Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Терновская общеобразовательная школа.
Рассмотрена
на заседании ШМО
Протокол № ____
от «26» августа 2013 г. Руководитель ШМО
__________________
/Новокрещенов М.И./
|
Согласовано
Заместитель директора
по УВР
_______/Родивилова Е.В./
|
Утверждаю
Директор школы
____/Новокрещенов М.И./
Приказ № ____
от «30» августа 2013г.
|
Рабочая программа
по обществознанию
Класс - 9
Всего часов на учебный год - 34
Количество часов в неделю - 1
Учитель:
Полежаева Елена Олеговна
Терновка - 2013 г.
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа разработана на основе:
Федерального закона «Об образовании»
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования
Авторской программы Л. Н. Боголюбова «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6 - 11/ М. «Просвещение 2009».
Программа в 9 классе ориентирована на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
Изменения, внесенные в авторскую программу и их обоснование
Всвязи с тем, что материал курса связан с изучением прав и свобод человека и гражданина, механизмами их реализации, особенностей гражданского общества и правового государства, мною были внесены следующие изменения: курс начинается с изучения понятия «право», его роли в жизни общества и государства. Данные изменения способствуют успешному пониманию материала курса, предшествуя изучению различных видов права (политического, трудового и т.д.), что формирует у учащихся основу понятийного аппарата.
Используемый УМК:
Обществознание. 9 класс: учеб для общеобразоват. учреждений/Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А.И.Матвеев [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова,. - М. : Просвещение, 2010.
Л. Н. Боголюбов «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6 - 11/ М. «Просвещение 2009».
Место предмета в учебном плане.
Учебный план предусматривает изучение обществознания в 9 классе в объеме 34 часов из расчета 1 час в неделю.
Общая характеристика предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включавший работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности.
Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.
В 9 классе изучение обществознания ориентировано на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На этом этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся. На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
Цели и задачи курса
Изучение обществознания(включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Задачи:
Исходя из поставленной цели, основными задачами курса являются:
Создание условий для социализации личности;
Формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры;
Содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности;
Развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета«Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
• сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
ключевые понятия базового уровня для школьного обществознания наук; умения объяснять с их позиций явления социальной действительности;
установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности.
Уметь
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей; давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов(включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения
Содержание курса
Раздел 1. Гражданин. Государство. Право (13 часов)
Право, его роль в жизни общества и государства. Роль права в жизни человека, общества, государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правовая ответственность. Гражданское общество и правовое государство. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Разделение властей. Органы государственной власти Российской Федерации. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества.
Права человека и гражданина (18 часов)
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Всеобщая декларация прав человека. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Частная и публичная жизнь гражданина. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальное страхование. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Жилищные правоотношения (Домашнее строительство). Социальные ценности и нормы. (Социальные права человека). Особенности правового статуса несовершеннолетних. Политические права и свободы. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.
Личность и мораль (3 часа)
Мировоззрение (Личность и личный выбор). Мораль. Добро и зло. Роль морали в жизни человека и общества. Нравственные основы любви, брака, семьи. Нравственная культура.
Итоговое повторение (1 час)
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по обществознанию в 9 классе (базовый уровень)
№
урока №
п/п урока
в разделе
|
Тема
урока
|
Планируемые результаты
|
Дата
проведения
|
Примечания
|
план
|
факт
|
Раздел 1. Гражданин. Государство. Право (13 часов)
|
1 – 2
|
1 – 2
|
Право, его роль в жизни общества и государства.
|
Называть функции и сущность права, основные черты и признаки права, теории происхождения права. Понятия: право, закон, теории происхождения права (теологическая, договорная, естественная).
|
2.09
-
9.09
|
|
|
3
|
3
|
Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
|
Индивидуальные и коллективные субъекты. Физические лица, юридические лица. Права, обязанности граждан.
Понятия: права, обязанности.
Называть основных субъектов права; характеризовать права и обязанности субъектов права; разъяснять правовой смысл понятия «свобода»; приводить примеры прав, обязанностей человека и гражданина.
|
16.09
|
|
|
4
|
4
|
Норма права. Нормативный правовой акт.
|
Понятие норм права. Виды. Иерархия НПА. Законы и подзаконные акты. Называть признаки правовых норм, основные виды НПА; характеризовать закон как разновидность НПА; приводить примеры законов и подзаконных актов.
Понятия: норма права, нормативно-правовой акт.
|
23.09
|
|
|
5
|
5
|
Понятие и виды юридической ответственности.
|
Понятия: юридическая ответственность, презумпция невиновности, необходимая оборона
Объяснять в каких случаях наступает юридическая ответственность; называть виды, основания освобождения от юридической ответственности.
характеризовать основные виды ответственности;
разъяснять суть принципа презумпции невиновности; применять знания при решении ситуационных задач.
|
30.09
|
|
|
6
|
6
|
Гражданское общество.
|
Понятия: гражданское общество, правовое государство, гражданство. Знать, что представляют собой признаки гражданского общества; какими чертами характеризуется правовое государство. Называть условия формирования правового государства; анализировать взаимоотношения государства и общества; разъяснять особенности правового государства; называть основания приобретения гражданства.
|
7.10
|
|
|
7
|
7
|
Правовое государство.
|
14.10
|
|
|
8
|
8
|
Конституция РФ.
|
Характеризовать Конституцию РФ.
Понятия: Основной закон.
Объяснять, почему Конституция обладает высшей юридической силой; называть особенности Конституции России; разъяснять основные задачи, стоящие перед Конституцией.
|
21.10
|
|
|
9
|
9
|
Основы конституционного строя РФ.
|
Понятия: конституционный строй, предметы ведения. Объяснять, почему человек является высшей ценностью; называть основные формы правления и национально-государственного устройства в нашей стране; разъяснять чем характеризуется свобода экономической деятельности; объяснять, почему политический режим в РФ определяется как демократический; называть главные направления деятельности социального государства.
|
28.10
|
|
|
10
|
10
|
Разделение властей. Органы государственной власти Российской Федерации.
Местное самоуправление.
|
Понятия: закон, власть, правоохранительные органы.
Характеризовать систему разделения властей в РФ; показывать особенности взаимосвязи закона и власти; раскрывать функции представительных органов власти; объяснять структуру судебной системы РФ.
|
11.11
|
|
|
11
|
11
|
Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум.
|
Понятия: выборы, избирательное право, избирательный процесс, референдум, электорат.
Характеризовать поведение различных социальных групп на выборах; объяснять роль выборов в политической жизни страны и граждан страны; называть причины низкой избирательной активности населения.
|
18.11
|
|
|
12
|
12
|
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь.
|
Понятия: политическая партия, партийная система.
классификации политических партий и их основные функции.
Анализировать основные тенденции развития политических партий; характеризовать структуру партии; выделять основные признаки политической партии; называть роль политических партий в жизни современного общества; анализировать современные источники информации.
|
25.11
|
|
|
13
|
13
|
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Гражданин. Государство. Право».
|
Знать: определение основных понятий.
Уметь: давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы; анализировать документы.
|
2.12
|
|
|
Права человека и гражданина (17 часов)
|
14
|
1
|
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
|
Называть условия, необходимые для того, чтобы человек мог воспользоваться принадлежащими ему правами и свободами; объяснять какие задачи стоят перед органами государственной власти по обеспечению прав и свобод граждан; приводить примеры защиты прав и свобод человека и гражданина иными способами.
|
9.12
|
|
|
15
|
2
|
Всеобщая декларация прав человека.
|
Понятия.
Называть общечеловеческие правовые документы;
Объяснять, почему Всеобщую декларацию прав человека называют идеалом права; характеризовать основные группы прав человека, разъяснять, что лежит в основе их классификации. Раскрывать смысл понятия «война»; дать представление о нарушениях прав человека во время вооружённых конфликтов Понятия: права человека, декларация, международное гуманитарное право, война, гражданские объекты, конвенция.
|
16.12
|
|
|
16
|
3
|
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
|
23.12
|
|
|
17
|
4
|
Частная и публичная жизнь гражданина.
|
Понятия: частная жизнь, публичное право.
Называть существенные признаки понятия «частное право»; объяснять каким образом право регулирует частную и публичную жизнь граждан;
объяснять какие права лежат в основе частного права.
|
13.01
|
|
|
18
|
5
|
Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.
|
Понятия: трудовой договор, работник, работодатель.
Называть основные черты норм трудового права;
характеризовать условия заключения и расторжения ТД; объяснять особенности трудовых отношений с несовершеннолетним.
|
20.01
|
|
|
19
|
6
|
Гражданские правоотношения.
|
Понятия: собственность, сделка, договор, потребитель, исполнитель, изготовитель.
Давать характеристику основным видам собственности; разъяснять в чем состоит суть гражданских правоотношений; выделять основные признаки г-п договора и называть его разновидности; объяснять сущность прав потребителя и механизмы защиты его прав; решать конкретные правовые ситуации, связанные с защитой прав потребителя.
|
27.01
|
|
|
20
|
7
|
Право собственности. Права потребителей.
|
3.02
|
|
|
21
|
8
|
Административные правоотношения, правонарушения и наказания.
|
Понятия: АП, субъекты АП; административная ответственность.
Характеризовать правоотношения, регулируемые АП; называть источники и институты АП; называть основания адм. ответственности; раскрывать суть и виды административных наказаний.
|
10.02
|
|
|
22
|
9
|
Основные понятия и институты уголовного права.
|
Знать основные принципы применения уголовного закона; определение понятий: уголовная ответственность, уголовное наказание. Характеризовать систему источников УП; разъяснять действие уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц; характеризовать виды и цели наказания; называть обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание, основания для освобождения виновного от наказания; называть особенности наказания н/л;
раскрыть понятие «пределы допустимой обороны».
|
17.02
|
|
|
23
|
10
|
Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.
|
24.02
|
|
|
24
|
11
|
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
|
Понятия: мировые религии, буддизм, христианство, ислам, свобода совести.
Характеризовать религию как одну из форм культуры; называть основные функции религии;
раскрывать основные идеи мировых религий.
|
3.03
|
|
|
25
|
12
|
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей.
|
Понятия: общение, конфликт.
Называть что включает в себя понятие «общение» в узком и широком смысле; объяснять почему общение необходимо человеку; называть основные элементы культуры общения; характеризовать различные виды поведения в межличностном конфликте; называть основные причины конфликтов и возможные пути их разрешения.
|
10.03
|
|
|
26
|
13
|
Социальная значимость здорового образа жизни.
Отклоняющееся поведение.
|
Понятие: «ЗОЖ».
Характеризовать отклоняющееся поведение; объяснять, в чём состоит социальная опасность алкоголизма и наркомании; называть социальные санкции, применяемые к нарушителям.
|
17.03
|
|
|
27
|
14
|
Жилищные правоотношения(Домашнее строительство.)
|
Понятия: семейный бюджет, жилище, жилищные правоотношения.
Объяснять, что значит личное и семейное потребление; раскрывать понятие «жилищные правоотношения»; называть нормативно-правовые документы, регулирующие жилищные правоотношения.
|
31.03
|
|
|
28
|
15
|
Социальные ценности и нормы.
|
Понятия: культурные нормы, ценности, привычка, обряд, манеры, ритуал.
Характеризовать особенности культурных норм;
сравнивать традиции и обычаи; объяснять роль церемоний, ритуалов в нашей жизни.
|
7.04
|
|
|
29
|
16
|
Особенности правового статуса несовершеннолетних. Политические права и свободы.
|
Понятия: н/л, политические права.
Раскрыть правовой статус н/л; объяснить в чём заключаются особенности правовой ответственности н/л; характеризовать политические права гражданина.
|
14.04
|
|
|
30
|
17
|
Образование и его значимость в условиях информационного общества.
|
Понятия: образование, полное (среднее образование), профильное образование.
Называть тенденции в современном образовании;
раскрывать функции образования; показать личностную и социальную значимость образования.
|
21.04
|
|
|
Личность и мораль (3 часа)
|
31
|
1
|
Мировоззрение.
(Личность и личный выбор.)
|
Понятия: мировоззрение, ценности, идеалы, духовность.
Знать, что представляют собой мировоззрение людей и какую роль оно играет в жизни общества;
характеризовать основные виды мировоззрения.
|
28.04
|
|
|
32
|
2
|
Мораль. Добро и зло. Роль морали в жизни человека и общества.
|
Понятия: мораль, добро, зло.
Объяснять значение моральных норм в жизни людей; раскрывать различные значения понятия «добро»; характеризовать критерии морального поведения; соотносить понятия «добро» и «зло».
|
5.05
|
|
|
33
|
3
|
Нравственные основы любви, брака, семьи. Нравственная культура.
|
Понятия: любовь, брак, нравственность.
Характеризовать нравственные основы любви; объяснять значение внутренних и внешних критериев нравственного поведения; высказывать собственное отношение к сущности нравственного поведения.
|
12.05
|
|
|
Итоговое повторение (1 час)
|
34
|
1
|
Итоговое повторение.
|
Знать: основное содержание раздела, определения основных понятий.
Уметь давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы.
|
19.05
|
|
|
Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.
Мультимедийное оснащение класса
Нормативно - правовые акты
Конституция РФ
Закон «Об образовании»
Семейный кодекс РФ
Конституция РФ
Конвенция о правах ребенка
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Электронные ресурсы
Обществознание. Практикум. 8 - 11 классы.
Список образовательных ресурсов сети Интернет
1. Федеральные информационно-образовательные порталы
2. Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru
3. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru
4. Министерство образования и науки РФ: http://mon.gov.ru
5. Портал Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/ Портал компании «Кирилл и Мефодий»: http://www.km.ru
Средства массовой информации образовательной направленности
1. Учительская газета: http://www.ug.ru
2. Газета «Первое сентября»: http://ps. 1 September.ru, http://dob. 1 september.ru
3. Журнал «Вестник образования России»: http://www.vestniknews.ru
4. Журнал «Право и образование»: http://www.lexed.ru/pravo/iourn
Издательства учебной литературы
1. http://danur-w.narod.ru/ Обществознание в Интернете
2. http://www.alleng.ru/edu/social1.htm Образовательные ресурсы Интернета - Обществознание
3. http://86sch6-kogalym.edusite.ru/p49aa1.html Учителю истории и обществознания
4. http://mouschool-8.ru/content/view/66 Интернет-ресурсы по обществознанию
5. http://sch-14.ucoz.ru/dir/v_pomoshh_uchiteljam/tekhnologija/16 В помощь учителю
Учебно-методическая литература для учителя
Обществознание. 9 класс: учеб для общеобразоват. учреждений/Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А.И.Матвеев [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова,. - М. : Просвещение, 2010.
Л. Н. Боголюбов «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6 - 11/ М. «Просвещение 2009».
Общая методика преподавания обществознания в школе. Под редакцией Л.Н. Боголюбова. М., «Дрофа», 2008
Пахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч / Л. С. Бахмутова. - М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001. - Ч. 1,2.
Политика и право. Школьный практикум. 8-9 кл. : пособие для уч-ся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М. : Дрофа, 1997. -224 с.
Права человека в свободной стране : учеб. пособие по правоведению для 8-9 кл. средн. общеобразоват. шк. - Спб.: Спец. лит-ра, 1998. - 480 с.
Прозоровская, К. А. Социология / К. А. Прозоровская. - СПб. : ИД «Нева», 2005. -352 с.
Литература для учащихся
Большой энциклопедический словарь. М.: Дрофа, 1999.
Школьный словарь по обществознанию / под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. М.: просвещение, 2001
|