Аналитическая справка
по результатам деятельности ДОУ в переходный период
С целью установления соответствия образовательной деятельности МБДОУ «Родничок» г. Оханска с Приказом Министерства образования Российской Федерации № 655 от 23.11.2009 года, в целях обеспечения приоритетных задач развития муниципальной системы дошкольного образования Оханского муниципального района, согласно приказу по ДОУ от 24.09.2010 года № 149 был проведен анализ образовательной деятельности МДОУ «Детский сад №5» в переходный период в соответствии с федеральными государственными требованиями.
В ходе анализа изучались:
программно-методическое обеспечение
условия для реализации программы
система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
Анализ программно-методического обеспечения
Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией комплексной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса в соответствии с федеральными государственными требованиями. Данная программа имеет 100% методическое обеспечение.
Линия развития
|
Образовательные области
|
Компонент по ФГТ
|
Раздел комплексной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса
|
Парциальные программы
|
Физическое развития
|
«Физическая культура»
|
Содержание направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
|
Разделы программы «Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта»
«Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании»
|
Т.Э.Токаева «Будь здоров, дошкольник!»
|
«Здоровье»
|
Содержание направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решении е следующих задач:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
|
Разделы программы «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей»
«Воспитание культурно-гигиенических навыков»
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
|
Т.Э.Токаева «Будь здоров, дошкольник!»
|
Социально-личностное развитие
|
«Безопасность»
|
Содержание направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
приобщение к правилам безопасного для человека и мира природы поведения;
передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
|
Раздел программы «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности» (младший и старший дошкольный возраст)
«Формирование предпосылок экологического сознания»
|
|
«Социализация»
|
Содержание направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
развитие игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
|
Разделы программы «Развитие игровой деятельности»,
«Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми»
«Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу»
|
|
«Труд»
|
Содержание направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
развитие трудовой деятельности;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
|
Разделы программы «Развитие трудовой деятельности»
«Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам»
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека»
|
|
Познавательно-речевое развитие
|
«Познание»
|
Содержание направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
Сенсорное развитие;
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности
Формирование элементарных математических представлений;
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
|
Разделы программы:
«Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности»
«Сенсорное развитие»
«ФЭМП»
«Формирование целостной картины мира»
|
|
«Коммуникация»
|
Содержание направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
|
Во всех разделах программы используется технологии сотрудничества
Разделы программы «Развитие свободного общения со взрослыми и детьми»
«Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи
|
|
«Чтение художественной литературы»
|
Содержание направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
Развитие литературной речи;
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
|
Разделы программы:
«Формирование интереса и потребности в чтении»
«Формирование целостной картины мира»
|
|
Художественно-эстетическое развитие
|
«Художественное творчество»
|
Содержание направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение задач:
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
Развитие детского творчества;
Приобщение к изобразительному искусству.
|
Разделы программы «Развитие продуктивной деятельности»
«Развитие детского творчества»
«Приобщение к изобразительному искусству»
«Сенсорное развитие»
|
|
«Музыка»
|
Содержание направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение задач:
Развитие музыкально-художественной деятельности;
Приобщение к музыкальному искусству.
|
Раздел программы «Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству»
|
«Гармония» К.В. Тарасовой, Т.В.Нестеренко
|
Анализ условий
Деятельность дошкольного учреждения регламентирована рядом нормативно-правовых документов: Уставом ДОУ, Лицензией (бес срочной) на право ведения образовательной деятельности, Свидетельством о государственной аккредитации, нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального и институционального уровня, регламентирующих деятельность по введению ФГТ.
Кадровый состав дошкольного учреждения сформирован полностью. В течении 2010-2012 учебных годах в ДОУ осуществлялась работа рабочей группы по подготовке к введению федеральных государственных требований. Разработан план перехода на ООП ДО, модель организации образовательного процесса.
Повышение квалификации педагогов ДОУ предусмотрено планом организационно-методической работой и планом перехода на основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В течении 2010-2012 учебных годов обучилось на курсах повышения квалификации по проблеме введения ФГТ в практику ДОУ 9 педагогов. 60% педагогического персонала приняли активное участие в работе районных профессиональных педагогических сообществ по проблемам введения ФГТ. Открытые мероприятия по реализации образовательных областей показали 5 педагогов на муниципальном уровне.
Педагогами ДОУ проведен самоанализ предметно-развивающей среды групп в соответствии с федеральными государственными требованиями к созданию предметно-развивающей среде, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. По результатам самоанализа проведено изменение и пополнение развивающей среды в соответствии с рекомендациями по реализации ФГТ (гендерной специфики, вариативности и полифункциональности). Детям доступно все функциональное пространство в ДОУ:
кабинет заведующей: индивидуальные консультации с педагогическим, учебно-вспомогательным и младшим обслуживающим персоналом, родителями
развитие профессионального уровня педагогов
повышение компетенции родителей
методический кабинет: библиотека для педагогов, консультации, семинары, педсоветы, педчасы, информационные часы
повышение профессионального уровня педагогов
групповые помещения: воспитательно-образовательная работа, развитие воображения, творчества, эмоциональное развитие детей, укрепление здоровья детей, индивидуальная работа с детьми
познавательно-речевое развитие
социально-личностное развитие
художественно-эстетическое развитие
спортивный зал: утренняя гимнастика, спортивные праздники, развлечения и досуги
укрепление здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни, развитие способности к восприятию и передаче движений
музыкальный зал: слушание музыки, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах, праздники, развлечения
развитие музыкальных способностей детей, их эмоциональной сферы
участок детского сада: прогулки, игровая деятельность, самостоятельная деятельность
развитие познавательной, трудовой деятельности
спортивная площадка: спортивные праздники, развлечения и досуги
укрепление здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни, развитие способности к восприятию и передаче движений
кабинет психолога и логопеда: индивидуальная работа с детьми, консультации родителей и сотрудников
оценка развития и потенциальных возможностей детей с комплексными нарушениями
медицинский кабинет: осмотр детей, консультации медсестры и врача, профилактическая и оздоровительная работа с детьми, консультации с родителями и сотрудниками.
Анализ системы мониторинга
Содержание мониторинга тесно связано с используемой в ДОУ основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/. Для выделения содержания мониторинга мы соотносим результаты, на достижение которых направлена программа, с теми качествами, которые определены в федеральных государственных требованиях как планируемые результаты освоения Программы.
Организация мониторинга включает в себя два компонента: мониторинг детского развития и мониторинг образовательного процесса, обеспечивающих комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволяющих осуществлять оценку динамики достижения детей.
В процессе мониторинга исследуется физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально- ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных методов (тестов, проб, аппаратурных методов и др.), обеспечивают нам объективность и точность получаемых данных.
Периодичность мониторинга 2 раза в год (сентябрь, апрель) обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированности методов.
Все характеристики детского развития объединены в девять разделов.
Каждый из них характеризует одно из интегративных качеств детского развития, определенного Федеральными государственными требованиями.
Подводя итоги мониторинга, педагог заполняет сводную таблицу результатов
и строит диаграмму развития интегративных качеств. Диаграмма развития интегративных качеств позволяет педагогу оценить гармоничность развития ребенка.
Учитывая сложность задач переходного периода по реализации федеральных государственных требований воспитатели нуждаются в курсах ИКТ- компетентность. Педагогический коллектив испытывает затруднения в проектировании и планировании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом и принципом интеграции. Проблемой остается формирование финансово-экономических условий введения ФГТ.
Заведующий МБДОУ «Родничок» Г.Ю. Шерстобитова
|