Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников содержание




Скачать 294.62 Kb.
НазваниеНациональный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников содержание
страница1/3
Дата публикации15.05.2014
Размер294.62 Kb.
ТипАнализ
literature-edu.ru > Право > Анализ
  1   2   3
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ НА 2012-2016 ГОДЫ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

 

Содержание

 

 

Введение

  1. 1.

Цель и задачи Национального плана

  1. 2.

Анализ текущей ситуации по формированию функциональной грамотности школьников

  1. 3.

Основные направления развития функциональной грамотности школьников

  1. 4.

План мероприятий по реализации Национального плана на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников на основе модели образования, ориентированного на результат

  1. 5.

Мониторинг достижения цели Национального плана

  1. 6.

Управление выполнением Плана действий

 

Заключение

 

Примечание

 

 

 

Введение

 

Изменения в мировой экономике XXI века, породившие необходимость приспособления к конкурентной экономической среде, обострили проблемы качества образования, поскольку «образовательный интеллект» населения (людской капитал) рассматривается важнейшим стратегическим ресурсом государства.

Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Развитие казахстанского школьного образования осуществляется в соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы (далее - Государственная программа).

Государственная программа, являясь организационной основой государственной политики в сфере отечественного образования, определяет изменения в содержании и технологиях образования и воспитания, структуре школы, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности, в финансовых механизмах развития уровней начального, основного среднего и общего среднего образования.

Модернизация школьного образования Казахстана на предстоящее десятилетие определена с учетом  следующих приоритетов:

-   учет возможности образования в развитии толерантности, уважения к культурному многообразию, в обеспечении устойчивого развития и безопасности личности, обществу и государству (образование для мира и согласия);

-   качественные образовательные услуги должны быть доступны для всех казахстанцев(образование для всех);

-   содержание образования должно способствовать профессиональной ориентации, саморазвитию и карьерному росту (образование для жизни и труда);

-   образование должно быть инструментом становления, сотворения и развития собственной личности и индивидуальности (образование в течение всей жизни);

-   полноценной социализации личности в процессе образования будет способствовать партнерство всего сообщества(образование как открытая система).

В настоящее время подготовка школьников к жизни к труду, как один из ведущих приоритетов образования, требует пересмотра результатов образования. Более широкое толкование понятия «образовательные результаты» связано с рассмотрением образования как созидательного фактора, движущей силой социально-экономического, культурного прогресса общества

Современное понимание образовательных результатов выходит за рамки обычного перечня знаний, умений и навыков, соотносимых с обучением учебного предмета. Образовательные результаты являются конечным продуктом  процесса обучения учащихся в школе и  свидетельствуют о качественных изменениях в личности обучающегося и проявляются в его поведении, взаимодействии с социальной средой.

Одним их уровней представления результатов образования является функциональная грамотность, определяемая как способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений,  максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.

В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая  модернизация - главный вектор развития Казахстана» отмечено: «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». В связи с этим Главой государства указана необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников.

Настоящий Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников (далее - Национальный план) описывает комплекс мероприятий в Республике Казахстан в нормативной, учебно-методической, информационной областях, системах подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и др.

Национальный план описывает модель развития системы школьного образования Казахстана на 5-летний период, в котором заинтересованы различные группы общества как внутри, так и вне ее границ.

Национальный план направлен на позиционирование отечественного образования как фактора прогресса Казахстана, как фундамента и капитала процветания нации, личностного и социального успеха граждан.

 

  1. 1.Цель и задачи Национального плана

Цель Национального плана: повышение качества образовательных услуг, развитие функциональной грамотности школьников.

Задачи Национального плана:

  1. 1)Актуализация научных исследований по проблемам определения ожидаемых результатов образования и их достижению.

  2. 2)Формирование особого внимания профессиональной общественности, всех заинтересованных лиц к созданию условий и средств по развитию функциональной грамотности.

  3. 3)Обеспечение согласованности и координации в обновлении стандартов образования, учебных программ, учебников, учебно-методических материалов.

  4. 4)Развитие информационных каналов разъяснения и поддержки деятельности по развитию функциональной грамотности.

  5. 5)Разработка и обновление программ подготовки и повышения квалификации педагогов по проблеме развития функциональной грамотности.

  6. 6)Обеспечение системности управления деятельностью по развитию функциональной грамотности.

  7. 7)Повышение имиджа системы образования перед международным сообществом.

 

 

  1. 2.Анализ текущей ситуации по формированию функциональной грамотности школьников

 

Усиление внимания к термину функциональная грамотность обусловлено проводимыми международными исследованиями достижения ожидаемых результатов образования по математике и естественным наукам TIMSS (Third International Mathematic sand Science Study) и программе оценки учащихся PISA (Programmer for International Student Assessment).

Рекомендации TIMSS, PISA рассматриваются в мире как  содержание обновления образования, его приближение к заказу современного общества.

Почему 15-летние школьники? Возраст активного  выхода в социум. Полученные предметные знания должны максимально способствовать социализации, профессиональному самоопределению для вхождения в мир труда. Закон РК «О труде» - возможность работать с 15 лет .

Анализ результатов PISA 2009 года, в которых участвовал Казахстан, свидетельствует, что исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

К базовым компетенциям, т.е. умениям оперировать знаниями фактов, формул, законов, относят грамотность в чтении, математике, и естествознании.

Анализ ситуации в образовании по формированию функциональной грамотности в Казахстане показывает следующее.

Обладают ли казахстанские учащиеся 15-летнего возраста, получившие свидетельство основного среднего образования, знаниями, умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?

 

Сильные стороны системы

В результате реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005 - 2010 годы по состоянию созданы и получили развитие институты, определяющие содержание и оценку результатов образования школьников: НАО, РНПЦ «Учебник», РИПК СО, НЦОКО, Департаменты по контролю в сфере образования в регионах.

Опыт участия в международных исследования достижений учащихся TIMSS, PISA.

Высокие результаты в международном исследовании TIMSS – 2007.

Принят стандарт 12-летнего образования, который  сориентирован на реализацию модели компетентностного образования. Национальные ценности и цели образования сформулированы в виде базовых компетенций  в виде  жизненных ролей:

  • доброжелательный человек;

  • заботливый член семьи;

  • творческая индивидуальность;

  • ответственный гражданин;

  • здоровая и совершенствующаяся личность.

,

Базовые компетенции характеризуют  основные грани личности,  способствуют выстраиванию учениками своей жизни в обществе, осознанию себя как части мира. Они как ориентир становятся стержнем жизнетворчества каждого человека, жизнедеятельности общества в целом, а также основанием для усиления созидательной роли среднего образования.

Общая цель конкретизируется через цель среднего образования.  Цель среднего образования  заключается в  обеспечении  развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний  в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций.

Ключевые компетенции являются способностями трансдисциплинарного характера, определяющими готовность учащихся к интеграции познавательных и практических умений и навыков для принятия  успешных решений,  не противоречащих нравственным и этическим нормам.

Ключевые компетенции создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов, а также для развития  социальных и поведенческих норм жизнедеятельности человека; служат основанием для определения   ожидаемых результатов по каждой  образовательной области.

К ключевым компетенциям относятся:

  • информационная компетенция;

  • коммуникативная компетенция;

  • компетенция разрешения проблем.

Предметные компетенции  являются целями, определяющими смысл и назначение образовательных областей;  служат ориентиром  для определения ожидаемых результатов.

Предметные компетенции являются действиями широкого спектра и описывают следующие способности учащихся:

  • имеет навыки общения на  казахском языке как государственном, на русском  языке как языке межнационального общения, на иностранном языке; умеет быть мотивированным к общению как на родном языке; понимает значимость литературного наследия   и использует в нужном контексте;

  • владеет математической грамотностью в широком спектре, в том числе умеет творчески и продуктивно  использовать возможности информационной  и коммуникационной технологии;

  • понимает научную картину мира через осмысление роли и места человека в природе;

  • знает историческое прошлое своего народа,   выражает личное отношение к системе общечеловеческих, социокультурных ценностей при выполнении социальных ролей в семье, сообществе и сотрудничестве с другими людьми;

  • понимает и ценит культуру казахского народа, народов Казахстана и культурное многообразие мира;

  • умеет быть мотивированным к самоопределению и профессиональному росту с целью повышения своей конкурентоспособности;

  • ведет здоровый образ жизни  для поддержания физического здоровья, умственной работоспособности и укрепления общей жизнедеятельности.

 

     Возможности системы

Развитие человеческих ресурсов определено в качестве одного из приоритетов Стратегического плана развития страны до 2020 года.

Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005 - 2010 годы четко определила приоритетные направления развития образования.

Международные контакты.

 

Слабые стороны системы

Отсутствует единое понимание категории «функциональная грамотность».

Научный потенциал исследований периода 2002-2008 годов по формированию модели образования, ориентированного на результат, остался не востребован. Нет системности.

В стандарте 11-летнего образования:

-       предметные цели превалируют над интегрированными;

-       подход формирования элементарных умений и навыков в обучении превалирует над деятельностным.

Негативными факторами среднего образования являются устаревшая методология и принципы отбора содержания образования. Информационная перегрузка ведет к снижению мотивации обучения и ухудшению здоровья учащихся. Обучение ориентировано на получение формальных результатов, а не на развитие личности.

 

Рейтинг, единое национальное тестирование, промежуточный государственный контроль не направлены на определение уровня достижения ФГ.

Современная система образования, внедрение инновационных форм и методов обучения  предъявляют все более высокие требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников (НИШ, Орлеу).

Информационные ресурсы школ не объединены, библиотечный фонд носит разрозненный характер.

Уровень обеспеченности школ лабораторным оборудованием не позволяет проводить качественные практические работы.

В Казахстане отсутствуют институциональные формы информационной работы с профессиональной средой, внешней средой.

   

  1. 3.Основные направления действий развития функциональной грамотности школьников

 

С учетом цели и задач Национального плана основными направлениями действий развития в Казахстане функциональной грамотности школьников определены следующие:

 

  1. 1.Нормативная правовая база

  2. 2.Научные исследования

  3. 3.Национальный стандарт, учебные программы

  4. 4.Учебники и учебно-методические комплексы

  5. 5.Технологии обучения

  6. 6.Оценка достижения результатов образования

  7. 7.Подготовка и повышение квалификации учителей

  8. 8.Информационная среда

  9. 9.Имиджевые проекты

 
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников содержание iconНеобходимое оборудование, программное обеспечение
Заявка на участие во II открытой региональной научно-практической конференции «Повышение качества образования –важнейшее условие...

Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников содержание iconПояснительная записка формирование функционально грамотных людей...
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности...

Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников содержание icon«Доступная среда на 2014-2016 годы»
...

Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников содержание iconЗаявление
Государственной программы «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы»

Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников содержание iconУказ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "о национальной стратегии...
В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуясь Конвенцией о правах...

Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников содержание iconФормирование функционально грамотных людей одна из важнейших задач...
Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника

Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников содержание iconРабочая программа по литературному чтению в 4 классе На 2013-2014 уч год
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности...

Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников содержание iconМкоу «Гуладтымахинская сош» Акушинского района рд план проведения...
Проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе

Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников содержание iconПаспорт муниципальной программы муниципального образования Приуральский район
«Развитие системы социальной защиты населения и обеспечение безопасных условий и охраны труда на 2014-2016 годы»

Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников содержание iconПлан мероприятий учреждения образования “Национальный центр художественного...
Республиканский семинар “Эффективное управление” для представителей гор,-райисполкомов, отделов образования городов-участников инициативы...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции