Скачать 2.66 Mb.
|
Министерство образования и науки Республики Казахстан Национальная академия образования им. И. Алтынсарина «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2013-2014 учебном году» инструктивно-методическое письмо Астана 2013 УДК ББК О Рекомендовано к изданию Ученым советом Национальной академии образования им. И. Алтынсарина (протокол №3 от 24 мая 2013 года) ISBN ООб особенностях преподавания основ наук в организациях общего среднего образования Республики Казахстан в 2013-2014 учебном году. Инструктивно-методическое письмо. - Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. — 120 с. Сборник включает материалы по организации образовательного процесса в 1-11 классах средних общеобразовательных школах Республики Казахстан. Сборник адресован руководителям и учителям-предметникам, работникам системы среднего образования. ISBN УДК ББК © Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013 Организационной основой реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере образования является Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, обеспечивающая продолжение модернизации казахстанского образования. Целями программы являются обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение потребности учащихся в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире; формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан. В этом направлении с 2011 года создаются условия для автоматизации учебного процесса, внедряются информационно-коммуникационные технологии, апробируется система электронного обучения. В 2013-2014 учебном году обучение в общеобразовательных школах Республики Казахстан осуществляется на основе Государственного общеобязательного стандарта начального, основного среднего, общего среднего образования РК, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080, и по учебным программам для средней школы, утвержденным приказом Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013 года. Изучение предмета «Самопознание» осуществляется по учебным программам для средней школы, которые были разработаны институтом МОН РК «Гармоничное развитие человека» (Алматы, ННПООЦ «Бөбек», утвержден приказом Министра образования и науки РК №115 от 03.04.2013 г.) Образовательный процесс по самопознанию осуществляется педагогическими кадрами, прошедшими курсы переподготовки и повышения квалификации по предмету «Самопознание». Достижения учащихся в рамках базового уровня содержания образования оцениваются после каждого полугодия по системе «зачет/незачет», во внимание берется портфолио учащегося. Инклюзивное образование в общеобразовательных школах осуществляется по учебным программам, утвержденным приказом Министра образования и науки РК № 283 от 3 июля 2011 года. С 2013-2014 учебного года в 1 классе вводится изучение предмета «Иностранный язык». Изучение предмета «Познание мира» продолжается во 2-4-х классах с недельной учебной нагрузкой по 2 часа. Содержание учебного курса «Правила дорожного движения» в 1-4 классах реализуется в рамках следующих учебных курсов: родной язык, музыка, изобразительное искусство, технология и классные часы. Изучение учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 1-4 классах является обязательным и реализуется в рамках предмета «Познание мира», в 1-3 классах с годовой учебной нагрузкой по 6 часов, в 4 классе 10 часов. Содержание курса «Основы экономики и финансовой грамотности» в 4 классе интегрировано с предметом «Познание мира», в 5-11 классах - с «Технологией». В помощь учителю разработано примерное тематическое планирование по учебным предметам (Астана:Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина, www.nao.kz), в котором предлагается примерное распределение учебных часов по темам. Учитель может использовать предлагаемое планирование без изменений. В то же время он имеет право в пределах учебных часов, отведенных на изучение учебного предмета, вносить в планирование изменения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. В организациях среднего образования обучение иностранному языку, казахскому языку в школах с неказахским языком обучения продолжается в соответствии с общеевропейскими уровнями владения языком. Отличительной особенностью этой системы является заданный уровень обученности языку. Перечень учебных изданий определен приказом Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Перечня учебников, учебнометодических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях, разрешенных к использованию в организациях образования в 2013-2014 учебном году» № 146 от 22 апреля 2013 года. В общеобразовательных школах с уйгурским, узбекским и таджикским языками обучение ведется по учебникам в переводном варианте или по желанию учащихся и родителей используются учебники на казахском языке. Одним из аспектов реформы казахстанского образования является профильное обучение на уровне общего среднего образования, направленное на создание конкурентоспособного образовательного пространства. Профильное обучение рассматривается как система дифференциации учащихся на уровне общего среднего образования. В связи с этим старшие классы будут обучаться по двум направлениям: общественно-гуманитарному и естественно математическому. Выбор одного или обоих направлений осуществляется школой с учетом потребностей учащихся и запросов родителей. Деление класса на две группы производится в городских общеобразовательных организациях при наполнении в 24 и более обучающихся, в сельских — 20 и более обучающихся, в малокомплектных школах - не менее 10 обучающихся:
При наличии в классе детей с ограниченными возможностями в развитии деление класса осуществляется из расчета уменьшения общего количества учащихся на три данной категории детей. Для углубленного изучения предметов в специализированных организациях образования для одаренных детей, гимназиях, в школах- гимназиях и лицеях, в школах-лицеях выделяются средства на факультативы и организацию дополнительных курсов по выбору учащихся из расчета 4 часа на каждый класс, 0,25 ставки учителей на каждый класс для организации кружков, студий, научных обществ и других, а также для оплаты отдельных курсов и лекций на договорной основе со специалистами высшей квалификации из расчета 1500 часов в год на школу. Представлены примерные учебные планы полиязычного обучения в специализированных организациях образования для одаренных детей (Астана:Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина, www.nao.kz). Факультативные занятия и курсы по выбору проводятся в группах при наличии в них не менее 10 человек. Из вариативного компонента для обязательного изучения предметов «Физическая культура» в 1-11 классах, «Основы религиоведения» в 9 классе выделяется по 1 часу в неделю. Распределение обучающихся на группы для занятий на уроках по учебному предмету «Физическая культура» производится на основании медицинского осмотра с обязательным предъявлением справок. Курс «Основы религиоведения» должны преподавать учителя истории или специалисты, прошедшие курсы повышения квалификации. В целях реализации поручений Президента Республики Казахстан, отраженных в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда» рекомендуется введение курсов по выбору «Краеведение» (7-класс), «Алаштану» (9-класс), «Абайтану» (9-11 классы) на усмотрение школы по учебным программам, утвержденным приказом Министра образования и науки РК № 115 от 3 апреля 2013 года. По предметам школьного и ученического компонентов текущие учебные достижения обучающихся не оцениваются, также не проводятся экзамены и единое национальное тестирование. В соответствии с Госпрограммой поставлена цель - повысить количество обучающихся, успешно освоивших образовательные учебные программы по естественно-математическим дисциплинам, улучшить результаты казахстанских общеобразовательных школ в международных сравнительных исследованиях (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), в оценке математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4-х и 8-х классов (TIMSS), в международном исследовании «Изучение качества чтения и понимание текста» (PIRLS). Максимальные объемы недельной учебной нагрузки обучающихся, включая все виды классной и внеклассной (факультативные, индивидуальные и кружковые занятия) учебной работы, не должны превышать в 1 классе 24 часов, во 2 классе - 25 часов, в 3 классе - 29 часов, в 4 классе - 29 часов, в 5 классе - 32 часа, в 6 классе - 33 часа, в 7 классе - 34 часа, в 8 классе - 36 часов, в 9 классе - 38 часов, в 10 классе - 39 часов, в 11 классе - 39 часов. Продолжительность учебного года в 1 классе составляет 33 учебные недели, во 2-11 классах - 34 учебные недели. Продолжительность каникулярного времени в учебном году составляет не менее 30 дней в 1-11 классах. Каникулы предоставляются 3 раза в учебном году - осенью, зимой и весной. Для учащихся 1 классов в 3-четверти дополнительно предоставляется каникулярное время продолжительностью в 1 неделю. Конкретные сроки каникул устанавливаются уполномоченным органом Республики Казахстан в области образования. Для вечерних школ с очной и заочной формой обучения установить объем учебной нагрузки в неделю: на уровне основного среднего образования: в
Для осуществления эффективной организации учебного процесса и внутришкольного контроля рекомендуются следующие нормативы для администрации общеобразовательных школ:
Образование на начальном уровне направлено на формирование нравственных качеств личности младшего школьника, его эмоциональноценностного отношения к окружающему миру, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации в учебной и познавательной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения для последующего освоения образовательных программ основной школы. Содержание начального образования включает семь образовательных областей: «Язык и литература», «Математика», «Естествознание», «Человек и общество», «Искусство», «Технология», «Физическая культура».
Грамота (чтение, письмо) Целью обучения предмету «Г рамота» (чтение, письмо) является формирование высоко нравственной личности школьника, развитие его индивидуальных творческих способностей, обучение осознанному чтению, письму, правильному и выразительному составлению связной речи. Задачами обучения предмета «Грамота» (чтение, письмо) являются: в до букварный период:
в букварный период: освоение 33 букв русского алфавита (печатных и письменных, строчных и заглавных), умение соотносить звук и букву, фиксировать данное соответствие / несоответствие в звукобуквенной схеме;
в после букварный период:
Особенностью изучения предмета является формирование функциональной грамотности, которая позволяет использовать приобретенные знания, умения и навыки по чтению и письму в различных жизненных ситуациях, в реальном общении. В первом классе «Грамота» (чтение, письмо) изучается весь учебный год (7 часов в неделю). Годовой объем нагрузки - 231 часов. Изучения предмета традиционно делится на три этапа: Добукварный период- 28 часов; Букварного периода -112 часов; Послебукварного периода-91 часов. Русский язык Русский язык — как учебный предмет во 2-4 классах относится к образовательной области «Язык и литература», которая является важнейшим компонентом государственного образования на начальном уровне. Цель изучения предмета: воспитание и формирование разностороннеразвитой коммуникативной личности школьника, владеющей всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), готовой к творческому использованию полученных языковых знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфология и синтаксис), лексики, морфемики в практической деятельности, в собственной жизни и в интересах общества. Задачи обучения предмета:
системно-деятельностные: формирование умений наблюдать, опознавать, анализировать, классифицировать (группировать) языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; умений работать с текстом, извлекать из текста необходимую информацию, преобразовывать ее в соответствии с поставленной задачей;
Особенность изучения предмета: Содержание предмета подчинено принципам научности, доступности, преемственности, систематичности, сознательности и активности. Обучение направлено на осознание обучающихся функциям единиц языка, языковых категорий, практической необходимости языковых единиц в речи, повышение активности их усвоения. Языковые знания отобраны для необходимого в практике коммуникативного общения, развивающего обучения, направлены на формирование творческого и логического мышления, самостоятельности, самоанализа результатов учебной деятельности. Знания и умения представлены по разделам школьного курса русского языка в соответствии с принципом концентризма. Базовое содержание курса «Русский язык» представлено в новых разделах:
Тематика связных текстов, перечень общеучебных умений и навыков, введенных в содержание предмета, ориентируют курс на формирование целостной личности учащихся. В соответствии с изменением базового содержания предмета внесены изменения и к требованию уровня подготовки учащихся и результату обучения. С целью разгрузки содержания учебного предмета темы «Лексика», «Основа слова», «Переносное значение слова», «Нулевое окончание существительных», перенесены со 2-го в 3 класс, тема «Типы склонения» перенесена с 3-го в 4 класс, темы «Количественные и порядковые числительные», «Глаголы совершенного и несовершенного вида», «Определение спряжения глагола по безударным окончаниям», «Наречие», «Союз», «Обращение», «Прямая речь» в 4 классе не изучаются. |
Республики Казахстан Национальная академия образования им. И. Алтынсарина Рекомендовано к изданию решением Ученого совета Национальной академии образования им. И. Алтынсарина (протокол №3 от 24 мая 2013... |
Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367 |
||
Республики Казахстан Национальная академия образования им. И. Алтынсарина... В общеобразовательных организациях (в том числе реализующих инклюзивное образование) |
Республики Казахстан Государственный общеобязательный стандарт Республики... Взамен государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования Республики Казахстан. Основные положения (госо рк... |
||
Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего,... Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012 года №500. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики... |
Республике Казахстан Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года n 345 Республики Казахстан заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка |
||
Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования... В соответствии с подпунктом 24 статьи 4 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» Правительство Республики... |
Государственный общеобязательный стандарт образования республики казахстан Зрк) и Постановления Правительства Республики Казахстан «О порядке разработки, утверждения и сроков действия государственных общеобязательных... |
||
Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» ив целях реализации Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012 года №500 |
Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 19 декабря 2007 года №638 |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |