П. И. Юнацкевич образование взрослых санкт-петЕрбурга




Скачать 1.44 Mb.
Название П. И. Юнацкевич образование взрослых санкт-петЕрбурга
страница 1/12
Дата публикации 16.09.2014
Размер 1.44 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Петровская академия наук и искусств

отделение социальных технологий и общественной безопасности (ОСБ ПАНИ)

П.И. Юнацкевич
образование взрослых

санкт-петЕрбурга


Санкт-Петербург

2006


УДК 332.856:339.138(075.8)

ББК 65.422.5-2я7

Ю 49
Юнацкевич П.И. Образование взрослых Санкт-Петербурга / Серия книг: Теория и методика профессионального обучения и воспитания взрослых. – Санкт-Петербург: ОСБ ПАНИ, 2006. – 60 с.

Рецензенты:

Макареня А.А., доктор педагогических наук, доктор химических наук, профессор

Суртаева Н.Н., доктор педагогических наук, профессор


В работе показана основополагающая роль системы образования взрослых для Санкт-Петербурга, внедрение которой в практику позволит решить ряд актуальных социально-экономических проблем: высокий уровень коррупции Правительства Санкт-Петербурга; рейдерство на рынках Санкт-Петербурга; вовлеченность правоохранительных органов Санкт-Петербурга в споры хозяйствующих субъектов; вторая волна приватизации государственных объектов социально-культурной сферы с ущербом для бюджета Санкт-Петербурга. С целью ликвидации данных проблем Санкт-Петербурга подготовлен проект Закона Санкт-Петербурга «Об образовании взрослых» с учетом рекомендаций, изложенных в Модельном законе «Об образовании взрослых», принятом на десятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ № 10-9 от 06 декабря 1997 года.

В работе показаны научные и правовые основы разработки и реализации государственной политики Правительства Санкт-Петербурга в области образования взрослых, показаны пути создания в Санкт-Петербурге эффективной системы непрерывного образования, обеспечивающей профессиональное совершенствование и нравственное развитие личности человека на всем протяжении его жизни.

Автор показывает, что образование взрослых является составной частью систем образования и профессиональной деятельности в различных отраслях народного хозяйства.


ББК 65.422.5-2я
 П.И. Юнацкевич, 2006

ISBN 5-7199-0258-9
Петровская академия наук и искусств

Подписано в печать 24.10.2006. Формат 60х90/8. Объем 5,48 п.л.

Печать офсетная. Бумага 80 г. Тираж 999 экз.,

Благотворительный выпуск

Подготовлено в ОСБ ПАНИ

Санкт-Петербург

Актуальность создания правовых основ образования взрослых

Санкт-Петербурга


Необходимость оценки возможности правового регулирования общественных отношений в области просветительской деятельности и дополнительного образования взрослых (лиц, достигших возраста гражданской дееспособности и вовлеченных в сферу оплачиваемого труда, а также лица, утративших в силу каких-либо причин статус оплачиваемого работника) обусловлена необходимостью повышения общей культуры, социальной активности, #G0всестороннего развития взрослого, в частности в связи с быстрыми темпами научно-технических, экономических и социальных изменений, большего политического, социального и экономического равенства между социальными группами взрослых и между полами.

В 1984 г. после вызванного трудовой деятельностью перерыва, затянувшегося на многие годы, а иногда и десятилетия, 23 млн. взрослых американцев вновь взялись за повышение своего образовательного уровня.

Одни принимаются за учебу, чтобы повысить свою рабочую квалификацию или овладеть новой профессией, другие стараются лучше изучить любимое дело, третьи просто хотят «расширить свой кругозор, предаться новым интересам или попросту чуточку больше знать».

Однако многим необходимо продолжить образование в связи с началом новой карьеры. При нынешних высоких темпах технического прогресса некоторые профессии быстро устаревают и становятся ненужными. Тем, кому приходится менять профессию, не обойтись без образования для взрослых.

В 1984 г. около 40,8 млн. человек проходили обучение в системе образования для взрослых и на курсах для тех, кто решил продолжить образование. Из них женщины составляли 56,4 проц. Наибольшей популярностью в системе образования для взрослых в 1984 г. пользовались такие области, как управление бизнесом и менеджмент (9 млн. чел.), образование (2,9 млн. чел.), инженерное дело (5,9 млн. чел.), здравоохранение (5,1 млн. чел.), изящные прикладные искусства (2,1 млн. чел.), физическая культура (2,3 млн. чел.), языки и литература (2,2 млн. чел.), религия и психология (2,7 млн. чел.).

Наибольшую активность в организации курсов образования для взрослых проявили 4-годичные колледжи и университеты. На них записалось 19,2 проц. общего числа обучавшихся в системе образования для взрослых. На курсах, предлагаемых 2-годичными колледжами, обучалось 18,8 проц.; на курсах, организованных деловыми и промышленными предприятиями -13,7 проц.; на курсах, созданных при школах профессионально-технического обучения и школах бизнеса, курсах, открытых частными организациями, и курсах, действующих при государственных учреждениях — соответственно — 9,1 проц., 8,5 проц. и 7,9 проц. Оставшуюся часть взяли на себя начальные и средние школы, трудовые и профессиональные организации, а также частные преподаватели.

Во многих университетах число студентов, проходящих обучение в системе образования для взрослых и на курсах для тех, кто решил продолжить свое образование, превысило число студентов, занимающихся по обычным программам. Однако в отличие от последних, параллельно изучающих 4-5 предметов, студенты, обучающиеся в системе образования для взрослых, обычно проходят 1-2 предмета.

Другими источниками получения образования для взрослых являются центры обучения профессиям, местные общественные организации, заочные курсы, частные преподаватели и инструкторы, а также платные телевизионные образовательные программы.

Эксперты полагают, что в связи с продолжающимся ростом доходов населения США, наличием у него все большего количества свободного времени и постоянным увеличением числа американцев зрелого возраста, по-прежнему будет подниматься и без того бурный спрос на образование для взрослых. Не исключено, что наступит время, когда приобретение знаний станет непрерывным процессом на протяжении всей жизни человека. В этом процессе формальное обучение в классе составит лишь предварительный этап, а постоянная учеба дома обеспечит людям необходимый контакт с вечно меняющимся миром.

Федеральное правительство взяло на себя гарантию по организации тех курсов для взрослых, где закладываются основы для любого образования с тем, чтобы люди зрелого возраста могли вернуться в школу и восполнить пробел в элементарных знаниях, образовавшийся у них в юности, т.е. научиться читать, писать и считать, а также получить представление об истории и географии. В 1982 г. федеральное правительство перечислило на эти цели через правительства штатов 100 млн. долл. более чем 2300 местным органам образования, 460 местным колледжам и профессионально-техническим училищам, а также 300 другим организациям. Подавляющее большинство штатов направило на создание программ по основам образования для взрослых более предписанных законом 10 проц. собственных средств штата и соответствующих средств его местных органов самоуправления. Средний уровень средств штатов и их органов местного самоуправления, внесенных на развитие упомянутых программ, составил 40 проц.

Программы по основам образования для взрослых предназначены прежде всего для национальных меньшинств.

С 1980 по 1990 гг. доля взрослого населения в возрасте от 25 лет и старше возросла с 69 проц. до 78 проц. За тот же период доля взрослого населения, прошедшего курс колледжа с 4-годичным сроком обучения, увеличилась с 17 проц. до 23 проц.







Общеизвестно, что образовательный потенциал страны определяет ее конкурентоспособность на мировом рынке. При этом имеется в виду не только тот школьно-вузовский потенциал, который в будущем даст результат - конкурентоспособную продукцию, но и оперативное повышение образованности работоспособного и не только работоспособного населения уже сегодня.

Именно благодаря такому “образовательному скачку” ряд стран обеспечил себе передовые позиции в цивилизованном мире. В чем же основная причина повышенного внимания крупнейших политиков, экономистов, социологов именно к образованию взрослых? Все дело в том, что можно закупить самую передовую технику, приобрести самые эффективные производственные технологии, привлечь к производству самых талантливых граждан, но в корне изменить экономику не удастся потому, что основная масса работающих оказывается неподготовленной к трудовой деятельности в соответствии с новыми требованиями.

Поэтому образование взрослых стало системной государственной задачей в развитых странах. Здесь выявилась одна важная тенденция - понимание, что индивидуальное обучение не гарантирует обучения организации в целом. Обучение организации означает одновременно персональное обучение, обучение коллектива, переобучение всей системы, ее изменение.

Например, в ФРГ одновременно обучается от 37 до 42 % взрослого населения, в США - более 60%. В Японии обязательное среднее образование было введено более ста лет назад. Недавно правительством Японии разработана концепция всеобщего высшего образования.

В России основы общего образования взрослых были заложены еще в XIX веке. У их истоков стоял великий русский педагог К.Д.Ушинский. Это прежде всего так называемые “воскресные школы”. После революции 1917 года одной из главных задач государства стала ликвидация неграмотности взрослого населения России. Всеобуч в различных формах стал всеобщим. Грамотность к 1970 году населения СССР в возрасте 9-49 лет составляла 99, 7%. В послевоенные годы обучение взрослых получило еще больший размах.

С 1990 года начинается резкий спад в образовательном, да и не только, процессе. Сейчас в России общее полное (9-10 классов) среднее образование имеет менее трети населения страны. Более 1, 5 миллиона детей школьного возраста не посещают учебные заведения. “Зараза невежества” распространяется в обществе, особенно среди молодежи. Не это ли реальная угроза безопасности страны?

Нищенское положение сферы образования, культуры, медицины нельзя назвать иначе как преступлением перед обществом, перед нашими потомками. И в это же время на последнюю президентскую компанию в России было истрачено более чем в три раза средств, чем на всю науку, образование, искусство, культуру, здравоохранение вместе взятые.

Образование перестает быть народным, становится уделом избранных. Если мы не спасем образование, не спасем науку – не спасем общество.

Еще Екатерина Великая утверждала: “Нужно просвещать нацию, которой должен управлять”. Великий ученый и гражданин Ф. Жолио-Кюри предупреждал: “Страна, жалеющая деньги на науку, неизбежно превращается в колонию”.

И, наконец, мировой опыт показывает, что никакие жесткие меры политического, экономического и иного характера не могут предотвратить возможности социальных конфликтов, если соотношение наиболее богатых и наиболее бедных будет составлять больше 1:10. В России эти показатели давно превысили все допустимые нормы, границы и уровни.

Каково состояние с образованием взрослых сейчас в России? Системный кризис, поразивший государство и общество в конце 80-х годов, не мог не отразится на содержании и форме образовательной деятельности среди взрослого населения. На первое место вышла задача адаптации человека, сформированного в иных исторических обстоятельствах к новым социально-экономическим условиям.

Образование взрослых как непременное составляющее непрерывного образования приобретает для России особый смысл, превращаясь в один из важнейших факторов преодоления нынешнего глубокого кризиса, а в последующем – динамичного поступательного развития страны.

Приоритетным стало изучение правовых аспектов бизнеса, маркетинга и менеджмента, овладение аудиторской и риэлтерской специальностями, оказание консалтинговых услуг и др. В этих областях налицо коммерциализация образования взрослых. В результате углубляется дифференциация образовательных возможностей различных групп населения, о чем говорилось выше. На рынке образовательных услуг сегодня происходит острая конкурентная борьба за потребителя.

На этом фоне осталась на обочине просветительская работа, гражданское образование, призванное помочь человеку выработать собственную позицию, ориентироваться в перипетиях сложной ситуации в стране и мире, осознанно делать свой гражданский выбор. Остро встал вопрос об образовании современного правового всеобщего обучения, помогающего формированию политико-правовой культуры населения, активизации работы на таких направлениях, как становление местного самоуправления, распространение знаний о правах человека и способах их защиты. Особенно остро эта проблема стоит для жителей небольших городов, поселков и деревень.

Сегодня в России доля пожилых людей в общей численности населения превысила 20%. Образовательная и информационная работа с этой категорией граждан становится одной из самых социально значимых. В развитых странах эта работа поставлена на государственный уровень с соответствующими организационными структурами. К сожалению, следствием глубоких кризисных явлений в экономике и социальной сфере стало почти полное сокращение объемов бюджетного (государственного) финансирования гражданского образования, информационно-образовательной работы с населением.

В то же время реализация указанной образовательной деятельности в должном масштабе невозможна без социального заказа со стороны государственных и административных структур. Такая практика уже есть в ряде республик и областей России, когда в бюджетах предусмотрена своя строка на гражданское образование. Нижегородская область этим похвастаться не может.

Когда речь идет о всеобуче, а не образовании узкого круга общества, необходимы и соответствующие образовательные структуры. В западных странах существуют и активно работают национальные программы развития образования взрослых. Ученые, занимающиеся в этой области (наука обучения взрослых получила название андрагогика), объединились в Международное общество сравнительных исследований образования взрослых – МОСИАВ. Есть и в России Федеральная целевая программа “Развитие единой системы дистанционного образования в Российской Федерации”. В 1997 году по инициативе общества “Знание” был разработан проект Федерального закона “О дополнительном образовании”, который поступил в Думу, но еще не рассмотрен. Проектом закона предусмотрено создание Федерального государственно-общественного координационного Совета дополнительного образования взрослых. К сожалению, даже эти документы, охватывающие ограниченную часть общества, практически не работают. Отрадным является налаженный регулярный выпуск образовательного журнала для взрослых “Новые знания”, учредителем которого является общество “Знание России” при содействии Института международного сотрудничества немецкой ассоциации народных университетов.

Беда в том, что и сегодня власть имущие решают проблемы перевода России на новый социально-экономический уровень, проблемы перевода к рыночной экономике с технократических позиций, совершенно не учитывая человеческое измерение этих процессов. Упование на то, что переживаемые ныне трудности, страдания, боль людей, их моральная, образовательная деградация оздоровят их, по крайней мере, призрачны и безнравственны. Страдания и боль, ухудшение качества жизни людей никогда не приводили и не приведут к нравственному возрождению. Напротив, только образованность нации, а не узкой ее части, устремленность к созиданию социального государства Российской Федерации.

Международные правовые акты, регулирующие отношения в сфере просветительской деятельности и сфере дополнительного образования взрослых

Основным международным правовым актом, регулирующим отношения в сфере просветительной деятельности и сфере дополнительного образования взрослых является Модельный Закон «Об образовании взрослых», принятый на десятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ № 10-9 от 06 декабря 1997 года.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

П. И. Юнацкевич образование взрослых санкт-петЕрбурга icon Сентябрь октябрь 2013 г. Общие вопросы морской деятельности
Комитете по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга состоялось совещание рабочей группы Полярной комиссии Морского совета...
П. И. Юнацкевич образование взрослых санкт-петЕрбурга icon Российская Федерация Отдел образования Центрального района Санкт Петербурга гбоу школа №181
Отчет о мероприятиях по реализации Программы гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания...
П. И. Юнацкевич образование взрослых санкт-петЕрбурга icon Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи Монография
Юнацкевич Р. И. Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи. Монография. Спб.: Иов пани, 2009 – 90 с
П. И. Юнацкевич образование взрослых санкт-петЕрбурга icon Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга составлена...
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга составлена в соответствии с региональной программой Л. К. Ермолаевой
П. И. Юнацкевич образование взрослых санкт-петЕрбурга icon Сценарий. Посвящение в лицеисты
Александра I недалеко от Санкт – Петербурга был открыт Царскосельский лицей, призванный дать всестороннее образование родным братьям...
П. И. Юнацкевич образование взрослых санкт-петЕрбурга icon Опыт организации и проведения районной олимпиады по экологии в Адмиралтейском...
Кий отдел Дворца детского творчества «у вознесенского моста» является методическим центром экологического образования в Адмиралтейском...
П. И. Юнацкевич образование взрослых санкт-петЕрбурга icon Публичный отчёт за 2012/2013 учебный год
Гбоу средняя школа №553 с углубленным изучением английского языка расположена во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга по адресу: 192281,...
П. И. Юнацкевич образование взрослых санкт-петЕрбурга icon Исследовательская работа по мировой художественной культуре «Влияние...
«Влияние германской ветви языков индоевропейской языковой группы на топонимику Санкт-Петербурга»
П. И. Юнацкевич образование взрослых санкт-петЕрбурга icon Гбоу сош №276 Санкт-Петербурга
Что такое мусор? стр
П. И. Юнацкевич образование взрослых санкт-петЕрбурга icon Центрального района санкт-петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции