях неэластичного спроса 132

  4. Позаказная система и ее реализация в автомобильном

бизнесе 133

3.3.5. «Автоматическое» расширение ассортимента 135

3.4. СТРАТЕГИЯ СЕГМЕНТИРОВАНИЯ РЫНКА 136

  1. Разработка рыночных ниш 136

  2. Вложенное сегментирование для поиска рыночной ниши:
    рынок средств связи 138

  3. Ценовое сегментирование рынка часов, авторучек,
    зажигалок 140

3.5. СТРАТЕГИЯ ВНЕДРЕНИЯ НОВШЕСТВ 142

  1. Степень новизны товаров и преимущества монопольного
    предложения 142

  2. Коммерциализация новшеств 143

  3. «Снятие сливок» и монопольное установление цен 145

3.6. СТРАТЕГИЯ НЕМЕДЛЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ

НА ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА 146

3.6.1. Минимизация временного лага между появлением спроса

и его удовлетворением 146

3.6.2. Задача MOB и маневренность торгового бизнеса 148

3.7. КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ
ПРЕИМУЩЕСТВ 149

  1. Проблема совместимости базовых стратегий конкуренции 149

  2. Диверсификация как основа комплексного использования
    конкурентных преимуществ 151

  3. Переход от сегментации производства к групповой
    сегментации товаров 154

  4. Внедрение элементов гибких производственных систем 155

  5. Организация автономных рабочих групп 156

3.8. РЕКЛАМНАЯ ПОДДЕРЖКА СТРАТЕГИИ
КОНКУРЕНЦИИ 157

  1. Формирование бюджета рекламы в соответствии с базовой
    стратегией конкуренции 157

  2. Учет стратегии конкуренции при построении структуры
    рекламной службы 160

Рекомендуемая литература 165

Глава 4. Развитие конкурентных преимуществ

в различных рыночных ситуациях 167

4.1. ДИНАМИКА РЫНКА И КОНКУРЕНТНЫЕ
ПРЕИМУЩЕСТВА 167


  1. Новый быстрорастущий рынок 167

  2. Рынок в период замедления роста 169

  3. Рынок в период застоя 172

4.2. СТРУКТУРА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И КОНКУРЕНТНЫЕ
ПРЕИМУЩЕСТВА 173


  1. Отсутствие явных лидеров 173

  2. Доминирование нескольких компаний 175

  3. Наличие монопольного давления на рынок 176

4.3. КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ И КОНКУРЕНТНЫЕ
ПРЕИМУЩЕСТВА 177


  1. Аутсайдер рынка 177

  2. Фирма со слабой конкурентной позицией 179

  3. Фирма с сильной конкурентной позицией 180

  4. Лидер рынка 182

4.4. РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

В АВТОМОБИЛЬНОМ БИЗНЕСЕ 183

  1. Сокращение периода разработки нового автомобиля 183

  2. Рационализация поставки комплектующих изделий 189

  3. Усиление контроля и регулирование товарных потоков в сети
    реализации автомобилей 196

  4. Развитие организационных структур в условиях усиления
    конкуренции 204

Рекомендуемая литература 221

Глава 5. Особенности формирования конкурентных
преимуществ в индустрии услуг 222


5.1. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, УСИЛИВАЮЩИЕ
КОНКУРЕНЦИЮ В СФЕРЕ УСЛУГ 223


  1. Либерализация государственного регулирования сферы услуг ... 223

  2. Инициативы ГАТС 225

  3. Технологическая революция в обслуживании 226

  4. «Захват» франчайзингом и лизингом традиционных сфер
    бизнеса 228

5.2. ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 229

5.2.1. Классификации услуг 229

  1. Конкурентные преимущества сервисных продуктов 232

  2. Приоритеты управления спросом 234

5.3. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ В ИНДУСТРИИ УСЛУГ ...237

  1. Формирование стратегий качества 237

  2. Формирование инновационных стратегий 241

  3. Формирование имиджевых стратегий 247

Источники 251

Рекомендуемая литература 252

Предисловие

Опыт последних лет показал, что большинство российских фирм не готово к ведению конкурентной борьбы. Одним из ключевых факторов, определяющих создавшееся положение, является отсутствие систематизированных представлений о том, что является конкурентным преимуществом, как его создать и с помощью каких методов реализовать. Проблема является синтетической, междисциплинарной, охватывающей по крайней мере три области знаний: маркетинг, конкуренцию и управление. В нашей стране в такой постановке она никогда не была предметом серьезного рассмотрения, в то время как за рубежом во многих школах бизнеса (например, HBS, LBS) одноименные курсы популярны уже более 10 лет.

В России только в 1993 г. впервые была издана книга одного из основоположников современной теории конкуренции проф. М. Портера «Международная конкуренция», описывающая пути достижения конкурентных преимуществ на уровне подотраслей, отраслей и экономики страны в целом. Однако информационный голод далеко не удовлетворен. По существу остались вне рассмотрения наиболее актуальные для отечественной экономики переходного периода проблемы поиска конкурентных преимуществ на уровне основного звена экономики - предприятий.

Речь идет о конкурентных преимуществах, обеспечивающих экономическое превосходство над конкурентами. Очевидно, что они должны отвечать сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития, а также особенностям конкретного бизнеса. Прямое перенесение зарубежного опыта на отечественную почву не приведет к нужному результату. В то же время лимит времени ограничен. Ситуация на российском рынке осложняется вовлечением в процесс конкуренции зарубежных компаний, имеющих большой опыт ведения конкурентной борьбы. Вопрос стоит достаточно остро: или учиться конкурировать у западных компаний в процессе их проникновения на отечественный рынок, или создавать собственные, основанные на российском и зарубежном опыте технологии обеспечения конкурентных преимуществ на уровне фирмы.

Предлагаемое учебное пособие направлено на устранение разрыва между общим пониманием данной проблемы и подходами к ее решению. Его цель - обобщить теоретические знания, методические приемы и практические рекомендации, направленные на поиск, создание и реализацию конкурентных преимуществ с учетом особенностей российских рынков товаров и услуг.
Главный аспект рассмотрения - технологии формирования и методы реализации конкурентных преимуществ.

Структурно работа состоит из пяти глав, служащих информационным материалом для подготовки к семинарским занятиям. Первая глава «Конкуренция и конкурентные преимущества» вводит в проблематику. В ней излагаются формы и теоретические модели конкуренции, иллюстрируется их преломление к практике конкуренции на российском рынке. Особое внимание уделено понятию и видам конкурентных преимуществ, механизму их формирования. Вторая глава «Поиск конкурентных преимуществ» посвящена процедурам локализации направлений поиска, определения потенциальных возможностей раскрытия конкурентных преимуществ и определения причин и условий их возникновения. На основе этой аналитической базы в третьей главе «Разработка и реализация стратегии конкуренции» излагаются процесс разработки и особенности реализации базовых стратегий конкуренции, ориентированных на достижение конкурентных преимуществ в условиях ценовой и неценовой конкуренции, предлагаются направления решения проблемы комплексного использования конкурентных преимуществ, а также особенности рекламной поддержки стратегии конкуренции. Четвертая глава «Развитие конкурентных преимуществ в различных рыночных ситуациях» является детализацией описанных стратегий и посвящена вопросам их адаптации к конкретной рыночной обстановке и тенденциям ее развития. Рассматриваются особенности формирования конкурентных преимуществ в условиях различной динамики рынка, структуры конкурентной среды, конкурентной позиции фирмы. «Особенности формирования конкурентных преимуществ в индустрии услуг» - пятая, завершающая глава книги. Она дополняет и развивает содержание учебного пособия применительно к бурно развивающейся, но вместе с тем слабо изученной с точки зрения конкуренции отрасли бизнеса. В главе систематизированы конкурентные преимущества в сфере услуг, предлагаются маркетинговые технологии их реализации.

Изложение учебного материала иллюстрировано примерами из российской практики автомобильного бизнеса, производства и реализации продуктов питания, других товаров широкого потребления и спектра разнообразных видов услуг. В работе использованы и факты из зарубежной практики конкуренции, актуальные для современного периода переходной экономики России.

Учебный материал предназначается для менеджеров высшего и среднего звена. Логически он является детализацией модуля «Маркетинг». Большое количество рекомендаций для отечественной практики ведения бизнеса помогут менеджерам более полно и точно представить собственные проблемы, возникающие в ходе конкурентной борьбы. Авторы надеются, что предлагаемая книга поможет найти рациональные пути их решения.

Работа при подготовке учебного пособия распределилась следующим образом: предисловие, главы 1-4 написаны Г.Л. Азоевым, глава 5 - А.П. Челенковым.
Глава1. Конкуренция и конкурентные преимущества

Несмотря на кажущуюся бессистемность конкурентной борьбы, она основана на методологии, начало формирования которой относится еще к периоду докапиталистических формаций, современная теория конкуренции, имеющая множество практических приложений, стала мощной научной базой для решения важных проблем в области управления и маркетинга. Практика конкурентных отношений на отечественном рынке подтверждает актуальность многих ее положений и требований. Наиболее значимым из них является необходимость активной адаптации к условиям конкуренции, поиск и реализация конкурентных преимуществ.

1.1. ФОРМЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КОНКУРЕНЦИИ

Механизм конкуренции, его движущие силы являются объектом длительного изучения различными направлениями менеджмента, маркетинга, права. Научный интерес к этой проблеме обусловлен существенным обстоятельством - в конкуренции усматривается главная сущностная черта, свойство товарного производства, способ его развития. Кроме того, она выступает в роли стихийного регулятора общественного производства. Следствием конкуренции, с одной стороны, является обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности. В настоящее время еще нельзя говорить о сформировавшейся теории конкуренции, однако многие ее аспекты уже сегодня имеют законченный вид и помогают правильно ориентировать прикладные разработки и практические действия по усилению конкурентной позиции предприятия на рынке.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Преимущества фир мы ОАО «Типография «новости» Москва 2000 удк 334. 722: 339. 137 Ббк 54. 290 icon Издательство «смысл» москва 2000 удк 615. 851 Ббк 53. 5 П 274 Московский Гештальт Институт
Впервые переведенная на русский язык главная теоре­тическая книга Ф. Перлза — выдающегося психолога и психо­терапевта, создателя...
Преимущества фир мы ОАО «Типография «новости» Москва 2000 удк 334. 722: 339. 137 Ббк 54. 290 icon Международная заочная научно-практическая конференция
Организатор Международной заочной научно-практической конференции – Консалтинговая компания «ар-консалт», г. Москва. Издание сборника...
Преимущества фир мы ОАО «Типография «новости» Москва 2000 удк 334. 722: 339. 137 Ббк 54. 290 icon Философия человека часть вторая Москва 2001 удк 300. 37 Ббк–15. 56...
Действительно ли он занимает особое место в природном царстве? Что в нем уникального? В монографии раскрываются различные стороны...
Преимущества фир мы ОАО «Типография «новости» Москва 2000 удк 334. 722: 339. 137 Ббк 54. 290 icon Методические указания по курсу Новосибирск 2004 ббк ю 937. 4 Удк 152. 26 (075)
Министерство образования и науки российской федерации новосибирский государственный университет
Преимущества фир мы ОАО «Типография «новости» Москва 2000 удк 334. 722: 339. 137 Ббк 54. 290 icon Тест жизнестойкости удк 159. 923. 072 Ббк 88. 3 Л 478 Психодиагностическая серия
Работа выполнена при поддержке ргнф, проект 06-06-00449а «Структура и диагностика личностного потенциала»
Преимущества фир мы ОАО «Типография «новости» Москва 2000 удк 334. 722: 339. 137 Ббк 54. 290 icon Отечественная история Планы семинарских занятий Казань 2010 ббк т3(2)я...
Ислаев Ф. Г., д и н., профессор кафедры истории и обществоведческих дисциплин иро рт
Преимущества фир мы ОАО «Типография «новости» Москва 2000 удк 334. 722: 339. 137 Ббк 54. 290 icon Учебное пособие удк 159. 9(075) Печатается ббк 88. 2я73 по решению Ученого Совета
Зоопсихология и сравнительная психология: Учебное пособие. Ставрополь: скси, 2005. 272 с
Преимущества фир мы ОАО «Типография «новости» Москва 2000 удк 334. 722: 339. 137 Ббк 54. 290 icon Духовный кризис
Д 49 Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом/ Под ред. Станислава и Кристины Гроф/Пер с англ. А. С. Ригина....
Преимущества фир мы ОАО «Типография «новости» Москва 2000 удк 334. 722: 339. 137 Ббк 54. 290 icon Конкурсная документация будет выдаваться по адресу ОАО «Энел огк-5»
Москва, 4-й Сетуньский пр-д, 10-а, стр. 2, являющийся Заказчиком, настоящим извещением приглашает Вас к участию в открытом конкурсе...
Преимущества фир мы ОАО «Типография «новости» Москва 2000 удк 334. 722: 339. 137 Ббк 54. 290 icon Учебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 Гамезо
Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ ред. М. В. Гамезо. М.: Ось-89, 2007. 352 с
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции