Урок по обществознанию на тему «Гражданские правоотношения»




Скачать 126.62 Kb.
Название Урок по обществознанию на тему «Гражданские правоотношения»
Дата публикации 06.10.2014
Размер 126.62 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Право > Урок
Урок по обществознанию на тему «Гражданские правоотношения»
Цель: познакомиться с основным содержанием гражданских правоотношений.
Предмет: обществознание.

Класс: 9.

Дата проведения: «____» ____.20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
I. Повторение пройденного материала.


  1. Беседа по вопросам:




  1. Какие стороны человеческой жизнедеятельности охватывает Всеобщая декларация прав человека и какие высшие ценности она утверждает и защищает?

  2. В чём состоят основные юридические гарантии защиты прав человека, закреплённые в главе 2 Конституции РФ?

  3. Почему права ребёнка отличаются от прав взрослого человека?

  4. Какой международный документ открыл «эпоху прав ребёнка»? Почему в поддержку этого документа необходимо было принять ещё один правовой документ и какой?


2. Сообщение темы и цели урока.
II. Изложение программного материала.
Рассказ с элементами беседы
ВСПОМНИТЕ
Что понимается под правовыми отношениями? Какими отраслями права они регулируются? Что такое собственность? Какие формы собственности вам известны? В чём суть имущественных отношений?
ПОДУМАЙТЕ
Может ли в гражданских правоотношениях участвовать пятилетний ребёнок?
Гражданское право, как вам известно, является одной из отраслей права. Оно охватывает самый широкий круг отношений, в которые вступает гражданин. Многие даже не подозревают, что, покупая продукты в магазине, сдавая пальто в гардероб или беседуя с другом по телефону, совершают действия, которые регламентируются нормами гражданского права. В условиях рыночной экономики оно является главным регулятором товарно-денежных отношений, основанных на свободном предпринимательстве, имущественной самостоятельности и равенстве партнёров. Не случайно его называют фундаментом делового мира.
Сущность гражданского права. Рассмотрение данной подтемы начнём с определения: гражданское право – это отрасль права, включающая совокупность юридических норм, которые регулируют на началах равенства и автономии воли сторон имущественные и личные неимущественные отношения.

Из определения видно, что гражданское право регулирует два вида общественных отношений: имущественные и личные неимущественные. Имущественные отношения возникают, как вы знаете, по поводу имущества – материальных благ. К ним относятся вещи, работы, бытовые услуги – словом, всё то, что имеет денежную оценку. Например, летом на отдыхе вы берёте напрокат лодку. Оплачивая эту услугу, вы распоряжаетесь своим имуществом – деньгами. Услуга собственника лодки (она обязательно кому-то принадлежит) является, как говорят юристы, возмездной, т. е. возмещённой в денежном эквиваленте. Напомним, что предпосылкой возникновения имущественных отношений является право собственности (владение, пользование и распоряжение имуществом).

Личные неимущественные отношения возникают по поводу нематериальных благ: изобретений, произведений науки, литературы, искусства, права на честь и достоинство личности, права на неприкосновенность частной жизни и пр. Эти отношения могут быть как связаны, так и не связаны с имущественными отношениями. Например, вы написали стихи, а издательство согласилось опубликовать их, вступив с вами в гражданские правоотношения. Вы как автор произведения имеете право на его обнародование под своим именем, а издательство – соответствующие этому праву обязанности (неимущественные правоотношения). Кроме того, вы вправе получить за свой труд денежное вознаграждение, а издательство обязано выплатить вам гонорар (имущественное правоотношение). Другой пример. Журналист местной газеты опубликовал статью, в которой содержатся ложные сведения, порочащие доброе имя вашей семьи. В связи с нарушенным правом на честь и достоинство личности ваши родители могут по суду требовать от редакции опровержения ложных сведений (неимущественное правоотношение), а также денежной компенсации (имущественное правоотношение) за причинение морального вреда – стыда и унижения, которые они испытали.

Но вернёмся к определению гражданского права. Обратите внимание: его нормами регулируются не все имущественные и личные неимущественные отношения, а только те, которые основаны на равенстве и автономии воли сторон. Равенство сторон означает отсутствие между ними властного подчинения, зависимости. Так, налоговые и таможенные отношения не подпадают под действие гражданского права, потому что основаны на властном подчинении гражданина государству. Автономия воли сторон выражается в том, что каждая сторона, будучи независимой, принимает решение свободно, по доброй воле.

Отметим, что нормы гражданского права содержатся в международных документах, Конституции РФ, федеральных законах, подзаконных актах и других источниках. Основным актом гражданского законодательства является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).
Особенности гражданских правоотношений. Под гражданским правоотношением понимается урегулированное нормами гражданского права имущественное или личное неимущественное общественное отношение. Оно представляет собой юридическую связь между участниками, которая выражается в наличии у них юридических прав и обязанностей.

Одна из особенностей гражданских правоотношений – превалирование имущественных отношений над отношениями личными неимущественными, что будет показано ниже.

Другая особенность. Участниками (субъектами) гражданских правоотношений являются физические лица (граждане) и юридические лица (предприятия, организации). К юридическим лицам приравниваются также Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования – города, сёла, округа, районы и пр., если они вступают в гражданско-правовые отношения. (Вспомните, в чём сходство и различие юридических лиц и лиц физических, каким имуществом они располагают, как осуществляют экономические операции, в чём выражается равноправие различных форм собственности: частной, государственной, муниципальной.)

Итак, все участники гражданских правоотношений именуются лицами, подчёркивая тем самым принцип равенства и независимость воли сторон. В самом деле вы (физическое лицо), покупая продукты в магазине (юридическое лицо или физическое), не подчинены ему. Вас связывает лишь правоотношение купли-продажи. И если по каким-либо причинам вас не устраивает товар, то вы приобретаете его в другом магазине (государственном, частном, муниципальном).

Гражданские правоотношения характеризуются и особыми объектами, т. е. тем, по поводу чего субъекты вступают в правоотношения. К объектам относятся, как мы выяснили, вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Объектами могут стать работы, услуги, информация. Видами объектов являются и результаты интеллектуальной деятельности, а также здоровье, честь и достоинство личности, неприкосновенность частной жизни и пр.

Следующая особенность. Содержанием гражданских правоотношений являются закреплённые в гражданском законодательстве права и обязанности, выражающие юридическую связь участников. Например, если вы воспользовались услугами мастерской по ремонту обуви, то вступили с ней в гражданско-правовое отношение. У вас появилось законное право на качественное и своевременное выполнение услуги работниками мастерской, а также ваша обязанность оплатить её. Вероятно, вы обратили внимание на то, что в гражданских правоотношениях каждая сторона обладает как правами, так и обязанностями. Но бывают случаи, когда одна сторона имеет только права, а другая – только обязанности. Представьте, что вы дали в долг деньги своему другу. Он (должник) обязан возместить ваши убытки, а вы (кредитор) имеете право получить их возмещение.

К вопросу о юридических правах и обязанностях мы ещё вернёмся, а сейчас отметим, что гражданские правоотношения возникают чаще всего на основе сделок. Возможно, некоторые из вас удивятся, прочитав эти строки, так как слово «следка» в обыденной речи употребляется, как правило, с негативным оттенком. Говорят: «грязная сделка» или «я на сделку с собственной совестью не пойду». Между тем в правоведении сделки – это действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Ситуация. По завещанию дедушки его квартира перешла в собственность внука Петра. Уезжая в длительную командировку, Пётр сдал эту квартиру для временного проживания гражданину Б., а вернувшись, обменял на загородный дом.

Итак, налицо три действия (сделки) физических лиц:

  1. составление завещания дедушкой, что явилось основанием установления прав собственности внука Петра на квартиру и обязанностей по её содержанию – оплате коммунальных услуг, налога на собственность, обеспечению сохранности и надлежащего состояния;

  2. сдача Петром квартиры в наём, что привело к изменению его прав и обязанностей, например, права пользования квартирой;

  3. обмен квартиры на загородный дом как основание для прекращения прав собственности бывших владельцев и установления их прав и обязанностей на новую собственность.

Сделки, как видно из ситуации, бывают односторонними и двух- или многосторонними. Для заключения односторонних сделок достаточно воли одной стороны (завещание, т. е. распоряжение гражданина своим имуществом на случай смерти; выдача доверенности и пр.). Сделки, в которых выражается согласованная воля двух и более сторон, называются договорами.

Факт. По данным статистики, подавляющее большинство гражданско-правовых отношений имеет договорный характер.
Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних. В Гражданском кодексе РФ фиксируется несколько десятков видов договоров (сделок). Те из них, в которых наиболее часто принимают участие граждане, вам уже знакомы (например, договоры купли-продажи, хранения, проката, найма жилья, мены (обмена), перевозки пассажиров, банковского вклада, дарения, бытового подряда, возмездного оказания услуг: коммунальных, информационных и пр.).

Договоры могут заключаться устно и в письменной (простой и заверенной нотариусом) форме. Так, наиболее распространена устная форма заключения договора купли-продажи с выдачей покупателю кассового или товарного чека. В устной форме может осуществляться и договор дарения, который, в отличие от других видов договоров, является безвозмездным. Иначе говоря, если вы подарили другу свою любимую футболку, то не вправе требовать от него денежной компенсации или возврата подарка. Иное дело – договор бытового подряда, скажем, ремонта квартиры. Он обязывает заказчика оплатить работу, выполненную подрядчиком, и подтверждается письменным документом об условиях сделки. К письменным документам относятся также квитанции, которые вы оплачиваете по договорам коммунальных услуг (энергоснабжение, отопление, телефонная связь и др.). А вот договоры обмена жилья и других сделок с недвижимостью требуют не только простого письменного подтверждения, но и нотариального удостоверения и, кроме того, государственной регистрации. Нотариальное удостоверение говорит о том, что сделка является честной и законной, а государственная регистрация – о её официальном, публично-правовом признании и сопровождается выдачей сторонам свидетельства о праве собственности. Советуем не терять документов, подтверждающих сделки. Они имеют первостепенное значение при защите ваших прав потребителя. Но об этом позже, а сейчас подчеркнём, что гражданско-правовой договор это всегда взятые на себя обязательства, умение распоряжаться своими правами и надлежащим образом исполнять обязанности. Неисполнение условий договора влечёт за собой гражданско-правовую ответственность: штраф, пени и пр.

С какого же возраста человек признаётся дееспособным, т. е. способным своими действиями приобретать и осуществлять юридические права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность? Полная дееспособность наступает по достижении совершеннолетия – 18 лет. Полностью недееспособными являются дети в возрасте до 6 лет. Все сделки за них осуществляют родители.

Дети в возрасте от 6 до 14 лет обладают частичной гражданской дееспособностью. Они вправе самостоятельно (без согласия родителей) совершать:

  1. мелкие бытовые сделки: покупку в магазине продуктов, книг, тетрадей и пр.;

  2. сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, скажем, принять в подарок компьютер;

  3. получать от родителей средства для определённых целей или для свободного распоряжения (карманные деньги).

Частичная дееспособность характерна и для детей от 14 до 18 лет, но объём её значительно возрастает.

  1. Кроме сделок, которые может совершать малолетний ребёнок, подросток вправе самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком, иными доходами. (Представьте, что папа вручил вам некоторую сумму денег на покупку в будущем мотоцикла. Эти деньги можно отнести к разряду «иных доходов» и лучше всего поместить в банк.)

  2. Подросток вправе вносить вклады в банк и распоряжаться своими вкладами. Банк, принимая от вкладчика денежную сумму, обязан возвратить её с процентами на условиях, предусмотренных договором. Договор оформляется выдачей клиенту сберегательной книжки.

  3. Подросток может самостоятельно осуществлять и права автора произведений своей интеллектуальной деятельности. Многие талантливые дети уже в подростковом возрасте имеют опубликованные повести, стихи, произведения музыки и живописи. (Приведите примеры.) С 16 лет подростки вправе быть членами кооперативов. Все другие сделки совершаются подростками с письменного согласия родителей.

  4. Вместе с тем (внимание!) несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, о которых мы сказали выше. За причинённый ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность, предусмотренную ГК РФ.

Документ. Из Гражданского кодекса РФ:

  1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда».
Защита прав потребителя. Каждый из нас, делая покупки, заказывая работы или услуги, выступает в гражданских правоотношениях как потребитель. Напомним, что потребитель согласно закону «О защите прав потребителей» - это гражданин, который приобретает и использует товары, заказывает услуги и работы либо имеет намерение приобрести, заказать или использовать их исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Представьте следующее:

Ситуация. 1. Вы обратились к продавцу с просьбой показать плейер и рассказать о его потребительских свойствах, а он вместо этого дал вам прилагающуюся к плейеру инструкцию, да ещё на иностранном языке. 2. Вы купили фирменные джинсы «Леви страус», а они на поверку оказались лжелевисами. 3. Вы купили мобильный телефон, а он после подключения на подзарядку загорелся, в результате чего в комнате возник пожар.

В этих случаях вы потребитель, права которого нарушены. Во-первых, право на необходимую и достоверную информацию о товаре (срок годности, срок службы, гарантийный срок и пр.), включая инструкцию, которая обязательно должна быть на русском языке. Во-вторых, право на качество товара, т. е. на его соответствие требованиям стандарта или условиям договора. Подтверждением этого является нередко (как в случае с джинсами) фирменный знак. В-третьих, право на безопасность товара (услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя, а также окружающей среды. Данное право включает в той или иной мере право на качество, а значит, предполагает соответствие стандарту. Документ, удостоверяющий соответствие товара стандарту, называется сертификатом. Поэтому покупатель, чтобы удостовериться в надлежащем качестве и безопасности товара, вправе требовать от продавца сертификат соответствия.

Как же защитить свои права потребителя? Сначала попытайтесь самостоятельно, без посредников, добиться от другой стороны (правонарушителя) оперативного выполнения ваших законных требований. Например, можно потребовать, чтобы в кратчайший срок инструкция, прилагаемая к товару, была переведена на государственный язык и доставлена вам на дом. В случаях продажи товара ненадлежащего качества (в том числе и упомянутых лжелевисов) вы вправе по своему выбору требовать замены одного товара на другой, соразмерного уменьшения цены товара, возвращения денег, безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов на их исправление. (Ранее говорилось, что эти меры возможны только при наличии у покупателя кассового и товарного чеков.) Потребителю предоставляется также право на возмещение вреда, причинённого некачественным товаром, услугой или работой. Речь идёт не только об имущественном вреде (например, о материальном ущербе после пожара в комнате из-за возгорания мобильного телефона), но и о вреде неимущественном – моральном. Подчеркнём, что моральный вред – это физические или нравственные страдания гражданина (беспомощность, боль, страх, унижение, стыд и пр.), которые возникают в связи с действиями, нарушающими его личные неимущественные права, а также действиями, посягающими на другие принадлежащие ему нематериальные блага, например, здоровье. Размер компенсации морального вреда определяется в каждом конкретном случае судом на основании рассмотрения иска либо самого потребителя, либо общества по защите прав потребителей, либо органа местной власти (если потребитель вынужден был обратиться к ним за содействием в защите своих прав). Подчеркнём, что право обращаться в эти инстанции и, главное, в суд – важнейшие права потребителя. В заключение отметим, что закон не сможет защитить ни вас, ни ваших близких, если вы сами не предпримете для этого никаких усилий.
III. Итог урока.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ


  1. В чём суть гражданского права?

  2. Каковы особенности гражданских правоотношений?

  3. Какие виды гражданско-правовых договоров вам известны?

  4. В чём проявляется гражданская дееспособность несовершеннолетних?

  5. Какие права имеет потребитель?

  6. Как он может защитить их?


В КЛАССЕ И ДОМА


  1. Какие из приведённых ниже сделок мог совершить 15-летний гражданин без согласия родителей (ответ поясните):

  1. стать членом кооператива;

  2. открыть свой счёт в банке;

  3. купить земельный участок;

  4. стать владельцем машины;

  5. зарегистрировать авторское право на созданную им компьютерную программу;

  6. получить патент на изобретение?

  1. Какому понятию соответствует следующее определение: «…вид сделки, выражающей согласованную волю двух и более сторон об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей»? Поясните свой ответ.

  2. 13-летний В. явился в банк, чтобы заключить договор банковского счёта. Однако сотрудница банка отказала ему, предложив прийти с родителями. Права ли сотрудница банка? Аргументируйте свой ответ.

  3. Гражданин обратился в суд с иском к Муниципальному жилищному ремонтно-эксплуатационному предприятию, которое обслуживает его дом, о возмещении ему морального вреда. В обосновании иска гражданин указал, что недалеко от своего дома он упал в открытый люк, повредив ногу. Длительное время лечился, но по настоящее время ещё хромает. Выскажите аргументированное предположение, какое решение примет суд.

  4. Назовите услуги, которые оказываются лично вам и вашей семье. Какие из них порождают гражданские правоотношения, а какие нет? Ответ поясните.


Говорят мудрые
«Договор дороже денег».
Русская поговорка

Оценивание ответов учащихся.
Домашнее задание: читать §16 «Гражданские правоотношения» (сс. 135-145); выполнить письменно задания 4 и 5 рубрики «В классе и дома» (сс. 144-145).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по обществознанию на тему «Гражданские правоотношения» icon Урок по обществознанию на тему «Предпосылки правомерного поведения»
Цель: рассмотреть предпосылки правомерного поведения: правовое сознание, правовую культуру
Урок по обществознанию на тему «Гражданские правоотношения» icon Урок по обществознанию на тему «Религиозные объединения и организации в Российской Федерации»
Цель: рассмотреть принципы функционирования религиозных объединений и организаций в России, определить правовой статус религиозных...
Урок по обществознанию на тему «Гражданские правоотношения» icon Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск
Урок по обществознанию на тему «Гражданские правоотношения» icon Рабочая программа по обществознанию составлена на основе «Обязательного...
Мо РФ №1236 от 19. 05. 1998г.), Примерной программы по обществознанию для основной школы (М: Дрофа, 2000г.), рекомендованной мо рф,...
Урок по обществознанию на тему «Гражданские правоотношения» icon Урок русского языка в 4-м классе на тему "Наречие: урок-турнир, обобщение знаний"

Урок по обществознанию на тему «Гражданские правоотношения» icon Урок литературы в 9 классе на тему: «Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник»
Пушкин тему Петербурга, по-новому выбирает героя и строит конфликт; привлечь внимание к богатству и изяществу поэтического языка...
Урок по обществознанию на тему «Гражданские правоотношения» icon Рабочая программа по обществознанию для 5 класса Составитель
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе типовой программы базового стандартного уровня
Урок по обществознанию на тему «Гражданские правоотношения» icon Рабочая программа по обществознанию Ступень обучения (класс)
Рабочая программа составлена на основе: Примерной основной образовательной программы основного общего образования по обществознанию,...
Урок по обществознанию на тему «Гражданские правоотношения» icon Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) 11 класс
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного...
Урок по обществознанию на тему «Гражданские правоотношения» icon Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) 9 класс
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции