Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы Просняковой Т.Н. «Художественное творчество» автора учебных пособий « Умные руки» -Самара Корпорация Федоров Издательство « Учебная литература» занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.Программа рассчитана на 4 года обучения.
Общее количество часов: 134
Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным следующими нормативными документами:
-Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Переход от стандарта 2004 года к новому стандарту предполагает построение системы образования на деятельностной парадигме, постулирующей в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения различных способов действий. Наряду с общей грамотностью выступают такие качества выпускника, как например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений. Эти способности становятся одним из значимых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно – в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие пособия:
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.
6. Сайт Страна Мастеров
http://stranamasterov.ru
7. Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru
Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Поурочное планирование 1 класс, 33 часа
Количество
часов
|
Дата
|
Тема
|
Материалы
|
|
|
I. Аппликация и моделирование (16часов)
|
|
1-4
|
|
Аппликация из природных материалов на картоне.
|
Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка
|
5-8
|
|
Аппликация из геометрических фигур.
|
Цветная бумага, картон
|
9-10
|
|
Аппликация из пуговиц.
|
Пуговицы, картон
|
11-12
|
|
Аппликация из салфеток.
|
Салфетки, картон
|
13-16
|
|
Объёмная аппликация.
|
Гофрированная бумага, цветная бумага, картон
|
|
|
II. Работа с пластическими материалами (10 часов)
|
|
1-4
|
|
Рисование пластилином.
|
Пластилин, картон
|
5-8
|
|
Обратная мозаика на прозрачной основе.
|
Пластилин, прозрачные крышки
|
9-10
|
|
Лепка из солёного теста.
|
Солёное тесто
|
|
|
III. Аппликация из деталей оригами
(7 часов)
|
|
1-3
|
|
Аппликация из одинаковых деталей оригами.
|
Цветная бумага, картон
|
4-7
|
|
Коллективные композиции в технике оригами.
|
Цветная бумага, картон
|
2 класс, 34 часа
Количество часов
|
Дата
|
Тема
|
Материалы
|
|
|
I. Аппликация и моделирование (12 часов)
|
|
1-4
|
|
Аппликация из листьев и цветов.
|
Засушенные цветы, листья
|
5-8
|
|
Аппликация из птичьих перьев ,ваты.
|
Птичьи перья, картон, вата.
|
9-12
|
|
Аппликация из крупы
|
Крупа , картон
|
|
|
II. Работа с пластическими материалами (8 часов)
|
|
1-2
|
|
Разрезание смешанного пластилина.
|
Пластилин, тонкая проволока, картон
|
3-4
|
|
Обратная мозаика на прозрачной основе.
|
Пластилин, прозрачные крышки
|
5-6
|
|
Торцевание на пластилине.
|
Пластилин, гофрированная бумага
|
7-8
|
|
Лепка из солёного теста.
|
Солёное тесто
|
|
|
III. Поделки из гофрированной бумаги
(4 часа)
|
|
1-4
|
|
Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.
|
Гофрированная бумага, картон
|
|
|
IV. Модульное оригами (10 часов)
|
|
1-2
|
|
Треугольный модуль оригами.
|
Цветная бумага
|
3-4
|
|
Замыкание модулей в кольцо.
|
Цветная бумага
|
5-10
|
|
Объёмные фигуры на основе формы «чаша».
|
Цветная бумага
|
3 класс, 34 часа
Количество часов
|
Дата
|
Тема
|
Материалы
|
|
|
I. Работа с природными материалами
(4 часа)
|
|
1-4
|
|
Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей).
|
Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д.
|
|
|
II. Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов)
|
|
1-6
|
|
Торцевание гофрированной бумагой на картоне.
|
Гофрированная бумага, картон
|
7-10
|
|
Мозаика из ватных комочков.
|
Вата, картон
|
11-14
|
|
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги.
|
Картон, цветная бумага
|
15-18
|
|
Многослойная аппликация.
|
Открытки, картинки, картон
|
|
|
III. Работа с пластическими материалами (6 часов)
|
|
1-4
|
|
Мозаичная аппликация на стекле.
|
Пластилин, стекло
|
5-6
|
|
Лепка из солёного теста.
|
Солёное тесто
|
|
|
IV. Модульное оригами (6 часов)
|
|
1-6
|
|
Игрушки объёмной формы.
|
Цветная бумага
|
4 класс, 34 часа
Количество часов
|
|
Тема
|
Материалы
|
|
|
I. Работа с природными материалами
(4 часа)
|
|
1-4
|
|
Коллективные композиции, индивидуальные панно.
|
Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов, камешки, ракушки
|
|
|
II. Объёмные и плоскостные аппликации (24 часа)
|
|
1-2
|
|
Многослойные аппликации.
|
Открытки, картинки, картон
|
3-6
|
|
Мозаика из квадратных модулей.
|
Картон, цветная бумага
|
7-8
|
|
Элементы квиллинга.
|
Картон, цветная бумага
|
9-14
|
|
Аппликации в технике квиллинг.
|
Картон, цветная бумага
|
15-18
|
|
Техника изонить. Заполнение круга, угла.
|
Картон, цветные нитки
|
19-24
|
|
Аппликации в технике изонить.
|
Картон, цветные нитки
|
|
|
III.Поделки на основе нитяного кокона
(6 часов)
|
|
1-6
|
|
Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок.
|
Нитки, напальчник, цветная бумага
|
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
« Умелые ручки»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Ресурсы реализации программы:
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.
6. Сайт Страна Мастеров
http://stranamasterov.ru
7. Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru
|