Скачать 30.75 Kb.
|
УДК 801.733 Аксёнова А.А., ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», Кафедра теории литературы и истории зарубежных литератур, студент 4 курса. Научный руководитель – д.ф.н., проф. Л. Ю. Фуксон., ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» Истолкование стихотворения А.А. Ахматовой «Что таится в зеркале?» В этом докладе мы обратимся к истолкованию стихотворения А.Ахматовой: Что таится в зеркале? – Горе... Что шумит за стеной? – Беда. Перед нами развёртывается изображение внешнего мира (стена, зеркало) и внутреннего ощущения в этом мире лирического «я» (горе, беда). Контраст образов отражающего зеркала и ничего не отражающей стены, шума снаружи и тишины внутри комнаты указывает, что мир разделён на две зоны «здесь» и «там». Буквальная невозможность попасть в зазеркальный мир соотносится с невозможностью лирического «я» оказаться за стеной в эпицентре шумящего мира. В зеркале таится горе, если выйти наружу – там шумит беда. (В шахматной игре такая ситуация называется «пат»). Происходит противопоставление глядящегося в зеркало и шумящего мира. Обособленность от мира лирического «я» изображается как проблема. Перед нами мир зримый, вещественный (стена, зеркало) и мир духовный (горе, беда), а портрета героя нет. Значит, его внутреннее состояние важнее самой внешности. Образ зеркала указывает на удвоение реальности, что в свою очередь связано с бинарностью компонентов изображаемого художественного мира: дом – мир, тишина – шум, горе – беда (как и бинарность вопросно-ответной структуры). Зачем понадобилось зеркало как удвоение реальности? С его помощью появляется копия того места, где находится герой, а отражение в зеркале создаёт не только зримую копию, но и затрагивает двойственность сознания лирического «я». Возникающая двойственность сопровождается и соединением двух разнонаправленных характеристик потаённости и открывания. Как можно таиться в зеркале? Это оксюморонное сочетание. Зеркало предполагает как раз выход из потаённости, но в этом тексте Горе таится и вместе с тем обнаруживается. Со взглядом в зеркало незримое (горе) становится видимым. Стена как граница Дома и Мира не выполняет своих «защитных» функций, так как Беда, шумящая за стеной, является близкой по значению к тому, что находится в домашнем зеркале – Горе. Отделиться от этой беды невозможно, так как стена пропускает звук и слышен её (беды) шум. Пространства «в» (в зеркале) и «за» (за стеной) хотя и противоположны по признаку «шум – тишина», но близки по сходству «горя» и «беды». Беда - указывает на внешние обстоятельства, а горе – это то внутреннее чувство, которое испытывает человек. Беда и Горе взаимно репрезентированы в масштабах большого и малого: горе – это личная беда, а беда – это общее горе. Дом, который должен служить укрытием, таковым не является. Оценивающий взгляд направлен от малого к большому, от частного к общему. Вопрошание о Доме переходит к вопрошанию о Мире. Чему служит вопросно-ответная форма данного стихотворения? Почему автор не изображает ту же дилемму повествовательными предложениями? Разрушение устойчивости и безопасности домашнего мира дополнятся одиночеством лирического «я», отгороженного от Мира, что объясняет возникающую здесь тоску по собеседнику (другому человеку). Это и выражено в вопросах, которыми начинаются обе строки данного стихотворения. Диалогическое построение текста связано со стремлением обрести собеседника. Обособленность героя ведёт его к поиску связи с миром, которая возможна только через диалог с Другим человеком. Один аспект вопросно-ответной формы указывает на то, что причины, побуждающие такой вопрос, не могут быть названы прямо. Другой аспект в том, что ситуация возводится в ранг особой значимости, претендует на мирообъемлющий, философский характер, сам вопрос обретает событийность. Рассуждение вслух как бы с самим собой – это возможность для читателя взглянуть на героя «изнутри». Герой сам раскрывает, демонстрирует течение своих мыслей. Мы находим в сходстве значений «горе» и «беда»: внутреннее и внешнее в мире героя солидарны, «зарифмованы». Шум указывает на глобальный характер человеческих действий, от которых оторвано лирическое «я». Беда в глазах лирического «я» связана с масштабом общего события, а горе – личного. Печальная истина, выраженная как Беда этого мира, состоит в том, что горе каждого неизбежно переживается в одиночестве. Но благодаря общей сущности «горя» и «беды» восстанавливается трагическое единство события личного и общего. Приобщение к миру, в котором шумит Беда, возможно только через переживание личного горя. |
Урок литературы, 6 класс Родная природа в русской поэзии 20 века.... Стихотворения А. А. Блока «Летний вечер», С. А. Есенина «Мелколесье. Степь и дали», А. А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие».... |
Сесилия Ахерн Девушка в зеркале «Девушка в зеркале»: Иностранка;... На чашу весов ложатся и любовь и преданность их близких. Любовь, тончайшие переливы, оттенки чувств — вот центр притяжения, основное... |
||
Философская лирика 20 века Поэт предлагает именно философское осмысление этой проблемы. Он осознает опасность, которая таится в разобщенности человека и природы.... |
Положение о республиканском конкурсе исследовательских и творческих... В зеркале истории в рамках празднования 200-летия вхождения Дагестана в состав Российского государства |
||
Литература А. С. Пушкин в зеркале двух столетий |
Проект «Стихотворения о природе» Цель нашего проекта – Познакомиться с понятиями стих, строфа, ритм, рифма. Вспомнить известные стихотворения о природе и попробовать... |
||
Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов по творчеству А.... |
"Ахматова и Толстой" неудобна и аллергенна с обеих сторон. Это неудобство... Отношения Толстого и Ахматовой в сороковые годы, как они описаны в последних сочинениях компилятивного и бульварного жанра1, отнюдь... |
||
Общечеловеческое звучание стихотворения А. С. Пушкина «Анчар» А. С. Пушкина о том, что причиной социальной катастрофы является нарушение нравственного закона равенства человека человеку; побудить... |
Анализ стихотворения а. С. Пушкина «на холмах грузии » Цель урока: показать многомерность пространства пушкинского текста на примере стихотворения «На холмах Грузии» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |