Асинхронная асимметрия




Скачать 395.55 Kb.
Название Асинхронная асимметрия
страница 1/4
Дата публикации 17.09.2014
Размер 395.55 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Право > Документы
  1   2   3   4

1993 Asinch asimm.doc

Журн. высш. нерв. деятельности. 1993, т. 43, № 3, с. 543–561.

УДК 612.82

© 1993 г. ГЕОДАКЯН В. А.

АСИНХРОННАЯ АСИММЕТРИЯ
(половая и латеральная дифференциация—следствие
асинхронной эволюции)

Рассматривая половую дифференциацию и латеральную асимметрию как изоморфные системы, предлагается общая теория, трактующая их как следствие асинхронной эволюции подсистем. Эволюция мужского пола и левого полушария начинается и кончается раньше, чем соответственно женского пола и правого полушария. Новые функции в филогенезе появляются сначала в генотипе мужского пола, потом передаются женскому, а центры управления ими (доминирование) появляются сначала в левом полушарии, потом транслоцируют в правое. Критерий локализации функций по полушариям—их эволюционный возраст: молодые функции управляются левым полушарием, а старые—правым. Поэтому—правое полушарие биологическое, видовое, а левое—социо-культурное, этническое. Теория объясняет с единых позиций множество известных фактов, в том числе явление рукости, и успешно предсказывает новые. Предлагается гипотеза, согласно которой нервный перекрест (контра-пути) осуществляет отрицательную обратную связь, поддерживающую билатеральное равновесие (соразмерное развитие), тогда как ипси-пути, как положительные обратные связи смещают положение равновесия и устанавливают новое. Высказывается мнение, что латеральная асимметризация—закономерный процесс, продолжающий эволюционную «логику ряда» типов симметрии: шаровая (триаксиальная) → радиальная (биаксиальная) → билатеральная (моноаксиальная), и создающий последний тип того же эволюционного ранга → триаксиальной асимметрии.

Индуктивное развитие наук (особенно биологических), создавая множество понятийных и терминологических барьеров между разными областями, мешает увидеть общее. Порой достаточно чуть изменить угол зрения, по-другому представить или назвать явления и можно заметить общность, аналогии, новые связи. Например, половой диморфизм (две формы признака у мужского и женского пола) есть не что иное как асимметрия (неодинаковость) признака у полов. В то же время латеральная асимметрия, скажем, праворукость, не что иное как латеральный диморфизм (две формы признака, или функции, у правой и левой половины тела). Или, если тип билатеральной симметрии назвать гомолатеральным, то естественно возникает идея существования и гетеролатерального типа. В настоящей статье сделана попытка предложить общую трактовку двум, казалось бы, разрозненным друг от друга явлениям: половой дифференциации популяции и латеральной—организма. Что общего между ними? Когда целое делится на две одинаковые (симметричные) части, вначале между ними нет никакой асимметрии. Асимметрия появляется как только одна из частей изменяется—эволюционирует. Стало быть, явления асинхронии и асимметрии сопряжены. В результате асинхронной эволюции симметричной системы всегда возникает асимметрия, а превращение симметричной системы в асимметричную всегда означает асинхронную эволюцию подсистем. Тогда мы можем, по аналогии, обобщить вскрытые нами ранее эволюционные закономерности [13] и реализующие их генетические механизмы [30], трактующие пол как следствие асинхронной эволюции, распространить их на изоморфную систему латерализации и ответить на следующие вопросы. Что дает латерализация? Какая логика, какой принцип лежит в ее основе? Почему полушария управляют противоположной стороной тела (эволюционный смысл нервного перекреста)? Что означает видовая праворукость человека? Индивидуальная леворукость? Наконец, почему все это так тесно связано с полом?

ПРОБЛЕМА, НЕПОНЯТНЫЕ ФАКТЫ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ ТЕОРИИ

Мозг у позвоночных — парный орган. Его разделение на два полушария обусловлено билатеральным планом строения тела, симметрией сенсорных и моторных функций. Каждая половина тела связана с противоположным полушарием мозга (более слабые, эволюционно молодые, ипсилатеральные связи играют второстепенную роль). Смысл этого перекреста считается неясным [45]. Доминирующие контралатеральные связи позволяют определить ведущее полушарие по превосходству или предпочтению органов той или другой стороны, по скорости или качеству выполнения функции. Например, у генотипически праворуких людей эти показатели (размеры костей и мышц, скорость постукивания и т. д.) значимо больше справа. Современные методы тахистоскопии, дихотического прослушивания, дигаптической стимуляции, соматосенсорной дискриминации и электроэнцефалографии позволяют по асимметрии функции определять доминирующее полушарие [17, 32, 45].

Считается, что все парные органы человека (легкие, почки, яичники, семенники) функционально симметричны и выполняют идентичные функции, и можно обходиться только одним органом, а полушария мозга в этом отношении представляют исключение [32]. Левое полушарие (у нормальных праворуких) служит для смыслового восприятия и воспроизведения речи, письма, тонкого двигательного контроля пальцев обеих рук, самосознания, арифметического счета, логического, аналитического, абстрактного мышления, музыкальной композиции, пространства цветов, положительных эмоций. Оно обрабатывает информацию последовательно, хорошо понимает время, глаголы, способно на ложные «высказывания». Выключение левого полушария приводит к депрессии. Правое полушарие — для пространственно-зрительных функций, интуиции, музыки, интонационных особенностей речи, грубых движений всей руки, эмоционально-целостного восприятия, синтетического, ситуационного мышления, отрицательных эмоций. Оно обрабатывает информацию одномоментно (холистически), почти не понимает глаголов, абстрактных терминов (таких как здоровье, злоба, радость, религия), не способно на ложные высказывания, понимает юмор. Выключение правого полушария приводит к эйфории [14,15,17, 45].

Вначале, считая асимметрию мозга сугубо человеческим явлением, пытались объяснить ее как следствие уникальных особенностей человека: речи, правору-кости, самосознания. Но оказалось, что асимметрия мозга довольно широко распространена у позвоночных [3, 45]. Однако продолжают появляться чисто «человеческие» теории специализации полушарий: вербальное—невербальное, временное—пространственное, аналитическое—синтетическое, последовательное —целостное (восприятие), абстрактное—конкретное и т. д. По мере накопления противоречивых данных высказывались новые, более сложные гипотезы, которые порой создавали видимость объяснения. В латерализации усматривали способ удвоения информационной емкости мозга, хотя, казалось, она может увеличить надежность, но не емкость. Левое полушарие связывали с определением цели, правое—с ее реализацией, с индуктивным и дедуктивным мышлением, числовым и аналоговым способами обработки информации, западным техницизмом и восточным мистицизмом и т. д. Поиском принципа латерализации зянимаются многие исследователи. А некоторые авторы считают, что такого принципа вообще не существует, или он будет открыт в далеком будущем—слишком уж противоречивы и непонятны факты.

Не меньше загадок таит и проблема рукости. Пожалуй, из всех парных органов человека, функционально руки самые асимметричные [22]. Подавляющее большинство людей использует почти исключительно правую руку для письма и других видов тонкой деятельности. Исследование представителей разных культур показывает, что число праворуких составляет от 82 до 99%, в среднем около 90%. Одни авторы считают, что так было и в доисторические времена. На рисунках, обнаруженных на стенах пещер и в египетских пирамидах, обычно изображены люди, делающие что-то правой рукой, а анализ оружия и орудий труда эпохи палеолита показывает, что они были сделаны правой рукой и для правой руки. Другие авторы доказывают, что в каменном веке праворуких и леворуких было поровну, в бронзовом веке было 2/3 праворуких, а в наше время еще больше [14]. До последнего времени существовало убеждение, что по признаку предпочтения правой или левой лапы, животные в популяции делятся поровну. Почему же тогда большинство людей является праворукими? И, с другой стороны, почему значительная часть людей все же используют левую руку, несмотря на скрытое, а подчас и открытое социальное давление, требующее от них приспосабливаться к рукости характерной для большинства? Среди детей двух праворуких родителей леворуки 2%, если один родитель праворук — 17%, оба леворуки — 46%. Отмечали повышенный процент леворуких среди близнецов, гениев, слабоумных, алкоголиков, сильнейших теннисистов, боксеров, заводских рабочих [14, 15, 17, 22]. Они чаще подвержены несчастным случаям. Во многих культурах леворукость ассоциируется с чем-то плохим; в разных языках «левый» означает: неуклюжий (фр.), лживый (ит.), хитрый (исп.), невезучий (арм.), незаконный (русск.). В табл. 1 приведены распределения локализации речи и пространственно-зрительных функций у праворуких и леворуких [22].

Табл. 1. Распределение вербальных и пространственно-зрительных
функций у праворуких и леворуких.



Рукость

Локализация

речи

пространственно-зрительных функций

Л

БЛ

П

Л

БЛ

П

Праворукие

90%

89

---

1

29

---

61


Леворукие

10%

6

2

2

3

3

4


Сумма

100%

95

2

3

32

3

65

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Асинхронная асимметрия icon Билатеральная асимметрия строения мышц глазодвигательного аппарата у пушных зверей
Г. Г. Левкин, Г. А. Хонин, В. В. Семченко (г. Омск, Омский государственный аграрный университет, Омская медицинская академия)
Асинхронная асимметрия icon Симметрия природы и природа симметрии философские и естественно-научные аспекты
Закон соответствия. Симметрия системы § Система и хаос, полиморфизм и изоморфизм, симметрия и асимметрия —
Асинхронная асимметрия icon *18: 630*425: 582. 475. 4 Комплексная оценка состояния ассимиляционного...
Фитоиндикация, сосна обыкновенная, уровни организации, техногенез, фотосинтетические пигменты, флуктуирующая асимметрия, анатомо-морфологические...
Асинхронная асимметрия icon Конвергентная эволюция фенотипа, асимметрии и сексуальности к культуре
Глубокая аналогия пар: генотип–фенотип, симметрия–асимметрия (транс–цис), женский–мужской, как обобщенных зарядов–потенциалов, позволяет...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции