Формирование креативности младших школьников в процессе обучения




Скачать 339.95 Kb.
Название Формирование креативности младших школьников в процессе обучения
страница 1/3
Дата публикации 27.09.2014
Размер 339.95 Kb.
Тип Анализ
literature-edu.ru > Право > Анализ
  1   2   3


Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

УДК 37.013-053.5


ГИН

Светлана Ивановна

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (учащейся и студенческой молодежи)


Минск, 2010


Работа выполнена в Государственном учреждении образования

«Академия последипломного образования»


Научный руководитель –


Шилько Татьяна Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка как иностранного учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет»


Официальные оппоненты:


Савенков Александр Ильич

доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета





Грабчикова Елена Самарьевна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий аспирантурой и докторантурой Научно-методического учреждения «Национальный институт образования»

Министерства образования Республики

Беларусь


Оппонирующая организация –


учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»




Защита состоится 06 апреля 2010 года в 14.00 на заседании совета по защите диссертаций Д 02.21.02 при учреждении образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» по адресу: 220050, г. Минск ул. Советская, д. 18, ауд. 482, andaralo.50@mail.ru, тел. 200 82 53.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».
Автореферат разослан 04 марта 2010 года.
Ученый секретарь

совета по защите диссертаций А.И. Андарало

ВВЕДЕНИЕ

Анализ социокультурной ситуации в Республике Беларусь показывает, что в настоящее время важное значение для личности приобретает способность самостоятельно и адекватно действовать в новых условиях, готовность к самоизменению и непрерывному самообразованию. Современная система образования, являясь важнейшим социальным институтом, должна обеспечивать не только усвоение уже имеющихся знаний, но и такую подготовку подрастающего поколения, которая позволит жить и работать в быстро изменяющемся мире.

На протяжении длительного периода обучение в школе носило репродуктивный, информационный характер, приоритетная роль отводилась знаниям, умениям и навыкам; применяемые способы преподавания не всегда были ориентированы на активный характер познавательной деятельности. В условиях модернизации образования главной целью становится воспитание творчески активной, ответственной, самостоятельной личности, готовой к созданию новых форм общественной жизни, способной к преобразованию действительности, направленной на саморазвитие.

В системе образования важное место отводится начальному периоду обучения: именно в младшем школьном возрасте ребенок наиболее продуктивно овладевает системой действий, необходимых для успешного обучения на последующих этапах. Законом «Об образовании в Республике Беларусь» (2002 г.) развитие творческих способностей учащихся определено в качестве одной из ключевых задач начальной школы.

Цели образования реализуются через выполнение образовательных стандартов и программ обучения в начальной школе. Стандартами определяется, что начальная школа (общее начальное образование) призвана обеспечить «становление личности учащегося, выявление и развитие способностей, формирование умений учебной деятельности, развитие познавательных интересов». Программы обучения конкретизируют цели и задачи стандарта применительно к определенным предметным областям.

Образовательная область «Русский язык» одной из основных задач выделяет развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. В качестве творческих умений по русскому языку называются владение навыками составления загадок, умение подбирать заголовок к тексту, составлять текст по заданной ситуации (плану, рисунку), воспроизводить текст от лица другого рассказчика. Образовательная область «Литературное чтение» как одну из задач ставит развитие творческих способностей, а основным образовательным компонентом программы для активизации и развития потенциальных возможностей учащихся определено литературное творчество. Творчество младших школьников реализуется через сочинение загадок, стихотворений, сказок, инсценировок; умение составлять творческие пересказы и собственные рассказы. Природа искусства слова предполагает взаимодействие с предметами эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство, трудовое обучение) и их взаимообогащение. В образовательной области «Математика» обращается внимание на принцип гуманизации математического образования, согласно которому преподавание математики должно отвечать общечеловеческим потребностям личности. Интегрированный учебный курс «Человек и мир», взаимодействуя со всеми предметами учебного плана начальной школы, обеспечивает формирование опыта интеллектуальной и творческой деятельности.

С сентября 2002 г. в образовательных учреждениях Беларуси введена 10-балльная оценка результатов учебной деятельности учащихся. Одним из основных факторов, обусловливающих ее введение, является необходимость перехода от репродуктивного к продуктивному образованию и формированию разносторонне развитой, творческой личности. В соответствии с 10-балльной шкалой оценивания выделяются пять уровней учебной деятельности (усвоения учебного материала). Пятый уровень – продуктивный, творческий – предполагает применение знаний (умений) в незнакомой ситуации для решения нового круга задач, творческий перенос знаний (самостоятельное использование ранее усвоенных знаний в новой ситуации для решения проблемы, видение проблемы и способов ее разрешения). Также предусматривается возможность повышения оценки за оригинальность ответа.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на данном этапе развития образования в Республике Беларусь нормативные документы ориентируют начальную школу на развитие творческих способностей учащихся.

В современной педагогической и психологической науке креативность рассматривается как возможность развития и совершенствования человека, интенсификации возможностей его психики в условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этой связи повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности. Современная трактовка понятия «креативность» отличается признанием того факта, что проявление творческих качеств носит универсальный характер, то есть креативность рассматривается как общая, универсальная способность к творчеству, необходимая для любой сферы деятельности личности.

Для осмысления сущности процесса формирования креативности младших школьников значимыми являются фундаментальные исследования психологии творчества Н.А. Бердяева, В.С. Библера, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, Б.М. Кедрова, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, О.К. Тихомирова и др. Проблема развития общих и специальных способностей раскрывается в работах Н.С. Лейтеса, А.Н. Лука, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и др. Разработке психологических закономерностей творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста посвящены исследования Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддъякова, И.М. Розета, Д.Б. Эльконина и др. Вопросы теории и практики проблемного обучения рассматривали А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, З.И. Калмыкова, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др. Идея развития личности посредством создания условий для творческой деятельности исследовалась Н.Ф. Талызиной, выявление предрасположенности к определенному виду деятельности стало предметом исследований Н.Д. Левитова, сущностные аспекты педагогического творчества проанализированы в работах В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой. Во второй половине ХХ века проблемы развития творческих способностей детей изучали российские ученые Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, А.И. Савенков, А.В. Симановский, А.В. Хуторской и др. Значительную роль в раскрытии феномена творчества и проблемы формирования творческой личности сыграли белорусские ученые Н.Ф. Вишнякова, А.И. Жук, Н.В. Кухарев, В.Н. Наумчик, В.П. Пархоменко, В.С. Решетько, И.Ф. Харламов, И.И. Цыркун и др.

Проблема творческого развития учащихся нашла отражение в диссертационных исследованиях по педагогике. Так, работа Н.В. Амасович посвящена формированию опыта творческой деятельности младших школьников на уроках чтения; разработки В.Г. Кухаронок, И.А. Малаховой относятся к изучению проблемы воздействия искусства на развитие творческих качеств личности; в исследовании М.А. Сковороды раскрываются психолого-педагогические условия развития творческой самодеятельности учащихся, в работе С.В. Чумаковой разработана система учебных творческих заданий для применения на уроках гуманитарного цикла в начальной школе.

Анализ литературы свидетельствует, что проблема творческого развития личности находится в центре внимания многих исследователей. Однако до настоящего времени методики развития креативности младших школьников являются недостаточно разработанными как в теоретическом, так и практическом плане, не в полной мере учитываются современные инновационные технологии обучения детей творчеству, среди которых ведущее место занимает ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Исследовав развитие технических систем, Г.С. Альтшуллер доказал, что оно соответствует всеобщим принципам развития. Он сформулировал ряд законов развития технических систем и разработал основы ТРИЗ (1956 г.). С конца 80-х годов ХХ в. проводятся исследования, связанные с применением методов и приемов ТРИЗ в педагогике.

На сегодняшний день технология применения ТРИЗ в учебном процессе является недостаточно разработанной, нечетко определены содержание и методика обучения. Вместе с тем опыт использования ТРИЗ в педагогике может содействовать совершенствованию процесса развития творческих способностей учащихся.

Таким образом, анализ опыта деятельности начальной школы, научно-педагогической литературы позволил выявить противоречие между возрастающей потребностью общества в развитии творческого потенциала учащихся и недостаточной сформированностью креативности у детей младшего школьного возраста.

Это противоречие обусловлено несоответствием между:

– необходимостью развития творческой личности школьника и сохранившимися «традициями» репродуктивного обучения;

– потребностью внедрения методов и приемов обучения, способствующих развитию креативности, и недостаточной их разработанностью и систематизацией;

– потенциальной способностью каждого ребенка к творческой деятельности и недостаточно сформированными умениями и навыками ее осуществления.

В связи с этим возникает необходимость в совершенствовании учебного процесса в начальной школе. Актуальность, теоретическая значимость данной проблемы, ее недостаточная разработанность в педагогической науке позволили определить тему исследования «Формирование креативности младших школьников в процессе обучения».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Связь работы с крупными научными программами, темами

Тема диссертации соответствует приоритетному направлению прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2006–2010 гг. «Новые технологии и средства, обеспечивающие функционирование и развитие национальной системы образования и воспитания».

Работа выполнена в рамках отраслевой научно-технической программы «Образование и здоровье», включенной в научный план работы Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» на 2006–2008 гг. (ГР № 20063280 от 16.11.2006 г.).

На протяжении 1999–2006 гг. исследование осуществлялось в рамках проводимой в системе образования экспериментальной и инновационной деятельности:

  1. Апробация педагогической технологии ТРИЗ (приказ Министерства образования Республики Беларусь от 06.09.1999 г. № 567).

  2. Оценка эффективности методик педагогической технологии ТРИЗ (приказ Министерства образования Республики Беларусь от 08.08.2001 г. № 442).

  3. Педагогическая технология ТРИЗ: проект внедренческой деятельности (приказ Министерства образования Республики Беларусь от 16.08.2002 г. № 320).

  4. Внедрение модели развития креативности в процессе преподавания общеобразовательных предметов (приказ Министерства образования Республики Беларусь от 21.08.2005 г. № 344).

Цель и задачи исследования:

Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать методику формирования креативности младших школьников в процессе обучения с использованием ТРИЗ.

Задачи исследования:

  1. Теоретически обосновать методическую направленность использования ТРИЗ для формирования креативности учащихся начальных классов.

  2. Создать модель формирования креативности младших школьников в процессе обучения с использованием ТРИЗ.

  3. Разработать методику формирования креативности младших школьников в процессе обучения с использованием ТРИЗ.

  4. Разработать методическое обеспечение процесса формирования креативности младших школьников.

Объект исследования: процесс обучения в начальных классах.

Предмет исследования: формирование креативности младших школьников в процессе обучения с использованием ТРИЗ.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Использование ТРИЗ для формирования креативности младших школьников в процессе обучения обусловлено включением их в специально организованную, постепенно усложняющуюся образовательную деятельность, обеспечивающую развитие креативных качеств личности. Методы и приемы, разработанные в ТРИЗ (метод системного оператора, методы генерирования новых идей, приемы снижения психологической инерции, приемы разрешения противоречий, алгоритмы создания творческих продуктов и др.), позволяют эффективно развивать творческую мотивацию, любознательность, стремление к фантазированию, дивергентное мышление, чувствительность к проблемам, изобретательность, оригинальность, эмоциональность, продуктивность – наиболее характерные показатели проявления креативности в младшем школьном возрасте.

2. Модель формирования креативности младших школьников в процессе обучения с использованием ТРИЗ включает цель (повышение эффективности развития основных характеристик креативности); концептуальные идеи личностно-деятельностного подхода к формированию креативности младших школьников; принципы общедидактические (научности, систематичности и последовательности, наглядности и др.) и частнодидактические (задачного режима, ресурсного подхода, эмоционального сотрудничества); способы обучения (игровые, проектные, эвристические); методы и приемы ТРИЗ (метод системного оператора, приемы развития воображения, приемы разрешения противоречий, алгоритмы создания творческих продуктов, дидактические игры: «хорошо-плохо», «да-нетка», «метод маленьких человечков»); формы обучения (групповые, индивидуальные); условия (создание развивающей среды, обеспечение благоприятной психологической атмосферы, воспитание учителем собственной креативности, взаимодействие педагога с родителями); результат (умение формулировать проблему, генерировать идеи и выдвигать гипотезы; давать оценочные суждения, обобщать мыслительные операции, изменять и преобразовывать задания, осуществлять перенос знаний и умений на незнакомые ситуации) и раскрывает организационно-методическую структуру процесса формирования креативности.

3. Методика формирования креативности младших школьников в процессе обучения с использованием ТРИЗ имеет целью повышение уровня креативности учащихся и реализуется в соответствии с программой «Развитие творческих способностей», состоящей из четырех разделов: «Мир загадок» (1 класс), «Мир человека» (2 класс), «Мир фантазии» (3 класс), «Мир логики» (4 класс), учитывающей психологические особенности учащихся каждого возрастного периода, что обеспечило содержательную и логическую преемственность. Общими требованиями к проведению занятий по данным разделам являются: проблемный характер предъявления учебного материала; обучение посредством специально организованных диалогов; минимизация теоретического материала; использование методов и приемов, разработанных в ТРИЗ; широкое применение дидактических игр и упражнений. Дополнительно для усиления творческой направленности содержания общеобразовательных предметов разработаны приемы преобразования учебного материала: поиск многовариантности, переформулирование условия, выход за рамки задания, соотнесение учебной информации с реальностью, творческая аналогия.

4. Методическое обеспечение процесса формирования креативности младших школьников включает:

– программу «Развитие творческих способностей» (школьный компонент, 1–4 классы), утвержденную Министерством образования Республики Беларусь (2006 г.);

– комплект учебно-методических пособий: «Мир загадок», «Мир человека», «Мир фантазии», «Мир логики», реализующих содержание данной программы;

– методические пособия «Занятия по ТРИЗ в детском саду» и «Первые дни в школе», обеспечивающие преемственность процесса формирования креативности между дошкольным и начальным образованием;

– программу и учебно-тематический план проведения авторских семинаров и авторских курсов в системе повышения квалификации учителей начальных классов.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование креативности младших школьников в процессе обучения icon «Русские народные сказки»
Большинство современных младших школьников равнодушно относятся к чтению. Это касается и младших школьников с зпр. Учащиеся испытывают...
Формирование креативности младших школьников в процессе обучения icon Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка...
Формирование коммуникативных ууд у младших школьников на занятиях по психологии во внеурочной деятельности
Формирование креативности младших школьников в процессе обучения icon Развитие творческих способностей младших школьников
Развитие творческих способностей младших школьников/авт сост. Р. И. Визгер. – Дятлово, 2008. 56с
Формирование креативности младших школьников в процессе обучения icon Работы
Продолжить работу по развитию индивидуальных способностей школьников посредством внедрения в увр приемов личностно-ориентированного...
Формирование креативности младших школьников в процессе обучения icon Слюгрова Светлана Трофимовна-учитель начальных классов высшей категории,...
«Загадка – как средство активизации процесса обучения и воспитания младших школьников»
Формирование креативности младших школьников в процессе обучения icon Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка посредством метода проектов
В настоящее время целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции учащихся. Обучение школьников...
Формирование креативности младших школьников в процессе обучения icon «Евгений Онегин» Введение в роман
«литературном процессе», его закономерностях, факторах, определяющих его формирование и развитие; создать содержательные и организационные...
Формирование креативности младших школьников в процессе обучения icon Областной конкурс исследовательских работ и творческих проектов по...
...
Формирование креативности младших школьников в процессе обучения icon Специфика дизорфографии у младших школьников
Дизорфография как специфическое расстройство языковой способности школьников стала рассматриваться и обсуждаться сравнительно с дизорфографией...
Формирование креативности младших школьников в процессе обучения icon Иванченко Дмитрий Алексеевич
Стремительное развитие коммуникационных технологий и рост популярности дистанционного интернет-обучения в России обуславливают актуальность...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции