Пояснительная записка к Московскому базисному учебному плану




Скачать 320.8 Kb.
Название Пояснительная записка к Московскому базисному учебному плану
страница 1/5
Дата публикации 11.06.2014
Размер 320.8 Kb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5


Приложение

к приказу Департамента

образования города Москвы

от _________2010г. №____

Пояснительная записка

к Московскому базисному учебному плану
1. Общие положения


  1. Московский базисный учебный план разработан на основе Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 (в редакции от 20 августа 2008 года № 241) и Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089 (в редакции от 19 октября 2009 № 427).

  2. Московский базисный учебный план обеспечивает преемственность с Московским региональным базисным учебным планом, утвержденным решением коллегии Департамента образования города Москвы «Об утверждении базисного учебного плана» от 22 февраля 2007 года и выполнение «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 года № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02».

  3. Московский базисный учебный план для образовательных учреждений города Москвы реализующих общеобразовательные программы определяет:

  • перечень учебных предметов, обязательных для изучения на данной ступени обучения, в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, по которым проводится итоговая аттестация выпускников этой ступени или оценка их образовательных достижений по итогам учебного года;

  • рекомендации по распределению минимального учебного времени между отдельными образовательными областями и учебными предметами, основанные на рекомендациях Федерального базисного учебного плана, результатах массовой практики преподавания и заключениях экспертов о возможности достижения требований для государственных образовательных стандартов общего образования в условиях преподавания с использованием распространенных апробированных учебных программ; учебно-методических комплектов, педагогических технологий;

  • распределение учебного времени между федеральным (не менее 75%), региональным (не менее 10%) и компонентом образовательного учреждения (не менее 10%);

  • максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;

  • показатели финансирования (в часах);

  • максимальный объем домашних заданий.

  1. Московский базисный учебный план представлен для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Для каждой ступени обучения приводится перечень обязательных для изучения учебных предметов, отражающий требования федерального государственного образовательного стандарта.

  2. Московский базисный учебный план в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 г. № 1008 (в редакции Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 216) предусматривает:

  • 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов. Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные недели, 2-4 классы – не менее 34 учебных недель;

  • 5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5-9 классов. Продолжительность учебного года – от 34 до 37 учебных недель (не включая летний экзаменационный период);

  • 2-летний срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования на основе различных сочетаний базовых и профильных предметов для 10-11 классов. Продолжительность учебного года – не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период и проведение учебных сборов по основам военной службы).

  1. Продолжительность урока для 1 класса – 35 минут (пп. 2.9.4 – 2.9.5 СанПиН 2.4.2.1178-02), число уроков в день, в сентябре-октябре – 3, в последующие месяцы – не более 4-х. С целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в первом классе, в соответствии с п.2.9.5. СанПиН 2.4.2.1178-02, обеспечивается организация адаптационного периода (письмо Минобразования РФ от 20 апреля 2001года № 408/13-13).

В соответствии с пп. 2.9.1, 2.9.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 и Федеральным базисным учебным планом продолжительность урока для 2-4 классов 35 – 45 минут и для 5 – 11 классов – 45 минут.

1.7. Образовательные учреждения самостоятельно определяют продолжительность учебной недели – 5 или 6 дней, в соответствии с п. 2.9.2 СанПиН 2.4.2.1178-02. В 1-х классах обучение организуется только в режиме 5-дневной учебной недели (п. 2.9.4 СанПиН 2.4.2.1178-02).

1.8. При составлении учебного плана образовательного учреждения индивидуальные, групповые, факультативные занятия и домашние задания учитываются при планировании внеурочной деятельности обучающихся с учетом действующих санитарных правил и нормативов (п.2.9.1СанПиН 2.4.2.1178-02).

1.9. Учебные часы компонента образовательного учреждения в учебном плане по решению образовательного учреждения могут быть использованы на:

  • увеличение количества учебных часов, отводимых на отдельные предметы, курсы, указанные в федеральном и региональном компонентах учебного плана;

  • организацию факультативных, индивидуальных, групповых занятий и занятий по выбору обучающихся в рамках основной учебной сетки часов;

  • деление на подгруппы по отдельным предметам;

  • занятия проектной, исследовательской, экскурсионной и другими видами и формами учебной деятельности;

  • консультации по выполнению домашних заданий.

1.10. Дополнительным резервом увеличения времени реализации московского регионального компонента и компонента образовательного учреждения является увеличение продолжительности учебного года в установленных пределах по решению образовательного учреждения. Это время может быть использовано для организации экскурсионно-краеведческой работы, проектно-исследовательской деятельности обучающихся, учебной практики обучающихся, в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения.

1.11. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 ч., во 2-м - до 1,5 ч., в 3 - 4-м - до 2 ч., в 5 - 6-м - до 2,5 ч., в 7 - 8-м - до 3 ч., в 9 - 11-м - до 4 ч. (п.2.9.19 СанПиН 2.4.2.1178-02).

1.12. В соответствии с п. 2.9.1. СанПиН 2.4.2. № 1178-02, при 35-минутной продолжительности уроков во 2-4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе – 25 часов. Распределение числа часов между различными предметами при этом следует рекомендациям базисного учебного плана и согласовывается с методическими службами.

1.13. В соответствии с традицией и для удобства восприятия для начальной и основной школы Московский базисный учебный план сформирован в «недельной» форме. Однако такая форма представления не означает необходимости фиксации числа часов преподавания данного предмета в каждой неделе учебного года. По усмотрению образовательного учреждения учебное планирование может быть построено иначе при соблюдении СанПиН и норматива годового распределения часов федерального базисного учебного плана.

1.14. Рекомендации по учебному планированию и нормативы финансирования классов компенсирующего обучения определяются Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 617) и нормативными правовыми актами Департамента образования города Москвы на основе Московского базисного учебного плана.

2. Особенности Московского базисного учебного плана
2.1. Региональной спецификой Московского базисного учебного плана является:

  • поддержка значительного, уже сложившегося уровня вариативности системы московского образования путем фиксации минимального объема изучения укрупненных образовательных областей, а не отдельных предметов;

  • поддержка практики интегративного изучения отдельных дисциплин;

  • поддержка интегративного освоения и использования информационных и коммуникационных технологий в различных дисциплинах;

  • повышение объема учебного времени, отводимого на освоение иностранных языков, включение японского языка в число иностранных языков, изучаемых в общем образовании;

  • особое внимание формированию экономической и экологической компетентности московских школьников;

  • модернизация математического образования в направлении развития наиболее современных и наиболее востребованных практикой разделов, преподавание вероятности и статистики как предмета интегрированного изучения в 7-9 классов;

  • региональное построение компонентов художественного и культурно-эстетического образования;

  • особая роль математики, информатики и ИКТ в условиях Москвы.

2.2. Интегративное преподавание той или иной школьной дисциплины не должно вести к снижению качества и отсутствию учета и контроля по этой дисциплине. В связи с этим для каждого отдельного предмета, преподаваемого в данном классе интегративно, в классном журнале должен быть выделен раздел (страница), в заголовке которого должно быть приведено название предмета и указано «(интегративно)». Раздел заполняется обычным образом, отмечается фамилия, имя, отчество учителя, список обучающихся, их присутствие, оценки текущей аттестации, поурочное тематическое планирование (с указанием, в рамках урока по какому предмету, указанному в расписании, ведется интеграция). Соответственно ведется заполнение электронного (цифрового) журнала.

2.3 Реализация Концепции информатизации образовательного процесса в учреждениях системы Департамента образования города Москвы базируется на широкой интеграции информационных и коммуникационных технологий во все школьные дисциплины, интеграции, предполагающей и использование ИКТ в этих дисциплинах и их освоение в ходе использования. Эта интеграция должна отражаться в учебном планировании и подлежать внутришкольному контролю, для нее должны выделяться ресурсы, в частности, для выполнения домашних заданий в помещениях школы в объемах, определяемых п. 1.11 настоящей пояснительной записки и СанПиН 2.4.2.1178-02, п.2.9.19.

2.4. Образовательным учреждениям, реализующим программы основного общего образования, рекомендуется предлагать обучающимся старшей школы изучать на добровольной основе на факультативных занятиях курс «История религий»
3. Начальное общее образование


Обязательные для изучения в начальной школе учебные предметы

Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Информатика и информационно-коммуникационные технологии, Технология, Физическая культура


Образовательная область «Филология» предусматривает изучение «Русского языка» (1-4 классы), «Литературного чтения» (1-4 классы) и «Иностранного языка» (2-4 классы). Количество учебных часов, выделяемых на изучение предмета «Иностранный язык», определяется моделью языковой подготовки, выбираемой образовательным учреждением. При этом следует уделить особое внимание координации курса иностранного языка и других курсов с курсами русского языка и литературного чтения. Необходимо при изучении всех предметов уделять постоянное внимание развитию общеязыковой, коммуникативной компетентности, русскоязычной грамотности, навыков скорописи и компьютерного набора текста. Тем самым, часы, выделяемые на иностранный язык, будут использоваться и для освоения важных элементов родного языка. Важно реализовывать цели освоения русского языка и литературного чтения и в таких областях, как «Окружающий мир», «Искусство, технология», «Музыка». Это может находить отражение и в учебном планировании для соответствующих предметов.
Образовательная область «Математика» предусматривает изучение учебного предмета «Математика». Учебный план предусматривает возможность интегративного освоения математических разделов информатики. Эти разделы особенно важны в первом классе, где они могут играть роль пропедевтики изучения математики. В последующие годы они содействуют, помимо непосредственного предметного содержания, расширению предметного контекста математики, развитию коммуникативной компетентности и общеинтеллектуальных способностей. Общий объем учебной нагрузки изучаемых разделов «Информатики и ИКТ» в курсе математики – не менее 60 часов (в 1-4 классах начальной школы), в том числе по программам, не использующим компьютеры.
Образовательная область «Окружающий мир» в 1-4 классах допускает интегративное изучение предметов: «Окружающий мир», «Естествознание», «Обществознание», «Технология», «Москвоведение», «Литературное чтение», ОБЖ. Программа предмета «Окружающий мир» предусматривает интеграцию курса ОБЖ.
Образовательная область «Физическая культура» в 1-4 классах предполагает интегративное изучение предмета «ОБЖ». В целях реализации дифференцированного подхода при изучении предметной области «Физическая культура», в том числе с учетом состояния здоровья детей, рекомендуется деление класса на группы за счет часов компонента образовательного учреждения.
Образовательная область «Искусство, технология» допускает интегративное изучение предметов: «Изобразительное искусство», «Художественный труд», «Технология», ОБЖ, «Литературное чтение». Учебный предмет «Изобразительное искусство» может изучаться как самостоятельный учебный предмет с учебной нагрузкой 1 час в неделю.
Учебный предмет «Музыка» допускает интегративное изучение литературного чтения. «Музыка» выделяется из образовательной области искусства, поскольку в реальной школе музыка и искусство оказываются разделенными по часам и преподавателям и это разделение должно найти отражение в учебном плане.
Учебный предмет «Технология» может изучаться как интегративно в образовательных областях «Окружающий мир» и «Искусство», так и как самостоятельный учебный предмет с учебной нагрузкой 1 час в неделю в 1-4 классах. Возможно и изучение интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (2 часа в неделю).
В содержание обязательных для изучения в начальной школе предметов включить материалы профориентационного информирования обучающихся. В рамках проектной, исследовательской деятельности обучающихся предусмотреть пропедевтическую профориентационную направленность.

Интеграция в начальной школе играет принципиальную роль. Это определяется следующими факторами:

  • особо жесткое противоречие между распределением содержания по предметам и гигиеническими ограничениями;

  • потребность обучающихся в целостном восприятии мира;

  • практика работы одного основного учителя, охватывающей подавляющее число предметов и часов.

Рекомендуемый объем интегративного изучения ИКТ в начальной школе не менее 124 часов (за 4 года).

Рекомендуемый объем изучения «Русского языка» и «Литературного чтения» в начальной школе, включая интегративное, не менее 1150 часов (за 4 года).

Интеграция ОБЖ в курсы «Физическая культура», «Искусство, технология» и «Окружающий мир» будет содействовать лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей с повседневной жизнью учащегося и его семьи и всем контекстом окружающего ребенка мира большого города. Рекомендуемый объем интегративного изучения ОБЖ в начальной школе не менее 124 часов (за 4 года).
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к Московскому базисному учебному плану icon Пояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного...
Сош сулейман Стальского района Республики Дагестан составлен на основе Примерного учебного плана образовательных учреждений Республики...
Пояснительная записка к Московскому базисному учебному плану icon Пояснительная записка к рабочему учебному плану Пояснительная записка...
Буп, утвержденного приказом департамента образования Тульской области от 05. 06. 2006 г. №626 для 4,7-11 классов
Пояснительная записка к Московскому базисному учебному плану icon Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе программы курса «Литературное чтение», автор Ефросинина Л. А., 2010...
Пояснительная записка к Московскому базисному учебному плану icon Пояснительная записка к учебному плану мкоу «Аймакинская средняя...
Пояснительная записка к учебному плану мкоу аймакинская средняя общеобразовательная школа
Пояснительная записка к Московскому базисному учебному плану icon Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для V класса...
Изменения,внесённые в авторскую учебную программу и их обосновании. В авторской программе по литературе для 5-9 классов рассчитана...
Пояснительная записка к Московскому базисному учебному плану icon Пояснительная записка к учебному плану Муниципального общеобразовательного...

Пояснительная записка к Московскому базисному учебному плану icon Пояснительная записка к учебному плану гоу сош №541 на 2011/2012 учебный год

Пояснительная записка к Московскому базисному учебному плану icon Пояснительная записка к учебному плану очно-заочного отделения Муниципального...

Пояснительная записка к Московскому базисному учебному плану icon Пояснительная записка к учебному плану
«Ольховатская средняя общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области» на 2013-2014 учебный...
Пояснительная записка к Московскому базисному учебному плану icon Пояснительная записка к учебному плану мкоу «Сирагинская средняя общеобразовательная школа»
В основе формирования учебного плана использована следующая нормативно-правовая база
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции