Скачать 313.31 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ВВЕДЕНИЕ "Справочник основных методических средств практического психолога учреждений образования... Москва 1998" подготовлен сотрудниками Городского психолого-медико-социального центра при Комитете образования г. Москвы. В справочнике представлены сведения о методических разработках, приемах и упражнениях психологической коррекции, применяемых в работе с детьми и подростками. В подготовке информации использовались методические издания, вышедшие за период 1993-1997 гг„ фонды государственных научных библиотек. Справочник состоит из IV разделов: 1. Познавательная сфера 2. Эмоциональная сфера 3. Коммуникативная сфера 4. Личностная сфера Информация в справочнике представлена по следующим позициям: 1) название методики (издания); 2) автор (составитель, редактор); 3) место, год издания, издательство, в какой серии выпущено, форма выпуска; 4) краткое содержание; 5) возраст, на который рассчитана приводимая методика. Издания, включающие более одной методики, а также издания, где автором собраны и отредактированы методики наиболее известные в психологической практике, обозначены как сборник. РАЗДЕЛ I: ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА 1. Развитие творческого мышления детей Симоновский А. Э. Ярославль: "Академия развития", 1997 г., (С: "Вместе учимся, играем"), популярное пособие для родителей и педагогов. Сборник. Упражнения для формирования умения управлять процессами творчества: - развитие наглядно-действенного мышления, для детей 5-7 лет - развитие причинного мышления, для детей 8-11 лет - развитие эвристического мышления, для подростков 11-14 лет. Предлагается программа развития творческого мышления. Цель пособия - развить детскую фантазию, причинно-следственное мышление, языковое чутье, умение сочинять рассказы и сказки, решать сложные проблемные ситуации. возраст: дошкольный, младший школьный. 2. Развитие познавательных способностей детей Тихомирова Л. Ф. Ярославль: "Академия развития", 1997 г.,(С: "Вместе учимся, играем"), популярное пособие для родителей и педагогов. Сборник. Упражнения, игры, задания для развития познавательных процессов: - восприятия; - памяти; - внимания. Предложенные задания позволяют определить уровень готовности ребенка к школе. Теоретические материалы и диагностические методики помогут выявить степень развития познавательных способностей младших школьников, определить их готовность к обучению в среднем звене. возраст: дошкольный, младший школьный. 3. Развитие речи детей Новоторцева Н. В. Ярославль : "Академия развития", 1997 г., (С.: "Вместе учимся, играем") популярное пособие для родителей и педагогов. Сборник. Упражнения и задачи по развитию речи; - обогащение словарного запаса; - развитие речевого творчества у детей; - работа с дикцией; - счет, сравнения, обобщения; - развитие моторики. Для практической работы предлагаются словесные игры, игры-путешествия, загадки, потешки, скороговорки, которые вызывают интерес ребенка к слову и облегчают освоение чтения и письма. возраст: дошкольный, младший школьный. 4. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук Башаева Т. В. Ярославль : "Академия развития", 1997 г., (С.: "Вместе учимся, играем"), популярное пособие для родителей и педагогов. Сборник. 375 игр для развития восприятия, которые организованы в Игровую Систему Сенсорного Обучения (ИССО): - восприятие свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений; - восприятие сложных явлений окружающего мира: литературных произведений, социальных явлений, природы, музыки, сложных движений. Предлагаются образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок осваивает в игровых занятиях. С помощью игр устраняются обнаруженные пробелы в восприятии ребенка: неумение воспринимать отдельные свойства, их разновидности, неумение пользоваться каким-либо перцептивным приемом, неполнота системы эталонов. 5. Развитие логического мышления у детей Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Ярославль : "Академия развития", 1997 г., (С: "Вместе учимся, играем"), популярное пособие для родителей и педагогов. Сборник. Упражнения для развития, интеллектуальной сферы и познавательных способностей: - умение описывать различные свойства предметов и знакомство с их новыми свойствами: "Кто летает?", "Съедобное - несъедобное"; - умение сравнивать и находить одинаковые свойства или признаки предметов, и классифицировать их по группам: "Что лишнее?", "Домино", "Я знаю...", "Белый лист", "Круг, треугольник, квадрат", "Цвета"; - знакомство с категориями: шире и уже, короче и длиннее, впереди и сзади, справа и слева, раньше и позже и т. п. В книге представлены диагностические задания определяющие степень готовности ребенка к школе и к обучению в среднем звене младших школьников. возраст: дошкольный, младший школьный. 6. Развитие памяти детей Черемошкина А. В.. Ярославль : "Академия развития", 1997 г.,(С: "Вместе учимся, играем"), популярное пособие для родителей и педагогов. Сборник. Игры, упражнения, задания для развития памяти: - детей дошкольного возраста (3-7 лет); - детей младшего школьного возраста (7-10 лет); - подростков (11-15 лет). Предложенные задания учитывают уровень развития непосредственной и опосредованной памяти детей разных возрастных периодов. В книге описана диагностика уровня развития памяти дошкольников, детей младшего школьного возраста и подростков. возраст: дошкольный, младший школьный. 7. Развитие интеллектуальных способностей школьника Тихомирова Л. Ф. Ярославль : "Академия развития", 1997 г.,(С: "Вместе учимся, играем"), популярное пособие для родителей и педагогов. Сборник. Игры, упражнения, задания для развития интеллектуальных способностей у детей и подростков. Предлагаемые задания и упражнения по развитию восприятия, памяти, мышления и внимания подростков могут быть использованы исходя из их индивидуальных особенностей, которые выявляются в результате диагностики. Описанные тренинги способствуют развитию всех личностных качеств подростков. возраст: младший школьный, средний школьный. 8. Развивающие игры для школьников Калугин М. А, Новоторцева Н. В. Ярославль : "Академия развития", 1997 г., (С: "Вместе учимся, играем"), популярное пособие для родителей и педагогов. Сборник. Игры и методический материал для развития; - речи, обогащения словарного запаса: "Путешествие по городу", "Спасатели", "Серпантин одной фразы", "Словосочетания"; - математических способностей: "Дробь", "Портной", "Сколько кошек"; - литературных способностей. Расширение кругозора. Закрепление материала урока, развитие памяти. "Знаете ли вы историю русской литературы ?". Подвижные игры для развития: моторно-двигательной, эмоциональной, коммуникативной сфер. возраст: младший школьный. 9. 1000 загадок Ёлкина Н. В., Тарабарина Т. И. Ярославль: "Академия развития" 1997 г.,(С: "Вместе учимся, играем"), популярное пособие для родителей и педагогов. Предложенные загадки позволят развить логическое мышление детей, сформировать навыки восприятия, использования речи-доказательства и речи-описания. Загадки разбиты по тематике. возраст: младший и средний школьный. 10. Ребенок от 7 до 14 лет: как научить Вашего ребенка учиться Лорен Бредвей, Барбара Аяберс Хилл Пр. с англ,, Москва: "ЮВЕНС", 1997 г., научно-популярное издание для родителей, психологов, педагогов. Визуальные, слуховые, речевые, макромоторные занятия. Методика домашней работы для детей младшего школьного возраста. Рекомендации по коррекции трудностей в обучении и подготовке ребенка к учебе: - диетическая терапия; - ирлен-методика; - зрительная терапия; - физиотерапия; - трудовая терапия; - речевая и слуховая терапия; - отсрочка от поступления в школу; - неудачи: второй год; - кто может быть экспертом при определении причин школьной неуспешности. возраст: младший школьный, подростковый. 11. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы Дубровина И. В. (ред.) 2-е издание, Москва: AcademiA, 1995 г., методическое пособие для практических психологов учреждений образования. Приводятся оригинальные программы развивающей работы с дошкольниками, диагностики, готовности к школьному обучению, комплексной коррекционной работы с детьми, недостаточно готовыми к школьному обучению, развивающие игры с первоклассниками. возраст: дошкольный, младший школьный. 12. Психогимнастика Чистякова М. И. 2-е издание, Москва: Просвещение - ВЛАДОС, 1995 г., методическое пособие; снабжено иллюстративным и нотным материалом для использования в учебных целях. Курс специальных игровых занятий по развитию: - внимания; - памяти; - воображения; - эмоциональной сферы; - нравственных представлений. Коррекция: - трудностей поведения и характера; - проблем психомоторного развития ребенка. возраст: дошкольный, младший школьный. 13. Интенсивный курс повышения грамотности на основ НЛП Павлова М. А. Москва: "Совершенство", Московский центр НЛП в образовании, 1997 г., учебное пособие. Система работы по повышению практической грамотности, развитию внимания, памяти, мышления и речи; включает элементы психокоррекции. возраст: младший школьный, подростковый. 14. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 6-8 классов Борисова Е. М., Логинова Г. П. Обнинский городской психолого-физиологический центр "Детство", Психологический институт РАО, Москва, 1993 г., методическое пособие для психологов и педагогов. Упражнения, направленные на развитие и коррекцию основных мыслительных действий и умений работать со словом (вербальных способностей). Занятия могут проводится психологом (педагогом) в групповом или индивидуальном вариантах. Представленная программа состоит из двух разделов: 1) включает примерную беседу, которую необходимо провести с учащимися до начала коррекционной работы; 2) собственно упражнения (три части). В первую часть включены упражнения, способствующие развитию способности работать со словом. Во второй части содержатся задания направленные развитие умений работать с понятиями, находить их существенные и не¬существенные признаки, проводить с ними различные мыслительные операции (обобщения, классификации). Третья часть представлена упражнениями, развивающими навыки осмысления вербальной информации, понимания смысла пословиц, метафор, иносказаний. возраст: 13-15 лет. 15. Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками Дубровина И. В. (ред.) Москва - Тула, 1993 г., методическое пособие для практических психологов и педагогов. Сюжетно-ролевые и развивающие игры с первоклассниками. Развитие мышления у младших школьников (2-3 классы). Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10-12 лет: программа курса занятий. Программа умственного развития учащихся подросткового возраста (6-8 кл). возраст: младший и средний школьный, подростковый. 16. Мир - с точки зрения другого Понарошка Я. Ростов-на-Дону: агентство "ПРЕСС-РЕЛИЗ", 1990 г., методика включает 17 занятий; 29 карточек-картинок. Преодоление детского эгоцентризма, развитие пространственного воображения, формирование фундаментальных навыков пространственной ориентации; усвоение понятия об относительности пространства; формирование обратимости - способности мысленно представить события в прямом и обратном направлениях и символической функции использования при решении задач условных заместителей реальных предметов. Первоначальные представления о компасе, карте, часах, глобусе, форме Земли, сторонах света. возраст: дошкольный, младший школьный. 17. Улучши свой интеллект. Тесты для детей 11-13 лет Рассел К., Картер Ф. Пер. с англ., Минск: ООО "ПОПУРРИ", 1996 г., для широкого круга читателей. Головоломки из Британской национальной организации MENSA: 360 вопросов и заданий скомпонованные в 12 групп по 30 штук в каждой. возраст: подростковый. 18. Улучши свой интеллект. Тесты для детей 14-16 лет Рассел К., Картер Ф. Пер. с англ., Минск: 000 "ПОПУРРИ", 1996 г., для широкого круга читателей. Головоломки из Британской национальной организации MENSA; 12 нестандартизированных, тренировочных заданий для проверки и развития интеллекта. возраст: подростковый. 19. Числовые ребусы Рассел К., Картер Ф. Пер. с англ., Минск: 000 "ПОПУРРИ", 1996 г., для широкого круга читателей. Головоломки из Британской национальной организации MENSA: 156 разнообразных задач для развития наблюдательности, смекалки, логического мышления, пространственного воображения. возраст: подростковый. 20. Ребусы в картинках Рассел К., Картер Ф. Пер. с англ., Минск: 000 "ПОПУРРИ", 1996 г., для широкого круга читателей. Головоломки из Британской национальной организации MENSA: 160 загадок с иллюстрациями, для развития интеллекта. возраст: подростковый. 21. Оцени свой интеллект Рассел К., Картер Ф. Пер. с англ., Минск: 000 "ПОПУРРИ", 1996 г., издание адресовано педагогам, психологам, студентам. 400 вопросов и задач, скомпонованны в 8 групп по 50 штук. Каждая группа подается авторами как нестандартизированный, тренировочный тест для оценки и оттачивания интеллекта. возраст: подростковый. 22. Психологическая коррекция умственного развития учащихся Дубровина И В. (ред.) Москва, 1990 г., методическое пособие. Школьный тест умственного развития (ШТУР) 6-8 классы. Коррекционные программы на основе теста: №1, № 2. Процедура проведения коррекционных занятий. возраст: подростковый. 23. Дети с проблемами психического развития Усанова О. И. Москва, Научно-практический центр "Коррекция", 1995 г., для психологов, дефектологов, педагогов классов коррекционно-развивающего обучения, организаторов образования, врачей, студентов. В монографии рассматриваются проблемы теоретико-психологического обоснования комплексного подхода к взаимодействию специалистов разного профиля при оказании помощи детям с проблемами психического развития. Приведены правила организации диагностической работы, порядок проведения диагностических процедур, анализируются вопросы сбора, интерпретации и презентации психолого-педагогической информации, рассматривается технология психологического консультирования. Специальное внимание уделено проблемам коррекционной и развивающей работы при трудностях интеллектуального и речевого развития детей. Приводятся методики: - экспериментального исследования высших психических функций; - исследования речи; - исследования мышления. Даны рекомендации к составлению психолого-педагогического заключения по материалам изучения мышления и речи детей. возраст: младший и средний школьный. 24. Развивающие игры для детей Ехевич Н.(сост.), Никитин Б.(конс.) Москва, "Физкультура и спорт", "Пресс-о-ФиС, СГГТОМО", 1990 г., сборник-справочник, снабжен иллюстративным и стимульным материалом к методике. В справочнике представлены развивающие игры из авторской системы нетрадиционного воспитания Никитиных. В издание вошел ряд игр, способствующих развитию умения анализировать, синтезировать и комбинировать, развитию навыков классификации, логики, пространственного воображения, внимания, зрительной памяти, навыков счета, реакции, цветоощущения, математических, конструкторских способностей, аккуратности, точности, графических способностей, особое внимание уделяется развитию креативности и умению творчески мыслить. Система занятий опирается на правило о необходимости раннего формирования и развития интеллекта и разносторонних способностей у детей. Коротко изложенный подход можно было бы охарактеризовать следующим образом: 1. Ребенку не навязывается никакой определенной программы обучения. Он погружается в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности. 2. Ребенку не объяснятся новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. 3. Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем - ребенок может заниматься самостоятельно. 4. Перед ребенком ставится ряд задач, которые постепенно усложняются. 5. Ребенку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно. 6. Если ребенок не справится с заданием, нужно вернутся к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру. 7. Если ребенок достиг "потолка" своих возможностей или утратил интерес к игре, занятия нужно на время отложить. Всего представлено 18 игр: "Внимание", "Внимание угадайка", "Дроби", "КБ САМ", "Кирпичики", "Кубики для всех", "Обезьянка", "План и карта", "Рамки и вкладыши Монтессори", "Сложи квадрат", "Сложи узор", "Таблица Пифагора", "Таблица сотни", "Термометр", "Точечки", "Узелки", "Уникуб", "Часы". возраст: младший дошкольный - младший школьный. 25. Готов ли ваш ребенок к школе? Ветер Л. А., Марцинковская Т. Д., Ветер А. Л. Москва, "Знание", 1994 г., {С: "Готовимся к школе"), издание для родителей, педагогов, психологов. Освещаются проблемы психологической готовности ребенка к школе. Рассматриваются такие составляющие "школьной готовности" как: мотивационная, личностная готовность (в которую входят "внутренняя позиция школьника"), волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Определяется наличие навыков письма и счета и их роли при поступлении ребенка в школу. В качестве "контрольных" авторами книги рекомендуются: 1) графический диктант, 2) методика десяти слов, 3) опосредованное запоминание (пиктограмма). На основе методики предложена система учебных заданий, для проведения развивающих занятий с ребенком и коррекции выявленных недостатков. возраст: средний, старший дошкольный. 26. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе (ДИАКОР) Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К. Москва, Правление общества "Знание" России, ТОО "ИнтелТех", 1994 г., методическое издание для психологов, дефектологов, а также учителей младших классов, прошедших специальную подготовку. Нейропсихологичская методика диагностики и коррекции младших школьников в связи со школьной неуспеваемостью "ДИАКОР" применяется при обследовании состояния слухоречвой, зрительной и двигательной памяти у школьников 1-4 классов и проведении коррекционной работы, с целью улучшения этих видов памяти. Методика применяется, также как диагностическая, при определении иррегулярности психического развития (ИПР) и минимальных мозговых дисфункций (ММД). Приведено описание тестов методики, процедура обследоаания по отдельным тестам, последовательность выполнения тестирования, обработка и оценка результатов - качественная и количественная оценка параметров памяти, модальные шкалы, нейропсихологическая шкала, процедура определения нормативных оценок в баллах. В зависимости от типа нарушении для детей могут быть сформированы индивидуальные коррекционные программы, которые приводятся авторами во второй части методического издания. Основные направления коррекционной работы: методики направленные на развитие -слухоречевой памяти, зрительной памяти, моторной памяти. Даются некоторые практические рекомендации по работе с детьми, имеющими признаки левшества. Применение методических приемов коррекции в работе с детьми, в соответствии с данными нейропсихологической шкалы. возраст: младший школьный. 27. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Из опыта работы Милостивенко Л. Г. Санкт-Пб., фирма "Стройлеспечать", 1995 г., учебное пособие, рекомендуется логопедам, учителям начальных классов, гувернерам, воспитателям, родителям. Автором изложен опыт логопедической работы по предупреждению дисграфии (ошибок чтения) и дислексии (ошибок письма) у детей младшего школьного возраста и дошкольников (профилактика ошибок чтения и письма в детском саду). Пособие предназначено для работы с детьми в логопедических группах. Основное внимание уделяется последствиям общего недоразвития всех компонентов языка: как фонетико-фонематического, так и лексико-грамматического. В связи с этим указываются следующие направления коррекционной работы: - формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков; - развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений. - расширение словарного запаса, обогащение активного словаря; - развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания; - формирование связной речи: различные виды перессказа, составление рассказа по серии картинок, по одной картинке, по плану, "по началу" и "по финалу" и т. п.; - совершенствование пространственно-временных ориентировок, развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведению серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого - "кулак-ребро-ладонь", пробы Хеда, рядоговорение: дни недели, времена года); - развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.; - развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии ("написание" букв на спине, на руке, в воздухе, и их угадывание ребенком); - развитие конструктивного праксиса, путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв; - подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями, составление схем и т. д. возраст: с 3 до 9 лет. 28. 90 уроков психологического развития младших школьников Локалова Н. П. Москва, издательство "Луч", 1995 г., 2 кн.: методическая и практическая часть, предназначена для учителей начальных классов, школьных психологов, студентов педагогических вузов, родителей. Приведена система занятий для учащихся 1-3 классов (по 30 уроков в год, по классам), направленная на развитие познавательных процессов: ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления. В подборе заданий автор руководствовалась дидактическим принципом "от общего к частному." Содержание уроков психического развития в начальных классах включает: - предпосылки овладения учебной деятельностью; - сенсорно-перцептивные процессы; - внимание; - память (опосредованная, неопосредованная); - мышление (наглядно-образное, словесно-логическое); - произвольность; - внутренний план действия. Форма проведения - урочная; не реже 1 раза в неделю. Пособие снабжено стимульным материалом, сводными таблицами и планами занятий для удобства использования в учебных целях. возраст: младший школьный. 29. Психология самопознания личности. Практическое пособие Мотков О. И. Москва, Российская Академия Образования, Институт развития личности, Юго-Восточное ОУ Московского департамента образования, ИМЦ, при участии предприятия "Треугольник", 1993 г., практическое пособие: изучение особенностей личности, творческого потенциала и процессов внимания, памяти и мышления детей и взрослых; для педагогов и практических психологов учреждений образования, социальных работников, родителей, В пособии представлен ряд методик изучения личности (профессиональная ориентация, культурно-психологический потенциал, творческие способности); и диагностики индивидуальных особенностей познавательных процессов у детей и взрослых. На основе данного материала автором предлагаются методические рекомендации в области коррекционной и развивающей работы в каждом конкретном случае. Для диагностики и развития познавательных процессов рекомендуются следующие методики: память: модификации - "Объем памяти на слова", "Объем памяти на числа", "Объем ассоциативной памяти", "Оперативная память на числа"; внимание: модификации традиционных методик - "Изучение особенностей переключения внимания", "Тест Бурдона", "Задачи на пространственное воображение"; мышление: "Изучение оперативного мышления: игра "5" – открытый вариант", "Планирование маршрутов", "Уровень интеллектуальной активности". Приводится подробное описание процедуры оценки результатов. Для изучения и развития творческого потенциала личности предлагаются: - тесты Е.Торренса (модификация О. И. Моткова, с 3 класса); - методика "Четыре скрепки", "Девять точек"; - "Опросник Г. Девиса" и др. Методики изучения личностной сферы (см. раздел IV). В пособие вошли "Экспериментальные программы развития психической культуры личности детей и педагогов" (О. И. Мотков). возраст: младший школьный, подростковый, юношеский и старше. 30. Методы психологической коррекции для работы с детьми младшего школьного возраста Пономаренко Л, П., Теплякова К. Г. Одесса, Институт усовершенствования учителей, Центр практической психологии, Областное отделение педобщества, 1994 г., учебно-методическое пособие для школьных психологов. В пособии предложены разнообразные материалы психокоррекционной направленности для детей младшего школьного возраста. Цель -оптимизация психического развития учащихся начальной школы. Изложен подробный теоретический материал, приведены рекомендации по организации коррекционной работы, с учетом таких принципов как: - принцип нормативности (с указанием возрастных, индивидуальных и предметных норм); - принцип системности; - принцип деятельности. Организация и планирование коррекционной работы: 1) выбор формы коррекционной работы; 2) разработка программы коррекционного курса; 3) определение необходимой периодичности занятий; 4) организация сотрудничества с учителями и родителями ребенка; 5) подготовка места проведения занятий и наглядного дидактического материала. Сведения о диагностических показателях готовности к школьному обучению. Описание психокоррекционных методов. Групповые игры и упражнения. Игры и упражнения за столом. Психотехнические упражнения. Психотерапевтические методы. Направленность психокоррекционных игр и упражнений: - формирование внутренней позиции школьника; - формирование познавательных интересов; - формирование и развитие способности действовать во внутреннем плане (умение осуществлять действие замещения, оперировать знаками символами; кодировать и декодировать информацию, пользоваться схемами); - развитие зрительно-моторной координации; - развитие пространственных представлений (умение определять в пространстве признаки объекта, направление действия, владение пространственной лексикой); - расширение системы представлений об окружающем мире, словарного запаса; - развитие воображения; - формирование интеллектуальных операций и навыков, обеспечивающих усвоение учебного материала на начальных этапах обучения; - развитие волевой саморегуляции и произвольности поведения: формирование умения принимать и удерживать учебную задачу, способности к концентрации; - формирование способности осуществлять операцию контроля, контролировать результаты своих действий; - формирование способности к рефлексии, развитие произвольности познавательных процессов; - формирование навыков совместной деятельности, способности к сотрудничеству; - развитие способности к сопереживанию, пониманию чувств и настроений другого человека (эмпатии); - развитие спонтанности, свободы самовыражения, преодоление скованности, барьеров в общении; - снижение эмоционально-психической напряженности. возраст: младший школьный. 31. ЛогоМиры. С чего начать Семенов А. Л. (ред.) Пер. с англ., Институт НОВЫХ технологий образования, Москва, 1994 г. Распространятся в комплекте с копией программы и книгой "ЛогоМиры. Справочное пособие". Авторские права на программный продукт "ЛогоМиры", а также, право выдачи лицензии на его использование, принадлежат Институту новых технологий образования. Программа ЛогоМиры представляет собой русскоязычную версию системы MicroWorlds, созданный фирмой LogoComputer Sistems Inc (LCSI). Работа с программой осуществляется при помощи языка Лого. Программа объединяет графику, программирование, мультипликацию, звуки. Является эффективным программно-педагогическим средством развития интеллекта, умения решать задачи, познавательных способностей и творческого мышления у детей. Моделирует проективный подход к занятиям по асем направлениям учебного плана. Данная система может быть использована в начальной и средней школе, во внешкольном образовании. Книга "ЛогоМиры. С чего начать" является введением с систему "ЛогоМиры" для компьютера Макинтош. возраст: начальный и средний школьный. 32. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет Зак А. 3. Москва, Интерпракс, 1994 г. Учебно-методическое пособие для учителей, 2 книги. Первая часть содержит курс из 119 занятий по развитию интеллектуальных способностей детей 6-7 лет; детей 7-8 лет, посещающих классы выравнивания. Вторая часть содержит поурочные конспекты к 119 занятиям курса. Третья часть содержит задания для самостоятельной работы детей по развитию способностей анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать. Цель поисково-творческих, учебно-тренировочных и типовых заданий, представленных в пособии - развить способности ребенка. Курс включает четыре темы: "Развитие способности планировать", "Развитие способности анализировать", "Развитие способности рассуждать", "Развитие способности комбинировать". возраст: младший школьный возраст. 33. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 8 лет Зак А. 3. Москва, Интерпракс, 1994 г. Учебно-методическое пособие для учителей, 2 книги: "Учебно-методическое пособие для преподавателей" и "Задания для самостоятельной работы детей (раздаточный материал)". В книге предложены 158 занятий по развитию у младших школьников основных интеллектуальных способностей: анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать. Занятия включают следующие виды задач: развитие способности анализировать -задачи "на группировку"; развитие способности комбинировать - задачи "на преобразование", развитие способности рассуждать - задачи "на выведение", способности планировать - задачи "на перемещение". Предлагаются программы циклов занятий по развитию интеллектуальных способностей. возраст: младший школьный возраст. 34. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 9 лет Зак А. 3. Москва, Интерпракс, 1994 г. Учебно-методическое пособие для преподавателей, 2 книги. Предложен курс из 185 занятий по развитию интеллектуальных способностей (анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать) у младших школьников. Пособие содержит поисково-творческие занимательные задачи неучебного содержания, конспекты 185 занятий по развитию интеллектуальных способностей, программы курса и диагностические методики для развития интеллектуальных способностей детей. возраст: младший школьный возраст. 35. Математика и язык. Комплект: книга для учителя, тетрадь для ученика №1 -11 Семенов А. Л., Рудченко Т. А., Щеглова О. В. Москва, Институт новых технологий образования, 1995 г. Книга открывает серию "Начала образования". Тетради рассчитаны на детей в возрасте 6-8 лет. Пособие служит дополнением к курсам для развития способностей детей к мышлению и коммуникации, может использоваться как основной учебный материал. Основная цель курса - освоение языка. В текстах вводятся ключевые слова и выражения с определенным смыслом, понятным для учащихся и учителей. Курс рассчитан на детей плохо читающих. Основная задача научить ребенка понимать сообщения на родном языке. Тетрадь №1. Главная задача - усвоение правил, принципов, законов совместной деятельности учителя с учениками. Введение в работу первого ключевого слова и выражения: раскрасить, вот картинка, вот как... Тетрадь №2. Знакомство с понятием одинаковости объектов различных категорий. Ключевые слова: одинаковые, разные, два, такое же. Тетрадь №3. Введение нового ключевого слова: бусины ("геометрические" и "алфавитные"), которые выполняют роль математических символов. Тетрадь №4. Ключевые слова : оба; одна, а другая -..., все, каждый, буква - имя, цифра - имя. Выполнение практических заданий с помощью бусин. Тетрадь №5 Знакомство с понятием цепочки и ключевыми словами: еще, начало, конец, есть, не забудь, показать, нитка. Ребенок работает с цепочкой бусин. Знакомство ребенка с временными причинно-следственными, языковыми, письменными, телесными цепочками. Тетрадь №6 Знакомство с понятиями равенства и тождественности. Понятия одинаковости цепочек формируется на примерах, с вспомогательным словесным комментарием. Тетрадь №7. Ключевые слова и выражения: первый после..., второй после..., третий после..., следующий, следующий после каждой, каждый не последний. Продолжение работы с понятиями равенства и тождественности. Тетрадь №8. Словарь ключевых слов и выражений: сосчитай, числовая линейка, фигура. Цель материала тетради: установить связь между числом и конкретной, наглядной, телесной и деятельной реализацией числа, для более легкого усвоения ребенком самого понятия числа. Тетрадь №9. Словарь ключевых слов и выражений: мешок, пустой мешок, одинаковые мешки, положи в мешок, вынь из мешка, всего, ноль. Цель - научить ребенка понятию множества, с помощью графических и телесных объектов. Тетрадь №10. Словарь ключевых слов и выражений: соединить в пары, алфавитный порядок, алфавитная линейка, слово. Предлагаемые определения помогают ребенку формировать ясность понятий. Тетрадь №11. Словарь ключевых слов и выражений: область, цепочка слов. Знакомство детей с началами топологии. возраст: младший школьный возраст. 36. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников Баскакова И. Л. Москва: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995 г., методическое пособие для психологов и педагогов. Пособие содержит методики изучения различных свойств внимания, которые могут использоваться в психодиагностических целях и как упражнения для развития внимания: - определение типа внимания(зрительного или слухового); - исследование объема, переключения, распределения, устойчивости, направленности внимания; - исследование абстрактного внимания; - методика В. М. Когана на выявление индивидуального темпа психической деятельности; - исследование сосредоточенности и концентрации внимания. Исследование внимания у школьников рекомендуется проводить методами наблюдения, анкетирования и эксперимента, предлогается схема анализа внимания на уроке. возраст: дошкольный, школьный. |
Положение о проведении открытого фестиваля-конкурса Фестиваль-конкурс состоит из двух разделов – «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» |
Этот справочник в первую очередь, сборник техник, точнее упражне... Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. – (Справочник практического психолога) |
||
Справочник риэлтора Текст предоставлен издательством «Справочник риэлтора» «юридическую чистоту квартиры». Более подробно рассмотрены вопросы, возникающие у риэлторских фирм в связи с участием в строительстве... |
Справочник по Паблик Рилейшнз «Абельмас Н. В. Универсальный справочник по Паблик Рилейшнз» В настоящем издании раскрывается сущность понятия pr и подробно рассматриваются все направления по связям с общественностью. Материал... |
||
Устный журнал активная форма пропаганды новинок печати. По содержанию... Массовая работа библиотеки совокупность форм и методов устной и наглядной пропаганды произведений печати и других документов среди... |
Курсовая работа имеет определенную структуру и состоит из следующих разделов После изучения и систематизации материала некоторые пункты плана могут объединиться или получить другое название, или вообще быть... |
||
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Педагогическая компетентность» «Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность» «Методическая компетентность» включают... |
Статья размещена по адресу Цель этого движения состоит в том, чтобы «доказать» народу: выход из тупика, в который завели страну коммунисты, состоит не в развитии... |
||
Справочник по математике, геометрии, физике Математика |
Татьяна Борисовна Фадеева Психические и нервные болезни Справочник врача (2002 г.) |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |