Скачать 141 Kb.
|
Иванченко Дмитрий Алексеевич кандидат социологических наук, доцент, филиала Российского государственного социального университета в г. Электросталь Адрес: 144007, Московская обл., г. Электросталь, ул. Мира, д. 19-а Телефон: 8 (257) 1-02-16 E-mail: idmi@mail.ru Аннотация: В статье отражено авторское видение проблем формирования и последующего развития дистанционного обучения в России, представлен опыт в области организации заочного и дистанционного обучения, накопленный в советский и постсоветский периоды, определены основные проблемы внедрения дистанционного обучения на современном этапе развития российской образовательной системы. Генезис дистанционного обучения в России:современный взглядВ настоящее время в России происходит реформирование государственной системы образования и реорганизация теоретических подходов к образовательному процессу, что требует создания новых правовых, научно-методических, финансово-материальных условий и адекватного кадрового обеспечения для углубления и развития этого процесса на основе сохранения накопленного в этой сфере позитивного потенциала. Развитие информационных технологий создает принципиально новые возможности для реформирования сложившейся методологии образования и формирования высококачественной и высокотехнологичной информационно-образовательной среды, а интегрирование системы образования и сети Интернет предоставляет возможность для создания и развития единой системы дистанционного обучения в России. В тоже время, само понятие дистанционного обучения рассматривается исследователями с различных позиций, не всегда согласующихся друг с другом, и сегодня еще не прекращается дискуссия по поводу сути таких терминов, как «дистанционное образование», «дистантное образование» «дистанционное обучение», «заочное обучение», «заочно (очно)-дистанционное обучение» и т.д. Автор поддерживает точку зрения, высказываемую некоторыми учеными, что заочные вузы с самого начала своего существования занимались именно дистанционным обучением, если термин «дистанционное» связывать лишь с тем обстоятельством, что основную часть учебного времени обучаемый проводит на расстоянии от преподавателя, и основными средствами коммуникации являются письменные (печатные) материалы независимо от формы носителя (бумага, магнитные диски и т.п.) или электронные средства связи (телефон, факс, электронная почта и др.). При таком подходе очевидна взаимообусловленность и взаимосвязь заочных и дистанционных образовательных технологий, и в этом контексте целесообразно говорить о дистанционном обучении как образовательной технологии, которая может быть легко интегрирована в любую форму образования. Следовательно, у нас есть все основания для использования дефиниции «дистанционное обучение» в случаях, когда имеется в виду заочная форма образования с использованием всех видов обучающих технологий как традиционного заочного, так и современного дистанционного обучения. Накопленный в советский и постсоветский период опыт в области организации заочного обучения является основой для формирования современной модели дистанционного обучения и требует серьезного рассмотрения с целью сохранения лучших традиций с возможностью трансформации их в современную образовательную систему. Исторически первой формой дистанционного обучения было «обучение по переписке» или «корреспондентское обучение», которое зародилось в России во второй половине XIX века по инициативе передовых русских ученых и общественных деятелей одновременно с возникновением надежной службы почтовой связи. Однако в дореволюционный период оно не получило должного распространения, оставшись делом частной инициативы прогрессивных общественных деятелей и ученых, а также культурно-просветительных обществ. Создателем открытого профессионального образования, в том числе и заочной его формы, можно считать известного математика, педагога и инженера, председателя Московского отделения Императорского русского технического общества Карла Карловича Мазинга (1849—1926), впервые организовавшего специальные вечерние рабочие курсы, классы и реальные училища в Петербурге и Москве, дающие возможность крестьянам и рабочим получать школьное и высшее образование. Единственной формой заочного обучения в дореволюционной России, признанной государством, был экстернат. Первыми методическими центрами для лиц, занимавшихся самообразованием, стали Комиссия по организации домашнего чтения, основанная в Москве в 1893 г. при Обществе распространения технических знаний, и Отдел для содействия самообразованию при Комитете педагогического музея военно-учебных заведений Санкт-Петербурга, открытый в 1894 г., которые рассылали желающим учебно-методическую литературу, организовывали консультации и лекции. Московские программы обучения были построены на основе вузовских учебных курсов. В конце 1917 г. в Советской России была организована Государственная комиссия по просвещению, которая выполняла функции прежнего Министерства просвещения, занималась сломом имевшейся образовательной системы и созданием новой. В период 1917—1918 гг. было принято около 30 правительственных декретов, а на I Всероссийском съезде по народному просвещению были приняты проекты документов, согласно которым вводились новые принципы организации и новое содержание обучения и воспитания. В 1919 г. был подписан Декрет о ликвидации неграмотности и тогда же, наряду с детскими школами, открываются школы для взрослых. При вузах создаются общеобразовательные заведения, рабочие факультеты для подготовки в вузы молодежи, не имеющей среднего образования. Обучение осуществлялось 3 года на дневном и 4 года на вечернем отделениях. Были созданы Институт Красной профессуры (ИКП), Политехническая школа, Помакадемия и т.д. В начале 20-х годов открылись многочисленные заочные курсы (позднее отделения) при вузах: 2-м МГУ, Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, Механическом институте им. М.В. Ломоносова и др. В 1929 г. коллегия Наркомпроса РСФСР определила принципы и организационные основы заочного обучения. Были созданы специализированные центры подготовки кадров без отрыва от производства: Ленинградский индустриальный институт (1929 г.), Всесоюзный сельскохозяйственный институт заочного образования (1930 г.), Всесоюзный заочный финансово-экономический институт (1930 г.), Всесоюзный индустриальный институт (1932 г.) и др. В середине 20-х годов в числе инновационных образовательных технологий появилось учебное радиовещание в виде лекций, бесед по различным областям знаний и даже циклов передач. Возникли первые формы дистанционного обучения для взрослых: радиостанция Коминтерна в 1925―1927 гг. транслировала научно-популярный курс радиотехники, а в 1928 г. был создан первый рабоче-крестьянский университет по радио, в 1930 г. преобразованный в Институт заочного обучения по радио. В 30-х годах во Всесоюзном комитете по радиофикации и радиовещанию был образован сектор самообразования. Определились различные формы учебных передач: лекция; передача с художественной иллюстрацией (с использованием литературных и музыкальных произведений); радиоэкскурсия; учебная радиопьеса; викторина и т.п. Была разработана методика учебной работы с радиопередачами, включавшая подготовительную фазу (формирование установки на восприятие), активное слушание, выполнение заданий, обобщение и т.д. В период индустриализации к заочной форме обучения обратились для решения проблемы подготовки индустриально-технических кадров. На базе Политехнической школы и десяти отраслевых заочных заведений (Московского строительного, Московского энергетического, Московского химико-технологического, Донецкого горного, нефтяных в Баку и Грозном, Уральского объединенного и др.) приказом народного комиссара тяжелой промышленности СССР С. Орджоникидзе был создан Всесоюзный заочный институт технического образования (ВЗИТО) для подготовки кадров через систему заочного обучения (Постановление ЦИК СССР о высшей и средней школе от 19.09.32), позднее переименованный во Всесоюзный заочный политехнический институт (ВЗПИ). Особенности методики заочного обучения вызывали значительное внимание и обсуждались в журнале «Заочное обучение», издававшемся с 1932 г. Несмотря на широкое распространение высшего заочного образования, до опубликования Постановления СНК СССР от 29 августа 1938 г., установившего обязательную очную сдачу экзаменов и зачетов по всем дисциплинам и выдачу дипломов после защиты дипломного проекта или сдачи государственных экзаменов на общих основаниях, оно относилось к курсовой системе обучения. С 1938 г. заочное обучение включается в общую систему подготовки специалистов высшей квалификации. К началу 1939 г. в России заочно обучалось около 40 тыс. человек, а в 1940―41 учебном году в стране насчитывалось 17 высших заочных учебных заведений и заочные отделения при 383 вузах в которых обучалось уже 226 700 человек. Начало Великой Отечественной войны затормозило развитие системы образования, и, тем не менее, уже с 1943 г. началось ее восстановление, а в 1945 г. количество студентов приблизилось к довоенному. Так же в 1944 г. началось восстановление заочных образовательных школ, которые в период войны почти прекратили свое существование. В послевоенный период получило широкое развитие заочное повышение квалификации специалистов, имеющих высшее образование и рассчитанное на различные сроки обучения от 1 до 2 лет. Заочное обучение осуществлялось заочными институтами, имеющими свои филиалы и учебно-консультационные пункты, а также заочными факультетами и отделениями стационарных высших учебных заведений. К 1955―56 учебному году в СССР было 22 самостоятельных заочных института и более 600 заочных и вечерних факультетов и отделений. Кроме того, в различных городских и фабрично-заводских центрах были организованы учебно-консультационные пункты. В 1956―57 учебных годах в заочных вузах обучалось около 723 тыс. студентов, выпуск 1955 г. составил более 62 тыс., а на первый курс в 1956―57 учебных годах было принято около 195 тыс. человек. Следующие 30 лет развития советской высшей школы стали временем неуклонного количественного роста и качественного развития образования по всем параметрам. Нарастал научный, научно-технический, научно-педагогический, образовательный и духовный потенциал страны. Опыт организации и проведения дистанционного обучения более чем за 50 лет показал, что многие студенты-заочники, будучи связаны с производственной работой по специальности, часто достигают лучших результатов, чем учащиеся стационарных вузов, где преобладает молодежь, не имеющая жизненного и производственного опыта. Главное значение для успешного обучения студентов имеет сложившаяся система работы высших заочных учебных заведений. В начале 60-х годов в СССР был осуществлен переход к применению новых методик в реализации технологий дистанционного обучения с использованием технических средств для обучения. В эти годы начался массовый выпуск звуковых учебных пособий для общеобразовательной и высшей школы, в том числе звуковых приложений к учебникам иностранных языков, самоучителей для изучающих иностранный язык; фонохрестоматий по художественной литературе, истории СССР, музыкальной литературе; научно-образовательных и художественно-образовательных лекций известных деятелей науки, техники, культуры; заочные экскурсии по памятным местам и музеям и т.д. В 1959 году на Центральном телевидении начались регулярные программы учебного телевидения. Передачи для общеобразовательной школы были представлены тремя категориями: для трансляции на урок (телеурок строго соответствовал теме школьной программы и длился 15-25 мин), для самостоятельного просмотра школьниками во внеурочное время и для учителей. Получила развитие и идея дистанционного обучения посредством телевидения. Систематические передачи для студентов проводились с 1964 г. в Ленинграде и с 1965 г. на Центральном телевидении в Москве. Разрабатывались телеверсии лекций (на основе учебных планов Всесоюзного заочного политехнического института), в том числе для поступающих в вузы. К очевидным преимуществам учебного телевидения необходимо отнести богатые иллюстративные возможности, присутствие в передачах известных учёных, специалистов и др., а среди основных методов возможно выделить учебные телефильмы, лекции, телепостановки, телеэкскурсии, диспуты, беседы и пр. В последствии для этих целей был организован IV Всесоюзный Образовательный канал (с 1991 г. ― канал «Российские университеты») транслирующий различные обучающие курсы для школьников и студентов вузов на европейскую часть РСФСР и Украину, быстро набравший популярность и ставший важной частью системы образования. На радио росло число выпускаемых общеобразовательных и обучающих программ. В 50―80-е гг. Главная редакция для детей и подростков и Редакция вещания для молодёжи Всесоюзного радио готовила циклы учебных передач «В помощь школе» для учащихся начальной и средней школы. К концу 80-х годов передачи образовательного радиовещания сконцентрировались на нескольких крупных областях знания: медицина, экология и охрана природы, педагогика (в т.ч. для родителей), история, литературоведение, искусствознание и др. Финансирование этих обучающих программ происходило на государственном уровне и прекратилось в начале 90-х годов. Несмотря на то, что эти технологии обеспечивали практически только одностороннюю передачу информации и не предоставляли возможности получить систематическое образование, их роль в деле просвещения достаточно велика. Наряду с печатными материалами, радио и телевидением с середины 80-х годов активно стали применяться аудио и видеокассеты для обучения, а взаимодействие обучающегося и преподавателя начало происходить не только по почте, но и по телефону и факсу. С начала 90-х годов в обучении начинают широко применяться новые информационные и компьютерные технологии, в том числе электронно-вычислительные машины, магнитные носители, возможности электронной почты, интерактивных досок объявлений, видео- и аудио конференц-связи и т.д. Некоторые учебные заведения начали использовать в образовательных целях многоцелевые интернет-сайты, стала возможной двухсторонняя связь, подразумевающая более глубокое взаимодействие между преподавателем и студентом. И хотя такое взаимодействие было, по большей части, асинхронным (т.е. происходило не в реальном времени) на 1998 г. количество образовательных учреждений, отделений и центров дистанционного обучения, использующих новые информационный технологии, составило более ста восьмидесяти. В рамках исследования перспективных форм взаимодействия вузов для внедрения дистанционных моделей обучения были созданы соответствующие органы в Министерстве общего и профессионального образования РФ (http://www.informika.ru/), учреждены Евразийская Ассоциация дистанционного обучения (http://www.dist-edu.ru/) и Ассоциация международного образования (http://www.aie.riis.ru/). Начиная с 1994 г. в Москве регулярно проводятся международные конференции и семинары, в которых участвуют ведущие специалисты США, Великобритании, Канады, Германии, Швеции, Австрии и др. Российской высшей школой в различных регионах проводятся эксперименты по применению новых информационных технологий для дистанционного обучения студентов. Госкомвузом России одобрена Концепция и принято решение о создании системы дистанционного гуманитарного образования в Российской Федерации. В рамках работ, проводимых Госкомвузом, разработка этих направлений ведется Российским НИИ информационных систем. Для расширения международных связей российских вузов создан Международный центр системных исследований проблем высшего образования и науки, который совместно с ЮНЕСКО занимается разработкой проекта дистанционного обучения в России. Большая работа по педагогическому обеспечению системы дистанционного обучения ведется Российской академией образования (РАО). В лаборатории дистанционного обучения Института общего и среднего образования Российской академии образования разрабатываются новые педагогические технологии (проектные методы обучения, обучение в сотрудничестве, дифференцированное и вариативное, разноуровневое обучение и т.д.); дистанционное обучение на основе интернет-технологий; изучение дидактических возможностей Интернета; разработка современных средств обучения (электронных учебников, справочников, баз данных); создание учебных пособий для учащихся, студентов педагогических вузов и учителей и т.д. В настоящее время в Интернете появились целые виртуальные университеты и колледжи, оснащенные необходимыми электронными учебными материалами и новыми техническими возможностями для организации дистанционного обучения. Очевидно, что реализация информационных и коммуникационных возможностей сети Интернет является одним из перспективных направлений организации и управления дистанционным обучением и эффективным инструментом разработки новых образовательных моделей. Применение инновационных подходов и методов организации дистанционного обучения в условиях информатизации общества позволит решить множество проблем, связанных с осуществлением образования или самообразования различных категорий граждан, а использование возможностей сети Интернет открывает новые перспективы совершенствования российской образовательной системы и позволит по-новому подойти к решению таких вопросов, как:
В тоже время, существующая даже в самых престижных университетах мира стойкая оппозиция дистанционному обучению как полноценной замене традиционной формы, позволяет признать: дистанционные технологии хоть и являются инновационным подходом в образовании, должны применяться не для всех категорий обучаемых и не во всех формах образования, что связано с характерными особенностями, положительными и отрицательными чертами организации и использования данной формы обучения. По мнению автора и на основании проведенных им исследований (см.: Системный анализ дистанционного обучения: Монография. — М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2005.) сегодня применение дистанционных интернет-технологий наиболее целесообразно в сфере дополнительного и второго высшего образования и на этапе повышения квалификации для обучения, во-первых, лиц, имеющих высшее образование, которые хотели бы повысить свой социальный и профессиональный статус, получить новые знания и увеличить уровень доходов; во-вторых, людей с ограниченными физическими возможностями, в том числе, с целью их социализации, и в третьих, ― граждан, проживающих в отдалённых регионах или вынужденных часто менять место жительства. Вместе с тем, сегодня эффективное применение дистанционных технологий обучения в России, а тем более введение дистанционной формы образования на равнее с очной, заочной, очно-заочной и экстернатом сегодня невозможно по целому ряду причин:
Представленный генезис дистанционного обучения показывает, что Россия имеет огромный опыт в области организации заочного и дистанционного обучения. Богатые история и практика использования в России и бывшем СССР дистанционных технологий требует серьезного анализа с целю сохранения лучших традиций и наиболее удачного опыта с возможностью трансформации их в образовательную систему XXI века. Автор будет признателен за конструктивные замечания и пожелания, которые можно присылать по адресу: Московская область, г. Электросталь, ул. Мира, д. 19-а, филиал Российского государственного социального университета и по электронной почте: idmi@mail.ru. Литература:
|
Технология использования массовой рассылки электронных материалов... Причина, на наш взгляд, заключается в том, что текстовые материалы, картинки, видео материалы, простейшие тесты, то есть практически... |
Анализ работы учителей структурного подразделения дистанционного... ... |
||
«История развития компьютерной поддержки систем дистанционного обучения» Тема кандидатской диссертации: «Компьютерная поддержка дистанционного учебного исследования по математике» |
Иванченко Дмитрий Алексеевич Стремительное развитие коммуникационных технологий и рост популярности дистанционного интернет-обучения в России обуславливают актуальность... |
||
Предисловие редактора русского перевода Стивен Вайнберг первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной |
Специфика подготовки менеджеров в области обучения письменному переводу... Козленкова Елена Александровна (аспирант лаборатории дистанционного обучения исимо рао) |
||
Психологические и психолингвистические особенности обучения иностранных... Методика обучения русскому языку как иностранному определяется, на мой взгляд, исходя из потребности обучения тех или иных специалистов... |
Книга адресована всем, кто интересуется тибетской медициной Л43 Лекарственное сырье тибетской медицины: современный взгляд. Улан-Удэ: Изд-во бнц со ран, 2006. 96 с. Isbn 5-7925-0003-7 |
||
Методические основы создания курса дистанционного обучения письменному... Специальность 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык) |
К дипломной работе студента 3 курса На тему «Разработка системы дистанционного обучения. Подсистема инспектора. Нормативные документы» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |