Скачать 2.04 Mb.
|
1. Хозяйственное право и хозяйственное законодательство Хозяйственное право – это совокупность законодательных актов, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности. Хозяйственное право в теории хозяйственного права рассматривается в нескольких аспектах: – как самостоятельная отрасль права, имеющая свой самостоятельный предмет, и метод правового регулирования; – как система законодательных актов, регулирующих хозяйственную деятельность; – как учебная дисциплина. Хозяйственное право обусловлено правовыми институтами гражданского права, регулирующими правовой статус юридических лиц, а также различного рода сделки связанные с производственной или предпринимательской деятельностью, например, договора поставки всех видов и назначений. Вместе с тем хозяйственное право имеет свои отличительные особенности: по субъектному составу: юридические лица, осуществляющие производственно-хозяйственную деятельность, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность; сфера правового регулирования хозяйственного права распространяется только на область производства товаров, продукции, работ, услуг, а также коммерческого оборота; хозяйственное право регулируется особым видом хозяйственного законодательства. Отсюда вытекают и свои специфические вопросы прав и обязанностей. Хозяйственное законодательство включает законы, постановления и другие нормативные акты, являющиеся источником хозяйственного права. Хозяйственное законодательство, представляет собой совокупность нормативных актов, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения с участием юридических и физических лиц. Хозяйственное законодательство – это совокупность нормативных актов, составляющих юридический источник норм хозяйственного права. Особенностью хозяйственного законодательства является не только особая сфера его применения, но и то, что оно включает в себя достаточно много правовых актов, принятых на уровне министерств и ведомств, обязательными в хозяйственной деятельности являются Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда. Это положение вызвано динамикой развития хозяйственных отношений. Наиболее часто применяемые на практике нормы хозяйственного права закреплены в следующих кодексах и законах: Гражданском кодексе Республики Беларусь от 7.12.1998 г. (с изм. и доп. от 20.07.2006г.); Инвестиционном кодексе Республики Беларусь от 22.06.2001 г.; Законе Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» от 7.12.1998 г.; Законе Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 25.10.2004 г.; Законе Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» 3.Принципы и методы правового регулирования предпринимательской деятельности. Принципы правового регулирования предпринимательской деятельности — это фундаментальные понятия, лежащие в основе содержания и структуры хозяйственного права и определяющие его направленность. Принципы хозяйственного права являются исходными началами в правовом регулировании хозяйственных отношений. Данным принципам не могут противоречить конкретные нормы хозяйственного права. Выделяют следующие основные принципы: 1. принцип законности 2. принцип свободы предпринимательской деятельности. Так, согласно ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Однако ст. 23 Конституции допускает возможность ограничения свободы предпринимательства в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц только в случаях, предусмотренных законом. 3. принцип равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности 4. принцип комплексного государственного регулирования хозяйственной (предпринимательской) деятельности. Так, ч. 4 ст.13 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества. Государство обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. 5. принцип ограничения монополистической деятельности и развития добросовестной конкуренции. Данный принцип находит свое отражение в антимонопольном законодательстве Республики Беларусь, основы которого заложены в ст.ст. 1029 и 1030 ГК Республики Беларусь, определяющих состав действий, которые относятся к недобросовестной конкуренции, а также меры ответственности за ее осуществление. Методы хозяйственного права – это соответствующие характеру хозяйственных отношений способы и приемы воздействия на участников отношений. Метод хозяйственного права складывается из установленных правовыми нормами прав и обязанностей участников регулируемых отношений и применения к ним мер государственного принуждения при несоблюдении ими правовых норм. Для хозяйственного права характерен комплексный метод правового регулирования. Горизонтальные отношения регулируются при помощи приемов и способов, основанных на юридическом равенстве участников правоотношения (диспозитивный метод). Диспозитивное воздействие производится посредством определения лишь пределов поведения участников отношений и предоставления им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов. Регулирование вертикальных отношений, характеризующихся наличием элементов властвования, когда одна сторона отношений является носителем власти, а другая обязана выполнять ее предписания, осуществляется на основе применения императивного способа регулирования. Императивное воздействие осуществляется посредством издания обязательных к исполнению предписаний и запретов. 2.Понятие и виды хозяйственной деятельности. Понятие и признаки предпринимательской деятельности. В литературе хозяйственная деятельность рассматривается как вид экономической деятельности, под которой понимают порядок организации, руководства и непосредственного осуществления экономической деятельности в соответствии с правилами, устанавливаемыми органами государственной власти и управления и самими хозяйствующими субъектами. Хозяйственная деятельность включает в себя: деятельность, направленную на получение прибыли деятельность, непосредственно не связанную с получением прибыли Законодательное определение предпринимательской деятельности содержится в ГК РБ Предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления. К предпринимательской деятельности не относятся: 1) ремесленная деятельность, 2) деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, 3) деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений, 4) разовая реализация физическими лицами на торговых местах на рынках и (или) иных местах, на которых торговля может осуществляться в соответствии с законодательством, произведенных, переработанных либо приобретенных ими товаров (за исключением подакцизных товаров, товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками), отнесенных к товарным группам, определенным законодательством. Предпринимательство может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности и в различных организационно-правовых формах предприятия, не запрещенных законодательством. В налоговом законодательстве различаются производственная, торговая, посредническая и иные виды предпринимательской деятельности. Поскольку любая предпринимательская деятельность связана либо с производством продукции и услуг, либо с обменом и распределением товаров, их использованием, можно выделить следующие виды предпринимательской деятельности: производственное предпринимательство, коммерческая и финансовая деятельность. В последнее время во всех экономически развитых странах мира выделяется такой самостоятельный вид предпринимательства, как консультативный (консалтинг). В Законе «О предпринимательстве в Республике Беларусь», ст. 3 определены следующие формы предпринимательства: – индивидуальное предпринимательство, осуществляемое субъектом предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании; – коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе объединенного совместного имущества либо имущества, полученного и используемого на законном основании; – особой формой предпринимательства является предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя. На основании ст.1 ГК Республики Беларусь признаками предпринимательской деятельности являются: 1) самостоятельная деятельность; 2) цель деятельности – систематическое получение прибыли; 3) осуществляется в гражданском обороте; 4) хозяйственный риск; 5) самостоятельная имущественная ответственность; 6) лицо действует от своего имени; 7) прибыль извлекается от пользования имуществом, продажи вещей, а также от выполнения работ и оказания услуг. 4.Источники правового регулирования предпринимательской деятельности. Осуществление предпринимательской деятельности и отношения, связанные с предпринимательством, независимо от форм собственности, вида и сферы деятельности регулируются актами законодательства. Под источниками права в юридической литературе понимаются акты компетентных органов, регулирующие соответствующие общественные отношения. Гражданский кодекс, исходя из его статуса, является основным актом, регулирующим предпринимательскую деятельность. В нем закреплены основные ее принципы, статус предпринимательских структур, в том числе основы правового положения юридических лиц, им регулируются отношения собственности, обязательственные правоотношения и т. д. Помимо Гражданского кодекса существуют другие акты законодательства, регулирующие предпринимательскую деятельность. Гражданский кодекс, ст. 3 определяет источники гражданского права, следовательно, и предпринимательского: – законодательные акты (Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь); – распоряжения Президента Республики Беларусь; – постановления Правительства Республики Беларусь; – акты Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного судов Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, изданные в пределах их компетенции по регулированию гражданских отношений; – акты министерств, иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления и самоуправления, изданные в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами. 5.Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это деятельность специально уполномоченных органов государственного управления и их должностных лиц по упорядочению правового регулирования предпринимательских отношений, основанная на принципе законности, гласности и демократизма. Цели государственного регулирования: -Обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии. -Формирование государственного бюджета. -Защита окружающей среды и пользования природными ресурсами. -Обеспечение законности. -Обеспечение безопасности и обороноспособности страны. -Реализация свободы предпринимательства и конкуренции, защита от монополизма. -Соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования. Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности: 1. прогнозирование, 2. планирование, 3. денежная политика, 4. антимонопольное регулирование и обеспечение свободы конкуренции. Способы государственного регулирования предпринимательской деятельности: 1. экономические (налоговая политика и т.п.); 2. административные (лицензирование и т.п.). Регулирование может осуществляться в качестве прямого (директивного) решения вопроса (запрет, разрешение) и в качестве косвенного, когда применяются экономические рычаги и стимулы (системой налогообложения, предоставлением финансовой помощи, посредством осуществления кредитной политики, установлением государственных норм и стандартов, путем лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности, антимонопольными мерами, разгосударствлением и приватизацией государственной собственности, политикой ценообразования и т.д). Контроль, как способ государственного воздействия, представляет собой установление для органов государства возможности наблюдать и в определенных пределах проверять состояние дел предпринимателя, принимать соответствующие меры в предусмотренных законом случаях. Контролируются следующие сферы: – ведение бухгалтерской и статистической отчетности; – информация, необходимая для налогообложения (кроме коммерческой тайны); – особые сферы деятельности, которые предусматривают экологический, санитарно-эпидемиологический контроль и т. п.; – деятельность предприятий-монополистов; Все виды воздействия имеют правовую форму акта, то есть облеченного в установленную форму действия органа власти или управления, с которым связываются предусмотренные законом правовые последствия: плановый акт, целевая программа, разрешение, квота, лицензия, предписание. 6.Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности. Регулируется Декретом Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 14.07.2003 г., № 17 (ред. от 03.05.2004 г.). Лицензирование можно определить как вид государственной деятельности в лице его уполномоченных органов, направленной на признание за субъектами хозяйствования права занятия определенным видом деятельности и его защиту. Лицензированию подлежит деятельность, которая может наносить вред национальной безопасности, общественному порядку, защите прав и свобод, нравственности и здоровью населения, охране окружающей среды. На каждый вид деятельности, подлежащий лицензированию, выдается отдельная лицензия, действующая на всей территории Республики Беларусь. Лицензирование обязательно для всех субъектов, зарегистрированных на территории Республики Беларусь, в том числе для иностранных организаций. На данный момент лицензируются 49 видов деятельности. Право на получение лицензии имеют: – юридические лица и индивидуальные предприниматели; – физические лица, ходатайствующие о предоставлении им права занятия адвокатской или частной нотариальной деятельностью. |
27 июля 2011 г. N 194 о документах об образовании, приложениях к... Овления Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. N 969 "О делегировании полномочий Правительства Республики Беларусь... |
Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования На основании части второй пункта 9 статьи 94 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь... |
||
Министерство здравоохранения республики беларусь пастанова «27» декабря... Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых... |
Министерства образования республики беларусь О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 февраля 2008 г. №16 |
||
«Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года» Республики Беларусь поставили задачу максимального использования выгодного географического положения страны в целях социально-экономического... |
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь... Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Беларусь, далее именуемые Сторонами |
||
Отчет по исследованию информационно-коммуникационной компетентности... Отчет обобщает результаты исследования ик-компетентности учащихся 9-х классов Республики Беларусь в 2013 году |
Положение о проведении республиканского конкурса программ объединений... Планом работы Министерства образования Республики Беларусь на 2013 год, планом основных республиканских мероприятий учреждения образования... |
||
Проект положение о проведении республиканского конкурса программ... Планом работы Министерства образования Республики Беларусь на 2013 год, планом основных республиканских мероприятий учреждения образования... |
Задача партии подготовка необходимых политических, правовых и экономических... Белорусская партия левых «Справедливый мир» (далее Партия «Справедливый мир») – политическая партия, объединяющая на добровольных... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |