Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования




Скачать 0.99 Mb.
Название Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
страница 1/6
Дата публикации 15.05.2014
Размер 0.99 Mb.
Тип Образовательный стандарт
literature-edu.ru > Право > Образовательный стандарт
  1   2   3   4   5   6
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования сформулированы в терминах развития ребенка в виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества.

Стандарт должен нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.

Стандарт учитывает: 

  • самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;

  • социокультурное разнообразие детства;

  • возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;

  • потребности, особенности и возможности  детей с ограниченными возможностями здоровья; 

  • возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.

Стандарт является основой для: 

  • разработки и реализации Программы; 

  • разработки примерных образовательных программ дошкольного образования; 

  • разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы; 

  • формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций; 

  • объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы; 

  • подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций. 

При разработке Стандарта учтены: особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.


Стандарт утверждает основные принципы:


  • поддержки разнообразия детства, содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

  • сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

  • полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития, формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

  • создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

  • приобщения детей к  социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 

  • учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей;


Стандарт решает задачи:


  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;

  • сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

  • формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности, формирования предпосылок к учебной деятельности;




  • обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 

  • обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

  • определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений. 

  • обеспечения формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;




Стандарт разработан на основе 
Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов РФ при разработке и реализации Программы Организацией




  • Предметом регулирования ФГОС дошкольного образования 
    являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность.



Стандарт преследует следующие цели:


  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

  • сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.




Программа дошкольного образования – это программа психолого-педагогической поддержки социализации, индивидуализации ребенка, его приобщение к ценностям, традициям, нормам российской и общечеловеческой культуры.

- Когда мы ее определяем не как чисто образовательную программу, а именно как поддержку социализации, в этом ключевое принципиальное отличие от программ мира дошкольного образования как автономного мира от мира школьного образования, в котором тоже стоит задача развития личности, но в котором учебная деятельность стоит во главе угла. В дошкольном образовании другие виды деятельности, в которых возникают предпосылки учебной. Это совершенно разные формы игры, общение, исследование. Поэтому стандарт дошкольного образования ставит цель, чтобы дети остались почемучками. Нам важно, чтобы у них возникла мотивация к познанию и творчеству, и в ходе этой мотивации они обучились счету, получили представление о мире, о Родине. Через сказки, через игры, через искусство, через мультфильмы, через исследовательское конструирование. Мы должны для ребенка создать социальную ситуацию развития, это ключевая задача. А локомотивом развития ребенка служит содействие ребенка со взрослым и со сверстниками, содействие передает основу проектирования в программах тех форм взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми, которые по новому варианту стандарта должны быть в школе. То есть это и есть его готовность к школе. Когда Филипок приходит и говорит: «Я хочу учиться!», он готов к школе, а когда Недоросль приходит в школу и оказывается социальным инфантилом, он просто к ней не готов. Идти путем зубрежки, дрессуры, сажания ребенка за парту в четыре года не нужно. Лучше создавать мотивацию для ребенка, который готов всех и каждого замучить своими вопросами.

- Дошкольное образование это содействие между ребенком и взрослым, в котором ребенок приобщается к культуре и находит свое «я», вернее, ищет его, он может не найти его и в течение всей жизни. Мы даем только ценностные ориентиры: ищите, ориентиры общие. Отсюда действуют формулы при поиске программ, когда мы даем ориентиры стандарта как культурного гена: инвариантность целей при вариативности средств достижений. Детство ради детства задает инвариантные цели через целевые ориентиры. Мы приведем в школу мотивированного ребенка, и педагоги начальной школы должны постараться, чтобы почемучка не пропал. В дошкольных учреждениях не может быть таких страшилок, как ЕГЭ. Те, кто будет его строить по программам «выучи то», «прочти это», во многом поступают неправильно. Только через деятельность могут войти познавательные задачи и познавательные навыки.

Стандарт, да, несет требования, но это требования к условиям дошкольного образования. Когда вы разговариваете с ребенком, одеваете его, собираете на прогулку, вы учите его дисциплине, вы учите его культуре. И, учась держать правильно ложку, он становится человеком, а не каким-то другим существом. Это стандарт очеловечивания.

В целевых ориентирах четко сказано, что наши дети должны уметь сострадать и сорадоваться как взрослому, так и ближнему своему. Лучше всего передает суть этого стандарта книжка Януша Корчака «Как любить детей», она помогает увидеть в ребенке индивидуальность, неповторимость и то, что главное для ребенка — это вырасти человеком.





























Методические рекомендации по проведению педагогического совета

«Обеспечение преемственности на различных ступенях обучения

в условиях внедрения ФГОС второго поколения»
Тема преемственности значима для всех участников педагогического совета, особенно при внедрении ФГОС второго поколения. Необходимость в проведении педагогического совета обусловлена следующими факторами:

  • снижение успеваемости школьников при переходе из начальной в основную школу,

  • понижение мотивации к обучению,

  • риск ухудшения здоровья,

  • снижение комфортности обучения.

Цель педагогического совета - обеспечение систематичности и последовательности образовательного процесса, единства педагогического воздействия при переходе обучающихся из начальной в основною школу.

Задачи:

  • определение единых требований, форм и методов работы с детьми, индивидуального подхода к ученикам в условиях реализации ФГОС второго поколения;

  • обсуждение основных проблем, возникающих в работе с учащимися пятых классов;

  • формирование «линии поведения» классных руководителей, учителей-предметников;

  • разработка правил преемственности в образовательном учреждении;

  • привлечение внимания к проблеме сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

I. Подготовка педагогического совета

В апреле-мае предыдущего учебного года организуется работа с выпускниками четвёртых классов. В годовой план работы школы (ноябрь месяц) включается проведение тематического педагогического совета «Преемственность в обучении, воспитании, развитии учащихся при переходе из начальной школы в основную». В сентябре-октябре текущего учебного года организуется работа с учащимися пятых классов. Приказом директора школы создается рабочая группа для подготовки педагогического совета. Определяются цели и задачи педсовета, планируются сроки его проведения. Специалисты всех школьных служб получают конкретные задания.

Примерные технические задания

Заместителям директора по учебно-воспитательной работе:

  • разработать план и форму проведения педагогического совета;

  • организовать работу по секциям, подготовить модераторов и выступающих;

  • составить план классно-обобщающего контроля, организовать посещение уроков, провести их анализ,

  • провести входные контрольные работы по русскому языку и математике в пятых классах, подготовить аналитические материалы.

Учителям четвёртых классов:

  • пригласить на уроки специалистов основной школы с целью изучения уровня готовности к переходу в основную школу, индивидуальных особенностей учащихся и класса в целом;

  • провести экскурсии по кабинетам основной школы;

  • провести классные часы “Скоро в пятый класс”;

  • провести родительские собрания “Особенности подросткового возраста”;

  • посетить уроки в пятых классах в сентябре месяце.

Классным руководителям «будущих» пятых классов:

  • посетить в апреле-мае уроки в четвёртых классах;

  • познакомиться с детьми, уровнем их подготовки;

  • изучить индивидуальные особенности и установить «эмоциональный контакт» с классом (сентябрь);

  • познакомить родителей (сентябрь) с учителями-предметниками, едиными требованиями к организации учебного процесса.

Председателям методических объединений по предметам:

  • совместно с учителями посетить уроки в четвёртых и пятых классах;

  • подготовить «круглый стол» с участием учителей начальных классов и основной школы по вопросу обеспечения преемственности;

  • провести обсуждение результатов входных контрольных работ.

Психологу:

  • посетить совместно с учителями, администрацией уроки в четвёртых классах (апрель-май) (психолого-педагогический аспект предполагаемой проблемы адаптации);

  • подготовить и провести диагностику по программе “Готовность к обучению в основной школе”; разработать рекомендации;

  • принять участие в проведении родительских собраний в четвертых классах (апрель-май) и в пятых классах (октябрь-ноябрь);

  • подготовить рекомендации для родителей учащихся четвёртых классов;

  • подготовить рекомендации для учителей пятых классов по организации учебного процесса с учётом индивидуальных психолого-педагогических характеристик учащихся.

Логопеду:

  • подготовить речевые карты учащихся четвёртых классов;

  • провести логопедическое обследование пятиклассников;

  • сформировать группы для логопедических занятий в пятых классах;

  • проводить индивидуальное консультирование родителей;

  • подготовить рекомендации для учителей-предметников.

Учителям-предметникам, классным руководителям:

  • подготовить выступления на родительских собраниях в сентябре, изложить требования по предмету, критерии оценок и т.д.

  • принять участие в «круглом столе» с участием учителей начальных классов и основной школы по вопросу обеспечения преемственности.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования icon I. общие положения
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность...
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования icon С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят...
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт...
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования icon Федеральный государственный образовательный стандарт
Фгос-до pdf. Издательство «дрофа» приглашает вас принять участие в вебинарах, посвящённых обсуждению проекта стандарта, с участием...
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования icon Рабочая программа по курсу «История» 5-9 класс «Рассмотрено»
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от...
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования icon Закон РФ «Об образовании»
Федеральный государственный образовательный стандарт. Федеральный компонент. Региональный компонент
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования icon Федеральный государственный образовательный стандарт
Приказ минобрнауки РФ от 10. 11. 2009 n 578 "об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного...
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования icon Основная образовательная программа начального профессионального образования...
Фгос нпо – федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования icon Измениласъ не только структура, но и методология стандарта
Федеральный государственный образовательный стандарт -принципиально новый для отечественной школы документ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования icon Образовательный стандарт дошкольного образования оглавление
К условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 26
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования icon Образовательный стандарт дошкольного образования оглавление
К условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 25
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции