Информация
о выполнении в 2013 году мероприятий
Республиканской целевой программы сохранения, изучения и развития языков народов
Республики Башкортостан на 2012-2016 годы во исполнение Закона РБ
«О языках народов Республики Башкортостан»
п/п
|
Наименование мероприятий
|
Сведения о проделанной работе
|
1
|
2
|
3
|
Обеспечение функционирования государственных языков Республики Башкортостан
|
4.
|
Обеспечение правильного озвучивания и оформления на государственных языках РБ звуковой и визуальной информации при обслуживании населения авиационным, железнодорожным, речным, автомобильным (городским общественным, междугородним общественным) транспортом (п. 2.4 программы, постановление Правительства РБ от 23.08.2001 г. № 206)
|
При обслуживании населения междугородним общественным транспортом звуковая и визуальная информация оформляется и озвучивается на башкирском и русском языках, согласно п.2.4 программы, постановления Правительства РБ от 23.08.2001г. №206. Городской общественный транспорт отсутствует.
|
8.
|
Изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы государственных и муниципальных органов по применению государственных языков РБ (п.2.9 программы)
|
I.Участие в городских и республиканских конкурсах, научно-практических конференциях с целью изучения положительного опыта работы государственных и муниципальных органов по применению государственных языков РБ
1.Ямалова Ш.М. 1).Межрегиональный Интернет-педсовет «Готовность учителя к введению и реализации ФГОС общего образования»
2). Межрегиональная НПК «Родной язык и литература в условиях реализации ФГОС: проблемы, перспективы его развития и изучения», февраль 2013(участие).
2.Хазиева А.И. Участие в Конгрессе татар РБ, 2013.
3. Янгирова Г.Р.Участие в Межрегиональной научно- практической конференции «Особенности изучения родных и государственных языков в условиях диалекта» (г.Уфа УНЦ РАН).
II. Обмен и распространение положительного опыта работы
1. Денисламова Г.А. Республиканский конкурс среди лучших учителей и преподавателей башкирского и русского языков на присуждение денежного поощрения (2013 г.). Лауреат премии Президента РБ.
2. Ямалова Ш.М., Зиязетдинова Ф.Б.Республиканский конкурс. Разработка урока к юбилею Зайнаб Биишевой. Диплом победителя и сертификат участника.
3.Ямалова Ш.М. Городской конкурс «Лучший образовательный сайт », 2 место.
4.Ямалова Ш.М. Городской конкурс «Лучший классный руководитель», победитель.
5. Ямалова Ш.М. Дистанционный урок на республиканском уровне «Жизнь и творчество Салавата Юлаева» с использованием системы голосования «Вотум».
6..Хазиева А.И. Городской конкурс «ИКТ в творчестве учителя», 1 место.
7. Хафизова Г.М. Мастер-класс для педагогов ДОУ«Устное народное творчество» , для родителей – консультация «Музей и окружающий мир».
III. Публикации
1. Ямалова Ш.М.«Проблемы двуязычия в дошкольном образовательном пространстве». Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции г.Сибай, февраль 2013г.
2.ХазиеваА.И. «Лингвокультурологические аспекты обучения татарскому языку и литературе» Материалы Международной заочной научно-практической конференции, г.Тамбов, апрель 2013г.
3. В издательстве РИЦ ИРО РБ выпущены следующие сборники:
1. «Формирование профессиональной компетентности учителя как основное направление научно-методического сопровождения одаренности обучающихся»
(Сборник методических разработок учителей. Из опыта экспериментальной работы МОБУ «Башкирская гимназия» городского округа город Агидель РБ, 2013г.).
2. Сборник «Система организации интеллектуально-творческой деятельности одаренных учащихся» (Из опыта экспериментальной работы МОБУ «Башкирская гимназия» городского округа город Агидель РБ, 2013г.).
3. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Научно-методическое сопровождение одарённости обучающихся и талантливой молодёжи в условиях интеграции общего и дополнительного образования» (2013г.)
4. «Образование. Наука. Карьера-2013» (Статья учителя начальных классов МОБУ «Башкирская гимназия» Галеевой Г.Р.)
В издательстве ГУП «Нефтекамск. Дом печати» выпущены следующие сборники:
1..“Мәңгелек әсәрҙәребеҙ тураһында һүҙебеҙ” (Филология профиле уыусыларының ижады тупланан йыйынты, 2013й.)
2.. «Үҙем һайлаған хеҙмәт юлым» (Дәрес өлгөләре һәм кластан тыш саралар тупланған йыйынтыҡ, 2013й.)
3.“Йәш тикшеренеүсе” (Гимназия уҡыусыларының ғилми-тикшеренеү эштәре йыйынтығы, 2013й.)
|
Государственные языки Республики Башкортостан и родные языки в учреждениях дошкольного, общего среднего и профессионального образования. Этнокультурное развитие народов, компактно проживающих в Республике Башкортостан
|
1.
|
Расширение сети детских садов, начальных школ – детских садов с обучением и воспитанием на родных языках (колич. всего организаций, детей, а также колич. открытых в 2013 году)
|
Обучение и воспитание на родных языках ведется факультативно (всего 4 детских сада, 2 из них открылись в 2013 году, башкирский язык изучают 848 детей (100%))
|
2.
|
Обеспечение работы национальных инновационных общеобразовательных организаций в муниципальных районах и городских округах РБ (п.4.6 программы)
|
В связи с тем, что МОБУ «Башкирская гимназия» является национальным общеобразовательным учреждением, где преобладает количество учащихся башкирской национальности (63%), учебный план для 1- 4 классов составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по базисному учебному плану начального общего образования (Вариант 3) для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на родном башкирском языке (Приказ Министерства образования Республики Башкортостан № 769 от 28.04.2012 г., Приложение №2); учебный план для 5-9 классов составлен в соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений Республики Башкортостан с башкирским языком обучения (Приказ Министерства образования Республики Башкортостан № 1384 от 19.08.2013 г.). Соответственно этому, башкирский язык и литература изучается
в 1-6 классах - по 5 часов;
в 7-9 классах – по 4 часа в неделю;
в 10,11 классах – по 3 часа в неделю.
В целях развития содержания учебного предмета, в 10 классе (физико-математический профиль) и 11 классе (социально-гуманитарный профиль) из компонента образовательного учреждения 1 час отведен для преподавания учебного предмета «Башкирская литература».
Компонент образовательного учреждения во 2–9 классах используется для изучения предмета «История и культура Башкортостана».
Направления инноваций:
а) По обновлению содержания образования: профильное обучение в 10,11 классах, введение обучения на начальной ступени в соответствии с ФГОС нового поколения.
б) Инновационная деятельность гимназии заключается:
-в отборе, создании и внедрении в образовательный процесс образовательных новшеств: элементов содержания учебных программ, форм обучения;
- все (100%) учителя башкирской гимназии внедряют, применяют и совершенствуют следующие педагогические технологии:
исследовательский подход в обучении (100%);
обучение мышлению (30%);
метод проблемных учебных задач (42%); технология проектирования образовательного процесса В.Э. Штейнберга (23%);
дифференцированный подход (65%);
метод проектов (3%);
модульные технологии (20%);
интеллект – карта (23%);
информационно – коммуникативные технологии (100%);
здоровьесберегающие технологии (100%).
В башкирской гимназии предметные объединения учителей работают по следующей кафедральной системе:
учителей начальных классов (заведующий кафедрой – Апсаликова И.Ф., учитель первой квалификационной категории);
учителей башкирского языка и литературы, ИКБ (заведующий кафедрой – Харасова Г.М., учитель первой квалификационной категории);
учителей предметов гуманитарного цикла (заведующий кафедрой – Мукаева З.Ф., учитель высшей квалификационной категории);
учителей естественно-математического цикла (заведующий кафедрой – Румянцева Р.В., учитель первой квалификационной категории).
Каждая предметная кафедра работает над своей темой, тесно связанной с научно – методической темой гимназии.
МОБУ «Башкирская гимназия» является Базовой и стажировочной площадкой ИРО РБ и Научно-методического центра развития одарённости ГАОУ ДПО ИРО РБ. Научный руководитель - Директор Центра - к.п.н., доцент Ф.Р. Фахретдинова. (Подтверждающий документ: Договор от 21.09.2012г. «О сотрудничестве Института развития образования Республики Башкортостан с базовым образовательным учреждением»).
|
3.
|
Информация на 2013-2014 учебный год (с указанием колич. всего учащ., колич. охвач. и в %, в табл.форме):
а) обучение и изучение родных языков (информация по каждому яз.);
б) изучение государственных языков РБ;
в) обучение на родных языках в гимназиях и лицеях;
г) изучение родных языков в воскресных школах
|
Кол-во школ всего: 3
Кол-во обучающихся всего: 1364
В т.ч. русских – 358 (26, 24%)
башкир – 453 (33,21%)
татар – 397 (29,1%)
марийцев – 78 (5,71%)
чувашей – 16 (1,17%)
удмуртов – 23 (1,68%)
мордва – 5 (0,36%)
немцев – 1 (0,07%)
украинцев – 7 (0,51%)
белорусов – 3 (0,21%)
поляков – 1 (0,07%)
другие – 22 (1,61%)
В трех школах организовано изучение трех родных языков: башкирского, татарского, русского. На русском языке обучаются 1271 ученик (93,2% от общего количества учащихся), на башкирском языке – 93 ученика (6,82%).
а) башкирский язык как родной изучают 397 учеников, что составляет 87,63% от общего числа детей башкирской национальности,
татарский язык как родной – 326 (82,11% от общего числа детей татарской национальности);
русский язык как родной – 323 обучающихся русской национальности (90,22% от общего числа детей русской национальности ) и 164 обучающихся других национальностей (16,3% от общего числа учащихся нерусской национальности);
б) башкирский язык как государственный изучают 445 человек (48,84 %);
в) обучение на башкирском языке в МОБУ «Башкирская гимназия» ведется в 4-х классах, численностью в 93 ученика (20,52% от общего числа учащихся башкирской национальности), в семи классах (161 обучающийся, 35,5%) ведется углубленное изучение башкирского языка как родного.
г) -
|
4.
|
Обеспечение кабинетов государственных и родных языков РБ в организациях дошкольного, общего среднего и профессионального образования учебно-методической литературой, современными и техническими средствами (п.4.12 программы)
|
Школьные библиотеки образовательных учреждений города укомплектованы программной, методической и дидактической литературой для учителей, преподающих предметы республиканского компонента (башкирский язык и литература, история и культура Башкортостана). Обеспеченность учебниками составляет:
республиканского комплекта - 97 %;
регионального комплекта – 93%
На сегодняшний день в образовательных учреждениях функционируют 8 кабинетов родных языков: 6 – кабинетов башкирского языка, 2 – кабинета татарского языка.
Кабинеты оснащены компьютерами, ноутбуками, ТСО (музыкальные центры, аудио- видео аппаратура). В кабинетах имеются электронные учебники, программы («Оскон»), используется система голосования «Вотум», электронные учебники «Башкортса ойранайек», «Познаю башкирскую культуру и развиваю речь».
Кабинет башкирского языка и литературы МОБУ «Башкирская гимназия» оснащен интерактивной доской и цифровым проектором.
|
5.
|
Обеспечение сельских национальных общеобразовательных организаций современными методическими материалами и мультимедийными средствами (п.4.14 программы)
|
-
|
6.
|
Организация научно-практических конференций, круглых столов, родительских собраний, совещаний по актуальным проблемам преподавания государственных и родных языков РБ
|
I.Консультативное сопровождение и практические рекомендации для педагогов и родителей по изучению башкирского языка (« Поможем детям освоить башкирский язык», «В любви к родному языку воспитываем гражданина и патриота»).
II.Выступления на педагогических советах:
1. Доклад «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках башкирского языка»
2. «Проблемы изучения татарского языка и литературы в современных условиях»
3. Рассмотрение плана реализации Закона РБ «О языках народов РБ»
4. «Содержание и методика преподавания русского и башкирского языков».
III.Общешкольное родительское собрание
«Изучение родных языков в школе» (выступления учителей родных языков)
IV.Круглый стол :
«Индивидуальная работа с одаренными детьми» (заседание ШМО учителей родных языков);
V. Встречи с известными башкирскими писателями: Гульфией Юнусовой, с Тансулпан Гариповой, Кузбековым Ф.Т.(журнал «Агизел»)
VI. Заседания ШМО: «Воспитание национального самосознания обучающихся на уроках родного языка и во внеурочное время», «Применение современных технологий в преподавании башкирского языка и литературы».
VII. Родительское собрание: выступление победителей конкурса «Театральная весна», «Мы- будущее твое, Башкортостан!»;
«Воспитание личности на основе традиций и культурного наследия башкирского народа».
VII. Научно-методическая работа осуществляется по следующим темам: «Формирование толерантности на уроках башкирского языка», «Воспитание речевой культуры на уроках башкирского языка».
|
7.
|
Обеспечение педагогическими кадрами по родным и государственным языкам в образовательных организациях муниципального района и городского округа РБ.
Сведения о специалистах и неспециалистах по родным языкам из числа педагогов с высшим и со средним спец. образованием. Потребность в специалистах по родным языкам, по государственному башкирскому языку на данный учебный год
|
Кол-во учителей родных языков – 12, кол-во учителей с высшим образованием – 11, кол-во учителей с высшим соответствующим образованием – 8, кол-во неспециалистов среди учителей с высшим образованием – 0, кол-во учителей, закончивших годичные курсы переподготовки учителей башкирского языка (ИРО РБ, БГУ, СГПА и др.) – 3, кол-во учителей с незаконченным высшим образованием – 0, обучаются заочно – 0, кол-во учителей со средним специальным образованием – 1, из них с педагогическим образованием- 1. Кол-во учителей с высшей категорией – 6, кол-во учителей с I категорией – 6. Кол-во учителей, носящих звание «Заслуженный учитель РБ», «Заслуженный учитель РФ», «Отличник образования РБ» и др. – 3.
Потребности в специалистах по родным языкам, по государственному башкирскому языку на данный учебный год нет.
|
8.
|
Обеспечение массовых библиотек и библиотек образовательных организаций художественной, учебно-методической литературой, периодическими изданиями на государственных и родных языках (указать общее количество экземпляров, колич.экз. на родных языках и источник финансирования: бюджет РБ, местный бюджет и внебюджетные средства; наименование и количество экз. подписанных республиканских периодических изданий)
|
В школьные библиотеки города в отчетном году поступило:
учебно-методической литературы из Республиканского бюджета 209 экз. на сумму 44140 руб. 83коп.
В муниципальное автономное учреждение культуры «Центральная библиотека городского округа г.Агидель РБ» поступило художественной литературы из Республиканского бюджета - 378 экз. на сумму 46567 руб.56 коп.
Подписано периодических изданий Республики Башкортостан:
Газеты:
Республика Башкортостан – 60 экз.
Башкортостан- 36 экз.
Истоки – 17 экз.
Йэншишма -8 экз.
Йэшлек – 18 экз.
Атна – 10экз.
Кызыл тан -28 экз.
Молодежная газета -16 экз.
Омет 14экз.
Журналы:
Агидель-5 экз.
Акбузат – 17 экз.
Аманат-10 экз.
Башкортостан кызы -16 экз.
Бельские просторы- 6 экз.
Ватандаш-9 экз.
Учитель Башкортостана- 47экз.
Рампа-3 экз.
Тулпар-12 экз.
Тамаша-9 экз.
Шонкар-9 экз.
Чолман (мар. яз.) -3 экз.
|
9.
|
Проведение праздников Шежере байрамы (праздник родословной), Международного Дня родного языка, славянской письменности и культуры и других, способствующих этнокультурному развитию и патриотическому воспитанию обучающихся в образовательных организациях
|
В целях исполнения приказа Министра культуры РБ «О проведении Республиканского конкурса «Шежере-2013» на лучшее составление родословной просветителей и выдающихся деятелей культуры и искусства Республики Башкортостан» в общеобразовательных учреждениях города в 2013г. проводились классные часы на тему «Мое родословное дерево», «Экскурсия в музей им. М.Нестерова». Учитель Шарипова Г. Г. показала открытый урок на тему «Национальные блюда башкирского народа».
Членами поэтического кружка «Шонкар» МОБУ «Башкирская гимназия» была оформлена папка – передвижка «Значение шежере в изучении истории башкирского народа».
Среди учащихся старших классов был проведен конкурс на лучшее составление родословной просветителей и выдающихся деятелей культуры и искусства Республики Башкортостан: М. Гафури, Ж. Киекбаева, М. Акмуллы, М. Уметбаева, Г. Утяшева. Члены младшей группы танцевального ансамбля «Яшлек» организовали творческий вечер «Звезда башкирской сцены», посвященный творчеству выдающегося деятеля культуры, основоположнику танцевального искусства республики, Файзи Гаскарову.
В библиотеках были оформлены тематические выставки, посвященные шежере выдающихся личностей башкирского народа, организованы экскурсии в краеведческие музеи образовательных учреждений.
Обучающиеся гимназии под руководством учителя истории и культуры Башкортостана Ф.С.Хабибуллиной в течение 2011-2013 гг. вели поисково-исследовательскую работу по выявлению земляков-участников Отечественной войны 1812 года. С этой целью была организована встреча с известным местным краеведом, историком М.С. Шакирьяновым. В старших классах было организовано изучение его книги «Салауат купере» об историческом прошлом и настоящем деревни Новокабаново, о шежере первых основателей этой деревни.
Под руководством учителя башкирского языка и литературы Э.Р. Хайбрахмановой организована экскурсия в деревню Нагаево Краснокамского района, где юные исследователи собрали богатый материал и фотодокументы о легендарной личности, оставившей заметный след в истории Республики Башкортостан и России, участнике Отечественной войны 1812 года, зауряд-есауле Тагире Минликаеве.
В рамках Международного Дня родного языка и месячника башкирского языка и литературы проводились следующие мероприятия:
-«Республика, в которой мы живём» - видеопрезентация для обучающихся 1-4 классов;
-«Знаешь ли ты свою Республику?» - викторина в 5 классе;
- конкурс любителей стихов башкирских поэтов, посвящённых Году охраны окружающей среды;
- конкурс знатоков башкирского языка «Умники и умницы»;
- экскурсия в краеведческий музей
- акция по подписке на журналы «Аманат» и «Акбузат»;
- спортивный праздник «Башкирские народные игры» и др.
- литературно – творческие конкурсы и фестивали: «Пою мою республику», «Цвети, мой край Башкортостан», "Отечественная война 1812 года в судьбах народов Башкортостана"и т.п.
- городской конкурс на башкирском языке "Умники и умницы", посвященном 200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 года и вкладу народов Башкортостана в общую победу,
Этнокультурному развитию и патриотическому воспитанию обучающихся в образовательных организациях способствует также участие преподавателей и обучающихся
- в мероприятиях, посвященных Дню города, Дню Республики Башкортостан, Республиканскому празднику национальных культур «Волны Агидели», в сабантуях;
- в городской научно-практической конференции;
- в городских и республиканских олимпиадах по родным языкам, интернет-олимпиадах;
- в литературно-музыкальных композициях, посвященных Дню Республики,
- в городском конкурсе рисунков и макетов «Город моей мечты»,
- в творческом конкурсе- фестивале «Тукаевские напевы»;
- в школьном и городском конкурсах агитбригад «Мы - будущее твое, Башкортостан!»;
- в городском, зональном и республиканском конкурсе театральных представлений «Жемчужина Башкортостана»;
- в городском конкурсе «Театральная весна»;
- в театральном фестивале сказок «hаумы, hаумы, экиэт!»;
- в городском конкурсе сочинений на экологическую тематику на родных языках;
- в конкурсе стихотворений собственного сочинения на родных языках «Жемчужная россыпь»;
- в городском семинаре-практикуме «Через книгу в мир природы» (выступление на башкирском языке младшей группы театральной студии МОБУ «Башкирская гимназия» с театрализованной постановкой на основе башкирской народной сказки «Энәле тун»);
- в городских гала-концертах «Агидельская звездочка»; «Весенняя капель».
Обучающиеся ДШИ также принимают участие в подготовке и проведении Праздника цветов «Цветочная рапсодия», конкурсе рисунка на асфальте; выставках дипломных работ обучающихся художественного отделения;
в оформлении русского подворья к Дню Республики.
|
10.
|
Организация летних лингвистических республиканских и межрегиональных лагерей для детей и подростков (п.7.3 программы)
|
-
|
11.
|
Организация на базе историко-культурных центров и культурно-просветительских учреждений кружков по изучению родных языков, а также мероприятий по этнокультурному развитию народов, компактно проживающих в районе (городе) РБ
|
Активное участие в проведении праздников Шежере байрамы (праздник родословной), Международного Дня родного языка, славянской письменности и культуры принимает ГДК «Идель». В 2013 г. были проведены следующие мероприятия:
-участие НАРП «Зоренька» в Закрытии Дней Славянской культуры и письменности в г. Нефтекамск;
- вечер отдыха «Посиделки в русской горнице»;
- премьера спектакля «Саташу» народной театральной студией «Тамаша» (на татарском языке);
- участие руководителя НАРП «Зоренька» в Соборе Русских в Башкортостане г. Уфа;
- участие НАРП «Зоренька» в Республиканском фольклорном празднике «Никола – Вешний» с. Н.Березовка;
- республиканский фестиваль национальных культур «Волны Агидели» ;
- участие НАРП «Зоренька» в Межрегиональном празднике русской песни и частушки г. Белокатай ;
- участие ПАРП «Зоренька» в фестивале национальных культур «Соцветие дружбы» г. Нефтекамск ;
- праздничный концерт, посвященный Дню Республики;
- народный праздник «Шежере байрамы»;
- обрядовая церемония «Килен ярату»;
- участие в Межрегиональном конкурсе башкирской песни «Озон кой»;
- участие в Соборе русских г. Агидель НАРП «Зоренька»;
- спектакль народной театральной студии «Тамаша» «Балакаем» (на татарском языке).
|
Государственные и родные языки и информационные технологии
|
1.
|
Комплектование массовых библиотек компьютерными программами с башкирским шрифтом, аудиовизуальными пособиями, электронными учебниками на государственных и родных языках народов РБ (количество и источник финансирования: бюджет РБ, местный бюджет и внебюджетные средства)
|
Все библиотеки образовательных учреждений обеспечены компьютерными программами с башкирским шрифтом, аудиопособиями – 117 экз. видеокассетами- 164 экз., электронными учебниками на башкирском и русском языке в количестве 491 экз., источник финансирования – бюджет РБ.
В 2013 году поступило 32 электронных учебника.
Муниципальное автономное учреждение культуры «Центральная библиотека городского округа г.Агидель РБ» не обеспечены компьютерными программами с башкирским шрифтом, имеются аудиовизуальных пособий 589 экз.
|
|
Объем выделенных в 2013 году средств из бюджета РБ, местного бюджета, внебюджетных средств на реализацию районной (городской) программы сохранения, изучения и развития государственных и родных языков в РБ
Бюджет РБ – 90 708,39 руб., местный бюджет – 34 673,87 руб.
|
|
|
6. Обоснование социальной эффективности проведенных мероприятий в районе и городе РБ
Информация об улучшении (или снижении) показателей количества и качества мероприятий на конкретных примерах в сравнении с прошлым годом
|
В целях реализации Республиканской целевой программы сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан на 2012 -2016 годы, Отделом образования, Администрацией городского округа город Агидель и её структурными подразделениями проводятся самые различные творческие конкурсы, культурно-массовые мероприятия и спортивные соревнования, в которых обучающиеся общеобразовательных учреждений города, воспитатели и преподаватели являются самыми активными участниками. В сравнении с прошлым 2012 годом количество и качество проводимых мероприятий стали существенно выше. ( Так, ДК «Идель» провел в 2012 г.18 мероприятий, способствующих этнокультурному развитию и патриотическому воспитанию юных граждан, а в 2013г. – 23). Об этом говорят и данные опроса, проведенного во всех классах общеобразовательных учреждений, на тему «Военно-патриотическое воспитание».
В результате опроса было выявлено следующее:
- все обучающиеся считают, что патриотизм выражается в любви к Родине, Отчизне, республике, городу; в уважении традиций, обычаев и ценностей; в способности защитить Отчизну, готовности отдать жизнь за Родину.
- обучающиеся старших классов считают, что патриотизм проявляется в сохранении культурных ценностей, памятников, охране окружающей среды, считают, что патриот – это тот, кто вносит вклад в благосостояние страны, готов служить в армии, участвует в выборах, ощущает гордость за ветеранов, свою Родину.
С этой целью систематическими стали тематические экскурсии, уроки мужества, уроки истории и культуры Башкортостана, родных языков, поисково-исследовательская работа обучающихся, проводимые в краеведческих музеях общеобразовательных учреждений и ДОУ, где регулярно проводятся занятия по ознакомлению дошкольников с историей, с культурой, традицией башкирского народа ;
- тематические классные часы: «Мы - будущее твое, родной Башкортостан!», «Слава тебе, победитель-солдат!», «Дорогами войны», «Война и дети», «Башкортостан в годы Великой Отечественной войны», «Вас помнит мир спасенный», «Вечная память павшим», «Уроки Победы»; тематические выставки работ обучающихся, посвященные Дню матери, Дню Защитника Отечества, конкурсы рисунков «Наша армия сильна!», «Великая Отечественная война глазами детей», 200-летию Отечественной войны 1812 года.
- тематические выставки работ обучающихся, посвященных Дню Конституции РБ и РФ, Дню единства и примирения, Дню Защитника Отечества;
- тематические выставки, организованные библиотеками общеобразовательных учреждений, ко всем историческим знаменательным датам.
В ДОУ основным направлением воспитательно-образовательной работы также является формирование базиса личностной культуры на основе ознакомления дошкольников с национальной культурой народов Башкортостана и формирования самосознания личности.
Воспитание и образование осуществляется на занятиях, мероприятиях: «Горжусь тобой Башкортостан!», «Уроки мужества», «Знакомство с кураем». Проводятся выставки творческих работ родителей, детей и педагогов: «Дары осени», «Мои любимые сказочные герои» (из бросового материала), конкурс рисунков «Самая любимая сказка» и т.д.
Целенаправленная работа позволяет обогащать духовную культуру, развивать творческие способности ребенка, приобщать к народным этикетным традициям.
Наряду с достигнутыми успехами предстоит решить следующую задачу:
- поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию как целостному явлению, включающему духовно-нравственное, спортивное, военно-патриотическое воспитание для создания качественно новых направлений в организации воспитательной работы.
|
|