Перед теоретическими сведениями и после них даются вопросы, которые нацеливают на внимательное чтение и проверяют понимание прочитанного текста




Скачать 1.88 Mb.
Название Перед теоретическими сведениями и после них даются вопросы, которые нацеливают на внимательное чтение и проверяют понимание прочитанного текста
страница 1/14
Дата публикации 29.09.2014
Размер 1.88 Mb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Право > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Урок 1. Родной язык (§1).
Цели урока: 1) повторить сведения об особенностях структуры учебника и основных типах упражнений и дать представление о содержании курса русского языка в шестом классе; 2) повторить известные учащимся высказывания о русском языке и совершенствовать умение проводить смысловой анализ текста-высказывания на лингвистическую тему; 3) углубить представление о речевом этикете как правилах речевого общения.
I. Знакомство с учебником.


  1. Рассмотрение обложки, форзацев, титульного листа.

  2. Просмотровое чтение оглавления. Организуя эту работу, предложим вопросы и задания, позволяющие учащимся попутно вспомнить известные им сведения: 1) Назовите разделы лингвистики, изучение которых вам предстоит в этом учебном году. Какие ещё разделы науки о языке вы изучали в 5-ом классе? 2) Перечислите части речи, которые изучаются в 6-ом классе в разделе «Морфология». Сведения о каких ещё частях речи вам известны?

На этом этапе также обращаем внимание учащихся на то, что:

  • материал по каждой части речи, изучаемой в 6-ом классе, организуется одинаково: общее значение, словообразование, правописание, морфологические признаки (постоянные и непостоянные), синтаксическая роль и правила употребления в речи;

  • в приложении даются словарики, каждый из которых имеет своё назначение, и планы языкового разбора.

  1. Восстановление в памяти сведений о значении условных обозначений, а также об организации и предъявлении материала в параграфах учебника. Поможем пятиклассникам вспомнить:

  • перед вступительным параграфом и в начале каждого раздела даются эпиграфы, назначение которых -- раскрыть цель изучения каждого раздела и подчеркнуть его важность, отмеченную писателями-классиками или известными лингвистами;

  • используются специальные рубрики, с помощью которых вводится теория («Теоретические сведения», «Знайте и применяйте!», «Обратите внимание!»);

  • перед теоретическими сведениями и после них даются вопросы, которые нацеливают на внимательное чтение и проверяют понимание прочитанного текста;

  • на планках дана информация, разъясняющая значение и происхождение лингвистических терминов;

  • выделяются специальные типы упражнений: «Пишем творческую работу» (сочинение-миниатюра, сочинение, изложение-миниатюра, изложение), «Проводим наблюдение», «Русский язык на других уроках» («Язык и литература», «На уроке иностранного языка», «На уроке истории», «На уроке математики»), «Речевой этикет», «Конкурс художников», «Устное высказывание», «Орфографический минимум»;

  • в учебнике есть репродукции картин (см. часть 3), большое количество рисунков, фотографий (учащиеся пробуют определить их назначение в книге).


II. Родной язык (упр.1).
В ходе беседы по высказыванию А. Н. Толстого попросим ребят назвать качества родного языка, которыми восхищается писатель: выразительность, точность, благозвучие и богатство.




Учебная игра. «Соревнование рядов».
Предложим учащимся вспомнить известные им высказывания о русском языке, прочитать их выразительно наизусть и сформулировать главную мысль (упр. 1(2)). Предоставим ребятам время для подготовки (2-3 минуты), предупредив, что баллы будут начисляться за точность и выразительность прочтения и за умение точно определить идею.

В слабом классе, после того как будет предоставлено время для цитирования, напомним ребятам те высказывания, которые обсуждались в ходе изучения курса 5-го класса, и предложим назвать автора.
Пред нами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его (Н. В. Гоголь).

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок… (Н. В. Гоголь).

Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей (М. Горький).

Нет ничего такого в окружающей нас жизни, чего нельзя было бы передать русским словом (К. Г. Паустовский).
III. Речевой этикет как правила общения (упр. 2, устно – упр. 3).
Постараемся так организовать беседу, чтобы в ответах ребят были выражены мысли о том, что речевой этикет помогает установить между людьми доброжелательные отношения, проникнутые уважением и доверием. Отметим, что следующие правилам этикета люди внимательно относятся к своим собеседникам, стремятся понять их и никогда не произнесут тех слов, которые могут оскорбить человека.
Д. з.: упр. 3 (письменно).
Резерв – упр. 4.

В ходе обсуждения принятых на Руси норм языка подведём шестиклассников к выводу, что эти нормы требовали внимательного отношения к выбору слова, так как слово обладает великой силой («отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напасти избавит»). Древний свод правил -- «Домострой» -- призывал следить за своей речью, произносить только такие высказывания, которые соответствуют этикету и способствуют добрым делам.


Уроки 2-3. Функциональные разновидности языка (§2).
Урок 2. Речевая ситуация. Функциональные разновидности языка.
Цели урока: 1) повторить и углубить сведения учащихся о речевой ситуации; 2) формировать понятие о функциональных разновидностях языка.
I. Речевая ситуация (ситуация общения) (упр. 5).
Поможем ребятам составить высказывание по схеме упр. 5: Речевая ситуация – это ситуация, в которой происходит общение. Чтобы описать речевую ситуацию, мы должны назвать цель общения (общение, сообщение и воздействие) и условия, в которых оно происходит: место общения (официальная или неофициальная обстановка) и количество собеседников (два или более). После этого организуем беседу, в ходе которой подробно разъясняем термины «неофициальная обстановка», «официальная обстановка».
III. Функциональные разновидности языка (работа с текстом на с. 5-6, упр. 6; чтение и анализ текста на с. 7-8, упр. 7).
{ф} Чтобы помочь шестиклассникам в ходе работы с вопросами перед текстом на с. 5-6 вспомнить сведения о разговорной и книжной речи, а также языке художественной литературы, можно предложить им тренировочное упражнение.

Задание. Опишите речевые ситуации, в которых могут быть использованы данные тексты. Сделайте вывод о принадлежности текста к определённому стилю речи (к одному из книжных, к разговорному).

1) Утро. С гор ласково течёт запах цветов. Только что взошло солнце. На листьях деревьев, на стеблях трав еще блестит роса. Дорога кажется мягкой, как бар­хат, и хочется погладить ее рукой.

(По М. Горькому)
2) -- Ты, Санёк, когда в воротах стоишь, по сторонам не зевай.

-- Когда я зевал-то? Я такие мячи беру, что тебе и не снилось!
4) Морфология – это раздел лингвистики, который изучает слова как части речи. Морфология и синтаксис составляют грамматику.
5) Пропала собака породы пудель. Шерсть чёрная, коротко стриженная, на конце хвоста кисточка. Собака отзывается на кличку Лапси. Знающих о местонахождении Лапси просим сообщить по телефону 938-77-53.
После внимательного чтения текста на стр. 5-6 можно предложить учащимся такой вид работы, как письмо по памяти с последующей самопроверкой. Задание можем сформулировать следующим образом.
Задание. Используйте возможности зрительной памяти: в течение двух минут внимательно рассмотрите схему на с. 6, а затем закройте учебник и попытайтесь воссоздать эту схему в тетради. После этого откройте учебник и проверьте, как вам удалось справиться с заданием. Если нужно, внесите исправления.

После просмотрового чтения текста на с. 7-8 учащиеся читают текст внимательно и в ходе совместной работы составляют его план.

Можно предложить разные виды работы с микротемами данного текста: 1) составить схему, излагающую содержание первой микротемы, и охарактеризовать по этой схеме каждую из функциональных разновидностей языка и каждый стиль речи; 2) используя содержание текста, заполнить следующую таблицу:




1) Разговорная речь

2) Научный стиль

3) Официально-деловой стиль

4) Публицистический стиль

5) Язык художественной литературы

Цели общения

Условия общения

Типичные языковые средства


3) подготовить подробный пересказ одной из микротем и сопроводить примером текста или его фрагмента из любого учебника или книги, которыми сейчас располагает ученик.

В слабом классе при выполнении упр. 7 поможем ребятам обнаружить приметы разговорной речи: использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (доченька), новообразований (помазка), частиц (ну и что, всё равно), вопросительных предложений, простых по структуре, предложения с обращением. Сама диалоговая форма чаще всего используется именно в разговорной речи.
Д. з.: 1) пересказ текста (с. 5-6); 2) зад. на с. 7; 3) индив. зад. – упр. 8, 9.


Урок 3. Функциональные разновидности языка и стили речи.
Цель урока: 1) закреплять представление о функциональных разновидностях языка и стилях речи; познакомить с инструкцией как образцом официально-делового стиля; 2) восстановить в памяти учащихся сведения о порядке проведения пунктуационного анализа предложения и потренировать в его проведении.
I. Функциональные разновидности языка (повторение) (проверка домашнего задания).
Вслабом классе и в классе средней успеваемости предложим с целью закрепления знания теоретических сведений о функциональных разновидностях языка фронтальный опрос, сопровождаемый подробными пояснениями учителя: 1) Что такое речевая ситуация? 2) О чём нужно рассказать, чтобы описать речевую ситуацию? 3) С какой целью может происходить общение? 4) Что включает в себя понятие «условия общения»? 5) Какое место общения можно считать официальной обстановкой? А неофициальной обстановкой? 6) Каково значение слова функциональный? 7) Перечислите функциональные разновидности языка. 8) По каким признакам различают функциональные разновидности языка? 9) Опишите речевую ситуацию, в которой используется разговорная речь.

Затем предложим учащимся повторить содержание текста на с. 7-8, пересказать одну из микротем и ответить на дополнительные вопросы одноклассников.

По усмотрению учителя может быть проведена работа по тренировке в определении функциональной принадлежности текста.
Задание. Послушайте тексты и определите их принадлежность к определённой функциональной разновидности языка или определённому стилю речи. Свою точку зрения обоснуйте.
1) – Вставай, лентяй! Я ведь не посмотрю на то, что ты мой младший брат, сейчас как вылью на тебя стакан холодной воды! Кто обещал бабушке помочь? Что ты там мычишь, соня? Глаза слипаются? Нечего было до двенадцати мультики смотреть!
2) Ряд взаимосвязанных событий, которые развиваются от завязки к кульминации и развязке действия, называется сюжетом произведения.

Слово сюжет в переводе с французского означает содержание. Когда мы говорим о содержании художественного произведения, то имеем в виду события, их связь, то есть сюжет.

(Из учебника по литературе, авторы М. А. Снежневская, О. М. Хренова)
3) Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга.

В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. [Так же как в море, над лугами дуют свежие ветры и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей.]

(К. Г. Паустовский)
4) Ребята! Будьте внимательны к тем, кто рядом с вами. Оглянитесь вокруг: может быть, кто-то нуждается сейчас в вашей помощи. Не откладывайте добрые дела на завтра, щедро дарите людям душевное тепло, и тогда мир станет лучше!
Один из текстов (например, третий) можно предложить учащимся в качестве диктанта «Проверяю себя».
II. Инструкция как образец официально-делового стиля речи. Основные группы пунктуационных правил (повторение) (упр. 10, 11, устно – упр. 13).




В сильном классе попросим учащихся попытаться сформулировать определение понятия «инструкция». Подведём учащихся к примерно следующему определению:

Инструкция – свод (совокупность) правил, которые устанавливают порядок и способ выполнения каких-либо действий.
Вслабом классе упростим определение: инструкция -- правила выполнения каких-либо действий.

Думаем, полезно будет также ещё раз пояснить для учащихся значение понятия «стандартный» -- «сделанный по образцу».
Организуя работу со второй частью задания упр. 10, поможем учащимся выстроить высказывание примерно следующего содержания:

Текст является образцом официально-делового стиля речи, так как целью его является сообщение сведений, которые будут использованы на практике: цель текста – проинструктировать всех, кто пользуется письменной речью. Этот текст используется в учебной литературе. Ему свойственны такие стилевые черты, как точность, краткость, логичность, объективность, официальность. Используются побудительные по цели высказывания предложения, осложнённые рядами однородных членов, а также сложносочинённые предложения. Так как это инструкция, которая предлагается в школьном учебнике, используются лингвистические термины.

После пунктуационного и орфографического анализа текста упр. 11 учащиеся определят его тип – описание и обоснуют свою точку зрения: в тексте описывается наша планета глазами инопланетян, и с этой целью используются предложения с рядами однородных членов, сравнительные обороты (как шрамы, как змеи), яркие прилагательные (огромный (океан), удивительное (разнообразие), обширные (равнины)) и глаголы (окутывать, извиваться). Возможные заголовки – «Наша планета», «Живая планета», «Земля принимает гостей».



В слабом классе в случае затруднения учеников при составлении текстов разных стилей предложим послушать готовые образцы и определить их стилевую принадлежность. Обратим внимание ребят на использование характерных для каждого конкретного стиля языковых средств.

1) -- А всё-таки я не могу понять, что же такое дождь!

-- Дождь – это водичка!

-- А, значит, дождь льётся из крана?

-- Нет, дождик капает из тучки!

-- Дождь – это водичка, которая капает с неба?

-- Выходит, что так!

2) Дождь – это прозрачные капли, тонкие струйки или блестящие потоки воды, льющиеся с неба. В летнюю жару всё живое ждёт прохладного, освежающего ливня, а в осеннюю сырость мы прячемся даже от моросящего дождя под зонтиками.

3) Дождь – это атмосферные осадки в виде воды.
Д. з.: на выбор: упр. 12 (письменно) или упр. 13.

Русская орфография как система правил

(12 часов)

Уроки 4-9. Правописание корней.
Урок 4. Орфография как система правил. Основной закон орфографии.
Цель урока: 1) повторить и обобщить сведения о русской орфографии как системе правил; 2) потренировать в применении правила единообразного написания морфем; 3) повторить и систематизировать правила написания гласных в корне слова.
I. Значение орфографии. Орфография как система правил (упр. 15).
После выразительного прочтения эпиграфа (упр. 15 (1)) проведём его обсуждение, выясняя, насколько понятно учащимся значение орфографии в жизни человека: 1) Согласны ли вы с высказыванием, что правильное письмо – показатель общего развития человека? (Один из показателей общего развития человека – умелое владение родным языком, то есть свободное его использование как в устной, так и в письменной форме. Письменная форма требует умения не только правильно, логично и точно выразить свои мысли и чувства, но и грамотно оформить высказывания.) 2) Попробуйте доказать, что правильное письмо демонстрирует общую культуру человека. (Один из аргументов может заключаться в том, что человек, обладающий культурой общения, никогда не заставит своего адресата испытать неприятные чувства при прочтении неграмотно оформленных высказываний. Кроме того, культурный человек стремится следовать существующим правилам, а орфография представляет собой систему правил.)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Перед теоретическими сведениями и после них даются вопросы, которые нацеливают на внимательное чтение и проверяют понимание прочитанного текста icon Новое издание дает мне возможность ответить на вопросы, которые чаще...
Каждая цивилизация в пике расцвета создает энциклопедический труд нейрогенетический справочник, в котором суммируются знание, технология,...
Перед теоретическими сведениями и после них даются вопросы, которые нацеливают на внимательное чтение и проверяют понимание прочитанного текста icon Олег Матвейчев Суверенитет духа Изд «Поколение» Москва 2007
В книге не даются ответы, а скорее ставятся вопросы, предлагаются гипотезы и рискованные размышления. Тем ни менее, все материалы...
Перед теоретическими сведениями и после них даются вопросы, которые нацеливают на внимательное чтение и проверяют понимание прочитанного текста icon Станислав Лем Сумма технологии к советскому читателю
Среди них нет неуязвимых, и бег времени перечеркнет многие из них. Так сам автор определяет круг вопросов, рассматриваемых в этой...
Перед теоретическими сведениями и после них даются вопросы, которые нацеливают на внимательное чтение и проверяют понимание прочитанного текста icon Формирование и развитие интеллектуальных умений при обучении чтению на уроках иностранного языка
Текст является основной учебно-методической единицей обучения, так как на основе текста возможно обучение всем видам речевой деятельности....
Перед теоретическими сведениями и после них даются вопросы, которые нацеливают на внимательное чтение и проверяют понимание прочитанного текста icon I асинхронный экспериментальный чемпионат по интеллектуальным играм среди школьников
Ьшими буквами, обязательно следует выделять голосом. Кавычки и отточия игнорировать. Курсивом перед некоторыми вопросами набраны...
Перед теоретическими сведениями и после них даются вопросы, которые нацеливают на внимательное чтение и проверяют понимание прочитанного текста icon Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать....
Перед теоретическими сведениями и после них даются вопросы, которые нацеливают на внимательное чтение и проверяют понимание прочитанного текста icon Рабочая программа по литературе в 11 классе на 2011-2012 учебный год
Основа литературного образования чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах...
Перед теоретическими сведениями и после них даются вопросы, которые нацеливают на внимательное чтение и проверяют понимание прочитанного текста icon В этой лекции обсуждаются следующие вопросы: Общая идея архитектуры. Net
Поэтому чтение курсов, основанных на. Net, представляется чрезвычайно полезным для студентов: к моменту выпуска студентов из университета...
Перед теоретическими сведениями и после них даются вопросы, которые нацеливают на внимательное чтение и проверяют понимание прочитанного текста icon Брейн -ринг Что?
Внимание!!! На обсуждение каждого вопроса дается 1 минута. Ответы на блиц-вопросы даются сразу, без обсуждения. Каждый ответ оценивается...
Перед теоретическими сведениями и после них даются вопросы, которые нацеливают на внимательное чтение и проверяют понимание прочитанного текста icon Сценарий деловой игры п. Воротынец 2006 «Все бледнеет перед книгой»
...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции