Контрольная работа
Дисциплина «Профессиональная этика юриста»
Тема № 2: Понятие этических категорий и их классификация
Рязань 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
ВВЕДЕНИЕ
В условиях формирования правового государства неукоснительное следование общечеловеческим ценностям приобретает для сотрудников Юстиции профессиональную значимость, способствует их нравственному самообразованию и самосовершенствованию.
Укрепление законности и правопорядка, обеспечение конституционных прав и свобод не только правопослушных граждан, но и лиц, совершивших противоправные действия, стали сегодня одними из важных социальных задач, которые стоят перед нашим государством.
Поэтому не только профессионализм, но и понимание общепризнанных этических категорий должны быть обязательными качествами специалиста, заканчивающего высшие учебные заведения Министерства Юстиции РФ.
Как следствие, рассмотрение и анализ наиболее общепризнанных этических категорий и является целью написания данной контрольной работы.
Для успешного достижения данной цели на протяжении написания всей работы будут исследованы следующие вопросы:
-
Понятие и характеристика категорий этики;
-
Классификация категорий этики;
-
Понятие основных этических категорий.
В написании работы были использованы следующие источники литературы: нормативные акты РФ, учебная и монографическая литература, а также электронные ресурсы сети Интернет.
-
ПОНЯТИЕ КАТЕГОРИЙ ЭТИКИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Категориями этики или этическими категориями называются понятия, в которых наука этика раскрывает сущность морали 1 и моральной деятельности человека.2
Категории этики – это не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека или в сознании отдельной социальной группы.
При всем разнообразии подходов к определению целостной системы этических категорий можно выделить те, которые являются общепризнанными (см. рисунок 1): 3
-
Добро и зло - наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Добро – это категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.
-
С категорией добра тесно связано и понятие «добродетель» - устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее высокую моральную ценность.
-
Что касаемо справедливости, то это категория этики, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, заслугами и их признанием.
Рисунок 1. Категории этики
-
Долг - это нравственная задача, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.
-
Совесть иногда называют другой стороной долга, так как она является субъективным осознанием личностью своего долга и ответственности перед обществом, выступающее как долг и ответственность перед собой.
-
Ответственность - это категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований и соответствия ее моральной деятельности своему нравственному долгу.
-
Достоинство - это выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой и форма самоутверждения личности.
-
Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением и признаваемыми за ним заслугами.
Все вышеперечисленные этические категории пронизывают всю жизнь людей, даже и тех, кто не имеет представления о их научной трактовке. Они определяют содержание права и присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической деятельности по его применению.4
-
КЛАССИФИКАЦИЯ КАТЕГОРИЙ ЭТИКИ
Этические категории весьма многочисленны, поэтому их принято классифицировать. Одни ученые делят их на структурные и субстанциональные5. Другие кладут в основу иной принцип: всю классификацию строят на основе одной из категорий, которая рассматривается как функциональная. Например, Эпикур подчинял все категории этики категории счастье, а Аристотель главной считал категорию блага. Впрочем, нет единого взгляда на этот счет и в наше время. В отечественной науке всю совокупность категорий часто делят исходя из структуры морали. В качестве основных элементов этой структуры некоторые авторы выделяют моральную практику, моральное сознание и нравственное самосознание, а нравственные отношения и нравственная деятельность в совокупности составляют нравственную практику.
Приняв за основу эту позицию, среди категорий этики можно выделить: категории морального сознания, категории нравственных отношений и категории нравственной деятельности. Следует заметить, что эта классификация весьма уязвима, ибо все категории находятся в тесном единстве, взаимно дополняют друг друга, переходят из одной группы в другую, оказывая взаимное влияние друг на друга.
На основе морали, категории этики можно условно подразделить на три вышеуказанные группы:
-
категории собственно морального сознания: моральный принцип, моральная норма, моральное убеждение, нравственная цель и моральный выбор.
-
категории нравственных отношений: нравственное взаимодействие, нравственный конфликт, моральный авторитет и моральная репутация.
-
категории моральной практики: моральный поступок, моральное воздаяние и моральные последствия. 6
В принципе, можно утверждать, что все категории этики являются и категориями морального сознания, ибо какие бы стороны морали они не отражали, все они фиксируются в моральном сознании. Сущностные категории морального сознания – добро и зло, долг и честь, достоинство и совесть - занимают центральное место в системе категорий, но их нельзя отрывать от нравственных отношений и моральной практики. 7
-
ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории этики:
-
Добро и зло – это наиболее общие формы моральной оценки8, разграничивающие нравственное 9 и безнравственное. Мораль руководит человеческим поведением с точки зрения противопоставления добра и зла. Мир разделяется в моральном сознании на доброе и злое, хорошее и дурное, похвальное с моральной точки зрения и заслуживающее порицания. Все человеческие поступки оцениваются через эту призму: чувство, мысль, намерение, деяние могут быть либо добрыми - соответствующими добру, либо злыми - исходящими из зла и к нему ведущими.
Поэтому добро и зло – фундаментальные категории этического сознания, от которых зависят все иные этические категории.10
Добро, как уже отмечалось ранее, - это этическая категория, объединяющая всё, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, а также строго противостоящее злу.
Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные и безличностные. Ф. Энгельс писал: «Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому»11.
Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи.
Зло, в свою очередь, - это этическая категория, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая характеристика всех отрицательных моральных качеств.
Моральное зло следует отличать от социального зла - противоположности блага. Моральное зло имеет место тогда, когда оно - проявление воли определенного лица, группы лиц или социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают совершаемые людьми отрицательные поступки.
Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло - это фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. А марксисты связывали зло с антагонистическим12 устройством самого общества.13
С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель, а именно, - устойчивые положительные качества личности, которые указывают на ее высокоморальную ценность. Добродетели противостоит порок14.
Добродетельный человек не только признает положительные нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в соответствии с ними. Представления о добродетели, как и о добре, исторически изменялись. Так, в Древней Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость и справедливость. Христианская вера в эпоху средневековья выдвинула три основные добродетели: веру, надежду и любовь (как веру в Бога, надежду на его милость и наивысшую любовь к нему).
А у средневековых рыцарей существовал целый культ «трудных добродетелей», среди которых на первом месте были храбрость и мужество, необходимые для защиты чести и достоинства. Рыцарь предпочитал скорее смерть, чем унижение. 15
-
Справедливость – это этическая категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное и отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, заслугами и их признанием. 16
Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Так Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную - справедливость равенства и распределительную - справедливость пропорциональности. Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и сегодня.
Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага за добро распределяются непропорционально.
Справедливость главенствует и в профессиональной деятельности юристов. Само понятие «юстиция» по латыни означает справедливость. А юрист, как следствие, является «представителем справедливости».
Справедливость – это не только этическая, но и правовая категория. «Эта категория, - пишет Е. А. Лукашева, - подчас объявляется этиками как специфически моральная, а юристами - как специфически правовая»17.
Идея и требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества. Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человек. В частности ст. 10 декларации гласит: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». А ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в преступлении.
Кроме того, требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах Конституции Российской Федерации.
Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг. Справедливость считают синонимом правосудия, которое с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», а решив, непреклонно проводить справедливое решение в жизнь. 18
-
Долг - это этическая категория, означающая отношение личности к обществу и другим людям, которое выражается в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.
Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в определенной ситуации.
Долг может быть социальным (например, патриотический, воинский, долг врача, долг судьи или долг следователя) и личным (например, родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и т. д.).
Успешно выполнять свои функции работники судов и прокуратуры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают чувством долга, готовы до конца, вопреки всем возникающим трудностям и препятствиям, его выполнить.
В глазах общества судья, прокурор и следователь - непреклонный страж законности, которым движет только чувство долга, не допускающий компромиссов, сделок с совестью, не поддающийся каким-либо влияниям и служащий только закону и справедливости. Но чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать определенную должность и знать законы, необходимы еще соответствующие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие влияния. 19
Так в России судья, впервые избранный на должность, приносит присягу, в которой торжественно клянется быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть20.
-
Совесть - это этическая категория, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль и внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.21
С позиций теории социального научения весьма убедительна гипотеза Фрейда о развитии совести. В период младенчества у ребенка возникает сильная зависимость от родительской любви. «Потеря любви» вызывает такую же тревогу, как другие виды наказания. Важный шаг в формировании совести состоит в том, что ребенок должен усвоить, перевести во внутренний план правила и ценности своих родителей. У совестливого человека собственные ошибки приводят к самообвинениям и чувству вины, а не только к страху внешнего осуждения и наказания.22
Следовательно, изначально совесть приобретается посредством родительских наказаний и включает в себя:
-
способность к критической самооценке своей личности;
-
моральные запреты;
-
возникновение чувства вины, когда личность не делает то, что считает должным это сделать. 23
Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного и стимулирует благородство и ответственность - люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других и дают оценку себе и другим, используя понятия «чистая совесть», «бессовестный», «угрызения совести» т. п.
Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен.
Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности. 24
Исходя из вышесказанного можно прийти к выводу, что совесть – это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед окружающим его обществом и другими людьми, и выступающее как долг и ответственность перед собой.
-
Ответственность – это этическая категория, которая характеризует личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований и соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей самой личности. Ответственность можно рассматривать на уровнях:
-
Уровень личности, когда человек выполняет нормы, которые были установлены обществом;
-
Уровень общества, когда действия социальных групп соответствуют требованиям морали. Степень ответственности человека или группы необходимо рассматривать с учетом возможностей и конкретных условий.25
Современная наука различает по крайней мере два аспекта ответственности - негативную - ретроспективную и позитивную - перспективную. Для нормального функционирования поведения личности важны оба эти аспекта. Первый предполагает ответственность за уже совершенные деяния, он давно и обстоятельно разработан юридической наукой и подробно регламентируется законодательством всех стран. Это классический вид ответственности, существующий на протяжении тысячелетий - с тех пор как возникли государство, право, законы и преступность.
Слабее изучен второй - позитивный - аспект ответственности, поскольку он привлек к себе внимание ученых лишь в последние десятилетия. Под позитивной ответственностью подразумевается не «расплата» за уже содеянное, а ответственность за надлежащее исполнение своих обязанностей, порученное дело или за добросовестное поведение. Это ответственность личности перед обществом, государством, коллективом, семьей и окружающими.
Это ни что иное, как чувство морально-правового долга, гражданской позиции и развитого правосознания. Позитивная ответственность - мера требовательности к себе и другим. Она вытекает из реального социально-правового статуса субъекта и может быть названа также статусной ответственностью. Общий юридический статус гражданина закреплен в Конституции страны, других важнейших законах государства, в которых прямо говорится об ответственности личности перед обществом, перед другими людьми. На этом основаны и права человека и их реализация в этом обществе.
И.А. Ильин называл позитивную и негативную ответственность соответственно «предварительной» и «последующей». «Предварительная ответственность, - писал он, - есть живое чувство предстояния и призванности, стремление к совершенствованию. Еще не совершив поступка, человек уже знает о своей ответственности. И это дисциплинирует его и вдохновляет. Последующая ответственность есть результат искаженного правосознания, негативного поведения индивида. Она - антипод предварительной ответственности, то есть безответственность».
Позитивная ответственность в отличие от негативной - не временная и не принудительная, а постоянная, добровольная и глубоко осознанная ответственность личности за свое надлежащее поведение. Она предполагает не только контроль субъекта за собственными действиями, но и положительную реакцию на контроль со стороны общества и государства. Для правовой системы общества это принципиально важный стабилизирующий фактор.
Способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью и отвечать за свои поступки является моральной ответственностью.
Важными условиями моральной ответственности являются:
-
свобода совершаемого действия, то есть поступок, совершенный не по собственной воле человека, не подразумевает ответственности за него;
-
преднамеренность поступка, то есть непреднамеренность поступка только смягчает ответственность, но не снимает ее полностью;
-
вменяемость человека, осознание происходящего и возможность по своей воле пресечь действие, которое будет иметь негативные последствия. С юридической точки зрения искусственно вызванное помешательство (например, алкогольное или наркотическое) только усугубляет вину.26
-
Достоинство и честь тесно взаимосвязанные категории этики. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей исключительно дифференцировано.
Достоинство – это этическая категория, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.
Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Следовательно, достоинство - это выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой и форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки и сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.
В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека и признание самоценности его личности.
А честь, в свою очередь, также является этической категорией, но означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (например, честь офицера, честь судьи или честь врача).
Исторически честь в моральном сознании общества появилась в виде представлений о родовой и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельности и поведения, не унижающий достоинства сословия, к которому он принадлежит.
Таковы были представления об офицерской чести в условиях, когда офицерский корпус комплектовался в основном из дворянства. Они были связаны с особой щепетильностью в отношении действий, которые затрагивали или могли затронуть честь дворянина.
Репутация - это мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не всегда остается неизменной, как и сами люди, ее создающие, и меняется в зависимости от их поведения в обществе.
Кодекс чести судьи Российской Федерации, принятый в 1993 году, обязывает судью в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репутации. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
-
Этические категории пронизывают всю жизнь людей, даже и тех, кто не имеет представления о их научной трактовке. Они определяют содержание права и присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической деятельности по его применению.
-
Среди категорий этики можно выделить: категории морального сознания, категории нравственных отношений и категории нравственной деятельности. Однако эта классификация весьма уязвима, ибо все категории находятся в тесном единстве, взаимно дополняют друг друга, переходят из одной группы в другую, оказывая взаимное влияние друг на друга.
-
Добро и зло – это фундаментальные категории этического сознания личности, от которых зависят любые другие этические категории.
-
Формирование у будущих сотрудников Министерства Юстиции отношения к человеку как высшей ценности, уважения его прав, свобод и человеческого достоинства, глубокого понимания социальной значимости своей роли и ответственности как сотрудника правоохранительной системы, от которого напрямую зависит общественная безопасность и правовая защищенность людей, должно быть в ряду первоочередных задач страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
-
Федеральный закон от 26.06.1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации».
УЧЕБНАЯ И МОНОГРАФИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Абрамова Л.П. Курс лекций по этике. – СПб.: СЗАГС, 2001. 97с.
-
Васильева Г.А. Профессиональная этика юриста. Челябинск: Южно-Уральский государственный университет, 2005. 140 с.
-
Губский Е.Ф. Кораблева Г.В. Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994. 576 с.
-
Гусейнов А. А. Краткая история этики. - М.: Мысль, 1987. 530 стр.
-
Гусейнов А.А. Словарь по этике. – М.: Политиздат, 1989. 430 с.
-
Золотухина-Аболина Е. В. Курс лекций по этике. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 384 с.
-
Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник для вузов. – М.: Норма-Инфра-М, 2001. 168с.
-
Красников Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. - М.: Изд-во Форум, Инфра-М, 2009. 224 с.
-
Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. М.: Наука, 1986. 263 с.
-
Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Том 20. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1954.
-
Опалев А.В. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. – М.: Щит-М, 2001. 384с.
-
Саранчин Ю.К. Профессиональная этика сотрудников внутренних дел: курс лекций. – Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2001. 174с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
-
Информационный сайт онлайн-словаря Ожегова С.И.: http://www. ozhegov.ru.
-
Категории этики. Совесть // Официальный сайт «Энциклопедии практической психологии»: http://www. psychologos.ru.
-
Категории этики. Ответственность // Официальный сайт «Энциклопедии практической психологии»: http://www. psychologos.ru.
-
Официальный сайт компании «Консультант плюс»: http://www. consultant.ru.
«___» ___________2012 ___________________/_____________/
|