Рекомендации для специалистов, осуществляющих подготовку граждан




Скачать 481.83 Kb.
Название Рекомендации для специалистов, осуществляющих подготовку граждан
страница 1/3
Дата публикации 07.10.2014
Размер 481.83 Kb.
Тип Анализ
literature-edu.ru > Право > Анализ
  1   2   3
Рекомендации для специалистов,

осуществляющих подготовку граждан

Н.В.Колпакова, И.И. Сорокина, И.С., Гилёва

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации поставлены задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Решение проблем защиты детства отражено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Государство призвано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного родительского попечения, предлагая несовершеннолетним различные формы семейного жизнеустройства.

Одним из реальных путей оказания социальной и психолого-педагогической поддержки детям, лишенным возможности воспитываться в кровных семьях, является развитие института замещающей семьи.

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017гг отражены меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а именно: улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа и применение обязательного психологического тестирования для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители.

Специалисты органов опеки и попечительства обязаны, в соответствии с возложенными на них государством полномочиями, подобрать ребенку таких родителей, которые бы смогли обеспечить ему возможность полноценного развития, реализации его как личности. Поэтому задача проведения специального отбора среди граждан, выразивших желание принять ребенка в свою семью, на современном этапе становится актуальной. С декабря 2012 года в Алтайском крае осуществляется апробация программы психологического тестирования кандидатов в замещающие родителя с целью проведения практико-ориентированного научного исследования, реализуемого по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации.

Замещающие родители должны обладать определенными компетенциями: способностью защитить права и интересы приемных детей, умением создать благоприятные условия жизнедеятельности, которые обеспечат процесс успешной психологической адаптации и социализации приемного ребенка.

Анализируя имеющийся опыт функционирования замещающей семьи, исследователи (В.Н.Ослон, И.И.Осипова, Г.С.Красницкая) указывают на некоторые трудности, возникающие у приемных родителей при воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С одной стороны, это связано с определенными особенностями психического и личностного развития таких детей, с другой - свидетельствует о недостаточной мотивационной, психолого-педагогической, социально-правовой подготовленности граждан к роли замещающих родителей.

В Алтайском крае подготовка осуществляется в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от 16.04.2001 N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», закона Алтайского края от 25.12.2007 N 149-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей», постановлением Администрации Алтайского края от 24.08.2012 №442 «Об утверждении Порядка подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами».

С 1 сентября 2012 года в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 N 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей (далее – граждане, выразившие желание стать опекунами) является обязательной. Такая подготовка призвана обеспечить психолого-педагогическую и социально-правовую готовность граждан, выразивших желание стать опекунами, к принятию и воспитанию приемного ребенка.

Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края принят ряд документов, регламентирующих обязательную подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами, а именно:

- Порядок подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденный постановлением Администрации Алтайского края № 442 от 24.08.2012.

- Приказ № 3318 от 29.08.2012 «Об утверждении программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами».

В крае проведена работа по передаче полномочий органов опеки и попечительства по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами, образовательным и медицинским организациям, организациям, оказывающим социальные услуги, учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – «уполномоченные организации»), реестр которых представлен на сайте Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края (http://www.educaltai.ru).

Уполномоченные организации осуществляют подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами, на безвозмездной основе, в двух формах: очной и очно-заочной.

При подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами, специалисты уполномоченных организаций должны:

- ознакомить граждан с правами, обязанностями и ответственностью опекуна, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации;

- организовать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний;

- обеспечить психологическое обследование граждан, выразивших желание стать опекунами, с их согласия для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью.

Пройти подготовку имеют право совершеннолетние лица, выразившие желание принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Исключение в прохождении подготовки предусматривается для следующих категорий граждан:

- для усыновителей (удочерителей), являющихся отчимами (мачехами) усыновляемых детей, которые фактически уже воспитывают детей и совместно с ними проживают;

- для усыновителей (удочерителей), опекунов (попечителей), приемных родителей - близких родственников детей;

- для лиц, которые уже были усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, а также лиц, которые были опекунами (попечителями) и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

Подготовка граждан осуществляется на основании личного заявления и документа, удостоверяющего личность.
Содержание программы подготовки

Программа подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами (Приложение 1), разработана с учетом требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 № 623.

Программа подготовки включает комплекс 13 взаимосвязанных разделов, раскрывающих вопросы социально-правовых основ семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей; особенности развития приемных детей; аспекты психолого-педагогического воспитания и медико-дефектологического сопровождения детей, воспитывающихся в замещающей семье.

Реализацию содержания программы обеспечивают следующие специалисты: педагоги-психологи, социальные педагоги, юрисконсульты, учитель-дефектолог, учитель-логопед, медицинские работники.

Вопросы теории раскрываются в ходе мини-лекций, семинаров, групповых обсуждений и завершаются выполнением контрольных заданий (Приложение 2).

Максимальный объем содержания программы реализуется на занятиях практической направленности: мастер-классах, видеосалонах, деловых и ролевых играх, релаксационных сеансах. Особое место в программе подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами, отведено социально-психологическим тренингам. Проведение тренингов с гражданами, выразившими желание стать опекунами, требует от ведущего специального профессионального опыта.
Организация очной формы подготовки

При организации очной формы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами, для полного освоения программы гражданину предоставляется 40 аудиторных часов и 16 часов самостоятельной работы.

В отдельных случаях (по результатам психологического тестирования) кандидатам в опекуны, попечители, усыновители рекомендуются индивидуальные психологические консультации/психотерапевтичечкие встречи в объеме не менее 24 часов.

Для эффективного освоения программы в очной форме уполномоченная организация обеспечивает специально оборудованные помещения для групповых форм работы со взрослыми: лекционный и тренинговый зал. Для проведения занятий необходимы мебель, техническое и компьютерное оборудование: стулья мягкие, столы, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, компьютер или ноутбук, планшеты, флипчарт, набор дисков.

При выборе очной формы подготовки гражданин принимает ответственность посещать аудиторные групповые занятия в той уполномоченной организации, в которую он лично обратился с заявлением.

Режим и график занятий определяется уполномоченной организацией самостоятельно. Начало занятий устанавливается уполномоченной организацией по мере комплектования группы не менее 4 человек и не более 25.

При режиме 8 часов аудиторных занятий в день, период освоения программы занимает 5 календарных дней, при других вариантах режима занятий период прохождения подготовки не должен превышать 3 месяцев с момента начала занятий в группе.

При реализации программы необходимо использовать интерактивные методы и формы обучения взрослых, такие как: тренинговые занятия, ролевые игры, релаксационные упражнения, анализ проблемных ситуаций, рефлексивная самодиагностика, графический анализ текста, видеосалон, метод проектов, коллективное творческое дело и др.

По мере прохождения программы подготовки участник группы выполняет контрольные задания, представленные в программе.

Формой итогового контроля является собеседование (тест).

По итогам прохождения подготовки выдается свидетельство, форма которого утверждена Министерством образования и науки РФ.

Основаниями для отказа в выдаче свидетельства могут быть:

- отказ от прохождения подготовки гражданина на основании личного заявления;

- пропуски занятий (более 8 часов);

- не прохождение итогового собеседования (теста).
Организация очно-заочной формы подготовки

При организации очно-заочной формы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами, для полного освоения программы гражданину предоставляется 16 часов аудиторной работы и 40 часов самостоятельного освоения тематических разделов на основе «Педагогического портфеля» и других информационно-методических ресурсов.

В отдельных случаях (по результатам психологического тестирования) кандидатам в опекуны, попечители, усыновители рекомендуются индивидуальные психологические консультации/психотерапевтичечкие встречи в объеме не менее 24 часов.

Для граждан, выбравших очно-заочную форму подготовки является обязательным очное участие в мотивационном тренинге, видеосалонах «Приемный ребенок в семье», «Секреты ответственного родительства», а также в практикумах по темам: «Семья как система. Семейные границы. Генограмма», «Конструктивные формы детско-родительского взаимодействия», «Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка», «Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в приемной семье», «Общая характеристика основных возрастных кризисов развития ребенка», «Формы семейного устройства, их отличительные особенности».

Кроме того, гражданин лично присутствует на психологическом тестировании, выполняет контрольные задания по каждому разделу, рекомендуемые программой и проходит итоговое собеседования (тест).

При очно-заочной форме подготовки гражданин большую часть программы осваивает самостоятельно, взаимодействуя со специалистом дистанционно. Результаты выполненных контрольных заданий могут быть отправлены по электронной почте.
Тезаурус

Агрессия – целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющее физический вред или вызывающее отрицательные переживания, страха, подавленности. Агрессивные действия могут выступать как средство достижения какой-либо цели, как способ психической разрядки, удовлетворения блокированной потребности личности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения. А.: физическая, вербальная, прямая и косвенная, аутоагрессия (самообвинение, самоуничижение, самоубийство), враждебная (причинение вреда), инструментальная.

Адаптация социальная – 1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных соц. средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими; 2) оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру; 3) процесс и результат освоения ребёнком новых для него соц. ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его соц. окружения – родителей, учителей, сверстников, др. людей, всего социума.

Возраст психологический – определенная качественно своеобразная ступень индивидуального развития, обусловленная закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания.

Дезадаптация – психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации. Различают патогенную, психическую, социальную Д. детей и подростков.

Запущенность педагогическая – 1) комплекс негативных качеств личности и поведение, противоречащее требованиям школы, общества; 2) устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленное отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании.

Конфликт – столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в обостренной жесткой форме. В зависимости от способа разрешения выделяют продуктивные и деструктивные конфликты.

Кризисы возрастные – условное наименование переходных этапов от одного возрастного периода к другому. Психическое развитие происходит в результате смены стабильных и критических возрастов.

Культура общения – система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения.

Личность – человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Л. формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой.

Негативизм – необоснованное сопротивление воздействиям других людей. Различают Н. пассивный, когда без достаточной мотивации человек отказывается выполнять требования, и активный, когда производятся действия, противоположные требуемым.

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками.

Пессимизм – мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее; склонность во всем видеть только плохое; рассматривает в мире прежде всего его отрицательные стороны, считает его безнадежно плохим, а человеческое существование до конца бессмысленным.

Психологическая поддержка – система практического использования психологических методов, способствующих социальному и профессиональному самоопределению личности с целью её адаптации к условиям реализации собственной профессиональной карьеры и повышения ее конкурентоспособности на рынке труда; осуществляется путём оптимизации психологических ресурсов человека на полное разрешение или снижение актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной саморегуляции.

Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний, предполагающие наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.

Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. С. бывает актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время), ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни), идеальной (каким бы хотел видеть себя человек), рефлексивной (как с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди).

Социально-педагогическая запущенность – устойчивая совокупность негативных личностных качеств; отсутствие привычки и способности к регулярной умственной работе, плохая контактность с окружающими, неумение анализировать свои действия и предвидеть их последствия.

Характер – совокупность устойчивых психических черт личности, обусловливающая его отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющееся в стиле деятельности и общении. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности с темпераментом.

Эгоцентризм – сосредоточенность личности на собственных целях, мыслях, переживаниях, ограниченная способность объективно воспринимать внешние воздействия и состояния других людей.

Эмпатия – качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, сопереживать.
Список информационных ресурсов:

Нормативно-правовые документы:

  • Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989),

  • Гражданский кодекс Российской Федерации,

  • Семейный кодекс Российской Федерации,

  • Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,

  • Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»,

  • Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»,

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Основная литература:

  1. Алексеева И.А. Жестокое обращение с ребенком. Причины, последствия. Помощь. – М., Генезис,2006.

  2. Весельницкая Е. Крылья и оковы материнской любви. – СПб., Вектор,2012

  3. Виржини Дюмон "Откуда я взялся? Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет". – М., АСТ, 2008.

  4. Влияние изменения раннего социально-эмоционального опыта на развитие детей в домах ребенка. Монография. Команда исследователей домов ребенка: Санкт-Петербург, РФ - США. – М., 2009

  5. Вы решили усыновить ребёнка. Красницкая Г. С. – М., Дрофа, 2001.

  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Проблема возраста. - Том 4, ч. 2. Детская психология, Педагогика. - М., 1984.

  7. Генетическая наследственность. Сборник статей. Изд. НОБФ «Приют Детства» – М., 2003.

  8. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как?– М., 2005.

  9. Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так?– М., АСТ, 2008.

  10. Иванова Н. П., Заводилкина О. В. Дети в приёмной семье: советы начинающим родителям-воспитателям. – М., Дом, 1993.

  11. Леви «Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок». – 2006.

  12. Морозов Д. – М., 2007.Техника безопасности для родителей детей нового времени. РИПОЛ-Классик.

  13. Николаева Е.И. Навстречу ребенку.Пособие для принимающих родителей. – М., 2010.

  14. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей сирот. – М.: Генезис,2006.

  15. Подготовка ребенка к устройству в принимающую семью. Методическое пособие. – М., Изд.Проспект, 2009.

  16. Прихожан А.М. Психология сиротства. СПб., Питер, 2005.

  17. Прохорова О. Г. Мы и наши дети. Как построить отношения в семье. – СПб., КАРО, 2007.

  18. Рудольф Нойберт "Что я скажу своему ребенку"

  19. Сатир В. Как строить себя и свою семью.– М., 1994.

  20. Соловейчик С. Педагогика для всех.– М., 2000.

  21. Справочник по усыновлению (удочерению) и опеке РФ. – М., МЦФЭР, 2004.

  22. Стать семьей. Сборник статей по воспитанию приёмных детей Центра усыновления Швеции. – М., Изд. НОБФ «Приют Детства», 2006.

  23. Усыновление. Методическое пособие. – М., Изд. НОБФ «Приют Детства», 2003, 2005.

  24. Школа принимающих родителей. Методическое пособие. – М., Изд. Проспект, 2009.

  25. Целуйко В. Психологические проблемы современной семьи. – Екатеренбург, У-Факктория, 2007.


Интернет ресурсы:

http://www.usynovite.ru/

http://detskiedomiki.ru/

http://www.radiorus.ru/

http://www.sirotstvo.ru/fond/

http://innewfamily.ru/

http://community.livejournal.com/semja_rebenku

http://www.fond-detyam.ru/

http://www.nevronet.ru/

http://www.fostercare.ru/

http://sekretiki7ya.ru

http://www.levi.ru

Видеотека:

  1. Без семьи (Владимир Бортко, Ленфильм, 1984)

  2. Белый олеандр (Питер Космински, Warner Bros. Pictures, 2002)

  3. Ванечка (Елена Николаева, "Фонд Михаила Калатозова", компания "КиноРентСервис", 2007)

  4. Вор (Павел Чухрай, НТВ-Профит, 1997)

  5. Два Фёдора (Валерий Савченко, Одесская киностудия, 1958)

  6. Дом Малютки (Светлана Демина, ООО Экшн Арт, 2010)

  7. Евдокия (Татьяна Лиознова, Киностудия им. М. Горького, 1961)

  8. Игры взрослых девочек (Сергей Ляпин, Фильм Ю. Эй, 2004)

  9. Итальянец (Андрей Кравчук, Ленфильм, 2005)

  10. Когда деревья были большими (Лев Кулиджанов, Киностудия им. М. Горького, 1961)

  11. Кука (Ярослав Чеважевский, киностудия Staralis, 2007)

  12. Лера (Татьяна Догилева, Мостелефильм, 2008)

  13. Мачеха (Олег Бондарев, Мосфильм, 1973)

  14. Мио, мой мио (Владимир Грамматиков, Киностудия им. М. Горького, 1987)

  15. Можно я буду звать тебя мамой? (Алексей Шикин, Студия Панорама, 2009)

  16. Мой ангел хранитель (Ник Кассаветис, Curmudgeon Films, 2009)

  17. Мужики! (Александр Михайлов, Мосфильм, 1981)

  18. На тебя уповаю (Елена Циплакова, 12А, 1992)

  19. Открытое сердце (Александр Поляков, Мосфильм, 1982)

  20. Отчий дом (Лев Кулиджанов, Киностудия им. М. Горького, 1959)

  21. Пацаны (Динара Асанова, Ленфильм, 1983)

  22. Педагогическая поэма (Алексей Маслюков, Мечислава Маевская, Киевская киностудия, 1955)

  23. Петроградские гавроши (Сергей Снежкин, Ленфильм, 1987)

  24. Подранки (Николай Губенко, Мосфильм, 1976)

  25. Республика ШКИД (Геннадий Полока, Ленфильм, 1966)

  26. Родная кровь (Михаил Ершов, Ленфильм, 1963)

  27. С.Э.Р. (Сергей Бодров-ст., Мосфильм, 1989)

  28. Свой – чужой (Тимур Кабулов, Мосфильм, 2008)

  29. Свои дети (Александр Кириенко, компания "Аврора Продакшн", 2007)

  30. Спартак и Калашников (Андрей Прошкин, Мосфильм, 2002)

  31. Среди добрых людей (Евгений Брюнчугин, Анатолий Буковский, Киностудия им. А. Довженко, 1962)

  32. Судьба человека (Сергей Бондарчук, Мосфильм, 1959)

  33. Хозяйка детского дома (Валерий Кремнев, Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ СССР, 1983)

  34. Черная береза (Виталий Четвериков, Беларусьфильм, 1977)



Приложение 1

ПРОГРАММА

подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах
I. Пояснительная записка
Одним из приоритетов государственной политики на современном этапе является решение проблем семейного жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, формирует новое семейное пространство – институт замещающей семьи.

Развитие замещающей семьи происходит по тем же законам, что и развитие любой другой семьи. При этом основная функция замещающих родителей – воспитание ребенка, принятого извне, имеющего свое прошлое, свой опыт.

В связи с этим необходимо создать для граждан, выразивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, условия для успешного принятия ребенка на основе повышения их медико-психологической, социально-педагогической и правовой грамотности.

Данная программа разработана с учетом требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, (далее – «Граждане») утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 № 623.

В Алтайском крае подготовка Граждан осуществляется в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», законом Алтайского края от 25.12.2007 № 149-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере
организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству над
детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей», поста- новлением Администрации Алтайского края от 24.08.2012 № 442 «Об утверждении Порядка подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами».

Цель программы – обеспечить психолого-педагогическую и социально-правовую подготовку Граждан, направленную на формирование у них родительских компетенций.

Задачи:

- выявление и формирование у Граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, развития и образования;

- оказание помощи Гражданам в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в осознании собственных возможностей, а также реальных проблем, с которыми предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка;

- ознакомление Граждан с основами законодательства в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, правами и обязанностями замещающих родителей, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей.

Общая трудоемкость программы подготовки для очной и очно-заочной форм составляет 56 академических часов, из них 40 академических часов практической работы (организованные занятия с элементами тренинга) и 16 часов самостоятельной работы, в т.ч. индивидуальных консультаций. При проведении очно-заочной формы используются дистанционные методы подготовки.

Продолжительность занятий в течение одного дня не более 8 часов.

При подготовке Граждан используются такие методы как интерактивная беседа, структурированное интервьюирование, социально-психологический тренинг, ролевые и деловые игры, решение проблемных и ситуационных задач, рефлексивная самодиагностика, методы выработки коллективных решений и др.

Занятия очной формы подготовки проводятся в группе, численность которой не превышает 25 человек. Подготовка в очно-заочной форме осуществляется по индивидуальному графику, установленному органом опеки и попечительства или уполномоченной организацией и согласованному с Гражданином.

Для иностранных граждан, не владеющих русским языком, предоставляется возможность пройти подготовку с переводчиком.

Программа подготовки включает 13 разделов, раскрывающих вопросы социально-правовых основ семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей; психолого-педагогического сопровождения приемных детей; медико-дефектологического воспитания и развития детей, воспитывающихся в приемной семье.

Требования к уровню подготовки.

В результате освоения программы Граждане будут:

«Знать»: отличительные особенности форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды; права и обязанности приемных родителей в отношении ребенка.

«Уметь»: ориентироваться в выборе методов и приемов помощи и поддержки ребенку, оставшемуся без попечения родителей; оценивать возможные риски для жизни, здоровья и психического благополучия ребенка, создавать безопасную среду; понимать связи между потребностями ребенка и возможностями своей семьи.

«Владеть»: способами конструктивного взаимодействия с ребенком, учитывая его психологические особенности; способностью осуществлять анализ собственных родительских установок и организовывать эффективное сотрудничество семьи и специалистов служб сопровождения при воспитании ребенка.

В ходе реализации программы у Граждан формируются следующие компетенции:

способность осуществлять анализ собственных родительских установок и выбирать оптимальные методы воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей;

умение понимать особенности личности и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, на разных этапах возрастного развития;

способность самостоятельно разрешать сложные жизненные ситуации детско-родительского взаимодействия в замещающей семье.

Эффективность освоения программы обеспечивается за счёт проведения:

текущего контроля - контрольные задания и результаты выполнения рефлексивных заданий, продукты самостоятельной деятельности;

итоговой аттестации – итоговый тест.
II. Учебно-тематический план





Наименование
разделов

Всего часов

В том числе

Формы

контроля

Лекции

Практические занятия, круглые столы, игры, тренинги

Самостоятельная работа и индивидуальное консультирование

1.

Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители.

4

1

3




Структурированное интервью.

Анкетирование

2.

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей.

4




4




Эссе

3.

Этапы развития ребенка

4

1

3




Решение ситуационных задач

4.

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.

4

1

2

1




5.

Особенности переживания горя и потери. Последствия нарушения привязанности ребенка.

4

1

2

1

Контрольная работа

6.

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи.

4

1

1

2

Контрольная работа

7.

Расстройства поведения приемного ребенка, навыки управления поведением ребенка.

4

1

2

1

Решение ситуационных задач

8.

Условия обеспечения безопасности ребенка. Предотвращение рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.

4

1

1

2

Решение ситуационных задач

9.

Особенности полового воспитания приемного ребенка.

4

1

1

2

Решение ситуационных задач

10.

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации приемного ребенка.

4

1

2

1

Творческая работа

11.

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

8

2

2

4

Контрольная работа

12.

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.

4

1

1

2




13.

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители.

4




4




Тестирование




Итого:

56

12

28

16





III. Содержание программы по разделам
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендации для специалистов, осуществляющих подготовку граждан icon Рекомендации по проведению натурных наблюдений за осадками грунтовых плотин
Рекомендации предназначены для специалистов, выполняющих натурные наблюдения за работой и состоянием грунтовых плотин, оснований,...
Рекомендации для специалистов, осуществляющих подготовку граждан icon Методическое пособие организация и проведение социальных туров /рекомендации...
Социальный туризм: основные понятия, его роль и значение в удовлетворении рекреационных потребностей граждан
Рекомендации для специалистов, осуществляющих подготовку граждан icon Приоритеты мипки
Институт является учебным заведением нового типа, ориентированным на подготовку специалистов, соответствующих требованиям рынка труда...
Рекомендации для специалистов, осуществляющих подготовку граждан icon Учебное пособие по дисциплине «Технология обслуживания и эксплуатации автотранспорта»
Конспект лекций предназначен для студентов высших учебных заведений, ведущих подготовку специалистов по специальности «Коммерческая...
Рекомендации для специалистов, осуществляющих подготовку граждан icon Книга будет полезна для психологов, специалистов по работе с персоналом,...
В книге описана авторская технология тренинга для специалистов, работающих с клиентами (продавцов, менеджеров). Основное внимание...
Рекомендации для специалистов, осуществляющих подготовку граждан icon Методические рекомендации по выполнению индивидуальной работы по дисциплине «Упаковка товаров»
Дисциплина «Упаковка товаров» предназначена для подготовки специалистов в сфере маркетинга и логистики в системе высшего экономического...
Рекомендации для специалистов, осуществляющих подготовку граждан icon Психологические и психолингвистические особенности обучения иностранных...
Методика обучения русскому языку как иностранному определяется, на мой взгляд, исходя из потребности обучения тех или иных специалистов...
Рекомендации для специалистов, осуществляющих подготовку граждан icon Методические рекомендации по организации и практической деятельности...
Книга предназначена для руководителей и специалистов споК, владельцев лпх, глав К(Ф)Х потенциальных членов споК, а таких работников...
Рекомендации для специалистов, осуществляющих подготовку граждан icon Детских и подростковых суицидов
Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов управления образованием, руководителей государственных...
Рекомендации для специалистов, осуществляющих подготовку граждан icon Как формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних
Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов управления образованием, руководителей государственных...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции