Скачать 309.68 Kb.
|
Программа факультативного курса «История становления российской государственности в IX-XVI веках» для учащихся 6 класса. Шахова Елена Владимировна, учитель истории и обществознания МАОУ г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа №25» Elenavshakhova@gmail.com Научный руководитель: Морозова Ольга Евгеньевна, к.ф.н., доцент кафедры гуманитарного образования ВИПКРО. Рецензенты: Рогачева Елена Юрьевна, д.п.н., профессор кафедры педагогики ВлГУ; Михайлова Светлана Викторовна, методист кафедры гуманитарного образования ВИПКРО. Пояснительная записка. Общеобразовательная школа сегодня работает в условиях становления новой российской государственности, с адекватным современному уровню развития общества цивилизованных институтов государственного управления и местного самоуправления. Формирование правовой грамотности учащихся, готовящихся в скором будущем выполнять свои гражданские обязанности и пользоваться конституционными правами, быть ответственными за свои поступки – одна из основных задач современной общеобразовательной школы. Актуальность данного курса заключается в необходимости углубления знаний об истории становления и проблемах современного развития российского государства, развитии его правовой, социально-экономической системы, функционировании институтов гражданского общества, а также формирование политической культуры и социальной активности учащейся молодежи. Правовую и политическую культуру современного российского школьника целесообразно формировать поэтапно, начиная с основной школы, с опорой на ценности исторического прошлого нашего государства. В связи с тем, что историю России школьники начинают изучать с 6 класса, одной из составных частей правового обучения и воспитания могут стать дополнительные занятия по истории государства и права России, где вопросам развития форм и типов государства, правовых систем будет уделено особое внимание. Периодизация этого курса основана на учете знаний, получаемых в соответствии с программой по истории и этапов существенных изменений в функционировании политического уклада России и его правовых норм. В соответствие с таким подходом курс разделен на три периода:
Данный курс рассчитан на 34 учебных часа. Преподавание осуществляется на основе системно-деятельностного подхода. Курс практико ориентированный, пятьдесят процентов учебного времени выделяется на работу с историческими источниками и проектную деятельность. Каждый контент предполагает разнообразные виды деятельности обучающихся: работу с лекцией по заявленной теме, изучение исторического источника и создание собственного продукта, который может быть представлен рисунком, схемой, самостоятельно сформулированными вопросами в процессе изучения исторического документа, презентацией на бумажном или электронном носителях. В качестве источников ученикам предлагаются исторические тексты в соответствии с возрастными особенностями. Это могут быть описания обычаев, тексты договоров, законов, судебных решений, княжеских уставных грамот. Из наиболее крупных и значимых памятников данного периода русской истории детям предлагаются «Русская правда» и Судебник 1497 года, поэтому при их изучении уместно использовать технологию группового учебного проекта с дальнейшей презентацией своей работы перед одноклассниками, которые не посещают факультативные занятия. Метод проекта в данном случае подразумевает совместное изучение с учащимися исторических документов, разделение их на группы и подготовку компьютерных презентаций по индивидуальным учебным проектам с их дальнейшим комментированием и совместной групповой оценкой в соответствии с требованиями (см. приложение). Цель курса. Главной целью курса «История становления российской государственности в IX-XVI веках» является повышение правовой грамотности учащихся, готовящихся в скором будущем выполнять свои гражданские обязанности и пользоваться конституционными правами, быть ответственными за свои поступки; формирование российской гражданской идентичности молодого поколения. Задачи:
Статус документа: Программа составлена с учетом требований Федерального компонента Государственного образовательного стандарта 2004 года, на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г., и на основе нормативных документов:
Основной формой организации образовательного процесса является - классно-урочной форма. Уроки, как правило, проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ. Используются следующие формы учебной работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Реализация рабочей программы рассчитана на использовании в учебном процессе таких форм и методов обучения: интерактивное и личностно-ориентированное обучение, метод проектов, системно- деятельностный подход, проблемный метод. Механизмом формирования ключевых компетенций обучающихся в ходе реализации рабочей программы является: внедрение в процесс обучения интерактивных технологий (проектной, дискуссия, IT — технологий и т.д.), современных приемов и методов обучения. Предполагаемые результаты обучения овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции. Это предполагает: - освоение знаний об основных исторических и правовых понятиях указанного периода, об основных этапах развития российской государственности; - овладение умениями ориентироваться в информационной среде; использовать современные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных исторических данных; применять полученные знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов; - стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации. Курс должен способствовать формированию у учащихся следующих знаний и умений :
Примерное планирование курса «История формирование российской государственности в IX-XVI веках» для учащихся 6 класса.
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО курса «История становления российской государственности в IX-XVI веках» для учащихся 6 класса. Тема 1. Введение. История русского государства и права(1 час). Возникновение и развитие российского государства и права на основе общих закономерностей развития человеческого общества. История государства и права как историческая и юридическая наука. Право и закон. Исполнение законов. Норма права. Тема 2. Древнерусское государство и право (IX-XIIвв.) (14 часов). Образование Древнерусского государства. Раннефеодальная монархия. Общественный строй. Категории населения. Государственный строй. Система органов управления. Ярослав Мудрый и его внутренняя политика. Возникновение и развитие древнерусского государства и права. "Закон русский". Церковные уставы. Договоры Руси с Византией. Русская правда - правовой документ (памятник права). Источники, княжеские уставы. Редакции. Основные черты частного права. Привилегии князей и бояр, статус свободного и городского населения; смерды, закупы, холопы. Термин «гражданское право». Охрана права собственности. Обязательства. Договоры купли-продажи, займа, хранения имущества, личного найма Наследование по закону и по завещанию. Судебные органы. Преступление и наказание. Преступление как причинение ущерба определенному лицу. Виды преступлений. Виды наказаний Тема 3 Феодальные государства на территории Руси. Золотая Орда (XII-XIVвв.) (6 часов). Государство и право Руси в период феодальной раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество. Расширение феодального землевладения. Рост экономического могущества местных феодалов. Слабость и нерегулярность торговых связей. Политический сепаратизм местных князей. «Русская Правда» как источник права в период феодальной раздробленности. Основные черты государственного строя и права Новгородской и Псковской феодальных республик. Договорные грамоты и княжеские уставы. Новгородская и Псковская судные грамоты. Имущество недвижимое (отчина) и движимое (живот). Доказательства и свидетельства. Государство и право Золотой Орды. Грамоты, ярлыки. Собрание монгольских законов и обычаев – Великая Яса. Правовые, нравственные и религиозные нормы. Жестокость наказаний. Смертная казнь. Тема 4. Московская Русь и развитие права ( XV-XVIвв.). (12 часов) Образование русского централизованного государства. Исторические источники периода образования централизованного государства – общерусские летописные своды митрополитов Киприана и Фотия. Общественный и государственный строй Московской Руси. Князь, бояре и дворяне. Городское население. Крестьяне: черносошные, дворцовые и частновладельческие. Боярская Дума. Приказы. Система кормления Наместники и волостели. Особенности судебной системы. Развитие права в централизованном государстве. Нормативно-правовой акт как источник права. Двинская и Белозерская уставные грамоты. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей. Иван III. Освобождение от ордынского ига. Присоединение земель. Создание единого по территории государства. Укрепление политического единства. Усиление централизованной власти. Судебник 1497 года. Усиление власти великого князя. Появление понятия судебных инстанций. Определение преступления («лихое дело»). Ответственность должностных лиц. Признание общественной опасности преступлений. Виды преступлений и наказаний. Формы судебного процесса. Право обжаловать приговор. Розыск. Возмещение причиненного ущерба. Срок исковой давности. Тема 5. Значение норм права для формирования легитимного государства (1час). Развитие Российского государства и права в общем русле мировой цивилизации. Рекомендации по оснащению учебного процесса Учебно-методическое обеспечение: Сахаров А.Н.. История России с древнейших времен до конца XVI века. М.: «Просвещение», 2010. История государства и права России /Клеандрова ВМ.., Мулукаев Р.С.; под ред. Ю. П. Титова. - Москва: Проспект, 2012 Литература (для учителей и учащихся): Бушуев С., Миронов Г. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. IX-XVI вв. — М., 1991. Горский А. А. Москва и Орда. — М., 2005. Горский А. А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. — М., 2004. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). — М., 2001. Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.). — М., 2001. Древняя русская летопись в переложении С. М. Соловьева для детей. — М., 1996. Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е. А. Мельниковой. — М., 1999. Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времен Ивана Грозного. — М., 1982. История государства Российского: Жизнеописания. IX-XVI век. — М., 1996. История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. Х-XIV вв. / Автор-соcтавитель Г.Е. Миронов. — М.,1996. История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. XV-XVI вв. / Автор-соcтавитель Г.Е. Миронов. — М.,1998. История России с древнейших времен до конца XVII века / Под ред. Л.В. Милова. — М., 2006. Кульпин Э. С. Золотая Орда. — М., 2007 Кучкин В. А. Русь под игом: как это было. — М., 1991. Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X—XIV вв. — М., 1984. Петрухин В. Я., Беляев Л. А. Русь в Средние века. — М., 2002. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. — М., 1993. Свердлов Б. М. Общественный строй Древней Руси в русской исторической науке XVIII-XX вв. — СПб., 1996. Скрынников Р. Г. Русская история IX-XVII веков. СПб., 2006. Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. — М.; СПб., 1995. Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. / Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. Т. 1. — М, 1994. Янин В. Л. Очерки истории средневекового Новгорода. — М., 2008. Интернет-ресурсы по истории России до конца XVI в.: Библиотека Исторического факультета МГУ. Раздел «Россия до XVIII в.»: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm. Библиотека Хроноса http://www.hrono.info/literatura.html Библиотека литературы Древней Руси: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2070 (на сайте Института русской литературы РАН —«Пушкинского дома»). Восточная литература: http://www.vostlit.info/. Древнерусская литература: http://old-russian.narod.ru/.Коллекция исторических документов http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp Государственный Архив РФ http://www.statearchive.ru/384 Радзивилловская летопись с иллюстрациями: http://radzivil.chat.ru/. Рукописные памятники Древней Руси: http://www.lrc-lib.ru Русский город: http://www.russiancity.ru/. Фундаментальная архитектурно-краеведческая библиотека, очень много редких материалов. ОБОРУДОВАНИЕ 1.Мультимедийный проектор 2.Компьютер 3.Интерактивная доска. |
Программа курса для студентов Москва 2007 Введение Он охватывает период с древнейших времен до наших дней и сосредоточивает внимание на вопросах становления и развития российской государственности:... |
Учебно-методический комплекс дисциплины «Отечественная история» Охватывает период с древнейших времен до наших дней и сосредоточивает внимание на вопросах становления и развития российской государственности:... |
||
Программа факультативного курса по подготовке к гиа Результаты сдачи гиа девятиклассниками* напрямую зависят от грамотно спланированной подготовки учащихся. Для достижения максимального... |
Кадетское братство, отчизна и честь! Великой Отечественной воспринимается нами с особой остротой как святыня, как единственный всенародный государственный праздник. Этапы... |
||
Рабочая программа по курсу «история» 7 класс Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001г. Курс «Новая история 1500-1800 гг.»;... |
Рабочая программа факультативного курса для 11 классов Данная программа позволит подготовить учащихся к сознательному выбору профиля. Программа рассчитана на 2013-2014 учебный год в количестве... |
||
Смоленский промышленно-экономический колледж Особенности становления цивилизации в Восточной Европе. Взаимодействия славян и степных кочевников. Норманны, финны и славяне. Версии... |
Смоленский промышленно-экономический колледж Особенности становления цивилизации в Восточной Европе. Взаимодействия славян и степных кочевников. Норманны, финны и славяне. Версии... |
||
Смоленский промышленно-экономический колледж Особенности становления цивилизации в Восточной Европе. Взаимодействия славян и степных кочевников. Норманны, финны и славяне. Версии... |
Авторская программа факультативного курса для школ при иу «Произведения... ... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |