Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»




Скачать 0.88 Mb.
Название Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
страница 1/9
Дата публикации 05.10.2014
Размер 0.88 Mb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 36

Принята на заседании педагогического совета

МБОУ СОШ № 36 (протокол № 1 от ___.08.201___ г.)

Основание – п. 5.8.1 Устава МБОУ СОШ № 36 (новая редакция)

Утверждена _______________________

И.Б.Козина, директор МБОУ СОШ № 36

Приказ № ____ от ___.08.201___г.

Основание – п. 5.5.9 Устава МБОУ СОШ № 36 (новая редакция)

Рабочая программа по учебному предмету

«Русский язык»

на 2013 – 2014 учебный год

Классы8А,8Б (общеобразовательные)

Составитель

Зюзина И.Н.,

учитель первой квалификационной категории.

г. Нижний Тагил

2013
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы по предмету «Русский язык», разработанной коллективом авторов - М.Т. Барановым, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанским.

Основное назначение рабочей программы учебного предмета «Русский язык» для 8-х классов – определение комплекса основных характеристик образования обучающихся - организационно-педагогических условий, объема, содержания, планируемых результатов освоения образовательной программы по учебному предмету.

Рабочая программа разрабатывается с учетом и на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального уровня:

Для 4-11 классов, реализующих Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта в редакции 2004 года с изменениями и дополнениями:
  • Ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012 г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.);


  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 г. N 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. N 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год»;

  • Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2012 г. N МД - 172/03 «О федеральных перечнях учебников».

Регионального уровня:

  • Закона Свердловской области «Об образовании» от 16.07.1998 г. № 26-03;

  • Постановления Правительства Свердловской области от 05.09.2008 г. № 935-ПП «О введении системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»;

  • Письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 27.06.2008 г. № 177 «Об использовании нормативных документов, определяющих содержание учебных планов общеобразовательных учреждений Свердловской области»;

  • Письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 06.04.2010 г. № 59 «О внесении изменений в образовательные программы, учебные планы образовательных учреждений Свердловской области».

Муниципального уровня:

  • Письма управления образования Администрации города Нижний Тагил «О продолжительности учебного года и каникул в образовательных учреждениях города Нижний Тагил в 2013-2014 учебном году».

Локальные акты МБОУ СОШ № 36:

  • Лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной Министерством общего и профессионального образования Свердловской области (регистрационный № 12970 от 17.03.2011 г.);

  • Свидетельства о государственной аккредитации, выданного Министерством общего и профессионального образования Свердловской области (регистрационный № 5741 от 10.05.2011 г.);

  • Устава МБОУ СОШ № 36 (новая редакция 2011 года);

  • Программы развития МБОУ СОШ № 36;

  • Основной образовательной программы основного общего образования (5-9 классы);

  • Основной образовательной программы среднего общего образования (10-11 классы).


Обоснование актуальности предмета:

Главной целью образования является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. В содержании стандарта реализованы актуальные в настоящее время личностно-ориентированный и деятельностныйподходык обучению. Особенностью такого обучения является установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка. В связи с этим содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Неслучайно в последние годы задачи обучения русскому (родному) языку определяются с позиций компетентностного подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний и умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые. Содержание разработанного стандарта представлено в виде системы, обеспечивающей взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Стандарт ориентирует на реализацию в практике преподавания единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения. При этом язык представлен в курсе во всем многообразии его функций, разновидностей, стилей.

В проекте примерной программы по русскому языку (стандарты второго поколения) реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме, что является важнейшим условием формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются коммуникативные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия.

Формирование функциональной грамотности базируется на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях употребления в разных условиях общения. Процесс обучения ориентирован как на формирование навыков анализа языка, способность классифицировать языковые явления и факты, так и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как:

- использование различных видов чтения;

- информационная переработка текстов;

- различные формы поиска информации и разные способы передачи её в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.

Предметные цели курса русского (родного) языка максимально приближаются к жизненным потребностям ученика, отражают жизненные ориентиры учащихся, дают им возможность научиться различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; дают возможность овладеть секретами эффективного общения, научиться осознанному отбору и организации языковых средств с целью достижения коммуникативного совершенства.


Цели изучения предмета:

- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Содержание предмета русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:

- овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения;

- формирование умения определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая (т.е. осведомлённость школьников в системе родного языка) и лингвистическая (языковедческая) (т. е. осведомлённость школьников о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарных сведениях о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

- овладение необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

- освоение основных норм русского литературного языка;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, её основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция реализуется в процессе решения следующих задач:

- осознание родного языка как формы выражения национальной культуры;

- понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка;

- освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения;

- формирование способности объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В проекте примерной программы по русскому языку (стандарты второго поколения) реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме, что является важнейшим условием формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются коммуникативные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия:

- коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);

- познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами и др.);

- регулятивные универсальные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Примерный перечень заданий, практических работ, упражнений, характерных при обучении по данной программе на протяжении всей ступени обучения:

  1. выполнение упражнений;

  2. чтение и анализ текстов;

  3. конструирование предложений;

  4. составление текстов;

  5. сочинение (рассуждение, описание, повествование);

  6. изложение (сжатое, выборочное, подробное);

  7. разные виды диктантов (распределительный, предупредительный, проверочный, словарный, контрольный, объяснительный, выборочный, графический, свободный);

  8. тест;

  9. индивидуальная работа по карточкам;

  10. работа со словарем;

  11. выполнение грамматических разборов;

  12. работа со словарем;

  13. составление схем, таблиц, шарад, кроссвордов, медиапрезентаций и т.п;

  14. синтаксическая «пятиминутка»;

  15. работа с перфокартами;

  16. игры, викторины, конкурсы;

  17. нахождение ошибок в тексте;

  18. работа над ошибками.

В процессе изучения русского языка используются следующие виды уроков: урок изучения нового материала, урок обобщения и систематизации изученного, урок с разнообразными видами заданий (комбинированный), урок-практикум, урок творчества, урок взаимообучения, урок-игра, контрольный урок, урок-презентация работ, урок развития речи.

Согласуясь с задачами урока, содержанием учебного материала, материальным обеспечением урока, степенью подготовленности учеников, использую следующие методы и приемы при организации занятий:

  • объяснительно-иллюстративные (как правило, когда содержание материала сложное);

  • методы проблемного изучения: проблемное изложение, частично-поисковые методы, исследовательские методы;

  • методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические; аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы учащихся;

  • методы стимулирования и мотивации: методы стимулирования интереса к учению; методы стимулирования долга и ответственности (убеждение, предъявление требований, поощрения, порицания);

  • методы контроля и самоконтроля;

  • методы самостоятельной познавательной активности: наблюдение, работа с книгой, конструктивные, творческие и др.);

  • методы программированного обучения (медиапрезентации, составление мини-фильмов).

Межпредметные связи учебного предмета:

В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание и рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т.п.).

Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков (подлежащее, сказуемое, член предложения и т.д.). Близкие понятия содержатся в курсе литературы, изобразительного искусства (антоним, антитеза, контраст, изобразительное средство); на уроках истории учащиеся знакомятся с архаизмами, историзмами, заимствованными словами, широко вводят их в речь; при изучении географии – с вопросами народонаселения и языковыми группами; на уроках биологии – с вопросами мышления и речи; при занятиях музыкой – со звуком, тембром, интонацией.

Используя репродукции картин известных художников на уроках русского языка, учитель опирается на те знания, которые приобрели школьники на уроках изобразительного искусства. Обучая детей писать сочинение по картине, учитель русского языка способствует их эстетическому воспитанию, учит ценить правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел художника, понимать язык этого вида искусства. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.

Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.

Организационно-содержательная модель реализации ГОС (КТП)

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений РФ (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме:

- 8 класс: 3 часа в неделю, 102 часа в год.

Учебные темы реализуются еженедельно по 3 урока согласно расписанию.
Уровень освоения ГОС учащимися по русскому языку:



Класс

Вид класса

Кол.-во

учащихся

Параметры мониторинга




«5»

«4»

«3»

ГОС

(%)

Повыш.

ГОС (%)

СОУ

(%)

Сред.балл

8 А

Общеобр.

24

-

7

17

100%

29.16%

44.2%

3.3

8 Б

Общеобр.

26

1

9

16

100%

384%

48.2%

3.4
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» icon Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа составлена на основе примерной...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» icon Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровне среднего общегообразования
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» icon Рабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 10 класса. Рабочая программа составлена на основе примерной...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» icon Рабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа разработана на основе примерной...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» icon Рабочая программа по предмету «Русский язык» 8 класс умк под редакцией...
Русский язык. 5-9 классы. Сост. Л. М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2006. Входит в образовательную область «Филология» и составляет гимназический...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» icon Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 1 класса на 2013-2014 учебный год
Умк «Чуракова Н. А. «Русский язык». 1 класс: Учебник. – М. Академкнига/Учебник, 2012 г.»
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» icon Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста»
Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» предназначена для 10 класса. Рабочая программа...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» icon Рабочая программа Мись Елены Владимировны учителя русского языка...
Конкретного оу, с опорой на авторскую рабочую программу к учебнику «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Рыбченкова...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» icon Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения»
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» предназначена для 7- 8-х классов. Рабочая программа разработана...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» icon Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения»
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» предназначена для 9 класса. Рабочая программа разработана на основе...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции