Скачать 2.83 Mb.
|
Ростовский государственный экономический университет «РИНХ» О. В. Степанов, В. Н. Цыганаш Организация работы с молодежью учебник для бакалавров Ростов-на-Дону Издательство Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» 2011 УДК ББК Печатается по решению Ученого совета Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Максимова Г.П. кандидат исторических наук Чуев С.В. Степанов О. В., Цыганаш В. Н. Организация работы с молодежью. Учебник. – Ростов-н/Д, Изд. РГЭУ «РИНХ», 2011, с. ISBN Учебник предназначен для студентов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку бакалавров по направлению «Организация работы с молодежью». Учебник написан с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) (утвержден приказом Минобрнауки России от 21.12.2009 № 773) и с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавров. Особенностью учебника является широкая сквозная проблемная тематика, раскрывающаяся в своей многранности через различные специальные дисциплины. В учебном пособии представляется вся экспозиция социальной работы с молодежью в современной России: теория, методология, методы, и технологии. Темы учебника охватывают как профессиональный (специальный) цикл, так и дисциплины вариативной (профильной части) разработанные и апробированные в Ростовском государственном экономическом университете «РИНХ» ISBN УДК ББК Степанов О. Н. (с) Цыганаш В. Н. (с) Оформление, макет, издательство РГЭУ «РИНХ» (с) Оглавление
Вступительное слово авторов. Уважаемый читатель, студент или преподаватель! Это введение объясняет, как устроена эта книга. Этот учебник не обычный. Это настольная книга преподавателя и студента ОРМ. Концепция нашего учебника проста: одна область знания – одна книга. Организация работы с молодежью – направление обучения, а не самостоятельная наука. Для того, чтобы этот учебник стал настольной книгой: Мы выделили блоки знаний, которые сочли необходимым оставить в этом учебнике. Мы указали в ссылках на литературу, которую можно найти в библиотеках интернета в полнотекстовом доступе. Мы указали, в какой дисциплине учебного плана могут использоваться части данного учебника Мы построили учебник как систему логически-последовательных глав, каждую из которых разделили на параграфы, которые поделили на отдельные части, оканчивающиеся или содержащие определение или логически оконченную систему знаний. Авторы не стремились всеобъемлюще и исчерпывающе дать все многообразие теоретических подходов. Это не нужно студентам. Это нужно магистрантам, аспирантам, докторантам. И пусть их доля будет с ними. Авторы исходят из того, что учебник тем и отличается от монографий, передовых исследований, статей главным: он консервативен и точен. Этого мы добились. Каждому, кто взял эту книгу в руки авторы желают успеха в изучении этой области знаний и деятельности. Глава 1. Молодежь: новые тренды и социальные предпочтения. Введение в главу: что такое организация работы с молодежью сегодня в России? На рубеже тысячелетий актуализировалась задача осмысления проблем социальной защищенности молодежи, социализации в условиях рисков капитализма (рыночных отношений), обострившегося социального неравенства и резко возросших различий в жизненных шансах отдельных групп молодежи, депопуляции, отторжении от качественного образования и участия в политической жизни. Задача формирующегося гражданского общества и социального государства в России по отношению к молодому поколению россиян, составляющему почти треть населения страны, состоит в том, чтобы включить ее в равноправный диалог и активную деятельность, – диалог, направленный на обсуждение стратегии будущего страны. Включить в активную деятельность не только через процесс адаптации к сложным реалиям жизни, социальную поддержку нормального уровня жизни, но и через процесс осмысления и планирования будущего общества и своего места в нем. Поэтому в условиях современного российского общества – со всеми его противоречиями работа с молодежью – как социальная практика – рассматривается как реализация концепции прав человека, но через призму нравственно-гуманистического характера. В последние годы активно идут поиски новых качеств социальной политики, оказания практической помощи молодому поколению, Тема социальной работы с молодежью в различных сферах жизнедеятельности общества еще не получила достаточного развития в теории социальной работы в России, хотя должности специалистов по работе с молодежью появились в России и включились в работу с молодым поколением. Однако этого недостаточно, поскольку необходимо осмысление деятельности социального работника в сфере досуга, образования, – системы, включающей молодежь в трудовую деятельность для эффективной работы с молодыми людьми. Организация работы с молодежью представляет собой особый вид профессиональной деятельности, осуществляемый высококвалифицированными специалистами и нацеленный на улучшение и совершенствование социальных качеств молодого поколения. Эта профессиональная деятельность реализуется на основе методов и научных достижений социологии молодежи, ювенологии, теории социальной работы, психологии, педагогики, социальной медицины, права и других наук. Дадим определение основному понятию – понятию «молодежь». Молодежь» является многозначным понятием и выражает разные аспекты социально-возрастной группы и социального слоя общества. В исследовательской и энциклопедической литературе существует множество различных определений понятия молодежи. Существуют различные подходы к интерпретации сущностных характеристик молодежи. Нередко в качестве сущностной характеристики молодежи делается упор на наиболее активном периоде воспитания, образования и социализации, и в этом случае более употребляемым является понятие «молодость», выражающее определенный этап жизненного цикла. Кроме того, молодежь может пониматься и рассматриваться с точки зрения ее социального статуса, определяемого возрастом. Этот статус непосредственно связан с основными видами деятельности молодых людей: учебой, работой, вторичной занятостью и т.д. Социальный статус молодежи также связан с ролевыми структурами личности, различными представлениями и стереотипами, которые сложились в обществе по отношению к представителям молодого поколения. В самом широком смысле молодежь определяется как совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними социально-психологических характеристик и основных видов деятельности. В более узком (социологическом) значении молодежь представляет собой социально-демографическую группу, выделяемую на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, а также специфических интересов и ценностей. Отметим, что социологические методы как таковые и исследования молодёжи в частности предполагают единство анализа социально-классового деления общества и системно-структурного подхода, прослеживающего особенности положения и социальных функций Молодёжь в ряду других возрастных групп данного общества, на основе определенного способа производства и более широкого исторического анализа. О возрастных границах понятия «молодежь». В легко доступном информационном поле интернета, например в «Википедии», возрастные границы молодежи определены крайне широко: низшая возрастная граница молодежи — 14-16 лет, высшая — 28-35 лет. Однако общедоступные информационные ресурсы, как правило, не объясняют причины, по которым до 50% жизненного срока человека к прохождению стадии социализации, усвоении образовательных, профессиональных, культурных и других социальных функций. Большая советская энциклопедия, будучи фундаментальным энциклопедическим изданием, мотивирует подобные широкие границы отнесения к группе молодежи следующим образом: культурологический аспект понятия «молодежь» акцентирует значение молодежной субкультуры. В этом контексте подчеркивается особая форма организации молодых людей, определяющая стиль их жизни и мышления и отличающаяся специфическими ценностями и образцами поведения. Одно из первых определений возрастных границ отнесения к группе молодежи в отечественной исследовательской литературе было дано в 1968 г. известным ленинградским ученым-социологом В. Т. Лисовским: «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет»1. Не менее известно и распространено определение молодежи, принадлежащее видному отечественному социологу, психологу и философу И.С. Кону. Согласно определению И.С. Кона, молодежь – это особая социально-демографическая группа, выделяемая на основе характерных возрастных признаков, особенностей социального положения и обусловленных теми и другими социально-психологических свойств. «Молодость, – пишет И.С. Кон, – как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации»1. В.И. Переведенцев приводит следующие аргументы для особого выделения молодежного возраста в 15 лет как особого возрастного рубежа: - в 15 лет происходит первое массовое разделение жизненных путей за счет различных образовательных траекторий; - к 15 годам подростки достигают половой зрелости и для них очень важным становится сексуальный аспект жизни; - 15 лет – возраст начала быстрых всесторонних изменений положения человека в обществе, у многих меняются места проживания, происходит отрыв от родительской семьи. Этот же исследователь полагает, что к 30 годам у подавляющего большинства людей заканчивается период быстрых жизненных перемен: приобретена профессия, у работников физического труда достигнуты профессиональные вершины, почти все вступили в брак, у большинства родились дети, достигнуто относительное жизненное благополучие. Фонд «Общественное мнение» в опросе 2002 г. «Молодежь: кто это и какая она?» пытается определить границы возраста молодежи анализируя ответы самой молодежи, предлагая респондентам ответить на два вопроса: «Есть традиционное разделение людей на поколения - молодежь, средний возраст и старший возраст. С какого возраста, по вашему мнению, человека можно причислить к молодежи?» и «Когда, по вашему мнению, молодежный возраст кончается и наступает средний возраст?»2. Ответы распределились следующим образом: Рис. 1. «Есть традиционное разделение людей на поколения - молодежь, средний возраст и старший возраст. С какого возраста, по вашему мнению, человека можно причислить к молодежи?» Рис. 2. «Когда, по вашему мнению, молодежный возраст кончается и наступает средний возраст?» |
Работы с молодёжью подготовка к экзамену Л. В. Светличная Психологические основы работы с молодежью. Подготовка к экзамену. М.: Издательство «Принт-плюс», 2009. – 49 с |
Республики Татарстан Республиканский центр молодежных, инновационных... Информационно-методические материалы по организации профилактической работы с молодежью на примере работы с воспитанниками |
||
Приказ от 13 января 2010 г. N 18 об утверждении и введении в действие... Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... |
Эксперты в сфере работы с талантливой молодежью Долгоруков Александр Михайлович кандидат философских наук, мгу им. М. В. Ломоносова |
||
Учебно-методическое пособие Нижний Новгород, 2012 Целью учебного пособия является вооружение студентов знаниями по важнейшим проблемам социальной работы с молодежью |
План работы на январь месяц 2013 г Организация и итоги работы с уч-ся 9, 11 кл по выбору учебных предметов для итоговой аттестации в форме гиа и егэ, комплектование... |
||
Православная молодежная организация Церковь не имеет четкого молодежного крыла и никакой системной работы по воцерковлению молодых людей не ведется. В этой связи новая... |
Список рекомендуемой литературы по организации работы в шестой школьный день Методические рекомендации «Организация воспитательной работы в условиях пятидневной учебной недели и шестого школьного дня» // Зборнік... |
||
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине... «целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая... |
Курсы Место проведения Организация работы классного руководителя и воспитателя в свете национальной инициативы «Наша новая школа» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |