Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с нормативно правовыми и инструктивно методическими документами




Скачать 322.07 Kb.
Название Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с нормативно правовыми и инструктивно методическими документами
страница 1/3
Дата публикации 11.06.2014
Размер 322.07 Kb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку.
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с нормативно – правовыми и инструктивно – методическими документами:


  1. Приказ МО и Н РФ №373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».




  1. Приказ МО и Н РФ №1241 от 26.11.2010г. «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МО и Н РФ №373 от 06.10.2009г.».




  1. Приказ МО и Н РФ №2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МО и Н РФ №373 от 06.10.2009».




  1. Приказ МО и Н РФ №2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МО и Н РФ №1060 от 18.12.2012».



  1. Приказ МО и Н РФ от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных

перечней учебников, рекомендованных (допущенных) МОиН РФ к

использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях

на 2013 – 2014 учебный год».


  1. Приказ Управления по делам образования администрации г.Челябинска

№16-02/3381 от 21.08.2012г. «Рекомендации по формированию учебных планов образовательных учреждений г.Челябинска в 2012-2013 учебном году».


  1. Приказ МОиН Челябинской области от 31.07.2009 №103/3404 «О разработке и

утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».


  1. Методическое письмо ГОУ ДПО «Челябинский институт

переподготовки и повышения квалификации работников образования»

«Об организации образовательного процесса в начальной школе в

общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013 – 2014 учебном

году» от 24.07.2013 № 03 – 02/5639.


  1. Учебный план МАОУ СОШ №113 на 2013 -2014 учебный год.




  1. Примерная программа по русскому языку.




  1. Программа «Русский язык». В.П.Канакина.

Рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО (приказ МО и Н РФ № 373 от 06.10.2009г. с изменениями (приказ МО и Н РФ № 1241, №2357)).

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации» основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

На основе этого можно определить две основных цели изучения русского языка.

В системе предметов общеобразовательной школы предмет русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

  • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие нравственных и эстетических умений;

- развитие способностей к творческой деятельности;

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


Общая характеристика курса

Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является предмет «Обучение грамоте». Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трех его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы. Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). Формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры, учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, формируются первоначальные представления о гласных и согласных, изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Учащиеся осваивают два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое; работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов предложений, небольших текстов.

Послебукварный – повторительно-обобщающий этап. На данном этапе осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Знакомятся с речевым этикетом на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идет параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря».

После предмета «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический предмет русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
Основные содержательные линии

Материал предмета «Русский язык» представлен в примерной программе следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

  • орфография и пунктуация;

  • развитие речи.

Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Предмет «Русский язык» включен в обязательную предметную область, которая призвана решать следующие основные задачи реализации содержания:




Предметные области

Основные задачи реализации содержания

1

Филология

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.



Согласно базисному учебному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч, из них:

1 класс - 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них – 115 часов (23 учебные недели) «Обучение письму», 50 часов (10 недель) «Русский язык».

2 - 4 класс - по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

К ценностным ориентирам начального образования на современном этапе относят:

  • формирование основ гражданской идентичности личности на основе:

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;

  • формирование психологических условий развития общения, кооперации на основе:

- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности:

- принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;

- ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);

  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Изучение русского языка в начальной школе должно обеспечивать появление следующих ценностных ориентиров:

- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

- готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

- формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

- развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты освоения учебного предмета русский язык
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучии, осознание своей этнической принадлежности;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

  • развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциации моральных и конвенционных норм, развитие морального как переходного от доконвенциональных к конвенциональному уровню;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской индентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиции партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающих в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


Метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с нормативно правовыми и инструктивно методическими документами icon Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению...
...
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с нормативно правовыми и инструктивно методическими документами icon Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру рабочая...
...
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с нормативно правовыми и инструктивно методическими документами icon Пояснительная записка к рабочей программе по технологии рабочая программа...
...
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с нормативно правовыми и инструктивно методическими документами icon Приказ №133
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с нормативно правовыми и инструктивно методическими документами icon Программа по русской литературе для 5 класса (3 часа в неделю)
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с нормативно правовыми и инструктивно методическими документами icon Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «История» 7 класс
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно правовыми и инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с нормативно правовыми и инструктивно методическими документами icon Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «История» 6 класс
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно правовыми и инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с нормативно правовыми и инструктивно методическими документами icon Рабочая программа по русскому языку. (9 класс) Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку (9 класс ) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного...
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с нормативно правовыми и инструктивно методическими документами icon Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии...
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России...
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с нормативно правовыми и инструктивно методическими документами icon Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
М. Т. Барановой (базовый уровень), на основе «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции