Скачать 445.19 Kb.
|
На правах рукописиМонгина Фаниля Магруфовна Социально-педагогические условия обучения русскому языку иностранных абитуриентов военного вуза 13.00.08 – теория и методика профессионального образованияАвторефератдиссертации на соискание ученой степеникандидата педагогических наукКалининград – 2012Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота». Институт профессиональной педагогики Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Бокарева Галина Александровна Официальные оппоненты: Чуксина Ирина Георгиевна доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота», кафедра английского языка, профессор; Торопов Павел Борисович кандидат педагогических наук, доцент, ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта», кафедра общей психологии, доцент Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики» Защита состоится 24 марта 2012 г. в 10 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ307.002.01 при ФГБОУ ВПО «Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота», 236029 г. Калининград, ул. Озерная,30 (зал заседаний диссертационного совета, ауд.526). С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота» (Молодежная, 6, каб. 248). Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации http://vak2.ed.gov.ru/announcement 17 февраля 2012 г., а также на сайте объединенного диссертационного совета ДМ307.002.01 при ФГБОУ ВПО «Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота» http://www.dm307.002.01.ru 17 февраля 2012 г. Автореферат разослан 24 февраля 2012 г. Ученый секретарь диссертационного совета Бычкова О.С. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Реформы в сфере профессионального образования в России предъявляют новые требования к качеству профессиональной подготовки иностранных военнослужащих, что актуализирует вопросы научного обоснования профессионально-ориентированного обучения этих специалистов. Подготовка иностранного контингента для получения военной специальности регламентируется основными положениями правительства Российской Федерации в области подготовки кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях. Эти положения требуют пересмотра содержания и методик обучения иностранных абитуриентов. Требуется существенное усиление их психологической и лингвистической подготовки. В связи с этим разработаны «Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультетов и отделений предвузовского обучения иностранных граждан (отраслевой стандарт)», в которых указывается, что иностранный абитуриент по окончании предвузовской подготовки должен быть способен «продолжать обучение на русском языке в вузах Российской Федерации и общаться в иноязычной среде». Вместе с тем результаты профессионально-психологического исследования, ежегодно проводящегося в военных институтах, свидетельствуют о недостаточном уровне их подготовленности (А.А. Боченков). У большинства курсантов уровень языковой компетентности недостаточен для успешной учебной деятельности - им трудно работать с учебной литературой (33%), воспринимать лекционный материал (35%) и отвечать в устной форме (18%). Главной причиной является недостаточное владение русским языком. С языковыми трудностями сталкивается 86% иностранных курсантов, а в сфере повседневного общения и досуга 11% (А.С. Жуков). Таким образом, современная подготовка иностранных абитуриентов военного вуза требует совершенствования предвузовского обучения, особенно в области русского языка. Степень разработанности научного направления в области формирования готовности иностранных абитуриентов к продолжению обучения в российском военном вузе. Общие и частные вопросы предвузовской подготовки иностранных студентов рассматривали С.М.Андреева, Л.Г. Гусева, Е.В.Ковальчук, Т.Г. Колосова, Л.О.Курышева, Е.Ю.Николенко, и др. Психологическим аспектам их адаптации посвящены научные исследования Д.Г.Арсеньева, Л.С.Асейкиной, А.В. Зинковского, М.А.Ивановой, Т.И.Капитоновой, В.А.Федосова и др. Основные положения преподавания иностранным студентам различных дисциплин разрабатываются в исследованиях Е.М.Бастриковой А.Е.Калиновского, В.И.Левиной, Н.В. Семёновой, А.И. Сурыгина, Е.Т.Хачатуровой и др. Процесс коммуникации иностранных студентов исследовался Т.Г. Колосовой, Т.В. Васильевой, Л.П. Клобуковой и др. Вопросы этнопедагогики и этнопсихологии изучали исследователи И.Е Бобрышева, С.Н.Голиков, М.Ю.Дьякова, Е.А. Иванова, Л.И.Харченкова, Чжао Юйцзян и др. Исследователи А.А.Булков, Л.Г. Гусева, Гомбо Жаргалсайхан, А.С.Жуков, И.С.Степанова, И.В.Супрун, И. Чухлебова и др. рассматривали обучение иностранных военнослужащих в российских военных вузах. Факторы адаптации иностранных студентов по материалам зарубежных исследователей представлены в работах М.А. Ивановой, И.Л.Мушараповой, Е.А.Набивачевой, Н.А. Титковой, В.П. Трусова, Н.Д. Шаглиной. В работах Э. Г.Азимова, А. Л. Архангельской, ВВегвари, Л. А. Дунаевой, О. И. Руденко-Моргун, И. Г Чуксиной, Ц.Чжан рассматривались проблемы оптимизации процесса преподавания русского языка как иностранного путем внедрения инновационных технологий: проектирования инновационной среды обучения научному общению на базе средств информационных и коммуникационных технологий; обучения с использованием системы аутентичных ситуаций научного общения и др. Эти исследования способствуют накоплению и систематизации научной информации по проблеме обучения иностранных студентов в российских вузах. Однако, несмотря на повышенный интерес к проблемам подготовки зарубежных кадров в российских вузах как в практике, так и в науке прослеживается явное несоответствие между потребностью в совершенствовании предвузовской подготовки иностранных абитуриентов военного вуза и уровнем разработанности данной научной области. В тоже время исследования вопросов организации учебной деятельности иностранных студентов гражданских вузов свидетельствуют о том, что рекомендации по созданию социально-педагогических условий обучения оптимизируют и в целом обеспечивают качественную подготовку к поступлению в вуз (В.В.Краснощёков, Е.Е. Обухова, М.В.Овчинникова, Т.В. Перевозникова). Таким образом, в научном знании выделяются некоторые направления в разработке реальных технологий, которые способствуют оптимизации процесса подготовки иностранных абитуриентов военных вузов: технологии мотивационного обеспечения учебного процесса, технологии концентрированного обучения (Г.И.Ибрагимов, М.П. Щетинин), технология интерактивного обучения (метод активизации резервных возможностей обучаемого Г.А. Китайгородской, эмоционально-смысловой метод И.Ю. Шехтера, интегральный метод ускоренного обучения взрослых В.В. Петрусинского, метод погружения А.С. Плесневич, курс речевого поведения А.А. Акишиной и др.). Также недостаточно изучен вопрос о формировании и развитии готовности иностранных абитуриентов к продолжению образования в высшей военной школе, в то время как готовность как целостное свойство личности к различным видам деятельности широко изучена. Так, исследователи Калининградской научной школы (Г.А. Бокарева) выделяют в составе готовности морских инженеров к профессиональной деятельности личностные компоненты: содержательно-процессуальный, нравственный, мотивационно-целевой, профессионально-ориентированный и др. На этой основе исследованы: готовность иностранных студентов инженерных специальностей к обучению в российских вузах (Л.О.Курышева), готовность иностранных студентов к обучению в языковой среде (И.Г.Чуксина), математическая готовность иностранных студентов технических специальностей (Е.Т.Хачатурова), информационно-компьютерная готовность иностранных студентов к обучению в российских вузах (В.И. Кузьминов), профориентированная языковая подготовка военных специалистов как социокультурная компетенция (Г.И.Верба), профессионально-коммуникативная иноязычная компетенция будущих менеджеров (Л.В. Маренникова) и др. В исследовании готовности к выбору профессии будущих морских инженеров в комплексе «лицей - вуз», а также готовности к профессиональной деятельности М.Ю. Бокарев выявил инвариантные основы интеграции содержания естественно-научных и профориентированных знаний, их влияние на развитие профессионально-личностной компетентности обучающихся на предвузовском и начальном вузовском этапах обучения. Результаты анализа теории и практики в области подготовки иностранных абитуриентов к продолжению обучения в российском военном вузе свидетельствуют о наличии объективных противоречий: - между потребностями современного «постиндустриального общества» в подготовке иностранных военных специалистов в российских вузах, с одной стороны, а с другой, - низким уровнем их адаптированности к современным условиям учебно-информационной среды высшей школы; - между потребностью педагогической практики в конкретизации социально-педагогических условий обучения русскому языку иностранных абитуриентов военного вуза на этапе предвузовской подготовки как условия готовности иностранных абитуриентов к продолжению образования в высшей школе, с одной стороны, а с другой, – недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической науке. Выявленные противоречия определили главную идею исследования – обоснование возможности расширения педагогических условий обучения русскому языку иностранных абитуриентов военного вуза как фактора формирования их готовности к продолжению образования в высшей военной школе в России. В этой связи проблема исследования: каковы социально-педагогические условия предвузовского обучения русскому языку как иностранному абитуриентов российского военного вуза. Актуальность выделенной проблемы определила тему исследования: социально-педагогические условия обучения русскому языку иностранных абитуриентов военного вуза. Объект исследования: процесс обучения иностранных абитуриентов в российских вузах. Предмет исследования: процесс обучения иностранных абитуриентов русскому языку как иностранному, формирующий готовность к продолжению обучения в российском военном вузе. Цель исследования: выявить социально-педагогические условия обучения русскому языку иностранных абитуриентов, обеспечивающие возможность активной деятельности в языковой среде и продолжения обучения в военном вузе. Гипотеза исследования: процесс обучения иностранных абитуриентов русскому языку как иностранному будет обеспечивать возможность активной учебно-профессиональной деятельности в русскоязычной среде, если: - модель «готовности иностранных абитуриентов к продолжению обучения в военном вузе» структурируется как перспективная педагогическая цель этого процесса, как психический феномен и целостное свойство личности будущего курсанта; - предметное содержание дисциплины «Русский язык как иностранный (РКИ)» синтезируется в междисциплинарные модули с учетом поуровневой модели индивидуального развития готовности; - дидактическим методом обучения русскому языку как иностранному является профессионально и личностно ориентированная системно-индивидуальная лингвистическая технология; - дидактическим средством процесса является комплекс пропедевтических учебно-методических пособий «Русский язык как иностранный» («Тексты, задания и упражнения по РКИ к дисциплине «Кораблевождение», «Словарь специальной лексики для предвузовской подготовки» (с переводом на языки, которыми владеют абитуриенты); - фактором успешного достижения педагогической цели является условие отбора содержания с учетом «индивидуальных траекторий» развития готовности иностранных абитуриентов к продолжению обучения; - успешность в достижении цели определяется мониторингом поуровневого индивидуального развития готовности иностранных абитуриентов к продолжению обучения в военном вузе. Цель и гипотеза исследования обусловили постановку задач: 1. Конкретизировать сущность понятия «готовность иностранных абитуриентов к продолжению обучения в военном вузе», выявить его состав и структуру. 2. Разработать поуровневую процессную модель готовности личности иностранных абитуриентов к продолжению обучения в военном вузе как перспективную педагогическую цель, как целостное свойство личности, как психический феномен и как компонент процесса обучения . 3. Обосновать модульный отбор содержания подготовки иностранных абитуриентов военного вуза в соответствии с индивидуальными траекториями развития готовности к продолжению обучения как фактора достижения педагогической цели процесса. 4. Разработать систему профессионально и личностно ориентированных системно-индивидуальных лингвистических технологий, включающих индивидуальные траектории развития готовности как важного дидактического метода обучения русскому языку иностранных абитуриентов. 5. Разработать и внедрить в педагогическую практику комплекс пропедевтических учебно-методических пособий «Русский язык как иностранный» («Тексты, задания и упражнения по РКИ к дисциплине «Кораблевождение», «Словарь специальной лексики для предвузовской подготовки»), структурированных в содержательно профориентационные модули. 6. Разработать показатели мониторинга качественных изменений готовности иностранных абитуриентов к продолжению обучения. Для решения поставленных задач исследования использовался комплекс научных методов: теоретического анализа проблемы и предмета исследования, аналитических (методологического, психологического, лингвистического, социологического), интерпретационных (объяснения, сравнения, аналогии и др.), обобщающих (формализации, описания, синтеза), проектировочных (предвидения, моделирования), отбора и накопления данных (прямого и косвенного наблюдения, анкетирования, тестирования, интервьюирования, изучения передового опыта, качественный, количественный анализ), регистрации и обработки данных, опытно-экспериментальных. В качестве эмпирических методов использовались: наблюдение, опросы (тестирование, анкетирование, интервью, беседы), контент-анализ, изучение руководящей, учебной и учебно-методической литературы, документации органов управления образованием, нормативные акты Минобрнауки России; эксперимент, изучение и обобщение опыта, экспертное оценивание, анализ результатов деятельности. Методологическую и теоретическую базу исследования составили: концепция системно-целостного подхода к формированию личности в учебно-воспитательном процессе (Ю.К. Бабанский, Г.А. Бокарева, В.С. Ильин, А.М. Саранов, Н.К. Сергеев и др.); дифференциально-интегральный подход к анализу педагогических явлений (Г.А.Бокарева, М.Ю.Бокарев); теория деятельностного подхода в обучении (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В.Занков, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин и др.); теория профориентированного процесса обучения в вузе (М.Ю.Бокарев); концепция развития готовности к профессиональной деятельности студентов морского технического вуза (Г.А. Бокарева, М.Ю. Бокарев, Н.Ю. Бугакова, К.В.Греля, В.П. Ефентьев, И.Б. Кошелева, Т.А.Медведева, С.Н. Мухина, Н.А.Репин, А.П. Семенова, С.С.Сорокин, Н.Ф. Чикунова и др.); коммуникативный подход к обучению иностранным языкам (И.Л.Бим, Н.И.Гез, Н.Д.Гальскова, Б.А.Лапидус, С.И.Мельник и др.); современные концепции обучения иностранным языкам (А.Р.Арутюнов, И.Л.Бим, М.Н.Вятютнев, И.А.Зимняя, В.Г.Костомаров, А.А.Леонтьев, О.Д.Митрофанова, Е.И. Пассов, Е.С.Полат и др.); теория обучения на неродном языке (А.И. Сурыгин); современные концепции высшего образования (А.А.Бодалев, Б.С.Гершунский, А.В.Коржуев, В.А.Попков, В.А.Сластенин и др); теория становления ценностных представлений и ориентаций (В. Г. Алексеева, Л.М. Архангельский, М. Буякас, Я. Гудечек, М.Е. Загвязинский, А.Г. Здравомыслов, О.М.Зевина, А.В.Петровский, В.Д. Шадриков, М.С.Яницкий и др.); теоретические основы педагогической интеграции (В.П. Беспалько, А.Я. Данилюк, Н. Ф. Талызина, Ю.С. Тюников и др.) и проектирования в сфере образования (В.С. Леднев, Т.Г.Новикова, Е.П. Оськина, В.Е. Радионов и др.); теория личностно ориентированного и гуманитарного образования (Б.Г. Ананьев, Е.В. Бондаревская, В.В.Сериков, В.А. Сластенин, И.С.Якиманская и др.); теории содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, В.С. Леднев, М.Н. Скаткин и др.); концепция непрерывного профессионального образования иностранных студентов (А.Н. Ременцов); исследования вопросов управления системой военного образования (Б.Ц.Бадмаев, А.В. Барабанщиков, Л.Ф. Железняк, Э.Н Коротков, М.А.Лямзин, В.И. Марченков, В.Г. Михайловский, В.А. Пестов и др.). |
С. В. Иванова гуманизация образования: цели, задачи и условия * Рассматривается вопрос постановки целей во взаимосвязи с гуманизацией, определяется круг задач, которые решает гуманизация обучения.... |
Психологические и психолингвистические особенности обучения иностранных... Методика обучения русскому языку как иностранному определяется, на мой взгляд, исходя из потребности обучения тех или иных специалистов... |
||
Учебники. Русский язык Цели: повышение качества образования, качества обучения русскому языку и литературе; совершенствование форм и методов обучения русскому... |
Межкультурная коммуникация и обучение русскому языку как иностранному Русские народные сказки как источник лингвострановедческих знаний и фактор формирования межкультурной компетенции в процессе обучения... |
||
Рабочая программа по русскому языку 6 класс на Российской Федерации, утвержденном приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г №1089, примерной программы по русскому языку,... |
Рабочая программа по русскому языку представляет Авт сост.: С. К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин, Н. Н. Вербовая, К. М. Нартов, Н. С. Русина; Программы основной школы по русскому языку... |
||
Образовательная программа по ступеням обучения Организационно-педагогические... Образовательная программа муниципального казенного общеобразовательного учреждения |
Пояснительная записка цель освоения дисциплины «Инновации в обучении... |
||
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 10 класса... М.: Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания... |
1 Социально-педагогические и социальные факторы, влияющие на проблему... Лекция Умственно отсталые дети как субъект и объект изучения, воспитания и обучения |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |