Скачать 294.62 Kb.
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ НА 2012-2016 ГОДЫ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Содержание
Введение Изменения в мировой экономике XXI века, породившие необходимость приспособления к конкурентной экономической среде, обострили проблемы качества образования, поскольку «образовательный интеллект» населения (людской капитал) рассматривается важнейшим стратегическим ресурсом государства. Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Развитие казахстанского школьного образования осуществляется в соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы (далее - Государственная программа). Государственная программа, являясь организационной основой государственной политики в сфере отечественного образования, определяет изменения в содержании и технологиях образования и воспитания, структуре школы, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности, в финансовых механизмах развития уровней начального, основного среднего и общего среднего образования. Модернизация школьного образования Казахстана на предстоящее десятилетие определена с учетом следующих приоритетов: - учет возможности образования в развитии толерантности, уважения к культурному многообразию, в обеспечении устойчивого развития и безопасности личности, обществу и государству (образование для мира и согласия); - качественные образовательные услуги должны быть доступны для всех казахстанцев(образование для всех); - содержание образования должно способствовать профессиональной ориентации, саморазвитию и карьерному росту (образование для жизни и труда); - образование должно быть инструментом становления, сотворения и развития собственной личности и индивидуальности (образование в течение всей жизни); - полноценной социализации личности в процессе образования будет способствовать партнерство всего сообщества(образование как открытая система). В настоящее время подготовка школьников к жизни к труду, как один из ведущих приоритетов образования, требует пересмотра результатов образования. Более широкое толкование понятия «образовательные результаты» связано с рассмотрением образования как созидательного фактора, движущей силой социально-экономического, культурного прогресса общества Современное понимание образовательных результатов выходит за рамки обычного перечня знаний, умений и навыков, соотносимых с обучением учебного предмета. Образовательные результаты являются конечным продуктом процесса обучения учащихся в школе и свидетельствуют о качественных изменениях в личности обучающегося и проявляются в его поведении, взаимодействии с социальной средой. Одним их уровней представления результатов образования является функциональная грамотность, определяемая как способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» отмечено: «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». В связи с этим Главой государства указана необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников. Настоящий Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников (далее - Национальный план) описывает комплекс мероприятий в Республике Казахстан в нормативной, учебно-методической, информационной областях, системах подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и др. Национальный план описывает модель развития системы школьного образования Казахстана на 5-летний период, в котором заинтересованы различные группы общества как внутри, так и вне ее границ. Национальный план направлен на позиционирование отечественного образования как фактора прогресса Казахстана, как фундамента и капитала процветания нации, личностного и социального успеха граждан.
Цель Национального плана: повышение качества образовательных услуг, развитие функциональной грамотности школьников. Задачи Национального плана:
Усиление внимания к термину функциональная грамотность обусловлено проводимыми международными исследованиями достижения ожидаемых результатов образования по математике и естественным наукам TIMSS (Third International Mathematic sand Science Study) и программе оценки учащихся PISA (Programmer for International Student Assessment). Рекомендации TIMSS, PISA рассматриваются в мире как содержание обновления образования, его приближение к заказу современного общества. Почему 15-летние школьники? Возраст активного выхода в социум. Полученные предметные знания должны максимально способствовать социализации, профессиональному самоопределению для вхождения в мир труда. Закон РК «О труде» - возможность работать с 15 лет . Анализ результатов PISA 2009 года, в которых участвовал Казахстан, свидетельствует, что исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. К базовым компетенциям, т.е. умениям оперировать знаниями фактов, формул, законов, относят грамотность в чтении, математике, и естествознании. Анализ ситуации в образовании по формированию функциональной грамотности в Казахстане показывает следующее. Обладают ли казахстанские учащиеся 15-летнего возраста, получившие свидетельство основного среднего образования, знаниями, умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе? Сильные стороны системы В результате реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005 - 2010 годы по состоянию созданы и получили развитие институты, определяющие содержание и оценку результатов образования школьников: НАО, РНПЦ «Учебник», РИПК СО, НЦОКО, Департаменты по контролю в сфере образования в регионах. Опыт участия в международных исследования достижений учащихся TIMSS, PISA. Высокие результаты в международном исследовании TIMSS – 2007. Принят стандарт 12-летнего образования, который сориентирован на реализацию модели компетентностного образования. Национальные ценности и цели образования сформулированы в виде базовых компетенций в виде жизненных ролей:
, Базовые компетенции характеризуют основные грани личности, способствуют выстраиванию учениками своей жизни в обществе, осознанию себя как части мира. Они как ориентир становятся стержнем жизнетворчества каждого человека, жизнедеятельности общества в целом, а также основанием для усиления созидательной роли среднего образования. Общая цель конкретизируется через цель среднего образования. Цель среднего образования заключается в обеспечении развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций. Ключевые компетенции являются способностями трансдисциплинарного характера, определяющими готовность учащихся к интеграции познавательных и практических умений и навыков для принятия успешных решений, не противоречащих нравственным и этическим нормам. Ключевые компетенции создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов, а также для развития социальных и поведенческих норм жизнедеятельности человека; служат основанием для определения ожидаемых результатов по каждой образовательной области. К ключевым компетенциям относятся:
Предметные компетенции являются целями, определяющими смысл и назначение образовательных областей; служат ориентиром для определения ожидаемых результатов. Предметные компетенции являются действиями широкого спектра и описывают следующие способности учащихся:
Возможности системы Развитие человеческих ресурсов определено в качестве одного из приоритетов Стратегического плана развития страны до 2020 года. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005 - 2010 годы четко определила приоритетные направления развития образования. Международные контакты. Слабые стороны системы Отсутствует единое понимание категории «функциональная грамотность». Научный потенциал исследований периода 2002-2008 годов по формированию модели образования, ориентированного на результат, остался не востребован. Нет системности. В стандарте 11-летнего образования: - предметные цели превалируют над интегрированными; - подход формирования элементарных умений и навыков в обучении превалирует над деятельностным. Негативными факторами среднего образования являются устаревшая методология и принципы отбора содержания образования. Информационная перегрузка ведет к снижению мотивации обучения и ухудшению здоровья учащихся. Обучение ориентировано на получение формальных результатов, а не на развитие личности. Рейтинг, единое национальное тестирование, промежуточный государственный контроль не направлены на определение уровня достижения ФГ. Современная система образования, внедрение инновационных форм и методов обучения предъявляют все более высокие требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников (НИШ, Орлеу). Информационные ресурсы школ не объединены, библиотечный фонд носит разрозненный характер. Уровень обеспеченности школ лабораторным оборудованием не позволяет проводить качественные практические работы. В Казахстане отсутствуют институциональные формы информационной работы с профессиональной средой, внешней средой.
С учетом цели и задач Национального плана основными направлениями действий развития в Казахстане функциональной грамотности школьников определены следующие:
|
Необходимое оборудование, программное обеспечение Заявка на участие во II открытой региональной научно-практической конференции «Повышение качества образования –важнейшее условие... |
Пояснительная записка формирование функционально грамотных людей... Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности... |
||
«Доступная среда на 2014-2016 годы» ... |
Заявление Государственной программы «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы» |
||
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "о национальной стратегии... В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуясь Конвенцией о правах... |
Формирование функционально грамотных людей одна из важнейших задач... Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника |
||
Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе На 2013-2014 уч год Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности... |
Мкоу «Гуладтымахинская сош» Акушинского района рд план проведения... Проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе |
||
Паспорт муниципальной программы муниципального образования Приуральский район «Развитие системы социальной защиты населения и обеспечение безопасных условий и охраны труда на 2014-2016 годы» |
План мероприятий учреждения образования “Национальный центр художественного... Республиканский семинар “Эффективное управление” для представителей гор,-райисполкомов, отделов образования городов-участников инициативы... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |