Аннотация к рабочей программе по факультативному курсу «Анализ лирического произведения» для 8-9 класса
Составительская программа «Анализ лирического произведения» / сост. С.В.Замойская. – Нижний Тагил, 2011./ предназначена для 8-9 классов.
Уметь анализировать лирическое произведение – одно из основных требований программы по литературе. Необходимые навыки формируются у учащихся в течение ряда лет, начиная с 5 класса. Однако систематическая работа по анализу лирики, которая дала бы ученикам целостную картину по этому вопросу, как правило, в школе не проводится в связи с недостатком учебного времени. Поэтому серьезное представление о природе поэтического творчества у учащихся, как правило, отсутствует.
Поэтому целью изучения курса является формирование навыков анализа лирического произведения.
Задачи: - развивать способность к эстетическому восприятию произведений искусства;
- овладеть законами художественного творчества;
- учить читать, что поможет тонко чувствовать всю красоту художественного произведения, его идейное своеобразие и художественную форму.
Основное назначение составительской программы «Анализ лирического произведения » для 8-9 классов – определение комплекса основных характеристик образования обучающихся - организационно-педагогических условий, объема, содержания, планируемых результатов освоения образовательной программы по учебному предмету.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального уровня
Ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012 г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.);
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год»;
Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
Регионального уровня:
Закона Свердловской области от 15.07.2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;
Постановления Правительства Свердловской области от 05.09.2008 г. № 935-ПП «О введении системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»;
Письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 06.04.2010 г. № 59 «О внесении изменений в образовательные программы, учебные планы образовательных учреждений Свердловской области».
Муниципального уровня:
Приказа управления образования Администрации города Нижний Тагил «О продолжительности учебного года и каникул в образовательных учреждениях города Нижний Тагил в 2013-2014 учебном году».
Образовательного учреждения:
Лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной Министерством общего и профессионального образования Свердловской области (регистрационный № 12970 от 17.03.2011 г.);
Свидетельства о государственной аккредитации, выданного Министерством общего и профессионального образования Свердловской области (регистрационный № 5741 от 10.05.2011 г.);
Устава МБОУ СОШ № 36 (новая редакция 2011 года);
Программы развития МБОУ СОШ № 36;
Основной образовательной программы основного общего образования (5-9 классы);
Элективный курс. Анализ лирического произведения. 10-11 классы./ Сост. Н.А.Владимирова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. – с. 112.
Составительская программа «Анализ лирического произведения. 8 – 9 классы» / сост. С.В.Замойская. – Нижний Тагил, 2011.
Рабочая программакурса «Анализ лирического произведения» для 8-9 классов рассчитана на 34 учебных часа в течение учебного года, на 1 недельный учебный час.
В ходе реализации рабочей программы учителем предусмотрены следующие виды деятельности обучающихся:
- коммуникативные: способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде, владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- интеллектуальные: выделение характерных причинно-следственных связей, сравнение и сопоставление, умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- информационные: осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), умение обрабатывать информацию разными способами (составлять план, тезисы, конспект), использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных);
- организационные: самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
В процессе изучения курса используются следующие элементы уроков:
- элементы урока изучения теории,
- традиционный урок,
- элементы урока творчества,
- урок развития речи и др.
В зависимости от задач урока, содержания учебного материала, материальной обеспеченности урока, степени подготовленности учеников могут использоваться следующие методы и приёмы организации занятий:
1. Методы организации и осуществления образовательной деятельности: методы, обеспечивающие передачу учебной информации учителем и восприятие её учащимися посредством слушания, наблюдения и практической деятельности (словесные, наглядные, практические); методы, осуществляющие характер усвоения учащимися нового учебного материала (либо путём самостоятельных размышлений над проблемными ситуациями, либо путём активного запоминания готовой учебной информации (иллюстративно-объяснительные, репродуктивные, проблемные, эвристические, исследовательские); методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала (индуктивные, дедуктивные, конкретные и абстрактные, синтез и анализ, сравнение, обобщение, классификации и систематизации); методы, характеризующие степень самостоятельности ученика в образовательной деятельности (методы УР под руководством учителя, методы самостоятельной деятельности учащихся).
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: методы стимулирования мотивов, интереса (познавательные игры, учебные дискуссии, неожиданность, занимательность, создание ситуации успеха); методы стимулирования мотивов сознательности, ответственности, долга (убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение, порицание).
3. Методы контроля и самоконтроля в учебной деятельности: устные или письменные, фронтальные, групповые, индивидуальные, итоговые или текущие, с применением технических средств, программированные или непрограммированные.
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы.
1. Учебно-программное обеспечение:
1. Элективный курс. Анализ лиричесуого произведения. 10-11 классы./ Сост. Н.А.Владимирова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. – с. 112.
2. Составительская программа «Анализ лирического произведения. 8 – 9 классы» / сост. С.В.Замойская. – Нижний Тагил, 2011.
2. Учебно-теоретическое обеспечение:
1. Вишневский К.Д. Мир глазами поэта. – М.: Просвещение, 1979.
2. Жирмунский В.М. Теория стиха. – Ленинград, 1975.
3. Калачева С.В. Стих и ритм. – М.: Знание, 1978.
4. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.: Серебряный век русской поэзии: В 2 ч./Под ред. Л.Г.Максидоновой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Ч.1. – с. 224.
5. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.: Серебряный век русской поэзии: В 2 ч./Под ред. Л.Г.Максидоновой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Ч.2. – с. 224.
6. Медведев В.П. Изучение лирики в школе. – М.: Просвещение, 1985.
7. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… 5 – 11 классы. Нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе. – Волгоград, 2002.- 102 с.
8. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. – М.: Советский писатель, 1978.
9. Русская литература XX века. 11 кл.: Практикум для общеобразоват. Учреждений / Под ред. Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 1998. – с. 527.
10. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы.– M., 1976.
11. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М.: Аспект-пресс, 2001.
3. Учебно-практическое обеспечение:
1. Литература: задания повышенной сложности по литературе для учащихся 9-11 классов: сборник материалов для учителей-словесников и учащихся 9-11 классов / авторы-составители: Т.А.Долинина, Андрус Н.Л. – Екатеринбург: ИРРО, 2008. – 301 с
4. Учебно-методическое обеспечение:
1. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах / Т.А.Калганова. – М,: Просвещение, 2001. – 125 с.
2. Куманова Н.В. Как научить Вашего ребёнка писать сочинения. 5 - 8 классы. Пособие для учителей, родителей и учащихся. – М.: «Грамотей», 2002, - 128 с.
3. Лимонад Т.В. С сочинением на «ты»: Пособие для старших школьников и абитуриентов. – М,: Школьная пресса, 2001. – 142 с.
5. Учебно-справочное обеспечение:
1. Квятковский. А.П. Поэтический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1966.
2. Лермонтовская энциклопедия. Гл. ред. В.А.Мануйлов. – М.: «Советская энциклопедия», 1981. – 784 с.
3. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. / М.Мещерякова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 224 с.
4. Фелицина В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь / Ин-т рус. Яз.им. А.С.Пушкина; Под ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. – М.: Рус. Яз., 1979. – 240 с.
5. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики XiX века / Глав. Ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта+, 2001. – 672 с.
6. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.2. XX век / Глав. Ред. М.Д.Аксёнова. – М.:Аванта+, 2001. – 688 с.
Рабочие программы по учебным предметам на 2013-2014 учебный год:
1. Приняты на заседании педагогического совета МБОУ СОШ № 36 (протокол № 1 от 30.08.2013 г.);
2. Утверждены приказом по школе от 30.08.2013 г. № 150.
Рабочая программа имеет следующую структуру:
Титульный лист;
Пояснительная записка;
Обязательный минимум содержания образования по предмету в соответствии с ФК ГОС;
Требования к уровню подготовки обучающихся;
Учебно-тематический план;
Организационно-содержательная модель реализации рабочей программы, включающая календарно-тематическое поурочное планирование;
Критерии оценивания обучающихся (устные ответы, письменные работы);
Перечень учебно-методического обеспечения;
Список литературы.
Составитель рабочей программы ___________________, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
|