«Международное гуманитарное право и сми»




Скачать 277.35 Kb.
Название «Международное гуманитарное право и сми»
Дата публикации 20.10.2014
Размер 277.35 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Право > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИФМИП_________

Е.Ю.Булыгина

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Международное гуманитарное право и СМИ»
Специальность: 03060.65 Журналистика

Специализация: Средства массовой информации
Статус дисциплины: ОПД.Ф.3.15.


Новосибирск 2011
Одобрено: кафедра журналистики

Протокол №1 от 17 сентября 2011г.

Зав. кафедрой: Евдокимова Е.В., к.п.н., доцент

Рекомендовано: Советом ИФМИП

Председатель Совета:____________Е.Ю.Булыгина

«___» _________2011г.
Аннотация
УМКД по курсу «Международное гуманитарное право и СМИ» составлен на основе ГОС ВПО по специальности « Журналистика», утвержденному 10.03.2000, и учитывает требования СМК ГОУ ВПО НГПУ.

В основе курса- модульное обучение


УМКД по курсу «Международное гуманитарное право и СМИ» предназначен для студентов 2 курса, обучающихся по специальности «Журналистика».

Составитель: И.В.Гарт, к.ф.н., доцент

Рецензент: Е.В.Евдокимова, зав.каф.журналистики, к.п.н., доц.

СОДЕРЖАНИЕ

Программа дисциплины………………………………………………….3

Материалы к практическим и лабораторным занятиям………………16

Методические рекомендации для преподавателя……………………..23

Методические рекомендации для студентов…………………………..28

Фонды контроля…………………………………………………………30

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДЕНА


Советом ИФМИП

Председатель_____________Е. Ю. Булыгина

«____ » _____________ 2011 г.

Обсуждена на заседании кафедры

журналистики

Протокол № 1 от « 17 » сентября 2011 г.

Зав.кафедрой___________Е.В.Евдокимова



ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОПД.Ф.3.15. Международное гуманитарное право и СМИ

Специальность: 030601.65 «Журналистика»

Специализация: Средства массовой информации

Составитель: И.В. Гарт, канд. фил. наук, доцент

Новосибирск 2011

ВЫПИСКА ИЗ ГОССТАНДАРТА

ОПД.Ф.3.15. Международное гуманитарное право и СМИ

Цели и задачи курса. Определение понятия "международное гуманитарное право".

Происхождение и развитие международного гуманитарного права. История зарождения международного гуманитарного права. Соотношение положений международного гуманитарного права и законов о правах человека. Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г. Эволюция вооруженных конфликтов в ХХ в.

Международное гуманитарное право и защита жертв вооруженных конфликтов. Положение о гражданском населении в международном гуманитарном праве. Оказание гуманитарной помощи военнопленным и раненым. Защита беженцев и перемещенных лиц.

Применение международного гуманитарного права. Последствия нарушения гуманитарного права. Коллективная ответственность государств за соблюдение норм гуманитарного права. Индивидуальная ответственность за нарушения. Деятельность Международного трибунала по военным преступлениям.

Освещение в СМИ вооруженных конфликтов и вопросов гуманитарного характера. Роль и ответственность СМИ при освещении международных и внутренних вооруженных конфликтов. Сравнительный анализ российских и западных традиций в освещении вооруженных конфликтов и гуманитарных проблем.

Телевидение и вооруженный конфликт. Роль телевидения в освещении вооруженных конфликтов и гуманитарных проблем во второй половине ХХ в. Вьетнам: первая телевойна. Телекомпания CNN и ее опыт освещения вооруженных конфликтов. Освещение вооруженных конфликтов на российском телевидении.

Работа журналиста в зоне вооруженного конфликта. Международное гуманитарное право о защите журналистов, находящихся в опасных командировках. Необходимая подготовка для командировки в зону вооруженного конфликта. Экипировка. Порядок аккредитации в зоне вооруженного конфликта. Вопрос определения статуса журналиста, находящегося в зоне вооруженного конфликта. Принципы получения информации. Секретная информация, конфиденциальная информация и порядок работы с ней. Журналистское удостоверение, одежда, символика, опознавательные знаки. Перемещение в зоне вооруженного конфликта. Использование средств связи и способ передачи информации в редакцию. Использование бронежилетов и иных средств защиты. Журналист и оружие.

Пояснительная записка



Курс «Международное гуманитарное право и СМИ» предполагает изучение системы норм и принципов, на которых базируется международное и международное гуманитарное право, истории формирования права вооружённых конфликтов, вопросов международно-правовой ответственности государств-агрессоров и отдельных военных преступников за совершённые ими противоправные деяния. Значительное место уделяется проблемам освещения в зарубежных и российских СМИ нарушений прав человека, а также исследованию и анализу публичных и частных проблем, возникающих в области права у журналистов и редакторов в период вооружённых конфликтов как международного, так и немеждународного характера. При освоении дисциплины осознаётся роль, которую играют средства массовой информации и коммуникации в международных отношениях.

На практических мини-модулях рассматриваются проблемы, возникающие при подготовке журналиста к командировке в зону вооружённого конфликта, особенности поведения корреспондента, оказавшегося свидетелем или участником боевых действий. Таким образом, студенты на практическом уровне овладевают методикой работы в чрезвычайных ситуациях.

На аудиторных занятиях используются, в основном, индивидуальные и групповые формы организации деятельности студентов. Контроль знаний осуществляется преимущественно посредством индивидуального опроса, перед зачётом проводится итоговая контрольная работа.

Практические занятия по дисциплине «Международное гуманитарное право и СМИ» не предусмотрены.

Самостоятельно студенты изучают вопросы, связанные с общей теорией права и теорией международного публичного права, подотраслью которого является международное гуманитарное право. Также студенты самостоятельно анализируют тексты военных журналистов, касающиеся государственных и частных проблем в сфере права, возникающих в период вооружённых конфликтов, исследуют обстоятельства гибели сотрудников СМИ, формулируют правила личной безопасности, которые необходимо соблюдать военному корреспонденту. Самостоятельное обучение завершается обсуждением дискуссионных вопросов на аудиторных занятиях либо на коллоквиумах и индивидуальных консультациях (собеседованиях) во вне учебное время.

На дневном отделении 16 часов аудиторных занятий и 21 час самостоятельной работы в 3 семестре; на ОЗО – 4 часа аудиторных занятий и 33 часа самостоятельной работы в 3 семестре. Курс завершается зачетом.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель – приобретение студентами знаний в области международных публично-правовых отношений, возникающих между участниками вооружённых конфликтов, жертвами военных действий, странами, не принимающими участия в конфликте, и сотрудниками средств массовой информации, для будущего квалифицированного информационного сопровождения военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций.

Задачи:

1. Дать студентам знания, касающиеся формирования, развития и функционирования международного гуманитарного права;

2. Определить особенности статуса журналиста как субъекта международного гуманитарного права, выявить проблемы, связанные с освещением вооружённых конфликтов в зарубежных и российских СМИ, ознакомить студентов с правилами личной безопасности корреспондента, оказавшегося в боевой обстановке;

3. Сформировать у студентов умения и навыки, необходимые для анализа конфликтных ситуаций, публичных и частных отношений в условиях боевых действий на предмет соответствия происходящего основным принципам и нормам международного гуманитарного права, отбора фактов, связанных с правонарушениями, для последующего создания материалов на данную тему.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студенты должны знать основные принципы и нормы международно-гуманитарного права, уметь использовать их при освещении международных и внутренних вооружённых конфликтов; иметь представление об особенностях работы журналиста в зоне боевых действий, способах подготовки журналиста для командировки в «горячую» точку, а также создавать освещающие военные действия тексты без ошибок, связанных с неправильным употреблением правовых терминов или некорректными комментариями правовой стороны исследуемого в материале конфликта.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

37




Аудиторные занятия

16

3

Лекции

16




Практические занятия







Лабораторные работы







Самостоятельная работа

21




Вид итогового контроля

зачет

3

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п.п.

Тема

Аудит

СР

1.

Предмет, задачи, источники, структура курса «Международное гуманитарное право».

Происхождение и развитие международного гуманитарного права.

22



22


2.

Конфликты международного и немеждународного характера. Правовой статус участников военных действий.

2

22


3.

Защита жертв вооружённых конфликтов. Защита военных корреспондентов и журналистов, находящихся в зоне боевых действий.

2

22

4.

Запрещённые средства и методы ведения военных действий.


2

22

5.

Коллективная и индивидуальная ответственность за нарушения норм международного гуманитарного права.


22

22

6.

Журналист в зоне вооружённого конфликта: правила личной безопасности.


2

23

7.

Освещение в СМИ военных действий и вопросов гуманитарного характера. Вооружённые конфликты ХХI в. и СМИ.


22

2

24

2

8.

Принципы получения и способы передачи информации в зоне боевых действий. Роль телевидения в освещении вооруженных конфликтов.

2

24




Итого:

116

221

.

ОЗО. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1

Защита жертв вооружённых конфликтов. Защита военных корреспондентов и журналистов, находящихся в зоне боевых действий

2

16

2

Освещение в СМИ военных действий и вопросов гуманитарного характера.


2

17




Итого

4

33

Содержание курса

1. Предмет, задачи, источники, структура курса «Международное гуманитарное право». Происхождение и развитие международного гуманитарного права. Цели и задачи курса. Определение понятия "международное гуманитарное право". Предмет МГП. Основные источники права вооружённых конфликтов.

Происхождение и развитие международного гуманитарного права. Война в Древнем мире. Древний Шумер. Кодекс вавилонского царя Хаммурапи. Древняя Индия (законы Ману). Древний Китай. Правила ведения войны в Древней Греции и Древнем Риме. Война в Средние века. Концепции Святого Августина и Фомы Аквинского. Вклад в формирование принципов гуманитарного права Г. Гроция. Эпоха Просвещения. Труд Жана Жака Руссо «Об общественном договоре». Деление населения на воюющих и мирных граждан. Франко-итало-австрийская война, битва при Сольферино (1859). Анри Дюнан и его книга «Битва при Сольферино» (1862), оказавшая решающее воздействие на выработку принципов МГП. Создание в 1863 г. Международного Комитета Красного Креста. Женевская конвенция 1864 г. «Об улучшении участи раненых и больных во время сухопутной войны». Гаагские конвенции 1899 г. и 1907 г. Первая мировая война. Нарушения принятых норм МГП. Пересмотр и дополнение основных нормативных документов. Женевские конвенции 1929г. Особенности развития международного гуманитарного права после Второй мировой войны. Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г. Структура МГП: «право войны» и «право мира».

Основные принципы международного гуманитарного права. Соотношение положений международного гуманитарного права и законов о правах человека.

2. Конфликты международного и немеждународного характера. Правовой статус участников военных действий. Понятие международных и немеждународных конфликтов. Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям. Статус и обязанности повстанцев. Особенности права вооружённых конфликтов немеждународного характера. Комбатанты и лица, находящиеся под защитой. Правовой статус комбатанта. Знаки отличия комбатантов от некомбатантов. Правовой статус лица, находящегося под защитой (военнопленные, раненые, больные, гражданские и т.д.). Статус отдельных категорий лиц. Военные шпионы (лазутчики). Военные разведчики. Наёмники. Добровольцы. Парламентёр и сопровождающие его лица. Медицинский и духовный персонал.

3. Защита жертв вооружённых конфликтов. Защита военных корреспондентов и журналистов, находящихся в зоне боевых действий. Международное гуманитарное право и защита жертв вооруженных конфликтов. Положение о гражданском населении в международном гуманитарном праве. Режим специальной защиты определённых категорий покровительствуемых лиц (дети, женщины и т.д.). Защита беженцев и перемещенных лиц. Защита пленных, раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. Оказание гуманитарной помощи военнопленным и раненым. Правовой статус и защита военных корреспондентов. Международное гуманитарное право о защите журналистов, находящихся в опасных командировках. Ст. 79 Дополнительного протокола I «Меры по защите журналистов».

4. Запрещённые средства и методы ведения военных действий. Деление средств и методов ведения военных действий на запрещённые, частично запрещённые и незапрещённые. Запрещённые виды оружия. Химическое оружие. Бактериологическое оружие. Зажигательное оружие. Мины-ловушки. Лазерное оружие, специально предназначенное для причинения постоянной слепоты. Запрещённые методы ведения военных действий. Защита гражданских объектов. Установки и сооружения, содержащие опасные силы. Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта 1954 г.

5. Коллективная и индивидуальная ответственность за нарушения норм международного гуманитарного права. Последствия нарушения норм международного гуманитарного права. Правоприменительная практика. Коллективная ответственность государств за несоблюдение норм гуманитарного права. Контрибуция. Принципы индивидуальной уголовной ответственности за совершение военных преступлений. Главные военные преступники и непосредственные участники международных преступлений. Составы преступлений, за которые наступает ответственность. Выдача военных преступников. Международные трибуналы по военным преступлениям. Международный уголовный суд. Общественные организации в развитии и реализации международного гуманитарного права. Движения Красного Креста и Красного Полумесяца.

6. Журналист в зоне вооружённого конфликта: правила личной безопасности. Журналист в экстремальных условиях. Особенности работы сотрудников СМИ в зоне военных действий. Подготовка журналиста для командировки в зону вооружённого конфликта. Порядок аккредитации в зоне вооруженного конфликта. Взаимодействие журналиста с военнослужащими. Способы успешной коммуникации со штабными сотрудниками. Общение с непосредственными участниками военных действий. Передвижение в зоне вооружённого конфликта. Ограничения свободного перемещения. Выбор транспортного средства. Меры предосторожности и способы защиты от действия основных видов оружия. Мины и фугасы. Журналист и оружие. Правила личной безопасности.

7. Освещение в СМИ военных действий и вопросов гуманитарного характера. Роль и ответственность СМИ при освещении международных и внутренних вооруженных конфликтов. СМИ как механизм миротворчества; как посредник; как субъект конфликта, объективно освещающий развитие и причины противоречий. Сравнительный анализ российских и западных традиций в освещении вооруженных конфликтов и гуманитарных проблем. Военная журналистика в советский период. Ограничение свободы слова в интересах национальной безопасности. Цензура в условиях ведения военных действий (США, Израиль). Национальные конфликты во времена распада Советского Союза (Нагорный Карабах, Таджикистан, Баку, Приднестровье). Манипуляции массовым сознанием в СМИ при освещении Чеченских кампаний. Освещение вооружённого конфликта в Южной Осетии. Этические нормы, действующие при освещении вооружённых конфликтов.

8. Принципы получения и способы передачи информации в зоне боевых действий. Роль телевидения в освещении вооруженных конфликтов. Вооружённые конфликты ХХI в. и СМИ. Войны настоящего и будущего. Новейшие виды оружия (лучевое, генетическое и др.). «Гуманное» оружие. Современные типы войны: собственно военная операция; вооружённый конфликт, сопровождаемый информационными атаками и контратаками в СМИ; информационная война при отсутствии вооружённых столкновений. Объект, цели и задачи информационной войны. Отличие информационной войны от пропаганды. Методы и средства ведения информационной войны. Информационное оружие (компьютерные вирусы, логические бомбы, средства подавления информационного обмена в телекоммуникационных сетях, фальсификация информации, уничтожение объектов информационной структуры и т.д.). Меры предотвращения или нейтрализации последствий применения информационного оружия. Роль СМИ в войнах нового типа. Особенности ведения информационных войн в печатных и электронных СМИ. Информационные кампании, организованные мировыми СМИ в отношении Югославии, Ирака, России. Отсутствие в МГП норм, регулирующих информационные военные операции. Перспективы пересмотра Женевских и Гаагских конвенций с целью введения специальных положений, регулирующих применение информационных и психологических средств ведения войны.

Доступ журналиста к информации. Секретная информация, конфиденциальная информация и порядок работы с ней. Государственная тайна. Обвинение журналиста в шпионаже. Способы избежать обвинения в шпионаже, если его предъявили в полевых условиях. Переход через линию фронта.

Телекомпания CNN и ее опыт освещения вооруженных конфликтов. Прямые включения как особая жанровая форма. Эффект присутствия. Освещение вооруженных конфликтов на российском телевидении. «Итоги» (Евгений Киселев, НТВ); «Зеркало» (Сванидзе, НТВ); «Время» (Доренко, ОРТ), «Дни» (Невзоров, ОРТ). Телеканал НТВ о событиях в Югославии и Чечне. Журналисты у боевиков. Контроль за журналистами в период Второй чеченской войны. Программы сенсационного содержания.

Литература

Основная

1. Чемякин Ю. В. Международное гуманитарное право и СМИ : конспектлекций / Ю. В. Чемякин. Екатеринбург: УГУ, 2005. - 110 с.

2. Котляров И.И. Международное гуманитарное право : учебное пособие для вузов по специальности "Юриспруденция" : учебное пособие для высш. проф. образования МВД России по специальности "Юриспруденция" : доп. М-вом образования РФрек. УМЦ / И. И. Котляров, К. Л. Ходжабегова. - Москва : Юнити : Закон и право, 2007. - 143 с.

3. Реснянская Л.Л. СМИ и политика: учебное пособие для вузов по специальности "Журналистика" : рек. УМО вузов РФ / Л. Л. Реснянская, Е. А. Воинова, О. И. Хвостунова ; под ред. Л. Л. Реснянской. - Москва : Аспект Пресс, 2007. - 256 с.

Дополнительная

  1. Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооружённый конфликт: право, политика, дипломатия. – М., 1989.

  2. Военные преступления. – М., 2000.

  3. Гассер Х.-П. Защита журналиста в опасных командировках;

  4. Гассер Х.-П. Международное гуманитарное право. Введение. 2-е изд. – М., 1999.

  5. Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. 2-е изд., испр. – М.: Международный Комитет Красного Креста, 2001.

  6. Журналисты на чеченской войне: Факты. Документы. Свидетельства. – М., 1995.

  7. Лабуш Н.С., Бекуров Р.В. Международное гуманитарное право и профессиональная деятельность журналиста: Учебное пособие. – СПб.: Роза мира, 2004.

  8. Международное право: учебник / отв. ред. В. И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – Гл. 23. Право вооружённых конфликтов – международное гуманитарное право.

  9. Международное право: Ведение боевых действий: сборник. – М., 1995.

  10. Моду А. Международное гуманитарное право и деятельность журналистов. – М., 1994.

  11. Пикте Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права. – М., 2001.

  12. Сборник Гаагских конвенций и иных соглашений. – М., 1999.

  13. Современная российская военная журналистика: опыт, проблемы, перспективы. – М., 2002.

  14. Аби-Сааб Р. Гуманитарное право и внутренние конфликты. – М., 2000.

  15. Буасье П. Первые годы Красного Креста. – М., 1994.

  16. Война и мир в терминах и понятиях. – М., 2004.

  17. Гакаев З.Ж. Чеченский конфликт в зеркале российских СМИ. – М., 2005.

  18. Гассер Х.-П. Запрет на акты террора в Международном гуманитарном праве. – М., 1994.

  19. «Горячая линия»: Программа МККК для журналистов, находящихся в опасных командировках. – Женева, б. г.

  20. «Горячая точка»: Справочник для журналистов. – М., 1995.

  21. Действия Международного Комитета Красного Креста в случае нарушений Международного гуманитарного права. – М., 1994.

  22. Дети и война: сборник. – М., 1995.

  23. Досвальд-Бек Л., Вите С. Международное гуманитарное право и право прав человека. – М., 2001.

  24. Дюнан А. Воспоминание о битве при Сольферино. – М., 1995.

  25. Журналистика и война: Освещение российскими СМИ военных действий в Чечне. – М., 1995.

  26. Журналисты на войне в Карабахе. – М., 2002.

  27. Запрещение противопехотных мин: Оттавский договор. – М., 2004.

  28. Информационная война в Чечне: Факты. Документы. Свидетельства. – М., 1997.

  29. Кальсховен Ф. Ограничение методов и средств ведения войны. – М., 1994.

  30. Князев А.А. Журналистика конфликта: пособие. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2004.

  31. Крилль Ф. Международное гуманитарное право о защите женщин. – М., 1994.

  32. Лисичкин В., Шелепин Л. Третья мировая информационно-психологическая война / В. Лисичкин, Л. Шелепин. – М., 1999.

  33. Меры, принимаемые государством по выполнению международного гуманитарного права. – М., 1991.

  34. Морейон Ж. Международный Комитет Красного Креста и защита политических заключенных. – М., 1994.

  35. Нюрнбергский набат. Репортаж из прошлого, обращение к будущему. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006.

  36. Опасная профессия: Мониторинг нарушений прав журналистов в странах СНГ. – М., 2001.

  37. Политковская А. За что? – М.: АНО «РИД «Новая газета», 2007.

  38. Почепцов Г.Г. Информационные войны. – М.: Рефл-бук, 2001.

  39. Пресечение нарушений Международного гуманитарного права. – М., 1998.

  40. Профессиональная этика журналистов: В 2-х т. – М.: Галерия, 1999.

  41. Романов Ю. Я снимаю войну … Школа выживания. – М., 2001.

  42. Справочник для журналистов, работающих в районах военных действий. – М., 2002.

  43. Фуркало В.В. Международно-правовая защита гражданского населения в условиях вооружённых конфликтов. – Киев, 1986.

  44. Харофф-Тавель М. Деятельность Международного Комитета Красного Креста в обстановке насилия внутри страны. – М., 1995.

  45. Шиндлер Д. Международный Комитет Красного Креста и права человека. – М., 1994.

Интернет-ресурсы

  1. www.cjes.ru — сайт Центра экстремальной журналистики.

  2. www.gdf.ru – сайт Фонда защиты гласности.

  3. www.medialaw.ru — Законодательство и практика СМИ.


МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ И ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ

Практические занятия не предусмотрены.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

А) Рекомендации по проведению лекций, семинаров и лабораторных занятий

Дисциплина «Международное гуманитарное право и СМИ» изучается студентами на 2 курсе и предшествует курсу «Правовые основы журналистики». Поэтому уже сейчас студентам необходимо дать общие представления о системе права, научить их работать с источниками, ознакомить с базовой терминологией и основами теории права, что облегчит им самостоятельную работу с нормами международного права и будет способствовать освоению основ права в будущем.

Ясно, что на первом этапе обучения студентам-журналистам сложно анализировать правовые конфликты. Но постепенно, ознакомившись с нормами, учащиеся смогут без помощи преподавателя оценивать факты, имевшие место в зоне боевых действий, на предмет нарушения международного законодательства.

Цель и мотивацию действий учащихся в обязательном порядке определяет преподаватель. Изложение материала предпочтительно проблемное. Несмотря на то, что дисциплина завершается не экзаменом, а зачётом, студенты относятся к её изучению со всей серьёзностью, что объясняется спецификой содержания предмета.

Б) Порядок решения задач, обсуждение ситуаций

В качестве домашнего задания студентам предлагается проанализировать тексты, сюжеты, фотографии, созданные военными корреспондентами в ХХ веке.

Схема анализа текста:

1. Автор, авторский коллектив.

2. Время создания материала.

3. Тематика и жанр материала.

4. Ответ на вопрос, какие нормы международного гуманитарного права нарушены фигурантами текста.

В) Рекомендации по использованию оборудования и программного обеспечения

Часть материала предоставляется студентам в виде электронных презентаций. Учащимся демонстрируются фото- и видеосюжеты, посвящённый военным преступлениям.

Г) Описание критериально-оценочного аппарата

Оценивание выполнения самостоятельных заданий осуществляется по 4-х бальной шкале.

Д) Рекомендации по организации контроля

Задания для самостоятельной работы проверяются на занятиях, в конце семестра проводится контрольная работа.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

А) Рекомендации по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины

Уже в начале семестра студенту следует задуматься о необходимости выделения времени на самостоятельное освоение дисциплины (20 часов) и знакомство с рекомендованной литературой, нормативно-правовыми актами.

Б) Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы, требования к представлению результатов СР, критерии оценки результатов

Студенты должны в обязательном порядке выполнить два вида заданий:

1) написание реферата (список тем представлен в данном УМК);

2) создание в письменной форме публицистического материала по фактам нарушения прав человека в условиях вооружённого конфликта. Предполагается, что факты либо известны из курса международного гуманитарного права, либо самостоятельно смоделированы студентом).

В) Рекомендации по использованию материалов УМК

В начале изучения курса необходимо ознакомиться с программой изучаемой дисциплины для получения общего представления о предмете. К изучению рекомендованной литературы следует приступить уже в начале семестра.

Г) Рекомендации по работе с различными информационными источниками

С нормативно-правовыми актами, учебной литературой, научными статьями и монографиями по предмету можно ознакомиться на сайтах местных библиотек (ГПНТБ, областной библиотеки, НГПУ), а также обратившись к специальным информационно-правовым базам «Консультант Плюс», «Гарант» и др.

Д) Рекомендации по подготовке к зачету/экзамену

При подготовке к зачету студентам необходимо внимательно изучить лекционный материал, ещё раз просмотреть прочитанную в течение семестра специальную литературу, нормативно-правовые акты. Готовиться к зачёту целесообразно по учебнику или учебному пособию, которые наиболее удобны для учащегося, не забывая при этом, что издание должно соответствовать образовательным стандартам. Зачет сдается по вопросам, указанным в данном УМКД.

Е) Рекомендации по подготовке к лекциям/ практическим занятиям

Практические занятия не предусмотрены.

Накануне аудиторных занятий крайне желательно бегло просмотреть те вопросы, которые планируется обсуждать на занятиях с преподавателем, чтобы немного ориентироваться в материале и быть внутренне готовым к возможным учебным дискуссиям.

Для студентов ОЗО

Объем самостоятельной работы-33 часа, в течение которых студенты осваивают теоретический материал, пишут реферат (список тем представлен в данном УМК); создают публицистический материал по фактам нарушения прав человека в условиях вооружённого конфликта.

ФОНДЫ КОНТРОЛЯ

Итоговый и промежуточный контроль
Промежуточный контроль представляет выполнение студентами домашних мини-заданий к трём аудиторным занятиям (чтение публицистических текстов, изучение научной литературы по дискуссионному вопросу), реферативное сообщение.

Итоговый контроль: зачет.
Темы для реферативного сообщения:

  1. История международного гуманитарного права.

  2. Источники международного гуманитарного права.

  3. Основные положения и нормы гаагского права: инициативы России.

  4. Тенденции развития женевского права.

  5. Региональная военная журналистика: Нагорный Карабах, Приднестровье, Чечня.

  6. Правовой статус журналиста в международном гуманитарном праве.

  7. Правовой статус военного корреспондента (военнослужащего).

  8. Защита гражданского населения: роль СМИ в международных вооружённых конфликтах.

  9. Ответственность журналистов за нарушения международного гуманитарного права.

  10. Журналисты о концентрационных лагерях Третьего Рейха.

  11. Журналистское расследование военных преступлений.

  12. Правила личной безопасности военного журналиста.

  13. Модели поведения журналиста при захвате в заложники.

  14. Журналисты-участники Великой Отечественной войны.

  15. Стрингеры и штатные корреспонденты в боевых условиях: преимущества и недостатки.

  16. Анализ поведения журналистов, предшествующего их гибели или ранению

  17. Источники информации и порядок работы с ними в условиях освещения вооружённого конфликта.

  18. Освещение вооружённых конфликтов в российской и зарубежной прессе: сравнительный анализ профессиональных традиций.

  19. Военный репортаж: нарушение норм международного гуманитарного права.

  20. Нарушения этических норм при освещении вооруженных конфликтов.

  21. Освещение боевых действий зарубежными телекомпаниями: рекомендации, запреты, предписания.

  22. Международная судебная журналистика: освещение Международных трибуналов в прессе

  23. Манипуляции массовым сознанием в период вооружённых конфликтов.

  24. Информационная война как новый тип ведения боевых действий.

  25. Военный фоторепортаж в прессе и сети Интернет.


Вопросы к зачету

1. Понятие, источники и предмет регулирования права вооружённых конфликтов.

2. Возникновение и развитие международного гуманитарного права. Вклад Анри Дюнана в формирование МГП.

3. «Право войны» и «право мира» до 1 сентября 1939 г. Первые Женевские конвенции. Гаагские конвенции 1899 г. и 1907 г.

4. Особенности развития международного гуманитарного права после Второй мировой войны. Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г.

5. Основные принципы международного гуманитарного права.

6. Соотношение положений международного гуманитарного права и законов о правах человека.

7. Вооружённые конфликты международного и немеждународного характера.

8. Правовой статус комбатантов и лиц, находящихся под защитой. Признаки, по которым субъектов относят к категории комбатантов.

9. Защита прав военнослужащих во время вооружённого конфликта: военнопленные, раненые, больные и т.д.

10. Защита прав гражданского населения во время вооружённого конфликта.

11. Правовые гарантии и защита военных корреспондентов и журналистов, находящихся в опасных командировках.

12. Международно-правовая защита гражданских объектов. Культурные ценности в период военных действий.

13. Правовой статус отдельных категорий лиц в международном гуманитарном праве (военные шпионы, военные разведчики, наёмники, добровольцы, медицинский и духовный персонал). Защита медицинского и духовного персонала.

14. Запрещённые средства ведения военных действий.

15. Запрещённые методы ведения военных действий.

16. Коллективная ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.

17. Индивидуальная ответственность за совершение военных преступлений.

18. Международные трибуналы по военным преступлениям. Международный уголовный суд.

19. Роль общественных организаций в развитии и реализации международного гуманитарного права. Движения Красного Креста и Красного Полумесяца.

20. Журналист в экстремальных условиях. Особенности работы сотрудников СМИ в зоне военных действий.

21. Правовые основы деятельности журналиста в условиях вооружённого конфликта.

22. Подготовка журналиста для командировки в зону вооружённого конфликта (изучение политической ситуации, национальных особенностей и традиций воюющих сторон, экипировка, документы и т.д.).

23. Порядок аккредитации в зоне вооруженного конфликта. Взаимодействие журналиста с военнослужащими.

24. Доступ журналиста к информации. Секретная информация, конфиденциальная информация и порядок работы с ней. Обвинение журналиста в шпионаже.

25. Внешний вид журналиста: одежда, символика, опознавательные знаки, журналистское удостоверение. Проблема ношения оружия.

26. Передвижение в зоне вооружённого конфликта. Меры предосторожности и способы защиты от действия основных видов оружия.

27. Правила личной безопасности: поведение журналиста при аресте или захвате в плен.

28. Использование современных средств связи. Способы передачи информации из зоны военных действий.

29. Роль и ответственность СМИ при освещении международных и внутренних вооруженных конфликтов.

30. СМИ о нарушениях норм международного гуманитарного права (проблемы военнопленных, больных, раненых, гражданского населения).

31. Освещение вооруженных конфликтов и гуманитарных проблем в российской и западной традиции (сравнительный анализ).

32. Особая роль телевидения в освещении вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера. Привлечение внимания общественности к гуманитарным проблемам.

33. Этические нормы, действующие при освещении вооружённых конфликтов.

34. Особенности ведения военных действий в ХХI веке.

35. Информационные войны. Виды информационного оружия.

36. Средства и методы ведения информационной войны в печатных и электронных СМИ. Способы отражения информационных атак.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Международное гуманитарное право и сми» icon «международное гуманитарное право и сми»
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности (направления) 030600. 62 «Журналистика» и учебного плана, утвержденного...
«Международное гуманитарное право и сми» icon Зарождение международно-правового сотрудничества по налоговым вопросам в древнем мире
Весомым аргументом в пользу такого утверждения служит то, что международное право “… больше, чем любая другая отрасль права, неотделима...
«Международное гуманитарное право и сми» icon Международное публичное право
Учёт принципа территориальной целостности и права наций на самоопределение при осуществлении международного контроля в сфере международной...
«Международное гуманитарное право и сми» icon Программа дисциплины опд. Ф. 20 Экономика и менеджмент сми
Основной целью преподавания курса «Экономика и менеджмент сми» является овладение слушателями теоретическими знаниями экономики журналистики...
«Международное гуманитарное право и сми» icon «сми в связях с общественностью»
Целью изучения дисциплины «сми в со» является усвоение студентами определенной Госстандартом базы знаний по журналистики
«Международное гуманитарное право и сми» icon Курс Курсовая работа студентки: Ивановой Светланы Юрьевны по дисциплине:...
Это определенно нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми...
«Международное гуманитарное право и сми» icon Лукашук И. И. Международное право: особенная часть: учебник для студентов...
Автор и соавтор девяти учебников, а также около 400 научных работ. Член делегации на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН и на межгосударственных...
«Международное гуманитарное право и сми» icon Лукашук И. И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов...
Автор и соавтор девяти учебников, а также около 400 научных работ. Член делегации на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН и на межгосударственных...
«Международное гуманитарное право и сми» icon «Современные психотехнологии в сми»
«Современные психотехнологии в сми» для студентов по направлению 030600. 62 Журналистика
«Международное гуманитарное право и сми» icon Формы и методы воздействия сми на общественное сознание
Между журналистом коммуникатором и аудиторией реципиентом существует технический канал связи, посредствам которого сми должны удовлетворять...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции