Российский рынок услуг в области связей с общественностью в 2003 году




Скачать 106.21 Kb.
НазваниеРоссийский рынок услуг в области связей с общественностью в 2003 году
Дата публикации02.10.2014
Размер106.21 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Право > Документы

Александр Чумиков,


вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб. Чумиков ПР и консалтинг», доктор политических наук, профессор
При участии редакции журнала «Советник»

РОССИЙСКИЙ РЫНОК УСЛУГ В ОБЛАСТИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В 2003 ГОДУ

В начале данного материала следует заметить: системных и полных обзоров российского рынка услуг в области связей с общественностью (паблик рилейшнз – ПР) до настоящего времени практически не было. Предпринимая попытку такого описания, мы ставим перед собой следующие задачи:

  1. Предложить формализованную методологическую модель обзора ПР-рынка в целях ее последующего использования и, разумеется, совершенствования;


  2. Показать не только рынок-2003, но и то, с чем российская ПР-отрасль подошла к 2003 году.

Употребляя наряду с «рынком» понятие «отрасль», мы хотим подчеркнуть, что будем говорить не только о коммерческой составляющей ПР, но и о проблематике образования, информирования, использования ПР в деятельности государственных организаций и т.д.


Возникновение рынка услуг в области связей с общественностью в России


Формирование российской ПР-отрасли началось на рубеже 80-х – 90-х годов XX века. Она вбирала в себя, с одной стороны, особенности агитации и пропаганды советского периода, с другой – современные ПР-теории и технологии, которые демонстрировали работающие в то время в России зарубежные ПР-структуры.

В конце 80-х – начале 90-х годов создаются первые отечественные ПР-агентства (точнее, их прообразы), среди них «Никколо М», «Имиджленд PR», «Имидж-контакт» и некоторые другие.

В 1991 году образовалась Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО) - в качестве общественной некоммерческой организации с правами юридического лица.
Ее учредителями выступили: Союз Журналистов СССР, Ассоциация работников рекламы, Торгово-промышленная палата РСФСР, Российская товарно-сырьевая биржа, Росвнешторг, Управление информации МИД СССР, МГИМО МИД СССР, Агентство экономических новостей и ряд других организаций.

Первым президентом РАСО стал декан факультета международной информации МГИМО доктор исторических наук, профессор А.Ю. Борисов.

РАСО и другие профессиональные объединения


К 2003 году РАСО являлась некоммерческим партнерством "РАСО" - связи с общественностью", число ее учредителей сократилось до трех: Союз журналистов России, МГИМО МИД РФ и Национальная рекламная ассоциация.

К этому времени (с 1997) РАСО стала членом Европейской конфедерации по связям с общественностью (CERP) и насчитывала свыше 70 корпоративных (агентства, государственные и коммерческие структуры, ВУЗы, СМИ, общественные организации) и около 20 индивидуальных членов. Президент РАСО в 2003 году – декан факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета доктор социологических наук, профессор М.А. Шишкина.

Наряду с РАСО возникают и другие профессиональные объединения. В этой связи следует упомянуть Российскую ассоциацию компаний-консультантов в сфере общественных связей (АКОС). Образованная в 1999 году шестнадцатью профессиональными ПР-агентствами, она вступила в том же году в Международную консалтинговую организация (ICO).

Инициатор создания и первый председатель АКОС - генеральный директор агентства “Имиджленд PR” В.В. Моисеева. В дальнейшем ротация председателей проводилась ежегодно, в 2003 году эту должность занимал управляющий партнер агентства «Маслов, Сокур и партнеры» М.А. Маслов.

Корпоративные субъекты ПР-рынка


Ежегодно в России возрастает число профессиональных ПР-агентств. В 2003 году в базе данных журнала о связях с общественностью и рынке ПР «Советник» значилось около 250 таких агентств, около 140 из них имели свои представительства в Интернете.

Не менее трети всех агентств базировались в Москве. Около 40 агентств являлись членами РАСО, в том числе все члены АКОС.

Подразделения по работе с информацией и связям с общественностью имели практически все крупные государственные организации. Например, в 2003 году в РАСО входили управление по информационной политике Министерства РФ по налогам и сборам, управление по связям с государственными и общественными организациями Министерства финансов РФ, пресс-служба Министерства путей сообщения, управление информации и общественных связей Федеральной службы налоговой полиции РФ и др.

Динамично развивался ПР в коммерческих структурах. К 2003 году в РАСО вступили ПР-департаменты таких компаний, как «Алроса», «Лукойл», «Филип Моррис», «Проктер энд Гэмбл»; банков «Газбанк», «Газпромбанк», «Импэксбанк», «Санкт-Петербург» и др.

Необходимо также отметить, что российские ПР-специалисты и структуры к 2003 году неплохо вписались в соответствующий сегмент международного рынка. Это выразилось, с одной стороны, в том, что число иностранных специалистов, работающих в российских отделениях международных корпораций, сократилось за счет прихода на их места россиян; с другой, - отечественные ПР-агентства вошли в крупные международные сетевые агентства. Среди них «Имиджленд Edelman PR», «Р.И.М. Портер Новелли», «Маслов, Сокур и партнеры» (эксклюзивный представитель компании «Ketchum» в России и странах СНГ) и некоторые другие.
ПР в регионах

К 2003 году московский ПР по-прежнему доминировал, однако российский ПР перестал быть только московским. Причем, если активное возникновение ПР-агентств в регионах началось уже с середины 90-х годов, то в начале 2000-х этот процесс приобрел новые структурные формы: созданы Северо-Западное и Уральское отделения РАСО (формирования на уровне федеральных округов), а также Нижегородское, Саратовское, Волгоградское и Ивановское представительства РАСО (формирования на уровне субъектов РФ).

Кроме того вне РАСО возникли самостоятельные региональные профессиональные объединения: Поволжская ассоциация специалистов по связям с общественностью, Оренбургская ассоциация развития связей с общественностью, Красноярская ассоциация по связям с общественностью, Южно-Уральская ассоциация специалистов по связям с общественностью, Тюменская ассоциация специалистов по связям с общественностью.

Образование в области ПР

Московский государственный институт международных отношений (МГИМО - Университет МИД РФ) – первый ВУЗ, начавший готовить студентов по специальности «связи с общественностью», их первый выпуск состоялся в 1994 году.

К 2003 году количество российских ВУЗов, имеющих лицензию по специальности «связи с общественностью», возросло до 108; в этом же году ВУЗы выпустили не менее тысячи дипломированных ПР-специалистов.

Еще в десятках ВУЗов «связи с общественностью» преподавались в качестве обязательной дисциплины.

Действовали многочисленные негосударственные центры, в которых осуществлялась краткосрочная подготовка ПР-специалистов, в их числе – Образовательный центр им. С.Д. Беленкова в структуре РАСО (с 2002 года).
Практические специалисты

Поскольку официальной статистики в области наличия, а также соотношения спроса и предложения на практических специалистов в области ПР не ведется, обратимся к исследованиям, проведенным журналом «Советник» в 2002 году.

Они показывают, что на каждую предложенную вакансию в ПР-структуре (имеется в виду наиболее распространенная вакансия ПР-менеджера) претендовали около трех соискателей.

При этом требуемый и предлагаемый возраст, примерно, совпадал и располагался на уровне «вилки» от 21-23 до 45 лет.

Среди соискателей (равно как и среди выпускников профильных ВУЗов) преобладали женщины (1:1,5), однако для работодателей пол в большинстве случаев не имел значения.

В то же время стандартным требованием являлось наличие высшего образования (не обязательно в области связей с общественностью, но преимущественно гуманитарного), компьютерная грамотность, знание английского языка.

Предлагаемая и запрашиваемая зарплаты составляли, в зависимости от опыта работы, от 300 до 1000 долларов.

Ключевые корпоративные мероприятия

С 1996 года в Москве по инициативе РАСО (обычно в феврале) проводится ежегодный цикл мероприятий (фестиваль) под общим названием «Дни ПР».

В 2003 году в фестивале, наряду с российскими и зарубежными ПР-специалистами, приняли участие представители исполнительной и законодательной власти, крупных коммерческих структур, известные политики и бизнесмены.

Главными событиями фестиваля стали международная конференция "Связи с общественностью в процессе укрепления репутации России", круглые столы "ПР: образование и профессия",
"Электоральные тенденции нового политического сезона", Всероссийский день политконсультанта.

В 2003 году впервые в самостоятельный блок корпоративных ПР-мероприятий федерального уровня выделена «Студенческая ПР-неделя». Акции Недели (конкурс молодежной ПР-публицистики, презентации студенческих проектов, семинары, мастер-классы, конференции) прошли в Москве, Воронеже, Твери, Екатеринбурге, Красноярске и ряде других российских городов.

С 2001 года в Санкт-Петербурге проводится Международный форум ПР-специалистов «The Baltic PR Weekend». В 2002 году его тема формулировалась так: "Основные тенденции и перспективы развития ПР в странах Балтийского региона".
Конкурсы

К 2003 году в России сложилась разветвленная система ПР-конкурсов. Первым из них стал конкурс (Национальная премия в области развития связей с общественностью) "Серебряный Лучник", который проводится начиная с 1997 года по инициативе председателя совета директоров "Р.И.М. Портер Новелли" И.В. Писарского.

В 2002 году учрежден Попечительский совет премии, в состав которого вошли представители крупнейших компаний, государственных органов и общественных организаций: ОАО "БАТ-ЯВА", ОАО "ЛУКОЙЛ", "Группы ИМА", Холдинговой компании "Интеррос", ОАО "Ростелеком", Министерства РФ по связи и автоматизации, АКОС, РАСО, ГРОС, Управления пресс-службы Президента РФ.

С этого времени Национальная премия в области развития связей с общественностью "Серебряный Лучник" является самостоятельным юридическим лицом с бюджетом, формирующимся из взносов членов Попечительского совета и привлеченных спонсорских средств.

Национальной премией отмечаются авторы наиболее интересных работ, профессионалы, внесшие существенный вклад в развитие связей с общественностью, лица, использующие PR-методы в своей политической, общественной, профессиональной деятельности. Победителям в каждой номинации вручается диплом и статуэтка "Серебряный Лучник". Агентства и авторы, занявшие высшие позиции в рейтинге, награждаются дипломами. Денежного вознаграждения не предусмотрено.

В 2002 году конкурс «Серебряный Лучник» проводился в шестой раз, награды победителям вручались по таким номинациям, как «Лучший ПР-проект» (три премии); «Регион, в котором эффективно развиваются связи с общественностью»; «ПР-персона года» (награждается политик, государственный или общественный деятель); «Лучшее издание, Интернет-сайт, освещающие вопросы развития связей с общественностью»; «Лучшая работа по теории ПР» (научная, учебная и популярная литература).

«Младшим братом» «Серебряного Лучника» стал Открытый Всероссийский конкурс студенческих работ в области развития связей с общественностью "Хрустальный Апельсин". Конкурс учрежден в 1998 году РАСО, МГИМО, МГУ им. М.В. Ломоносова, Московским государственным университетом культуры и искусств. Неизменную организационную поддержку конкурсу оказывает Учебно-консультационный центр «Арт & Имидж» (У.В. Зеленова, А.С. Некрашевич).

В 2002 году конкурс проводился в четвертый раз и проходил под патронажем Министерства труда и социального развития РФ.

Отборочные региональные туры "Хрустального Апельсина" прошли в 30 регионах России, на конкурс представлено около 600 проектов, из которых к третьему, итоговому туру, по решению Экспертного совета было допущено 135 работ. Статуэтки хрустальных апельсинов и дипломы вручались в таких номинациях, как
"Связи с общественностью для государственных структур",
"Связи с общественностью в социальной сфере", "Аналитическая работа в области связей с общественностью", "Связи с общественностью для коммерческого сектора", "Связи с общественностью в сфере науки, культуры, искусства, спорта и шоу-бизнеса", "Связи с общественностью для силовых структур", "Связи с общественностью в международной сфере", "Политические и избирательные технологии".

Сформировался целый ряд региональных ПР-конкурсов, в их числе: «PRоба» (Санкт-Петербург, Северо-Западный федеральный округ), «Белое крыло» (Екатеринбург)», "PR-персона года" (Нижний Новгород), "PеRвое танго" (Красноярск).

Выставки


В 1999 году в Москве впервые проведена выставка «ПР, консалтинг, выборные технологии». Аналогичные выставки прошли в 2000, 2001, 2002 годах. В каждой из них принимали участие несколько десятков субъектов ПР-рынка, главным образом – ПР-агентства.

В 2003 году выставка не проводилась.
Рейтинги

В 1999 году журналом «Советник» и исследовательским центром «РОМИР» впервые проведено исследование рейтинга профессиональных российских ПР-агентств. Исследования повторены в 2000, 2001 и 2002 годах. В 2003 году исследование рейтинга не проводилось.

Среди агентств, которые в большинстве случаев входили в десятку сильнейших по категории «политический ПР», - «Никколо М», «Имидж-контакт», «Фонд эффективной политики», «Новоком», «PR-center», Фонд “Центр политических технологий», «Р.И.М.», «Паблисити PR», «Международный пресс-клуб. Чумиков ПР и консалтинг».

В категории бизнес-ПР лучшими чаще всего назывались агентства «Михайлов и партнеры», «Имиджленд Edelman PR», «Никколо М», «Р.И.М.», «Имидж-контакт», «Международный пресс-клуб. Чумиков ПР и консалтинг», «PR-Center», «Маслов, Сокур и партнеры».
Издания

К 2003 году главным источником информации о ПР-отрасли являлся Интернет. В числе ведущих сайтов, на которых эта информация получала отражение, www.sovetnik.ru, www.black.pr-online.ru, www.7st.ru, www.soob.ru, www.conf.prnet.ru, www.utro.ru, www.raso.ru, www.pressclub.host.ru, www.pr-dialog.com, www.rwr.ru, www.strana.ru, www.advertology.ru, www.prnews.ru.

Второй по значимости источник информации - специализированные СМИ. Доминирующее место здесь к 2003 году занимал журнал «Советник» (равно как и портал www.sovetnik.ru). Вслед за ним шли журналы "Со-общение", "PR-диалог", газета "Рекламный мир", бюллетень "Новости СМИ", газеты "PR-news" и "Индустрия рекламы", журналы "Рекламодатель" и "Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations".

К 2003 году издано значительное число книг по ПР-проблематике на русском языке (оригинальные и переводные). Так, в фондах ПР- библиотеки (www.pr-club.com) таких книг, изданных в период с 1991 года, насчитывалось около 150.

Наибольшей популярностью пользовались книги Г.Г. Почепцова (в 2003 году Г.Г. Почепцов – начальник управления стратегических инициатив администрации Президента Украины) и А.Н. Чумикова (в 2003 году А.Н. Чумиков – генеральный директор Агентства «Международный пресс-клуб. Чумиков ПР и консалтинг»).

Заслуживает внимания издательский проект консалтинговой группы «Имидж-контакт», в рамках которого к 2003 году выпущено около 10 книг ведущих зарубежных специалистов по ПР в русском переводе.

Сертификация


В 2000 году по инициативе РАСО создан Общественный комитет по профессиональной сертификации (ОКС) в области связей с общественностью, в состав Комитета также вошли представители ряда других профессиональных организаций; принят Кодекс
профессиональной сертификации.

К 2003 году ОКСом выдано около 100 сертификатов, в том числе более 30 – организациям и более 60 – физическим лицам.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российский рынок услуг в области связей с общественностью в 2003 году icon«Особенности pr деятельности по продвижению детской литературы»
В данной ситуации издательствам, выпускающим детскую литературу, приходится признать важность связей с общественностью для своего...

Российский рынок услуг в области связей с общественностью в 2003 году iconКнига предназначена предпринимателям и маркетологам компаний, работающих...

Российский рынок услуг в области связей с общественностью в 2003 году iconАксиология политического брендинга россии
М. П. Бочаров, вице-президент Академии политической науки, зам гендиректора мпк, зав кафедрой связей с общественностью мабиУ, доктор...

Российский рынок услуг в области связей с общественностью в 2003 году iconКнига представляет практический интерес для всех кто работает или...
Королько В. Г. Основы паблик рилейшнз. М., "Рефл-бук", К.: "Ваклер" 2000. 528 с

Российский рынок услуг в области связей с общественностью в 2003 году iconСвязи с общественностью
Отношения с госструктурами. Взаимодействие с местными органами управления и местной общественностью

Российский рынок услуг в области связей с общественностью в 2003 году iconА. Ю. Шевчук Российский рынок труда: история и современность
В условиях трансформации российской экономики остаются актуальными проблемы поиска закономерностей развития и направлений регулирования...

Российский рынок услуг в области связей с общественностью в 2003 году iconПресс-конференция по итогам заседания Экспертного совета мониторинг...
Техническое задание на выполнение на территории Республики Беларусь работ и оказание услуг, связанных с присуждением и вручением...

Российский рынок услуг в области связей с общественностью в 2003 году iconАдминистрация Курской области Совет молодых ученых и специалистов Курской области
Курской области, комитет транспорта и связи Курской области, Совет молодых ученых и специалистов Курской области. Официальными партнерами...

Российский рынок услуг в области связей с общественностью в 2003 году iconРасул гамзатов 1923-2003
Дагестанского радиокомитета. В 1945—1950 гг. Расул Гамзатов учился в Московском литературном институте имени М. Горького. После его...

Российский рынок услуг в области связей с общественностью в 2003 году iconПензенской области приказ
Пензенской области в 2014 году, руководствуясь Положением о Министерстве образования Пензенской области, утверждённым постановлением...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции