Политическая традиция и особенности государственно-правовой идеологии в раннем исламе




Скачать 42.13 Kb.
НазваниеПолитическая традиция и особенности государственно-правовой идеологии в раннем исламе
Дата публикации21.05.2014
Размер42.13 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Право > Документы


Леусенко Д.А.
Политическая традиция и особенности государственно-правовой идеологии в раннем исламе
В статье рассматриваются основные закономерности эволюции государственности в исламе, формирование политической традиции и особенности государственно-правовой идеологии в раннеисламском обществе

Ключевые слова: эволюция государственности, государственная власть, царская власть, государственно-правовая идеология, джахилийя, мусульманская теократия, праведные халифы, халифат Омейядов, халифат Аббасидов.
Эволюция государственности у арабских племен, принявших ислам, пережила несколько сложных, неоднозначных периодов. В начале VII в., с возникновением ислама, арабы, традиционно отрицательно воспринимавшие какую-либо государственную, царскую власть, пережили период рождения мусульманской теократии и начало формирования государственной модели управления. Проповеди Мухаммеда получили развитие на конкретной, государственно-правовой почве. Расул 1 стал не только Пророком, но и основателем первого мусульманского государства, совместив при этом все ключевые должности периода джахилийи 2 (гражданский и военный вождь племени, его жрец, казначей и поэт). Следующим важным периодом формирования государственности в раннем исламе следует назвать период праведных халифов (632-661 гг.). Переломным периодом в развитии мусульманской государственности стало изменение государственно-правового режима при Омейядах и Аббасидах на фоне усиления проблем, связанных с разрастанием политических границ халифата. Цель данной статьи – рассмотреть особенности первого, раннего этапа формирования государственности у арабов и его значение для уяснения основных закономерностей государственно-правового развития ислама в рамках курса истории государства и права.

Вопрос об особенностях государственной власти в раннем исламе один из самых сложных и запутанных при ознакомлении с ним студентов в рамках общего курса истории государства и права или специального учебного курса, посвященного особенностям государственно-правового развития стран Ближнего Востока. Первоначально, с чем сталкивается преподаватель при рассмотрении исламской проблематики, это результаты поверхностного и легковесного освещения проблемы политизации ислама в средствах массовой информации. Более сложную проблему составляет бытующее представление о том, что в современном мире в рамках религиозной оболочки невозможно существование и развитие государства. Представляется, что закономерности его развития связаны с комплексом более важных экономических, социальных, политических причин, а в случае с мусульманской теократией все-таки именно религиозный импульс был главным и определяет закономерности развития нынешних государств. Кроме того, в литературе еще сохранилось представление историков-марксистов о том, что развитие государственности связано с разложением родоплеменного строя и формированием исключительно царской формы власти.

Природа государственности напрямую связана со способом ее легитимности и источником ее происхождения. Проблема первоначальных обстоятельств рождения государства в истории того или иного этноса небезынтересна и для теории государства и права, поскольку ядро содержания первоначального государственного импульса, происхождения государства оказывает воздействие на последующую государственно-правовую идеологию и государственно-правовой режим, а тень легитимации и политической традиции современного государства превращает обстоятельства рождения государства в мощный фактор развития государственной истории, идеологии и официальной научной историографии.

Источником власти в мусульманском обществе является Аллах. Знаменитой формулой власти в исламе является формула передачи властных полномочий от Аллаха не к Расулу, а к умме, которая затем передает власть Мухаммеду и благодаря одобрению которой происходит легализация власти праведных халифов. Содержание данной формулы столь велико потому, что Мухаммеду удалось в завете Бога воплотить ту политическую конструкцию, которая была свойственна родоплеменному обществу. Однако ее значение еще возрастает, поскольку Мухаммеду и его преемникам удалось на этой основе сформировать модель будущего развития государственности. Политический смысл этой ситуации был связан с тем, что руководство в общине фактически передавалась представителю, который назначался наиболее влиятельными родами, а формально это делалось в рамках поддержки уммы. Однако подобный формализм политической традиции «работает» в мусульманской государственной истории не хуже собственно династийного принципа царского правления, заблокировав возможности к формированию иных форм государственной власти и обеспечивая общие условия выживания государства при смене халифов.

Иначе говоря, мы можем наблюдать попытку создания иной, не царской формы власти, тесно связанной с особенностями менталитета кочевников. Таким образом, государственно-правовая идеология вырастала из особенностей общественного уклада племенной жизни и была сакрализована посредством религиозной традиции. Далее, это предопределило параллельное существование, параллельную жизнь государства и религии, когда трансформации в государственно-правовом режиме оказывали воздействие на религиозную доктрину, а изменения в религиозной сфере сказывались на развитии государственности.

В рамках государственной истории арабов VII в. мы видим пример того, насколько сильно могут влиять на формирование государственности первоначальные формы государственно-правовой идеологии, насколько содержащиеся в них идейно-политические концепты могут предварительно, доопытно, формулировать содержание государственных институтов и закономерностей государственного развития.
Литература
1. Грязневич П.А. Ислам и государство (к истории государственно-политической идеологии раннего ислама) / Ислам: Религия, общество, государство. Сборник статей. Отв. редакторы П.А. Грязневич и С.М. Прозоров. М., 1984, 189—203
2. Леусенко Д.А. Ислам и политическая традиция. Р-н-Д, 1994.
3. Рашковский Е.Б. Ислам в динамике всемирной истории / Мировая экономика и международные отношения, 2004, № 6. С.21-28
4. Сырых В.М. Логические основания общей теории права. В 2-х т. Т.1.М.,2000.


1 Посланник

2 Джахилийя – доисламский период, период невежества


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Политическая традиция и особенности государственно-правовой идеологии в раннем исламе iconПолитология
Структура и состав современного политологического знания. Политология и политическая социология, политическая экономия, история....

Политическая традиция и особенности государственно-правовой идеологии в раннем исламе iconНапоминание о дозволенном и запретном в исламе
Напоминание о дозволенном и запретном в исламе. Перевод с турецкого. М.: Ооо «Издательская группа «сад», 2010. – 200 стр., тираж:...

Политическая традиция и особенности государственно-правовой идеологии в раннем исламе iconПрактические рекомендации по участию в формировании антитеррористической идеологии
В настоящих рекомендациях рассмотрены вопросы формирования антитеррористической идеологии на основе использования религиозных ценностей,...

Политическая традиция и особенности государственно-правовой идеологии в раннем исламе iconВечно живая традиция
Т39 Гималайские мудрецы: Вечно живая традиция / Перев с англ. — М. Ооо издательский дом «София», 2006. — 192 с

Политическая традиция и особенности государственно-правовой идеологии в раннем исламе iconПравовой нигилизм России как основной миф рецепции Западного права
«разновидность социальной патологии»4; «Правовой нигилизм служит важным звеном механизма агрессии»5; «Не является ли политико-правовой...

Политическая традиция и особенности государственно-правовой идеологии в раннем исламе iconСпециальные дисциплины политическая конфликтология
Дисциплина «Политическая конфликтология» относится к циклу специальных дисциплин учебного плана направления подготовки 030200 Политология...

Политическая традиция и особенности государственно-правовой идеологии в раннем исламе iconТ. М. Занина Адъюнкт кафедры Административного права и административной деятельности овд
Некоторые особенности правовой защиты личности, общества и государства от оборота непристойной информации

Политическая традиция и особенности государственно-правовой идеологии в раннем исламе iconЯрослав Пеликан Христианская традиция: История развития вероучения....
Ярослава Пеликана «Христианская традиция: История развития вероучения» (1971-1989) осуществлено в рамках совместного научно-издательского...

Политическая традиция и особенности государственно-правовой идеологии в раннем исламе iconВведение 3 1
Социальными источниками правовых норм служат как объективные материальные условия жизни общества в конкретно-исторический период...

Политическая традиция и особенности государственно-правовой идеологии в раннем исламе iconАлександр Гельевич Дугин Четвертая политическая теория Четвертая политическая теория
Хх в победил всех. Логично было бы предположить, что политика станет либеральной, а все ее противники, оказавшись на периферии, начнут...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции