На уроках чтения в специальных (коррекционных) классах VIII вида




НазваниеНа уроках чтения в специальных (коррекционных) классах VIII вида
страница1/12
Дата публикации28.05.2014
Размер1.1 Mb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Право > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

powerpluswatermarkobject357963970


group 2

Муниципальное казенное учреждение

«Центр материально-технического и методического обеспечения»




г. Советский,

2013

Коррекционно-развивающие упражнения на уроках чтения в специальных (коррекционных) классах VIII вида

 




В данном сборнике речь идёт о формах коррекционной помощи на уроках чтения (литературы) детям, обучающимся по специальным (коррекционным) программам 7 и 8 видов, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него. Ценность данного материала прежде всего в том, что знакомые всем виды заданий на развитие мыслительных процессов, памяти, логики и пр. адаптированы под содержание конкретного учебника. Представленные здесь разработки также будут интересны учителям начальной школы, учителям литературы 5 – 6 классов, работающим по программам специального (коррекционного) обучения VII вида, компенсирующего обучения, общеобразовательным программам и окажут практическую помощь при подготовке к уроку.

Содержание.
1. Психолого – педагогическая характеристика детей

с интеллектуальными нарушениями ……………………………………….. 3
2. Коррекционная направленность процесса обучения

в специальной (коррекционной) школе VIII вида………………………… 4
3. Основные группы трудностей пр обучении школьников чтению………… 5
4.Опыт использования коррекционно – развивающих упражнений

на уроках чтения в специальных (коррекционных) классах VIII вида……… 6
5. Разработки заданий к урокам чтения по специальной

(коррекционной) программе VIII вида 5 класса (раздел «Весна»)…………… 29

Отечественные учёные (С. Д. Забрамная, В. П. Кащенко) отмечали, что, хотя возможности развития интеллекта при умственной недостаточности ограниченны, всё же в условиях коррекционного обучения возможно их поступательное развитие. Исследования, проведённые под руководством, В. В. Воронковой, также подтвердили, что специально организованное (коррекционное) обучение имеет первостепенное значение для формирования познавательной деятельности и личности ребёнка в целом.
Психолого - педагогическая характеристика детей с интеллектуальными нарушениями.
С психолого – педагогической точки зрения эти дети обладают значительной общностью психического дефекта, проявляющегося в недостаточности развития познавательной, эмоционально – волевой сферы, активности личности в целом, что вызывает определённые трудности в процессе обучения в школе.

Основной дефект – нарушение познавательной деятельности. У таких детей снижена ориентировочная деятельность и потребность в новых впечатлениях, что, в свою очередь, задерживает структурное и функциональное развитие мозга. Кроме того, нельзя не учитывать, что эта категория детей чаще всего воспитывается в неблагоприятных социальных условиях, которые определенным образом также опосредуют их психическое развитие. И как следствие –дети, приступающие к обучению, оказываются не готовыми к нему мотивационно, по запасу знаний и представлений, по степени сформированности учебных навыков, по уровню развития воли, саморегуляции т.е. наблюдается общая психическая незрелость личности.

Трудности в обучении таких неоднозначных категорий школьников являются закономерным следствием отставания их психического развития. Как правило, поступившие в школу дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются неустойчивостью внимания и восприятия, фрагментарностью восприятия при установлении сходства и различия предметов; слабостью запоминания, особенно логического; трудностями аналитико-обобщающей мыслительной деятельности; недостаточным уровнем речевого развития и, что самое главное, слабостью регулирующей функции речи; низкой познавательной активностью и неразвитой саморегуляцией; недоразвитием эмоционально-волевой сферы в целом. Детям с нарушенной познавательной сферой недоступно получение удовольствия от активной интеллектуальной деятельности, которую характеризуют такие качества, как способность к обобщению, выделению существенного при оперировании новым материалом, комбинированию элементов по наглядному образцу и представлению, установлению смысловых связей между понятиями и терминами, их обозначающими, ориентированию в многоэлементных ситуациях.

Школьники с умственной недостаточностью с трудом овладевают интеллектуальной деятельностью во многом из-за свойственной им инертности мышления, тугоподвижности мыслительных актов по сравнению с детьми, имеющими нормальное психическое развитие, у них наблюдается отставание словесно-логического мышления от возрастной нормы и преобладание наглядно-действенного мышления.

Исследования, проведенные под руководством В.В.Воронковой, подтвердили, что специально организованное коррекционное обучение имеет первостепенное значение для формирования познавательной деятельности и личности ребёнка в целом, а также для исправления недостатков их развития. При этом учитываются не только особенности, но и возможности развития каждого ребёнка.

Основными показателями обучаемости считаются:

  • обобщенность мыслительной деятельности, в том числе перенос знаний и умений в относительно новые условия;

  • осознанность, определяемая соотношением словесно-логических и практических компонентов мыслительной деятельности;

  • самостоятельность в решении заданий.

  • восприимчивость к помощи, реакция на характер и объем помощи со стороны взрослого.


Коррекционная направленность процесса обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Под коррекцией недостатков психического и физического развития умственно отсталых школьников понимается исправление или ослабление этих недостатков и содействие возможно большему приближению развития этих детей к уровню развития нормальных школьников.

Эффективность исправления недостатков развития, присущих умственно отсталым школьникам, зависит от правильной постановки всего учебно-воспитательного процесса в школе и от применения специфических приемов обучения. Процесс обучения, в котором в качестве основных применяются специальные педагогические приемы, влияющие на исправление свойственных учащимся коррекционных классов недостатков и способствующие их интеллектуальному и физическому развитию и становлению личности, называют коррекционно направленным. Осуществление коррекции недостатков психофизического развития учащихся путем использования системы особых педагогических приемов должно составлять основу процесса обучения умственно отсталых детей.

Опираясь на учение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии аномальных детей, коррекционная работа должна проводиться не на изолированных от учебных программ специальных уроках, а во всем процессе обучения путем использования специальных педагогических приемов. Л. С. Выготский подчеркивал, что умственно отсталый ребенок – прежде всего ребенок, и, следовательно, способен к развитию, хотя этот процесс отличается своеобразием. На основе исследования особенностей таких детей он показал, что у всех детей, в том числе и у умственно отсталых, под воздействием среды (прежде всего обучения) формируются сложные виды психической деятельности. Развитие умственно отсталого ребенка совершается главным образом за счет развития высших психических функций.

Восприятие – это отражение в сознании человека предметов и явлений окружающей действительности в совокупности их различных частей и свойств при непосредственном воздействии на органы чувств.

Неполноценность восприятия детей - олигофренов в значительной мере зависит от того, что, не умея вскрыть существенные признаки того или иного объекта, они часто ориентируются на случайные признаки и связи. Одним из приемов, активизирующих процесс восприятия и обеспечивающий его большую продуктивность, является сравнение изучаемых объектов. Сравнивая объекты, дети устанавливают признаки их различия и сходства, осуществляя, таким образом, аналитическую деятельность. Существенным фактором, обеспечивающим эффективность аналитико-синтетической деятельности детей в процессе восприятия, является использование практических действий, в основе которых лежит связь между мыслительными процессами и двигательными операциями. Благодаря включению в процесс восприятия двигательной деятельности, ученик пристальнее наблюдает и больше задерживается на деталях изучаемого объекта, которые нередко ускользают при одном зрительном восприятии. И поскольку восприятие осуществляется с участием слова, необходимо позаботиться о целесообразном использовании речи учащихся в процессе их наблюдения на всех уроках. У детей с отставанием в развитии речь как орудие мышления и регулятор практической деятельности не выполняет с должным эффектом своих функций. Поэтому необходимо приучать детей в процессе учебных занятий пользоваться речью: повторять за учителем объяснение, сопровождать речью предметные действия, делать отчет о выполненном задании.

Основные группы трудностей при обучении школьников чтению.
Трудности, которые младшие школьники испытывают при усвоении учебного материала по чтению, и их психологические причины могут быть разделены на три группы.
Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре двигательных навыков письма и чтения. Качество процесса письма в значительной мере обуславливается уровнем развития психомоторной сферы ученика.

Конкретными недостатками развития психомоторной сферы являются:

Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков чтения. Основные проявления трудностей, вызванных данной причиной, состоят в следующем:

- замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуски букв при письме и чтении,

- трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, искажение смысла слов;

- неправильное чтение похожих по начертанию букв;

- затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова;

Конкретными психологическими причинами, лежащими в основе этой группы трудностей, могут быть названы следующие:

1.Несформированность пространственных представлений.

Учащиеся с низким уровнем развития анализа пространственных отношений с трудом осваивают конфигурацию букв, не могут понять соотношение их частей, расположение на строке. У детей с несформированностью пространственных представлений часто встречается «зеркальное» написание букв; при чтении буквы считываются в обратной последовательности (вместо «на» читают «ан» и т.д.); при чтении имеет место повторное считывание той же строки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней.

2. Недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза и фонетико-фонематического восприятия, которые базируются на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс звукобуквенного анализа и синтеза предполагает наличие следующих умений:

- способность расчленять непрерывный звуковой поток устной речи на отдельные части (предложения, слова);

- умение выделять устойчивые смыслоразличительные признаки-фонемы из звукового состава слова;

- овладение действием последовательно выделять все звуки, входящие в состав слова, и свободно оперировать ими;

- умение синтезировать выделенные звуки в слоги и слова.

Ученики с недостаточным развитием звукобуквенного анализа затрудняются с выделением отдельных звуков из слова, нахождением их места в звуковом ряду, различением на слух некоторых звуков. Часто дети не различают свистящие и шипящие звуки (с - ш, з – ж), звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки.

3. Недостатки в развитии познавательных процессов, которые в целом проявляются в искажениях смысла слов и фраз, в затруднениях при употреблении заглавной буквы, неумении выделить существенное и др.

4. Определённые трудности при усвоении учебного материала создают возрастные особенности мыслительной деятельности школьников:

  • конкретность мышления (она затрудняет понимание переносного значения слов и словосочетаний, пословиц, аллегорий);

  • недостаточная обобщённость мышления (обуславливает затруднения при образовании понятий, которые основываются на выделении существенных признаков в учебном материале);

  • однолинейность мышления (прикованность к какой-либо одной стороне рассматриваемого предмета или ситуации, неумение видеть и удерживать в сознании одновременно разные стороны, различные признаки одного и того же предмета);

  • инертность мышления (приводит к образованию шаблонов мышления, к стереотипности действий, несмотря на изменение условий);

  • недостатки в развитии памяти могут проявляться в нечетком знании всех букв алфавита, в плохом запоминании прозы и стихотворений, ограниченном словарном запасе, плохом запоминании слухозрительно - двигательных образов отдельных букв и слов, неточном запоминании различных формулировок (правил правописания, последовательности выполнения заданий).

  • недостаточное развитие у учеников процессов произвольного внимания является причиной многих видов трудностей при обучении чтению: перестановок слогов в словах, при чтении «потеря» строки, повторное считывание той же строчки и др.

Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков чтения. Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции.
Опыт использования коррекционно-развивающих упражнений на уроках чтения в специальных (коррекционных) классах VIII вида.
Используя систему упражнений, направленных на развитие и коррекцию зрительных гностических функций, можно ликвидировать многие трудности при обучении чтению.

Приведенные в данном разделе упражнения использованы в авторской рабочей тетради по чтению для учащихся 5 классов, занимающихся по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида по учебнику «Чтение. 5 класс» под редакцией Г.М.Гусевой, Т.И.Островской и направлены на развитие памяти, логики, пространственного мышления, внимания и пр.
Работа над обогащением словарного запаса обучающихся.

Обучающихся, имеющих отклонение в развитии, характеризует низкий уровень словарного запаса, владения элементарными понятиями, терминами. Иногда затруднения вызывают простейшие слова. Поэтому работа над обогащением словарного запаса идет по нескольким направлением:


  1. Работа над значением слов, малоизвестных обучающимся.


Примеры заданий:

1. Соедини слово, использованное А.С.Пушкиным в 6 части «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» и его значение.


МОЛВА




непрозрачный воздух от тумана, сгущающихся сумерек и пр.

ЗЛАЯ




жена отца для детей от его первого брака

МГЛА




богатое и торжественное угощение с приглашением многих гостей.

МАЧЕХА




вести, слухи

ПИР




полная злобы, злости

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На уроках чтения в специальных (коррекционных) классах VIII вида iconРабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной...
Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей-филологов мбоу саранпаульская сош

На уроках чтения в специальных (коррекционных) классах VIII вида iconПояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов издательства «Владос» 2011г под ред....

На уроках чтения в специальных (коррекционных) классах VIII вида iconРабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных)...
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы,...

На уроках чтения в специальных (коррекционных) классах VIII вида iconИнформация об обеспеченности учебниками на 03. 2013
Начальное общее образование (в том числе программа специальных (коррекционных) оу VIII вида)

На уроках чтения в специальных (коррекционных) классах VIII вида iconПояснительная записка к учебному плану специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида
Сборник методических рекомендации по организации специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в мбоусош...

На уроках чтения в специальных (коррекционных) классах VIII вида iconСведения об обеспечении образовательного процесса учебной литературой...
...

На уроках чтения в специальных (коррекционных) классах VIII вида iconМбоу вмр«Заоникиевская специальная (коррекционная) общеобразовательная...
Система работы по развитию связной устной речи в 7-9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

На уроках чтения в специальных (коррекционных) классах VIII вида iconПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений...
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

На уроках чтения в специальных (коррекционных) классах VIII вида iconРабочая программа по чтению и развитию речи составлена в соответствии...
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена в соответствии с требованиями программы обучения под редакцией В. В. Воронковой...

На уроках чтения в специальных (коррекционных) классах VIII вида iconРабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе...
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Алтай для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции