С. М. Зырянов
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР МИЛИЦИИ
Москва-2008
УДК
ББК
Рецензенты:
доктор юридических наук, профессор И. Ш. Килясханов;
кандидат юридических наук, доцент Г. И. Калмыков
Зырянов С. М. Административный надзор милиции: монография – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. – 140 с.
Рассматриваются вопросы, связанные с понятием и общим порядком осуществления административного надзора сотрудниками подразделений милиции общественной безопасности. Объектом исследования явились общественные отношения, возникающие в процессе планирования, подготовки к проведению и проведения мероприятий по надзору, оформления результатов. Рассмотрены особенности осуществления милицией административного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения, оборота гражданского и служебного оружия и частной детективной и охранной деятельности.
Для практических работников органов внутренних дел, профессорско-преподавательского состава и курсантов и слушателей высших образовательных учреждений системы МВД России.
ББК
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2008
Оглавление
С. М. Зырянов 1
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР МИЛИЦИИ 1
Оглавление 4
Введение 5
1. Административный надзор как функция милиции 8
1.1. Юридическая природа и содержание административного надзора 8
1.2. Соотношение административного надзора с другими методами административной деятельности милиции 31
1.3. Правовое регулирование административно-надзорной деятельности 55
2. Основные направления административного надзора милиции и особенности его осуществления 77
2.1. Административный надзор милиции в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности 77
2.2. Административный надзор милиции в области обеспечения безопасности дорожного движения 91
2.3. Административный надзор милиции в области оборота гражданского и служебного оружия 104
2.4. Административный надзор милиции в области частной детективной и охранной деятельности 117
Библиография 127
Введение
Стремительное развитие институтов российского права в последние годы, прошедшие с момента образования суверенной Российской Федерации, позволило создать правовое поле, в котором возможно более или менее устойчивое развитие экономической, политической и культурной жизни общества. За последние годы были приняты нормативные правовые акты, регулирующие административные правоотношения, возникающие при осуществлении административного надзора: Федеральные законы от 17 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»1, от 8 августа 2002 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)»2 и др. Однако нормативные предписания, как бы хороши они ни были, даже при условии обеспеченности их эффективными санкциями, действуют при условии обязательного государственного контроля и надзора за их должной реализацией всеми адресатами правовых норм без исключения. Зачастую контрольно-надзорные полномочия используются должностными лицами органов исполнительной власти и, в том числе, сотрудниками милиции не по назначению, как инструмент недобросовестной конкуренции, в частных целях. Поэтому четкое функционирование механизмов контроля и надзора во всех сферах жизни общества приобретает все большее значение. Из всех видов государственного контроля выделяется административный надзор, как особый, наиболее юридизированный вид контроля, обеспечивающий законность поведения и деятельности граждан и организаций, не находящихся в подчинении органов государственной власти. Административный надзор придает необходимый динамизм происходящим в стране преобразованиям, становятся одним из решающих факторов построения правового государства и становления гражданского общества при сохранении демократических принципов отношений государства и общества. В то же время, административный надзор создает значительно меньшую нагрузку на бизнес, чем другие виды государственного контроля.
Одним из основных субъектов административного надзора в нашей стране является милиция, выделяющаяся из системы надзорных органов наиболее широкой предметной компетенцией, наличием исключительных властных полномочий по применению мер административного принуждения.
В сферу ведения милиции входят: общественный порядок, дорожное движение, оборот гражданского и служебного оружия, негосударственная охранная и детективная деятельность, потребительский рынок. Нормальное развитие общественных отношений в названных сферах – залог общественной безопасности. Поэтому административно-надзорная деятельность милиции рассматривается как важнейший инструмент обеспечения безопасности. Соответственно, игнорирование административного надзора приводит к нарушениям прав и свобод граждан, экономическим потерям, создает почву для появления различных угроз безопасности личности, общества и государства.
Монография построена в соответствии с основными направлениями деятельности милиции. Первая глава соответствует Общей части института административного надзора. Вторая глава соответствует Особенной части и содержит параграфы, в которых рассматриваются отдельные наиболее значимые направления административного надзора милиции: охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, оборот гражданского и служебного оружия, частная детективная и охранная деятельность.
В работе использовались труды Ф. С. Разаренова, М. С. Студеникиной, М. И. Еропкина, Р. И. Денисова и др., однако особенности осуществления милицией административного надзора в современных условиях остаются неизученными.
При подготовке монографии были использованы нормативные правовые акты по состоянию на 1 мая 2008 г., представленные в Справочной Правовой Системе КонсультантПлюс.
|