Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кваркенская средняя общеобразовательная школа»
Обсуждено
на заседании педагогического совета
Протокол № 12 от 30.05.2012 г.
|
Утверждаю:
Приказ № 83 от 30.05.2012 г.
Директор школы: _________/О.В. Фомина/
|
Положение
об учебной рабочей программе педагога,
реализующего ФГОС ООО
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Уставом бюджетного муниципального общеобразовательного учреждения «Кваркенская средняя общеобразовательная школа» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.
1.2. Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной ступени образования по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения (далее – ОУ).
1.3. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Задачи программы:
дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);
конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
1.4. Функции рабочей программы:
нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
1.5. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности ОУ в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования, относятся:
программы по учебным предметам;
программы элективных курсов, курсов по выбору;
программы факультативных занятий.
2. Разработка рабочей программы
2.1. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.
2.2. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету).
2.3. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:
федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования;
требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
программе формирования универсальных учебных действий;
основной образовательной программе основного общего образования;
примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
федеральному перечню учебников.
2.4. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.
2.5. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.
3. Структура, оформление и составляющие рабочей программы
3.1. В зависимости от степени корректировки примерной или авторской программы рабочая программа может быть двух видов:
1 вид – если рабочая программа в полном объеме соответствует примерной или авторской программе по предмету;
если в примерной учебной (или авторской, составленной на основе примерной) программе не указано распределение часов по темам или годам изучения учебного курса, а имеется только количество часов по разделам на несколько лет изучения. В этом случае учитель распределяет часы каждого раздела по учебным годам и темам самостоятельно.
2 вид – если:
количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной (авторской) программе (более чем на 6 часов в год) вне зависимости от количества учебных недель в конкретном общеобразовательном учреждении (34 или 35 учебных недель);
производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем; распределение резервного времени производится учителем самостоятельно и не является корректировкой программы;
есть необходимость разработать интегрированный курс, включающий два и более предметов; рабочую программу по интегрированному курсу разрабатывают с учетом наибольшего взаимопроникновения тем учебных предметов, входящих в интегрированный курс;
рабочие программы по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам составлены на основе учебной литературы при отсутствии авторской программы и учебно-методического комплекта.
3.2. Структура рабочей программы
1)Титульный лист.
2)Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета.
3)Общая характеристика учебного предмета, курса.
4)Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
5)Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
6)Содержание учебного предмета, курса.
7)Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
8)Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
9)Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
3.3. Содержание структурных элементов рабочей программы педагога:
Элементы
рабочей
программы
|
Содержание элементов рабочей программы
|
Титульный лист
|
полное наименование ОУ;
гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя ОУ);
название Программы;
адресность (класс или ступень обучения);
сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория);
название населенного пункта, в котором реализуется рабочая программа;
год разработки рабочей программы.
|
Пояснительная
записка
|
кому адресована программа: тип (общеобразовательное), вид (школа) учебного учреждения и определение класса обучающихся;
особенность по отношению к ФГОС ООО;
концепция (основная идея) программы;
обоснованность (актуальность, новизна, значимость);
указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;
кратко формулируются общие цели учебного предмета для ступени обучения;
сроки реализации программы;
основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);
предполагаемые результаты;
кратко излагается система оценки достижений учащихся;
указывается основной инструментарий для оценивания результатов;
приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.
|
Общая характеристика учебного предмета, курса
|
указывается примерная или авторская программа, на основе которой разработана рабочая программа (издательство, год издания).
конкретизируются общие цели и задачи основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса
общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий;
логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
|
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
|
К какой образовательной области относится, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое кол-во часов
|
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
|
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням.
Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету или примерными учебными программами (для интегрированного курса).
Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).
|
Содержание тем учебного курса
|
- перечень и название раздела и тем курса;
- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
- содержание учебной темы:
основные изучаемые вопросы;
практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела;
формы и вопросы контроля;
возможные виды самостоятельной работы учащихся
формируемые универсальные учебные действия
|
Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся
|
перечень разделов, тем и последовательность их изучения;
количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
темы отдельных уроков и учебные материалы к ним;
вид занятий (теоретические или практические, количество часов);
указание на виды деятельности учащихся;
конкретизируются формы и методы контроля
|
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
|
Средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал. Список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника и учебных пособий для учащихся и содержать полные выходные данные литературы.
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы: Базовый учебник Дополнительная литература для учителя и учащихся,
Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников Перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе
|
4. Оформление рабочей программы.
4.1. Требования к оформлению:
формат А4;
поля стандартные;
шрифт Times New Roman;
кегль 12;
межстрочный интервал 1,0.
Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием полных выходных данных (города и названия издательства, года выпуска).
5. Рассмотрение и утверждение рабочей программы
Рабочая программа утверждается ежегодно до 5 сентября текущего года.
Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:
обсуждение и принятие Программы на заседании предметного методического объединения;
получение согласования у заместителя директора по УВР;
утверждение приказом директора школы.
При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.
Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УВР.
Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен (или до момента введения нового Положения).
Приложение 1
Оформление титульного листа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кваркенская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании ШМО
протокол № 1 от
Рук. ШМО: / /
|
Согласовано
Зам. директора по УВР:
/В.И. Колотушкина/
|
Утверждаю
Приказ № от 05.09.2013 г.
Директор школы: /О.В. Фомина/
|
Рабочая программа по
Класс -
Учитель -
с. Кваркено
2013 г.
Приложение 2
Тематическое планирование:
№ раздела/ главы
|
Наименование разделов и глав
|
Количество часов
|
Всего
|
Теоретические занятия
|
Лабораторные,
практические занятия, экскурсии и др.
|
Контрольные работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
Календарно- тематический план:
Примерный вариант 1
№ урока
|
Тема
|
Тип урока
|
Целевая установка
|
Понятия
|
Планируемые результаты
|
Д/з
|
Дата
|
Предметные
|
Метапредметные
|
Личностные
|
|
|
Глава (раздел) 1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Глава (раздел) 2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примерный вариант 2 (для предметов химия, биология, физика, география)
№ урока
|
Тема
|
Тип урока
|
Целевая установка
|
Понятия
|
Планируемые результаты
|
Эксперимент
(лабораторные, практические работы, демонстрации)
|
Д/з
|
Дата
|
Предметные
|
Метапредметные
|
Личностные
|
|
|
|
Глава (раздел) 1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Глава (раздел) 2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|