Организация работы с молодежью




Скачать 2.83 Mb.
Название Организация работы с молодежью
страница 1/21
Дата публикации 14.06.2014
Размер 2.83 Mb.
Тип Учебник
literature-edu.ru > Право > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»

О. В. Степанов, В. Н. Цыганаш

Организация работы с молодежью
учебник для бакалавров


Ростов-на-Дону
Издательство Ростовского государственного

экономического университета «РИНХ»
2011


УДК

ББК
Печатается по решению Ученого совета Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор Максимова Г.П.

кандидат исторических наук Чуев С.В.

Степанов О. В., Цыганаш В. Н.

Организация работы с молодежью. Учебник. – Ростов-н/Д, Изд. РГЭУ «РИНХ», 2011, с.

ISBN

Учебник предназначен для студентов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку бакалавров по направлению «Организация работы с молодежью». Учебник написан с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) (утвержден приказом Минобрнауки России от 21.12.2009 № 773) и с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавров.

Особенностью учебника является широкая сквозная проблемная тематика, раскрывающаяся в своей многранности через различные специальные дисциплины. В учебном пособии представляется вся экспозиция социальной работы с молодежью в современной России: теория, методология, методы, и технологии. Темы учебника охватывают как профессиональный (специальный) цикл, так и дисциплины вариативной (профильной части) разработанные и апробированные в Ростовском государственном экономическом университете «РИНХ»
ISBN
УДК

ББК
Степанов О. Н. (с)

Цыганаш В. Н. (с)

Оформление, макет, издательство РГЭУ «РИНХ» (с)

Оглавление


Молодежь: новые тренды и социальные предпочтения

Что такое организация работы с молодежью сегодня в России?

Определение понятия «молодежь».

О возрастных границах понятия «молодежь».

Особенности молодежи как социальной группы.

Миссия, социальный капитал и потенциал российской молодежи.

Российская молодежь в условиях неопределенности и риска.

Особенности социализации современной российской молодежи.

Модели молодежной организации и модели социальной работы.


Используется в дисциплинах: Введение в специальность. Педагогическое обеспечение работы с молодежью (социальная педагогика). Менеджмент в молодежной политике. Социальные технологии работы с молодежью


Страница ………………………………………………………

Государственные макротехнологии работы с молодежью

История государственной молодежной политики

Становление государственной молодежной политики в современной России.

Объект и субъект молодежной политики.

Проблемы молодежи и государственная молодежная политика.

Позитивные тенденции в молодежной среде и государственная молодежная политика.

Концептуальные задачи государственной молодежной политики

Государственная молодежная политика в демократическом правовом светском государстве.

Социальная защита, социальное обеспечение, социальное обслуживание – неотъемлемые элементы государственной молодежной политики в демократическом правовом светском государстве,

Финансовые источники и приоритеты ГМП для организации работы с молодежью.

«Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации» – цели, задачи и способы реализации

Принципы, задачи, содержание и формы работы социальных учреждений органов по делам молодежи при реализации государственной молодежной политики

Политическое направление работы с молодежью.


Используется в дисциплинах: Государственная молодежная политика. Менеджмент в молодежной политике. Молодежные движения в России: история и современность. Социальное партнерство в молодежной политике. Управление проектами (социальное проектирование и прогнозирование). Региональная и муниципальная молодежная политика

Страница ………………………………………………………

Мегатехнологии образования, труда и досуга

Работа с молодежью России в системе образования

Компетенция специалиста по организации работы с молодежью в образовательном процессе школы (колледжа).

Компетенция специалиста по организации работы с молодежью в образовательном процессе Вуза.

Социальная работа с молодежью вступающей в трудовую жизнь в современной России.

Государственная политика занятости молодежи

Экономические и организационные основы деятельности организатора работы с молодежью по содействию занятости и трудоустройству молодежи.

Проект «Карьера»

Досуг российской молодежи.


Используется в дисциплинах: Социальные технологии работы с молодежью. Инновационное поведение молодежи. Социальное обслуживание молодежи. Теория и практика социальной работы. Социальная психология. Экономические основы работы с молодежью

Страница ………………………………………………………

Микротехнологии работы с молодежью

Организация работы с уязвимыми категориями молодежи в России.

Технологии социальной работы с молодежью девиантного поведения

Социальные технологии в профилактике и коррекции девиантного поведения (технологии социального контро­ля).

Молодая семья: социальная помощь, социальная защита.

Работа с молодежью: гендерные особенности

Инновационная деятельность в социальной работе работы с молодежью в России.

Молодежь как субъект инновационной деятельности

Методы и технологии развития творчества в молодежной среде


Используется в дисциплинах: Девиантология. Социология девиаций. Психология семьи с основами семейного консультирования. Конфликтология. Педагогическая психология. Социология и психология гендера.


Страница ………………………………………………………


Вступительное слово авторов.
Уважаемый читатель, студент или преподаватель! Это введение объясняет, как устроена эта книга.

Этот учебник не обычный. Это настольная книга преподавателя и студента ОРМ. Концепция нашего учебника проста: одна область знания – одна книга. Организация работы с молодежью – направление обучения, а не самостоятельная наука.

Для того, чтобы этот учебник стал настольной книгой:

Мы выделили блоки знаний, которые сочли необходимым оставить в этом учебнике.

Мы указали в ссылках на литературу, которую можно найти в библиотеках интернета в полнотекстовом доступе. Мы указали, в какой дисциплине учебного плана могут использоваться части данного учебника

Мы построили учебник как систему логически-последовательных глав, каждую из которых разделили на параграфы, которые поделили на отдельные части, оканчивающиеся или содержащие определение или логически оконченную систему знаний.

Авторы не стремились всеобъемлюще и исчерпывающе дать все многообразие теоретических подходов. Это не нужно студентам. Это нужно магистрантам, аспирантам, докторантам. И пусть их доля будет с ними.

Авторы исходят из того, что учебник тем и отличается от монографий, передовых исследований, статей главным: он консервативен и точен. Этого мы добились.

Каждому, кто взял эту книгу в руки авторы желают успеха в изучении этой области знаний и деятельности.


Глава 1. Молодежь: новые тренды и социальные предпочтения.
Введение в главу: что такое организация работы с молодежью сегодня в России?
На рубеже тысячелетий актуализировалась задача осмысления проблем социальной защищенности молодежи, социализации в условиях рисков капитализма (рыночных отношений), обострившегося социального неравенства и резко возросших различий в жизненных шансах отдельных групп молодежи, депопуляции, отторжении от качественного образования и участия в политической жизни.

Задача формирующегося гражданского общества и социального государства в России по отношению к молодому поколению россиян, составляющему почти треть населения страны, состоит в том, чтобы включить ее в равноправный диалог и активную деятельность, – диалог, направленный на обсуждение стратегии будущего страны. Включить в активную деятельность не только через процесс адаптации к сложным реалиям жизни, социальную поддержку нормального уровня жизни, но и через процесс осмысления и планирования будущего общества и своего места в нем.

Поэтому в условиях современного российского общества – со всеми его противоречиями работа с молодежью – как социальная практика – рассматривается как реализация концепции прав человека, но через призму нравственно-гуманистического характера.

В последние годы активно идут поиски новых качеств социальной политики, оказания практической помощи молодому поколению, Тема социальной работы с молодежью в различных сферах жизнедеятельности общества еще не получила достаточного развития в теории социальной работы в России, хотя должности специалистов по работе с молодежью появились в России и включились в работу с молодым поколением. Однако этого недостаточно, поскольку необходимо осмысление деятельности социального работника в сфере досуга, образования, – системы, включающей молодежь в трудовую деятельность для эффективной работы с молодыми людьми.

Организация работы с молодежью представляет собой особый вид профессиональной деятельности, осуществляемый высококвалифицированными специалистами и нацеленный на улучшение и совершенствование социальных качеств молодого поколения. Эта профессиональная деятельность реализуется на основе методов и научных достижений социологии молодежи, ювенологии, теории социальной работы, психологии, педагогики, социальной медицины, права и других наук.
Дадим определение основному понятию – понятию «молодежь».
Молодежь» является многозначным понятием и выражает разные аспекты социально-возрастной группы и социального слоя общества. В исследовательской и энциклопедической литературе существует множество различных определений понятия молодежи. Существуют различные подходы к интерпретации сущностных характеристик молодежи. Нередко в качестве сущностной характеристики молодежи делается упор на наиболее активном периоде воспитания, образования и социализации, и в этом случае более употребляемым является понятие «молодость», выражающее определенный этап жизненного цикла.

Кроме того, молодежь может пониматься и рассматриваться с точки зрения ее со­циального статуса, определяемого возрастом. Этот статус непосредственно связан с основными видами деятельности молодых людей: учебой, работой, вторичной занятостью и т.д. Социальный статус молодежи также связан с ролевыми структурами личности, различными представлениями и стереотипами, которые сложились в обществе по отношению к представителям молодого поколения.
В самом широком смысле молодежь определяется как совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними социально-психологических характеристик и основных видов деятельности.

В более узком (социологическом) значении молодежь представляет собой социально-демографическую группу, выделяемую на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, а также специфических интересов и ценностей.
Отметим, что социологические методы как таковые и исследования молодёжи в частности предполагают единство анализа социально-классового деления общества и системно-структурного подхода, прослеживающего особенности положения и социальных функций Молодёжь в ряду других возрастных групп данного общества, на основе определенного способа производства и более широкого исторического анализа.
О возрастных границах понятия «молодежь».
В легко доступном информационном поле интернета, например в «Википедии», возрастные границы молодежи определены крайне широко: низшая возрастная граница молодежи — 14-16 лет, высшая — 28-35 лет. Однако общедоступные информационные ресурсы, как правило, не объясняют причины, по которым до 50% жизненного срока человека к про­хождению стадии социализации, усвоении образовательных, профессиональных, культурных и других социальных функций.

Большая советская энциклопедия, будучи фундаментальным энциклопедическим изданием, мотивирует подобные широкие границы отнесения к группе молодежи следующим образом: культурологический аспект понятия «молодежь» акцентирует значение молодежной субкультуры. В этом контексте подчеркивается особая фор­ма организации молодых людей, определяющая стиль их жизни и мышле­ния и отличающаяся специфическими ценностями и образцами поведения.

Одно из первых определений возрастных границ отнесения к группе молодежи в отечественной исследовательской литературе было дано в 1968 г. известным ленинградским ученым-социологом В. Т. Лисовским: «Молодежь – поколение людей, про­ходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет»1.

Не менее известно и распространено определение молодежи, принадлежащее видному отечественному социологу, психологу и философу И.С. Кону. Согласно определению И.С. Кона, молодежь – это особая социально-демографическая группа, выделяемая на основе характерных возрастных признаков, особенностей социального положения и обусловленных теми и другими социально-психологических свойств. «Молодость, – пишет И.С. Кон, – как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации»1.

В.И. Переведенцев приводит следующие аргументы для особого выделения молодежного возраста в 15 лет как особого возрастного рубежа:

- в 15 лет происходит первое массовое разделение жизненных путей за счет различных образовательных траекторий;

- к 15 годам подростки достигают половой зрелости и для них очень важным становится сексуальный аспект жизни;

- 15 лет – возраст начала быстрых всесторонних изменений положения человека в обществе, у многих меняются места проживания, происходит отрыв от родительской семьи.

Этот же исследователь полагает, что к 30 годам у подавляющего большинства людей заканчивается период быстрых жизненных перемен: приобретена профессия, у работников физического труда достигнуты профессиональные вершины, почти все вступили в брак, у большинства родились дети, достигнуто относительное жизненное благополучие.

Фонд «Общественное мнение» в опросе 2002 г. «Молодежь: кто это и какая она?» пытается определить границы возраста молодежи анализируя ответы самой молодежи, предлагая респондентам ответить на два вопроса: «Есть традиционное разделение людей на поколения - молодежь, средний возраст и старший возраст. С какого возраста, по вашему мнению, человека можно причислить к молодежи?» и «Когда, по вашему мнению, молодежный возраст кончается и наступает средний возраст?»2.
Ответы распределились следующим образом:

Рис. 1. «Есть традиционное разделение людей на поколения - молодежь, средний возраст и старший возраст. С какого возраста, по вашему мнению, человека можно причислить к молодежи?»


Рис. 2. «Когда, по вашему мнению, молодежный возраст кончается и наступает средний возраст?»

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация работы с молодежью icon Работы с молодёжью подготовка к экзамену
Л. В. Светличная Психологические основы работы с молодежью. Подготовка к экзамену. М.: Издательство «Принт-плюс», 2009. – 49 с
Организация работы с молодежью icon Республики Татарстан Республиканский центр молодежных, инновационных...
Информационно-методические материалы по организации профилактической работы с молодежью на примере работы с воспитанниками
Организация работы с молодежью icon Приказ от 13 января 2010 г. N 18 об утверждении и введении в действие...
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Организация работы с молодежью icon Эксперты в сфере работы с талантливой молодежью
Долгоруков Александр Михайлович кандидат философских наук, мгу им. М. В. Ломоносова
Организация работы с молодежью icon Учебно-методическое пособие Нижний Новгород, 2012
Целью учебного пособия является вооружение студентов знаниями по важнейшим проблемам социальной работы с молодежью
Организация работы с молодежью icon План работы на январь месяц 2013 г
Организация и итоги работы с уч-ся 9, 11 кл по выбору учебных предметов для итоговой аттестации в форме гиа и егэ, комплектование...
Организация работы с молодежью icon Православная молодежная организация
Церковь не имеет четкого молодежного крыла и никакой системной работы по воцерковлению молодых людей не ведется. В этой связи новая...
Организация работы с молодежью icon Список рекомендуемой литературы по организации работы в шестой школьный день
Методические рекомендации «Организация воспитательной работы в условиях пятидневной учебной недели и шестого школьного дня» // Зборнік...
Организация работы с молодежью icon Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине...
«целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая...
Организация работы с молодежью icon Курсы Место проведения
Организация работы классного руководителя и воспитателя в свете национальной инициативы «Наша новая школа»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции