Статья Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе




Скачать 3.62 Mb.
Название Статья Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе
страница 1/17
Дата публикации 21.05.2014
Размер 3.62 Mb.
Тип Статья
literature-edu.ru > Право > Статья
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Загружено с сайта: http://mosadvokat.org/ - бесплатные юридические консультации онлайн и по телефону

Федеральный закон
«Об образовании»


Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы и начала правового регулирования отношений в сфере образования, государственные гарантии прав и свобод в образовании Российской Федерации; регламентирует отношения, возникающие в сфере образования, определяет правовое положение их участников, закрепляет особенности применения к отношениям в сфере образования норм административного, гражданского, трудового, финансового и других отраслей права.

Статья 2. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия и термины:

автономия образовательной организации - самостоятельность образовательной организации в принятии решений и осуществлении образовательной деятельности в пределах, установленных настоящим Федеральным законом и утвержденным в установленном порядке уставом;

академические права и свободы - права и свободы, предоставляемые педагогическим работникам при осуществлении педагогической деятельности, а также обучающимся при получении образования в пределах, установленных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации и утвержденным в установленном порядке уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность;

аттестация обучающихся (выпускников) - процедура оценки педагогическим работником или специально созданной комиссией степени освоения обучающимися отдельной части или всего объема учебного курса, предмета, дисциплины, модуля, образовательной программы;

воспитание - специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства;

документ об образовании и (или) квалификации - документ установленной формы, выдаваемый в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, и подтверждающий достижение лицом установленных государством уровней образования (образовательных цензов) и (или) квалификации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

качество образования - комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам и требованиям, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека;

квалификация - характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций;

направленность (профиль) образования - целевая ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание и (или) преобладающие виды учебной деятельности обучающегося, а также требования к результатам ее освоения;

образование - общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности;

образовательная деятельность - целенаправленные последовательные действия, осуществляемые управомоченным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) с целью реализации образовательных программ, программ профессионального обучения, а также предоставлению дополнительных образовательных услуг;

образовательная программа - комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационнопедагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности;

образовательные стандарты и требования, устанавливаемые университетами, - образовательные стандарты и требования по основным профессиональным образовательным программам высшего образования, самостоятельно устанавливаемые университетами, определенными федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

образовательные услуги - оказываемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или индивидуальным предпринимателем услуги по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) в целях освоения обучающимися образовательных программ или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), если они не завершаются выдачей документа, дающего право на продолжение образования на следующем уровне и занятие профессиональной деятельностью;

образовательный процесс - педагогически обоснованный процесс обучения, воспитания и развития, организуемый субъектом образовательной деятельности, реализующим образовательную программу (оказывающим образовательные услуги);

обучающийся - лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или заключившее в установленном порядке договор на получение образовательных услуг и осваивающее образовательную программу, программу профессионального обучения;

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития, затрудняющие или препятствующие получению им образования без создания для этого специальных условий;

обучение - целенаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей;

общее образование - вид образования, направленный на развитие личности и приобретение в процессе освоения преемственных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

общероссийский классификатор специальностей по образованию - технический акт, который определяет коды и наименования укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, по которым реализуются основные профессиональные образовательные программы;

организации, осуществляющие образовательную деятельность - юридические лица, которым настоящим Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность в качестве основного или дополнительного вида деятельности на основании лицензии (подразделяются на образовательные организации и организации, осуществляющие обучение);

основная образовательная программа образовательной организации -утвержденная в установленном порядке учебно-методическая документация, определяющая на основе федерального государственного образовательного стандарта (образовательных стандарта) основные характеристики и организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня в этой образовательной организации с учетом ее вида (категории) и особенностей деятельности;

платные образовательные услуги - образовательные услуги, оказываемые на возмездной основе за счет средств физических и (или) юридических лиц;

практика (учебная и производственная) - вид (форма) учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

примерная образовательная программа - учебно-методическая документация, определяющая объем и содержание образования, структурированные по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям), соответствующие требования к условиям образовательного процесса и планируемые результаты освоения программы;

профессиональная ориентация - деятельность по предоставлению информации и консультационной помощи обучающимся, направленная на содействие свободному и осознанному выбору ими будущей профессиональной деятельности, места и формы обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями;

профессиональное обучение - процесс обучения, направленный на освоение лицами знаний и умений, приобретение опыта деятельности, компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций (определенного вида трудовой деятельности (профессии)) в сфере технического и обслуживающего труда, который не сопровождается повышением уровня образования;

профессиональное образование - вид образования, направленный на приобретение обучающимися в процессе освоения профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работы по конкретной профессии или специальности;

профильное обучение - форма организации образовательного процесса, основанная на дифференциации и индивидуализации содержания основной общеобразовательной программы среднего общего образования с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся;

средства обучения - приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства и иные виды материальных объектов, необходимые для организации образовательного процесса и реализации образовательной программы;

трудоемкость - количественная характеристика учебной нагрузки обучающегося, основанная на расчете времени, затрачиваемого им на выполнение всех видов учебной деятельности, предусмотренных учебным планом образовательной программы, включая организованную самостоятельную работу;

уровень образования (образовательный ценз) - формализованный показатель завершенного цикла образования определенного объема и степени сложности, основные характеристики которого определяются федеральным государственным образовательным стандартом, который удостоверяется соответствующим документом об образовании и (или) квалификации и является условием получения образования следующего уровня и (или) ведения профессиональной деятельности;

учебный план - документ, определяющий перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, стажировок, предусмотренных образовательной программой, временные затраты (трудоемкость) на их освоение, а также виды учебной и самостоятельной деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;

федеральный государственный образовательный стандарт - нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня.

Иные термины определяются в отдельных статьях настоящего Федерального закона.

Статья 3. Основные принципы правового регулирования отношений в сфере образования

* В Российской Федерации каждый имеет право на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

* Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования отношений в сфере образования признаются:

1) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам обучающихся;

2) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, трудолюбия, бережного отношения к природе и окружающей среде;

3) единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; включение российского образования в мировое образовательное пространство;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) запрещение дискриминации в сфере образования;

6) свобода и плюрализм в образовании, включая право выбора форм получения образования (обучения), организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования согласно склонностям и потребностям обучающегося;

7) автономия образовательных организаций академические права и свободы, предоставляемые в форме и пределах, предусмотренных настоящим Федеральным законом; информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

8) демократический, государственно-общественный характер управления образованием; обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах;

9) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования;

10) установление государственных гарантий по обеспечению прав и свобод в образовании, создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления права на образование лицами, нуждающимися в повышенной социальной и правовой защите;

11) обязательность общего образования; обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями; поддержка различных форм образования, обучения и самообразования, в том числе в семье, в процессе трудовой деятельности;

12) обеспечение права граждан Российской Федерации на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;

13) установление государством обязательных минимальных требований к условиям образовательного процесса, уровню и качеству образования, обеспечение преемственности основных образовательных программ, условий для формирования гибких индивидуальных образовательных траекторий;

14) обеспечение права каждого на защиту государством его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту; осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об образовании.

3. Законодательство Российской Федерации об образовании (далее - законодательство об образовании) основывается на признании равенства участников регулируемых законодательством об образовании отношений в сфере образования, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона, других федеральных законов или существа соответствующих отношений.

4. Каждый по своему усмотрению и в своих интересах осуществляет принадлежащие ему права на получение образования различного уровня и свободен в распоряжении ими.

По желанию лица, имеющего право на получение образования соответствующего уровня, образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, либо вне таких организаций. Человек также имеет право на оценку и признание по ее результатам знаний, умений, навыков, компетенций или квалификаций, приобретенных им в процессе самообразования, семейного образования или трудовой деятельности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Человек, осуществляя свои права на получение образования и исполняя вытекающие из этого обязанности, не должен нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.

5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических движений и религиозных объединений (организаций) не допускаются.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе icon Биржевые спекулянты на российском фондовом рынке: в чем различия...
В этом вопросе, рассмотрим более подробно, основные понятия и термины, используемые в данной работе
Статья Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе icon Учебное пособие Нижний Новгород 2007 Печатается по решению редакционно-издательского...
История России: основные термины и понятия: Учебное пособие / Составитель к и н. Н. Н. Грехова. Н. Новгород, 2007. 33 с
Статья Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе icon Положение о закупочной деятельности ОАО «Авиаагрегат» 2013 г
Основные термины и определения
Статья Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе icon Календарно-тематическое планирование 7 класс. Новая история (28 часов). №
Основные понятия: традиционное общество, индустриальное общество, общество; предпринимательский дух, ойкумена, реконкиста, конкиста....
Статья Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе icon Термины и понятия по истории России VI-XVII веков Для студентов первого...
Козельский филиал гбоу спо мо дмитровского государственного политехнического колледжа
Статья Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе icon Задача исследования
Человек в прошлом и настоящем: поведение и морфология. Материалы IV летней школы "Поведение человека в прошлом и настоящем". М.,...
Статья Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе icon Справочник по Паблик Рилейшнз «Абельмас Н. В. Универсальный справочник по Паблик Рилейшнз»
В настоящем издании раскрывается сущность понятия pr и подробно рассматриваются все направления по связям с общественностью. Материал...
Статья Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе icon Инновационная экономика основные термины и определения в сфере инноваций
Обозначены отличия в трактовках приведенных терминов и определений, имеющиеся в российских источниках и Руководстве Осло
Статья Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе icon 49. Философия Шопенгауэра. Основные понятия и особенности

Статья Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе icon Трубы стальные термины и определения гост 28548-90 (ст сэв 6584-89)
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий основных видов стальных труб
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции