История политических учений как наука и учебная дисциплина. Ее предмет, цели и задачи. Этапы развития истории политических и правовых учений




Скачать 0.93 Mb.
Название История политических учений как наука и учебная дисциплина. Ее предмет, цели и задачи. Этапы развития истории политических и правовых учений
страница 1/6
Дата публикации 25.09.2014
Размер 0.93 Mb.
Тип Реферат
literature-edu.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4   5   6
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА "ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ"

Введение

История политических учений как наука и учебная дисциплина. Ее предмет, цели и задачи. Этапы развития истории политических и правовых учений.

Проблемы методологии изучения политических и правовых учений. Диалектика предмета и метода политико-правовых теорий.

Проблемы периодизации всеобщей истории. Теории циклов и ритмов истории. Универсальные категории, определяющие политико-правовой характер этапов развития человечества.

Восток и Запад — две формы мировой цивилизации, два пути развития религиозно-философской и политико-правовой культуры. Общее и особенное.

Древний Восток - колыбель политической и правовой мысли. Первые очаги человеческой цивилизации: Восток (Египет, Месопотамия, Персия, Индия, Китай) и Запад (Гоеция, Рим). Общая характеристика.

Диалектика религиозно-мифологических и политико-правовых воззрений в Древнем мире.

РАЗДЕЛ I. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА

Древний Египет

Египетская цивилизация. Мифы и структура политической власти. Периоды развития политико-правовой мысли Древнего Египта: Древнее царство (ХХХ-ХХП вв. до н.э.), Среднее царство (ХХИ-ХХ-Ч вв. до н.э.). Новое царство( XVI-VIII вв. до н.э.). Мифы как первооснова космополитического понимания государства. Миф о боге Осирисе и боге солнца Ра. Пирамида власти: небесная и земная. Культ фараона.

Древнеегипетская концепция власти Владыки Маат (Ма-ат). Богиня правды, справедливости и правосудия, дочь бога Ра, жена бога мудрости Тета. Иерархия религиозных и политических ценностей. Божественный характер земных порядков. Понятия: маат, рта, дао, дике. Общая характеристика.

Политические идеи в «Поучении Птахотепа» (XXVIII в. до н.э.) и «Книге мертвых» (XXVв. до н.э.). Древнеегипетский политический символ пирамиды. «Перед высшим надо опустить руки и согнуть свою спину». «Никто не должен стремиться внушать страх, кроме царя и бога».

Древнеегипетские «Поучения гераклеопольского царя (Ахтоя) своему сыну и наследнику Мерикара» (XXII в. до н.э.) как памятник политико-правовой мысли. «Возвышай твоих вельмож, и да делают они твои законы», «Остерегайся наказывать несправедливо». Продолжение традиций популярного жанра древнешумерской литературы. Политический смысл жанра «поучений».

Древнеегипетская концепция политической власти фараона при Аменхотепе III (1405-1367). Аменхотепе IV (Эхнатоне. 1368-1351) и его жене-соправительнице Нефертити (XIVв. до н.э.).

Древняя Месопотамия

Шумеро-вавилонская цивилизация. Начало начал: мифы, право и политика Два периода развития права в Месопотамии (Двуречье): шумерский (Л/И-Ш тыс. до н.э.) и аккадский, вавилоно-ассирийский (III тыс. - V в. до н.э.). Древнешумерский миф о боге солнца и справедливости Шамаше и "стезе Шамаша". «Наставления» мудреца Шуруппака своему сыну (XXV в. до н.э.). Основные заповеди Шуруппака. Зарождение жанра политических поучений. Общая характеристика.

Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) как памятник древневавилонского права (XVIII в. до н.э.). Божественный источник царской власти.

Толкование справедливости и социального неравенства в Законах царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Вертикаль и горизонталь справедливости и равенства.

Древняя Палестина

Правовые идеи в Библии. «Ветхий завет» и его «книги». Пророк Моисей, его законы и заповеди. Пятикнижие Моисея (Тора) и Законы царя Хаммурапи: общие принципы законности и справедливости.

Поучения царя Соломона (965-916). «Книга Притчей Соломоновых». Продолжение древнеегипетского (и древнешумерского) литературного жанра поучений. «Начало мудрости - страх Господень; только глупцы презирают мудрость и наставление». «Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится».

Древняя Персия

Древнеперсидская цивилизация. Зарождение и развитие учения Заратустры (Зороастр, Заратуштра, VIII в. до н.э.). Авеста (наставление, восхваление) - свод священных текстов зороастрийской религии (VI в. до н.э.). Религия. Философия. Этика. Общая характеристика.

Учение Зороастра (VIII в. до н.э.) о борьбе двух мировых нача* -добра (Ормузда) и зла (Аримана). Особенности зороастрийского дуализма: политико-правовой аспект. Судьба зороастрийской религии.

Древняя Индия

Индийская цивилизация. Диалектика мифологии и юриспруденции в Древней Индии, Божественная троица: Брахма (творец мира), Шива (разрушитель мира), Вишну (хранитель мира). Политико-правовые реалии. Веды и ведийская литература о природе человека, социальной стратификации и идеальном правлении.

Древнеиндийская ведийская мифология о Пуруше и происхождении четырех варн. «Из уст его родился брахман, из рук - кшатрии, из бедер -вайшья, из ступней - шудра». Политическая иерархия, правовое положение и цветовая символика варн древнеиндийского государства.

Главные идеологии древнеиндийского кастового общества. Брахманизм (Х-У1 вв. до н.э.). Буддизм (УЫН вв. до н.э.). Кшатрийский брахманизм (Ш в. до н.э. - V в. н.э.). Общее и особенное их политических идеалов.

Политико-правовой смысл универсальных категорий

древнеиндийского религиозно-философского миропонимания: рита, дхарма, варны, карма.

Концепция государства и права в брахманизме. «Веды» (II тыс. до н.э.). «Упанишады» (1Х-У1 вв. до н.э.). Учение брахманов о варнах и дхарме или дхамме (законе, обычае, долге, правиле поведения).

Политическая философия Будды (Сиддхартха Гаутама, он же Шакья Муни, 565 - 479). Буддизм как идеология кшатриев. Рационалистическая критика Вед, Упанишад и брахманизма. Современные концепции «буддийского социализма» в странах Юго-Восточной Азии.

Буддистское учение о четырех «благородных истинах» жизни. Страдания; их причины; возможность их прекращений; путь к нирване. Основные политико-правовые и морально-этические заповеди буддизма.

Древнеиндийский политико-экономический трактат «Лртхагиастра. или Наука политики». Светская политико-правовая доктрина брахмана

Каутильи (Чанакьи, 1У-П1). Советник и министр царя Чандрагупты I, основателя империи Маурьев (IV в. до н.э.). Советы по управлению Древней Индией. Учение об артхе (практической пользе). «Закон основан на истине». Каутилья как предшественник Н.Макиавелли. Общая характеристика.

Учение о происхождении варн в «Законах Ману» (П в до - // в. н.э.). «Законы Ману» как памятник идеологии брахманизма. Отношение к положениям древних «Вед» и «Упанишад», обоснование кастовой структуры общества и принципа справедливости.

Древний Китай

Китайская цивилизация. Особенности древнекитайской политической и правовой идеологии. Догмат о «небесной воле», «государе - сыне неба». Ритуал. Прагматизм. Рационализм. Плюрализм. Общая характеристика.

Учение о государстве и праве древнекитайского мыслителя Лао-цзы (579-499). Идеология раннего даосизма. Патриархально-консервативный анархизм. Политико-правовой аспект универсального понятия «дао» («путь»). Сочинение: «Дао дэ Цзин» («Книга о дао и дэ», или «Книга о пути к Истине и Благодати»).

Политическая теория «недеяния» китайского мыслителя Лао-цзы (579-499). Основатель даосизма. Учение об универсальной категории «дао». Небесное и человеческое дао. Даосизм о природе человека. Дао как вселенский закон ритмичности и гармонии. «Мудрый человек предпочитает недеяние (увэй) и осуществляет учение безмолвно. Он не борется, поэтому он не победим в этом мире». Сочинение: «Дао дэ Цзин» («Книга о дао и дэ», или «Книга о пути к Истине и Благодати»).

Этическое и политическое учение Конфуция (Кун-цзы, 551 - 479). Концепция «государство - большая семья» и ее политико-правовые

12

13

категории. Понятия: ли (обычное право, ритуал), шу (уважение), жэнь (гуманность). Сочинение: «Лунь юй» («Суждения и беседы»).

Учение Конфуция (Кун-цзы, 551 - 479) о природе человека и благе общества. Конфуцианская концепция «дао» (политико-правовой аспект). «Когда в стране нет дао, стыдно быть богатым и знатным». Сочинение: «Лунь юй» («Суждения и беседы»).

Роль конфуцианства в политической истории Китая.

Политическая философия Лао-цзы (579-499) и Конфуция (Кун-цзы. 551 - 479). Учитель и ученик. Учение о естественном ходе вещей (дао) и учение о его регламентации (ли). Естественное и позитивное право. Проблемы гуманности и справедливости. Общее и особенное в даосизме и конфуцианстве.

Учение о характере происхождения государства и права китайского мыслителя Мо-цзы (Мо Ди. 479 - 400). Моизм о принципах государственного устройства. Политический демократизм моизма. Идея о выборности первого правителя. Сочинение: «Мо-цзы» («Учитель Мо»).

Этическое учение о «всеобщей любви» («цзянь-ай») и взаимной выгоде китайского мыслителя Мо-цзы (479 - 400). Критика конфуцианского ритуала, почитания родителей, правителя. Моизм и конфуцианство: общее и особенное. Сочинение: «Мо-цзы» («Учитель Мо»).

Политическая доктрина легизма древнекитайского мыслителя Шан Яна (Гуньсунь Ян, 390 - 338). Школа «законников». Учение о неотвратимости и суровости фа (закона). Правитель Шан Ян о природе человека и принципе коллективной ответственности. Сочинение: «Книга правителя области Шан».

Древняя Гпения

Диалектика развития мифологических, философских и политико-правовых воззрений в Древней Греции. Смена парадигм: от первобытнообщинного состояния к рабовладельческому строю, от силы (природы) к воле (человека). Воля как универсальная доминанта духовной жизни рабовладельческого общества. Воля богов. Небо и земля: иерархия власти. Человек: сила, воля, вера и разум. Полис: власть, право, справедливость и свобода. Роль жреческих центров и великих посвященных в развитии религиозной и политико-правовой мысли.

Три периода и этапы древнегреческой (античной) философии (VII до н.э. - VI н.э.). Начало - Фалес Милетский (640-562), расцвет - Протагор и Демокрит, Платон и Аристотель, конец-декрет византийского императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 н.э.). Общая характеристика.

Политико-правовая мысль Древней Гоеции раннего (первого) периода (IX - Щ вв. до н.э.). Предфилософский этап: мифологические представления о политике, государстве и праве. Гомер (VIII в. до н.э.). Гесиод (VII в. до н.э.). Космологический (досократический) период: от Фалеса до Гераклита и Демокрита. «Семь мудрецов». Первые древнегреческие, ионийские философы из города Милета (Малая Азия): Фалес (640-562), Анаксимандр (611-546), Анаксимен (588-525). Натурфилософия. Первоосновы мира: вода, апейрон, воздух. Общая характеристика. Пифагор (580-500) и Пифагорейская школа. Гераклит (530-470). Общая характеристика.

Политико-правовая мысль Древней Греции в классический (второй) период (V- IV в. до н.э.). Философский этап: расцвет рационалистической интерпретации политико-правовых явлений. Протагор (480-410) и софисты (старшие и младшие). Демокрит (460-370). Антисфен (450-360), киники (древние анархисты) и Киническая школа. Сократ (469 - 399) и Сократические школы. Платон (427-347) и Платоновская Академия. Аристотель (384-322) и Аристотелевский Лицей. Афины - тысячелетний центр греческой философии. Общая характеристика.

Политико-правовая мысль Древней Греции в третий (эллинистический) период своего развития (IV - I вв.). Эпоха эллинизма. Период упадка политико-правовой идеологии. Превращение Древней Греции в провинцию Древнего Рима, кризис полисных традиций коллективной морали, культивирование ценностей индивидуализма, всеобщей свободы и равенства. Пиррон (360-280) и Скептическая школа. Эпикур (341-270) и Эпикурейская школа. Зенон (336-264) и Стоическая школа. Полибий (200 - 120) - последний из великих мыслителей Древней Греции. Общая характеристика.

Политико-правовые воззрения Гомера (VIII в. до н.э.). Мифология Гомера как основа ионийской традиции. Рационалистическое построение космоса. Понятия: «дике» (справедливость, основа обычного права, вселенское юридическое начало), «темис» (обычай, право), «тиме» (честь). Политическая иерархия богов-олимпийцев. Боги и люди. Их происхождение, предназначение и функции. Проблема «тиме» как политико-правовая проблема распределения божественных прав и обязанностей Справедливость и право. «Нет в многовластии блага; да будет единый властитель» (Одиссей). Сочинения: поэмы «Илиада». «Одиссея».

Политическая мифология Гесиода (VII в. до н.э.). Рационалистическая систематизация греческих мифов. Родословная богов, полубогов и героев. Их происхождение и функции. Зевс как гарантия справедливости и законности. Фемида и ее дочери от Зевса: Дике (справедливость) и Эвномия (благозаконие). Трезвая «правда» и красивая «ложь». Поэмы: «Труды и дни», «Теогония».

Политическая этика «семи мудрецов» (У11'У1 вв. до н.э.) Фалес (640-562) из Милета, Солон (635-559) из Афин. Питтак из Матилен, Биант (Биас. 590-530) из Приены, Клеобул, Периандр из Коринфа, Хилон из Лакедемона. «Познай самого себя» (Фалес). «Ничего сверх меры» (Солон).

«Наибольшее богатство - ничего не желать» (Биант). «Всему свое время» (Питтак). «Повинуйся законам» (Хилон). Общая характеристика.

Политико-правовое учение Пифагора (580-500). Древнегреческий математик, философ, политик. Годы странствий и инициации. Пифагорейская школа и ее принципы. Тайные религиозно-правовые союзы. Неологизмы Пифагора: космос, философ. Политический аристократизм. Отношение к анархии. Учение о справедливости как о воздаянии «равным за равное». Правда и справедливость есть равенство. Учение о числах (политическая нумерология).

Политическая философия Гераклита (530-470). «Плачущий философ». Крупнейший диалектик. Огонь как первоэлемент всего сущего. Бог как единство противоположностей. Справедливость как разумное начало (всеобщий логос). Политический аристократизм Демократия -правление большинства, т.е. власть «неразумных» и «худших». Добродетель и порок, свобода и рабство. Война - «отец всего и всего царь», ибо создает богов и людей, свободных и рабов. Социально-политическое неравенство как результат всеобщей борьбы Влияние на стоиков и - через них - на христианство. Гераклит: нельзя дважды войди в одну и 17 же реку, поскольку все течет, все изменяется. Сочинение: «О природе».

Политико-правовые взгляды софистов (V в. до н э I Первые и наиболее известные политические мыслители. Протагор, Горгий, Гиппий, Лнтифонт, Ллкидам, Ликофрон, Калликл, Фрасимах. Эволюция идей софистов (старших и младших). «Золотой век» афинской демократии, или «век Перикла» (490-429). Старшие софисты: Протагор (481-441), Горгий (483-375), Гиппий (460-400), Антифонт. Младшие софисты: Алкидам, Фрасимах (V в.), Критий (460-403), Калликл. Общая характеристика. Релятивизм, скептицизм, агностицизм, мифологизм. Родоначальники идеи деления права на естественное («физис») и позитивное, условное

(«номос») право. Основоположники теории прав и свобод человека. Софисты как палатные учителя мудрости. Критика их Сократом. Общая характеристика.

Учение о государстве и праве древнегреческого философа Протагора (480-410). Родился в г. Абдеры (современный г. Адра). Основатель софистики. Значение мифа. Обоснование полисной демократии. «Человек

- мера всех вещей» (Протагор). Сочинения; «Антилогии», «О государстве», «О богах»,

Политические и этические взгляды Сократа (469 - 399). Сократические школы. Править должны «знающие люди». Самое трудное

- познать самого себя. «Безумие - не знать самого себя». «Несправедливость - величайшее зло». «Из двух зол большее - чинить несправедливость, а меньшее - терпеть». Проблема свободы и личности. Критика тирании. Смерть Сократа как политическая и этическая проблема.

Учение древнегреческого философа Сократа (469 - 399) о государстве и праве. Рационализм. Апология «знающих людей». Правление «лучших», не по крови, а по духу. Аристократы духа - «цари и правители» - это «те, которые умеют править». Право: естественное и позитивное. «Что законно, то и справедливо». Идея тождества разумного, справедливого и законного. Смерть Сократа как правовая и нравственная проблема.

Политико-правовая доктрина древнегреческого философа Демокрита (460-370). Родился в г. Абдеры (современный г. Адра). «Смеющийся философ». Материалист. Ученик основоположника древнегреческой атомистики Левкиппа из Милета (500-440). Инициация: Египет, Вавилон, Иран, Аравия, Индия, Эфиопия. Основатель атомизма. Идеолог рабовладельческой демократии. Происхождение человека, общества и государства. Проблема социального демократизма и духовного аристократизма. Политическая философия и этика. Высшее благо -блаженство (покой и веселие души) через обуздание желаний и умеренность. Отголоски буддизма. «Первый энциклопедический ум среди греков» (Маркс). Сочинение: «Малый диакосмос».

Политическое и этическое учение древнегреческого философа Литисфена (450-360). Основатель школы киников - древних анархистов, ученик Горгия (482-375) и Сократа (469 - 399). Киническая школа как одна из Сократических школ (IV в. до н.э.). Учение об автономии нравственной личности. Автаркия как вершина добродетели (разумный образ жизни, отсутствие потребностей). Отголоски буддизма. Космополитизм: мудрец - гражданин не государства, а всего мира. Сенсуализм и критика платоновского идеализма.

Политико-правовое учение древнегреческого философа Платона (427-347). Ученик Сократа и учитель Аристотеля. Платоновская Академия. Объективный идеализм. Проекты идеального государства. Утопии коммунистического общества при рабовладельческом строе. Платон и развитие мировой политико-правовой мысли. Сочинения: «Апология Сократа», «Политик», «Государство», «Законы».

Учение о государстве и законах Платона (427-347). Эпоха кризиса полисного строя: олигархия - демократия - тирания. Классификация и характеристика правильных и неправильных форм правления (по нисходящей линии). Критерии классификации. Структура государства. Справедливость: каждое сословие занимается своим делом. Учение о законах (тоталитарное и правовое государство). Сочинения: «Политик», «Государство», «Законы».

Политическая философия Платона (427-347). Объективный идеализм. «Удвоение» и познание мира: реальный (чувство) и идеальный (разум). Три начала души (разумное, яростное, вожделеющее). Сопутствующие им добродетели (мудрость, мужество, умеренность). Четвертая добродетель - справедливость (делать то, что предназначено

природой). Сущность человека - душа. Политика - царское искусство. Три вида законного правления: монархия, аристократия, демократия. Три вида незаконного правления: тирания, олигархия, демократия (охлократия). Круговорот пяти видов государственного устройства (аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания). Их соответствие душевному складу человека. Причины круговорота и упадка правильных (законных) и неправильных (незаконных) форм правления в государстве. Диалектика форм правления и нравов общества. Сочинение: диалоги «Политик», «Государство», «Законы».

Теория «первого по достоинству» идеального государства древнегреческого философа Платона (427-347). Первый проект социальной утопии - «сословно-аристократического» коммунизма, изложенный в работе «Государство». Космос, государство и человек. Философ, стражи и третье сословие (ремесленники, земледельцы и другие производители). Политическая структура общества. Отмена для всех частной собственности. Введение для стражей общности жен и детей. Государственная регламентация коллективистской жизни третьего сословия. Платон как первый «коммунист» в исюрии. Идеальное аристократическое государственное устройство. Пример Спарты. Крах Сиракузского эксперимента (Сицилия). Сочинение: диалог «Государство».

Теория «второго по достоинству» идеального государства древнегреческого философа Платона (427-347). Второй проект социальной утопии - государственного (казарменного) коммунизма, изложенный в конце жизни. Проблема семьи, частной собственности и государства. Многоступенчатость выборов. Политические права только для граждан. Аристократический принцип: не просто «арифметическое», а «геометрическое» равенство. Роль жребия на права владения наделом, являющимся собственностью государства. Разделение общества на четыре класса в зависимости от величины имущества. Насаждение единомыслия и коллективизма. Иерархия выборной власти. Отличия двух проектов. Сочинение: диалог «Законы».

Эволюция политико-правовых взглядов древнегреческого философа Платона (427-347). От анархизма к этатизму. Сочинения: диалоги «Апология Сократа», «Политик», «Государство», «Законы».

Политический (коммунистический) идеал древнегреческого фияооофо Платона: история и современность СССР, Китай, Куба: незаконченный эксперимент и уроки истории. Сочинения: диалоги «Государство»,

«Законы».

Основы политической теории анархизма философа-киника Диогена Синопского (412- 323). Ученик Антисфена (450-360). Практика этического анархизма. Радикализм, отрицание брака и семьи. Апология безграничной духовной свободы. Основоположник космополитизма: жить «без общины, без дома, без отечества». Критика Платона как «болтуна». Нигилизм и аморализм. Жизнь в бочке как вызов обществу. Тотальная критика общественной морали (философ с «факелом»). Апология аскетизма. Ответ Диогена А. Маке донскому: «Отойди и не заслоняй солнце».

Политическое учение древнегреческого философа Аристотеля (384-322). Ученый-энциклопедист. Ученик Платона. Основатель античной политической науки. Характеристика форм правления государства. Формы человеческого общения (семья, община, государство). Определение сущности человека. Душа: разум и воля. Аристотелевский Лицей. Идеолог среднего класса. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший общественный строй» (Аристотель). Полития как эталон юридичности. Сочинения: «Политика» (ок. 329), «Никомахова этика» (336-322), «Афинская полития».

Правовая доктрина Аристотеля (384-322). Ученый-энциклопедист. Ученик Платона. «Государство - сообщество равных людей для

20

21

достижения возможно лучшей жизни». Классификация права: естественное и позитивное. Понятия: «закон», «общая польза», «справедливость». «Порядок и есть своего рода закон». Тождество права, закона и справедливости. Цель права - общее благо, т.е. справедливость. Два вида справедливости: уравнивающая и распределяющая. «Безусловно справедливым может быть только равенство по достоинству». Политическое право: естественное и условное (волеустановленное). «Закон - уравновешенный разум». Сочинения: «Никомахова этика» (336-322), «Политика» (ок. 329).

Политический идеал Аристотеля (384-322). Ученый-энциклопедист. Ученик Платона. Характеристика признаков политии - «средней» формы государства. Идеальная форма правления. Смешанная форма как синтез двух неправильных форм правления (олигархии и демократии). Идеология среднего класса. Диалектика природы человека и государства. Критика платоновских «коммунистических» проектов и апология частной собственности. Сочинения: «Афинская политик». «Политика» (ок. 329).

Классификация форм правления государства Аристотеля (384-322). Отличия от платоновской классификации. Полития и ее приоритеты Смена форм правления и причины переворотов в государстве. Сочинение: «Политика» (ок. 329).

Этическая доктрина Аристотеля (384-322). Ученый-энциклопедист. Ученик Платона. Этика как начало политики. Виды справедливости (распределяющая и уравнивающая) и соответствующие им критерии (достоинство и равенство всех людей). «Платон мне друг, но истина дороже». Сочинение: «Никомахова этика» (336-322).

Древнегреческий философ Аристотель (384-322) и влияние его идей на развитие политико-правовой мысли Запада и Востока.

Политические и правовые учения в Древней Греции в период эллинизма (III - I) От победы Македонии над Элладой (338 до н.э.) до оккупации и превращения в провинцию Рима (30 до н.э.). Упадок древнегреческих городов-полисов. Скептики, Эпикур, стоики. Общая характеристика.

Политические идеи древнегреческого философа Пиррона (360-280). Основатель скептической школы. Три периода Скептической школы: ранний (Пиррон, 365-275), средний (Тимон, 320-230; глава платоновской Академии Аркесилай, 318-241) и поздний (Секст Эмпирик, 200-250). Секст Эмпирик и его произведения («Пирромовы положения», «Против математиков») как основные источники по изучению античного скептицизма.

Учение о договорном характере государства и права древнегреческого мыслителя Эпикура (341-270). «Справедливость, происходящая от природы, есть договор о полезном - с целью не вредить друг- другу и не терпеть вреда».

Этическое и политическое учение Эпикура (341-270) Эпикурейская школа. Продолжение атомистическое теории Демокрита. Идея всеобщей свободы и равенства. Человек как стремление к свободе, удовольствиям и атараксии (полному покою, нирване).

Политическая и этическая концепция древнегреческого философа Зенона (336-264). Основатель стоицизма Обоснование идеи смешанного правления: «Лучший государственный строй - это сочетание демократии, царской власти и аристократии» (Зенон). Отличие от аристотелевскою

политического идеала.

Политико-правовые идеи греко-римской школы Стоиков (III в. до н.э. ■ II в. н.э.). Три стадии ее развития. Древняя Стоя (111-11 до н.э.): Клеанф и Хрисипп. Средняя Стоя (II- I вв. до н.э.): Панетий и Посидоний. Новая (римская) Стоя (1-11 вв. н.э.): Сенека, Эпиктет. Марк Аврелий. Общая характеристика. Влияние стоиков на греческих и римских мыслителей (Полибия, Цицерона и др.). Стоицизм как своеобразная религия для народа Влияние стоицизма на христианство. Общая характеристика.

Историко-политичсская доктрина древнегреческого мыслителя Полибия (200 - 120) Происхождение государства и права. Господство «силы и страха». Правильные и неправильные формы правления государства, их классификация, круговорот и последовательность. Политическая характеристика форм правления: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия. Полибий: история и современность. Сочинение: «Всеобщая история в сорока книгах».

Учение о цикличности и круговороте политических форм правления древнегреческого историка Полибия (200 - 120). Классификация и характеристика форм правления, их цикличность и внутренние стадии. Платон, Аристотель и Полибий о правильных и неправильных формах государства. Общее и особенное. Развитие идеи стоиков о цикличном развитии мира. Римская республика. Сочинение: «Всеобщая история в сорока книгах».

Политический идеал древнегреческого мыслителя Полибия (200 -120). Юридическое понимание государства. Теория смешанной формы правления. Отличие от аристотелевского понимания идеального государства. Структурная характеристика Римской республики. Идея разделения властей. Полибий: история и современность. Сочинение: «Всеобщая история в сорока книгах».

Эволюция древнегреческой политико-правовой мысли в период эллинизма (323-30). Проблемы политики и права, этатизма и политической этики свободы и справедливости. Общая характеристика.

Древний Рим (754 до н.э. -476 н.э.)

Политические и правовые учения Древнего Рима (754 до н.э. -476 н.э.). От Ромула до Ромула Августула. Общая характеристика и особенности развития. Римское правоведение жреческая (понтифики, VII-II вв. до н.э.) и светская юриспруденция. Римская школа юристов (III в. до н.э. - III в. н.э.). Влияние греческой традиции: Платон, Аристотель, Полибий, стоики. Греки больше политики, чем правоведы. Римляне: власть должна основываться на благе всех и должна исключать ненависть. Общая характеристика.

Особенности развития политико-правовой идеологии в Древнем Риме (754 до н.э. - 476 н.э.). Три периода древнеримской истории: царский (754-510), республиканский (509-28), императорский период (27 до н.э. - 476 н.э.). Разделение Римской империи (395 н.э.) на Западную и Восточную империю. Западная империя (395-476, столица - Рим). Восточная (Византийская) империя (395-1453) со столицей - Константинополь (330). Рим - родина самостоятельной светской науки правоведения. Ключевые понятия: справедливость, справедливое право, естественное право. Проблемы урегулирования требований естественного права и позитивного права. Общая характеристика.

Политико-правовые идеи плебейское движение во главе с братьями Гракхами - Тиберием (162-133) и Гаем (151-121). Составление по требованию восставшего плебса писаного законодательства - Законов XII таблиц (451-449). Источник цивильного права. Принцип индивидуальной свободы. Римское право как основа современной континентальной системы права.

Политический идеал древнеримского мыслителя Марка Туллия Цицерона (106 - 43). Выдающийся оратор и государственный деятель. «Государство должно быть устроено так, чтобы быть вечным». Римская республика: консулы, сенат, народное собрание. Смешанная форма правления как залог идеи справедливости. Концепция «истинных законов», «истинного правителя» и «идеального гражданина». Предшественник гуманизма, правового государства, разделения властей. Дуализм учения о равенстве: горизонталь («от природы все мы подобны и равны») и вертикаль («равенство свободных несправедливо», «рабство обусловлено природой»). Сочинения: «О государстве» (55-50), «О законах» (54-51), «О границах добра и зла».

Учение о государстве и праве древнеримского мыслителя Марка Туллия Цицерона (106 - 43). Выдающийся оратор и государственный деятель. Классификация форм правления. Власть: царская, выборная, народная. Происхождение государства. «Миром правит разум». Государство как общий правопорядок. «Государство есть достояние народа». Значение частной собственности. Обоснование принципа юридического (формального) равенства граждан. «Перед законом все равны». Закон как заложенный в природе высший разум. Сочинения: «О государстве» (55-50), «О законах» (54-51).

Концепция возникновения государства и права древнеримского

философа и поэта Тита Лукреция Кара (99-55). Влияние идей Демокрита

об историческом прогрессе и Эпикура о договорном характере государства и права. Систематическое изложение материалистической философии

древности. Атомистическая теория. Определение природы человека.

Сочинение: поэма «О природе вещей».

Политико-правовые воззрения римских стоиков. Сенека (3 - 65),

Эпиктег (55 - 125), Марк Аврелий (121 - 180). Человек разумен. Разум

присущ всем. Все люди братья. Инстинкт общежития (стадности).

Фатализм. Солидаризм. Космополитизм. «Чего не желаешь себе, не желай

и другим» (Эпиктст). Общая характеристика.

Основные черты и политико-правовые понятия новой (Римской)

Стой (1-11 вв.). Фатализм. Космополитизм. Аполитизм. Аскетизм

Нравственное самоусовершенствование личности. Влияние идей киников,

академиков, перипатетиков.

Политическая идеология римского фичософа-стоика Луция Аннея

Сенеки (3 - 65). Адвокат, политик, учитель Нерона. Бог - причина всех

причин. Господство над собой: подчинить страсть разуму. «Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное» (Сенека). Вселенная как космическое государство со своим естественным правом. Сенека - «дядя христианства». Сочинения: «Нравственные письма к Луциллию», «О милосердии», «О стойкости философа».

Политико-правовые взгляды древнеримского стоика Эпиктета (50-125). Раб, вольноотпущенник и телохранитель Нерона, основатель своей школы в Никополисе. Вера и благоговение как главные средства познания и добродетели. Фатализм, рационализм. Цель жизни - внутренняя свобода, путь к ней - покорность воле Бога. Непротивление злу насилием. Сократ -образец мудрости и идеальной личности.

Политическая философия древнеримского мыслителя-стоика Марка Аврелия (121 - 180). Римский император (161-180). Влияние Эпиктета. Фатализм. Пессимизм. Человек - песчинка мироздания, обреченного на исчезновение. Мир божествен, разумен, справедлив. Человек: тело, душа и дух. «Чти богов и заботься о благе людей» (Аврелий). Сочинение: «Наедине с собой: Размышления».

Стоицизм и эпикурейство как основные направления греко-римской политической идеологии III в. до н.э. - II в. н.э. Общая характеристика.

Учение римских юристов в 1 — III вв. о государстве и праве. Цсльс (I в. ДО н.э.). Гай (117-180). Папиниан (250-212). Павел (11-111 вв.). Ульпиан (170-228). Модестин (Ш в. н.э.). Понтифики (жрецы). «Право есть искусство добра и справедливости» (Цельс). Право - основа жизни народа. Естественное право - космический закон и порядок в природе и обществе. Общая характеристика.

Классификация права римского юриста Ульпиана (170-228). Ученик стоика Папиниана. Естественное право - право для всех живых существ, а цивильное - только для людей и их взаимоотношений. Сущность права -одна, субъекты - разные. Право публичное и частное (виды: естественное

право, право народов, цивильное право). «Право получило свое название

от «правосудия» (Ульпиан). Общая характеристика.

Значение политико-правовых идей римских юристов (III в. до н.э. - III

в. н.э.). Влияние на развитие европейского Просвещения, исторической

школы права в Германии, европейских логистов. Общая характеристика. Развитие политико-правовых идей раннего христианства в Древнем

Риме и Римской империи. Римская империя после распада в 395 г. на

Западную и Восточную. Особенности развития. Эволюция от обычного

права к христианскому праву. Общая характеристика.

Идея теократического государства в учении Амвросия (340-397).

Римский ученый и религиозный деятель. Один из отцов западной церкви.

Епископ Милана. Первый переводчик Библии на латинский язык. Сочинение: «Об обязанностях слуг Божьих».

Политическое учение о государстве и праве Аврелия Августина (Августина Блаженного, 354-430). Христианский богослов, епископ Гиппонский (Северная Африка, рядом с Карфагеном). Роль миланского епископа Амвросия в судьбе Августина. Борьба двух миров и культур: античного, языческого и средневекового, христианского. Государство как следствие греховной природы человека. Теория разделения и гармонии двух властей - светской и духовной. Божественный закон и светское (позитивное) право. «Божий град» (церковь) и «Земной град» (государство). Сочинения: «О жизни блаженной» (387), «Исповедь» (400). «О граде Божием» (413-417).

Политическая философия Аврелия Августина (Августина Блаженного, 354-430). Христианский богослов, епископ Гиппонский (Северная Африка, рядом с Карфагеном). Родоначальник неоплатонизма (ав|-устинизм) и основоположник философии истории. Причины зарождения, существования и гибели государства. Государство -- не цель, а средство. Человек и государство. Учение о греховной природе человека.

«Когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу». Диалектика плотской и духовной жизни. Град Земной и Град Небесный, Каин и Авель. Основы христианской демократии. Сочинения: «О жизни блаженной» (387), «Исповедь» (400), «О граде Божием» (413-417).

Византия

Политико-правовые идеи греко-римского мира. Новый, византийский виток развития греко-римской политико-правовой мысли. Перенесение столицы римским императором Константином I Великим в Константинополь (330). Разделение Римской империи на Западную и Восточную (395). Падение Рима (476). Возвышение «второго Рима» -Константинополя - столицы Византийской империи (395-1453). Общая характеристика.

Религиозная политико-правовая мысль в период Средневековья: становление и развитие. Возникновение христианства. Правовые идеи в Библии: «Ветхий завет» и «Новый завет». Эволюция церковной организации. Апостольская церковь (1-И в.). Епископальная церковь (вторая половина II в.). Возрождение идей раннего христианства в эпоху Ренессанса (XIV - XVII вв.) и Реформации (XVI в.). Общая характеристика.

Политическая идеология христианства как государственной религии (111-У1). Становление христианства как государственной идеологии: от римского императора Константина I Великого (род. 285; имп.: 306-337) до константинопольского императора Юстиниана I (род. 482, имп.: 527-565). Признание христианства равноправной (313), а затем господствующей (324) религией Римской империи. Христианство о Законе Божием и правосудии («Новый Завет»).

Политическая борьба христианской церкви с ранними ересями (1-111 вв.). Критика церковной идеологии монтанистами, гностиками, донатистами, агонистиками и др. Христианство как господствующая

2 Я

идеология (324) европейских стран в период феодального Средневековья (У-ХУ11 вв.).

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История политических учений как наука и учебная дисциплина. Ее предмет, цели и задачи. Этапы развития истории политических и правовых учений icon Издательство «наука» введение сократ великий античный мудрец, «олицетворение...
Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалекти­ки, политических и правовых учений. Влияние,...
История политических учений как наука и учебная дисциплина. Ее предмет, цели и задачи. Этапы развития истории политических и правовых учений icon Общепрофессиональные дисциплины
Дисциплина «История политических учений» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин учебного плана...
История политических учений как наука и учебная дисциплина. Ее предмет, цели и задачи. Этапы развития истории политических и правовых учений icon Учебника по дисциплине «История политических и правовых учений»
Марченко Михаил Николаевич д-р юрид наук, проф., заведу­ющий кафедрой теории государства и права и политологии юриди­ческого факультета...
История политических учений как наука и учебная дисциплина. Ее предмет, цели и задачи. Этапы развития истории политических и правовых учений icon Планы семинарских занятий семинар Древнерусская политико-правовая...
Общая характеристика истории политико-правовых учений как науки и учебной дисциплины
История политических учений как наука и учебная дисциплина. Ее предмет, цели и задачи. Этапы развития истории политических и правовых учений icon Учебно-методический комплекс по дисциплине история правовых учений...
Он также предназначен для эффективной организации студентами самостоятельной работы по изучению истории отечественной правовой мысли....
История политических учений как наука и учебная дисциплина. Ее предмет, цели и задачи. Этапы развития истории политических и правовых учений icon Методические указания для выполнения практических занятий по дисциплине...
Семахин Е. А. История экономических учений. Методические указания для выполнения практических занятий. Н. Новгород: вгипу, 2010....
История политических учений как наука и учебная дисциплина. Ее предмет, цели и задачи. Этапы развития истории политических и правовых учений icon Вопрос №1: История как наука (предмет, цель…)
История – наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) явлений, событий, фактов
История политических учений как наука и учебная дисциплина. Ее предмет, цели и задачи. Этапы развития истории политических и правовых учений icon Статья учитывается как печатный труд. Главный редактор журнала: Киселев...
Прежде всего, мы хотим вас поблагодарить за доверие нашему издательству! Для нас очень приятно, что наша команда каждый день пополняется...
История политических учений как наука и учебная дисциплина. Ее предмет, цели и задачи. Этапы развития истории политических и правовых учений icon «Человек среди учений. Человек среди религий»: Шандал; С. П; 2003 isbn 5-94861-011-x
Множество философских и религиозных учений окружает человека. Каждое из них утверждает свою исключительную правоту и отвергает любые...
История политических учений как наука и учебная дисциплина. Ее предмет, цели и задачи. Этапы развития истории политических и правовых учений icon Рабочая программа дисциплины «история экономических учений»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции