Структура учебного плана и обоснование логики выстраивания образовательной вертикали.
Структура учебного плана представлена инвариантной и вариативной частями.
Инвариантная часть предполагает реализацию федерального и регионального компонентов, что гарантирует выпускникам овладение знаниями и умениями в соответствии с минимумом содержания образования.
За счет
вариативной части осуществляется углубленное и расширенное изучение предметов в средней, старшей школе, начальная профессиональная подготовка.
Учебный план определяет:
- количество учебных часов по каждой образовательной области, но не меньше, чем в Базисном плане общеобразовательных учреждений РФ;
Особенности учебного плана по ступеням
На I ступени обучения учебный план предполагает создание условий для решения следующих
задач:
-
формирование положительной мотивации к учению;
-
становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности;
-
формирование готовности к самообразованию, инициативности, самостоятельности и ответственности.
В начальной школе 1-3 классы занимаются
по программе «Школа России», авторский коллектив: В.П.Канакина , В.Г. Горецкий, М.И.Моро, А.А.Плешаков; 4 класс по программе
“Начальная школа 21 века ” ( под редакцией Н.Ф.Виноградовой), что обеспечивает реализацию вариативного и разноуровневого подходов, позволяет организовать учебно-воспитательный процесс в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями учащихся. В начальной школе акцент делается на формирование прочных навыков учебной деятельности, на овладение учащимися письменной и математической грамотности, на воспитание культуры речи и общения.
В учебном плане начальной школы
федеральный компонент сохранен в полном объеме и представлен образовательными областями: русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, искусство, технология , физическая культура, ОРКСЭ.
Региональный компонент представлен в 4 классе предметом « Информатика и ИКТ».
Школьный компонент представлен в 4 классе предметом« Индивидуальные занятия по математике», предметами «Русский язык» и « Литературное чтение».
Всего-93 ч.
Федеральный компонент-88ч.
Региональный компонент-1ч.
Школьный компонент-4ч.
На II ступени обучения путем реализации учебного плана решаются следующие
задачи:
-
формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основных наук;
-
повышение мотивации учения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и специальных способностей;
-
углубление внутренней дифференциации обучения в классах базовой общеобразовательной подготовки.
-
Обучение в 5-ом классах с 1 сентября 2013г. и в 6-ом классе с1 сентября 2012г. осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
И на основе рекомендаций Министерства образования Оренбургской области от 13.07.2012г.№ 01\15-3930 « По составлению учебного плана основного общего образования для общеобразовательных учреждений Оренбургской области переходящих на ФГОС ООО»
Федеральный компонент представлен в полном объеме следующими образовательными областями и образовательными компонентами:
-
Филология – русский язык, литература, английский язык;
-
Математика и информатика – математика (5-6 класс), алгебра, геометрия, информатика и ИКТ;
-
Естественно-научные предметы– биология, физика, химия;
-
Общественно-научные предметы – история, обществознание , география;
-
Искусство – изобразительное искусство, музыка;
-
Технология – технология;
-
Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности – физическая культура,ОБЖ.
Региональный компонент представлен в 7, 9 классах предметом:
«Основы безопасности жизнедеятельности» (по 1 часу )(2), с целью подготовки учащихся к вступлению в информационное общество и в соответствии с практикой работы общеобразовательного учреждения в 7 классах за счет регионального компонента вводится предмет «Информатика и ИКТ» ( 1час) .
В 8,9 классах элективным курсом «Оренбургский край в русской литературе и фольклоре»,с целью социально-культурной адаптации учащихся- 2 часа в 8 классах и 1 часу в 9 классе(3);
Для подготовки к ГИА по просьбе родителей и учеников 9 класса вводится элективный курс по русскому языку «Роль орфографии и пунктуации в письменном общении» (1).
Школьный компонент представлен в 8 и 9 классе предметом «Черчение» по часу(2 часа), который введён с целью развития пространственного воображения и логического мышления, что необходимо для практической деятельности человека по многим направлениям: архитектура, техника, строительство и т.д.,
На расширение программного материала из школьного компонента отводится 4 часа: литература(7-8 класс)- по1 часу(2), русский язык( 7 класс)- 1час(1), технология( 8класс ) -1час(1)
Для подготовки к ГИА по просьбе родителей и учеников 9 класса вводится элективный курс и по математике « Тождественное преобразование выражений» 1 час в неделю.
.
В 5,6,7 классах элективным курсом «Оренбургский край в русской литературе»,с целью социально-культурной адаптации учащихся- по 1 часу в 5 и 7 классах и 2 часа в 6 классе(4); в 5и 6 классах введёны предметы ОБЖ, информатика и ИКТ по 1 часу(4), занимательный английский в 5 классе-1 час.
По окончанию учебного года для учащихся 5-9 классов проводится летняя производственная практика общей продолжительностью 10 дней.
Всего-172 ч.
Федеральный компонент-148ч.
Региональный компонент-7ч.
Школьный компонент-17ч.
На III ступени обучения решаются следующие
задачи:
-
выполнение государственных образовательных стандартов образования;
-
обеспечение усвоения учащимися фундаментальных теоретических основ наук;
-
развитие практических способностей учащихся, интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к профессиональному самоопределению и самореализации в современных условиях жизнедеятельности.
В целях удовлетворения потребностей учащихся и родителей в школе открыты:
- профильный физико-математический (11 класс, 1 группа), в котором осуществляется профильное преподавание алгебры и начало анализа(4), геометрии(2), информатики и ИКТ(4ч), профильное преподавание физики (5ч). Базовые общеобразовательные предметы: русский язык, литература, иностранный язык (английский), история, обществознание (включая экономику и право), география, химия, биология, физическая культура, ОБЖ, технология.
-
профильный социально-гуманитарный (11 классы, 2 группа).
В которых осуществляется профильное преподавание русского языка(3ч), литературы(5ч), истории(4ч), обществознания (3ч).
Базовые общеобразовательные предметы: иностранный язык (английский), алгебра, геометрия, информатика, география, биология, химия, физика, ОБЖ, физическая культура, технология.
- профильный естественно-математический (10 класс), в котором осуществляется профильное преподавание алгебры и начало анализа(4), геометрии(2), профильное преподавание физики (5ч), профильное преподавание биологии(3), профильное преподавание химии(3),
Базовые общеобразовательные предметы: русский язык, литература, иностранный язык (английский), история, обществознание (включая экономику и право), география, химия, биология, физическая культура, ОБЖ, технология, информатика и ИКТ
Региональный компонент представлен:
предметом ОБЖ в 10-ом классе (1час)
Школьный компонент представлен в 10-ом классе элективным курсом: «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» (1ч).
в 11 классе элективным курсом «Дистанционное обучение по русскому»(1 час), «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» (1ч), элективными курсами « Готовимся к ЕГЭ по математике»(1ч), « Готовимся к ЕГЭ по обществознанию»(1ч), « готовимся к ЕГЭ по физике»(1ч) .
В целях подготовки учащихся к обязательному ЕГЭ по русскому языку и в соответствии с пожеланиями старшеклассников и их родителей организованы эти курсы, который помогут учащимся лучше подготовиться к ЕГЭ.
По желанию родителей и учащихся в социально-гуманитарной группе 11 класс расширена программа по алгебре(1ч).
Будет создан сайт дистанционного курса, где дети смогут сотрудничать с учителем и друг с другом .
Всего-111 ч.
Федеральный компонент-103ч.
Региональный компонент-1ч.
Школьный компонент-7ч.
При проведении учебных занятий по "Иностранному языку" (II - XI классы), "Технологии" (V - XI классы), а также по "Информатике и ИКТ" (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 20 и более человек.
В целях формирования у учащихся опыта самоопределения и самореализации им предлагаются разнообразные предметы, курсы и кружки дополнительного образования.
Разработанному учебному плану соответствуют программно-методическое обеспечение в виде программ, учебников, атласов и тетрадей с печатной основой.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.
Работа групп продленного дня строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму работы групп продленного дня.