"логика, теория познания и космология" (2-е, дополненное и исправленное издание)




Скачать 0.92 Mb.
Название "логика, теория познания и космология" (2-е, дополненное и исправленное издание)
страница 1/6
Дата публикации 22.06.2014
Размер 0.92 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Авто-обзор > Документы
  1   2   3   4   5   6
КОЛЛЕДЖ КАТОЛИЧЕСКОЙ ТЕОЛОГИИ им. Св. ФОМЫ АКВИНСКОГО

Ю.А.Шрейдер

ПОСОБИЕ ПО КУРСУ

"ЛОГИКА, ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

И КОСМОЛОГИЯ"

(2-е, дополненное и исправленное издание)

Москва 1994



ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Опыт чтения курса "Логика, теория познания и космология" заставил автора внести в данное пособие существенные изменения и дополнения. Заново написана 1-я глава, в ко­торой показана идейная связь между тремя частями курса. Изменен порядок изложения в части, относящейся к логике. По—видимому, более естественно начинать изложение не с логики высказываний, но с аристотелевских силлогизмов, обладающих большей на­глядностью, чем алгебраические соотношения между высказываниями.

Силлогизмы имеют дело не с высказываниями, которые могут быть истинными или ложными, но с утверждениями о классах объектов, которые предполагаются истинными. Отсюда возможен естественный переход к логике предикатов, а только потом уже к изучению высказываний. При этом оказывается более ясным смысл импликации выска­зываний. Изменение порядка потребовало некоторых значительных изменений в текстах соответствующих глав. Практически остались прежними главы 6,7, и 8, после которых теперь идет прежний текст бывшей главы 10,

Добавлена новая глава 10, завершающаяся изложением антропного принципа, а на основе бывшей главы 9 написана глава 11, посвященная эволюции и творению.

Всего в новом издании более трети текста целиком написано заново, а еще более тре­ти существенно переработано.

Автор надеется, что все эти изменения послужат улучшению настоящего пособия.

Автор глубоко благодарен своим слушателям в Москве и Киеве, замечания и вопросы которых стимулировали работу над 2-м изданием, а сделанные ими по просьбе автора конспекты лекций по космологии помогли при написании нового текста.

Ю.Шрейдер

ГЛАВА I

ЗАКОНЫ КОСМОСА И ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ

Само понятие Космоса как правильно, гармонично, закономерно организованного мира возникло в античные времена путем противопоставления хаосу - миру, где царит произвол, беспорядок и дисгармония. Мыслить мир как Космос - уже означает призна­ние, что этот мир управляется четкими законами, связывающими все сущее в пределах этого мира в целостность, где все разумно и логически увязано в причинно-следствен­ную связь. Это означает признание того, что происходящие в мире частные явления сле­дует рассматривать как реализацию универсальных принципов, организующих этот мир в разумно устроенную систему. Каждая частность мира-Космоса мыслится тем самым в контексте общего, придающего ей смысл, далеко выходящий за рамки ее локального (в пространстве и времени) бытия. Хаос, в противоположность Космосу, - это конгломе­рат единичных частных вещей, событий, явлений, не связанных ни общим замыслом, ни логикой универсальных естественных законов. Эти частности невозможно подвести под общие понятия. В сущности, невозможно сопоставлять их друг с другом или выстраивать причинно-следственные цепочки взаимно обусловленных событий. По сути дела это оз­начает, что мир познаваем лишь постольку, поскольку он не хаос, а Космос, где частные явления воплощают в себе универсальные законы. Конкретное явление или конкретная вещь могут быть опознаны как таковые, идентифицированы как определенный факт бы­тия, поскольку они оформлены, т.е. обладают формой.

Опознание есть первая ступень познания, первый шаг к познанию действительности. По Аристотелю форма вещи - это воплощенная в ней идея, а подлинной реальностью обладают идеи, воплощенные в вещах. Тем самым реальны только оформленные вещи или явления, а все, что хаотично и бесформенно (принадлежит хаосу, а не Космосу), ил­люзорно и непознаваемо, т.е. не может быть познано. В лучшем случае эту бесформен­ность можно смутно представить себе как обрывки бессвязного сна, содержание которо­го практически невозможно восстановить и осмыслить.

Здесь необходима оговорка, которую лучше всего сформулировать на примере. Мощ-вый турбулентный поток воды на первый взгляд выглядит образцом хаотического дви­жения, лишенного какой-бы то ни было устойчивой формы. Однако эта бесформен—

-1-

ность лишь кажущаяся, ибо турбулентное движение жидкости подчиняется глубоким статистическим закономерностям, позволяющим математически описывать форму тур­булентного потока. Более того, в последнее десятилетие активно развивалась теория, фракталов, позволившая обнаружить особую форму в, казалось бы, бесформенных кон­фигурациях. Тем самым современная наука существенно обогатила и расширила пред­ставление о Космосе как о вещественной реальности, которой присущи формы и специ­фические закономерности таковой.

При этом философское представление о Космосе только утвердилось и укрепилось от такого углубления понятия формы.

Представление о мире как о Космосе очень хорошо соответствует библейскому пред­ставлению о разумном и свободном творении мира из ничего. Закономерности космиче­ских форм, проявляющиеся как в единичных вещах, событиях и явлениях, так и в тече­нии мирового процесса, оказываются укорененными в разуме Творца.

Познание мира тогда не сводится к опознанию частных явлений, но требует постиже­ния царящих в мире законов, т.е., в известном смысле, постижения замысла Создателя. Разумность законов позволяет выводить из них как следствия другие закономерности. Вот почему в физике, химии и т.д. так плодотворны рассуждения. Свобода творения оз­начает, что эти закономерности не могут быть выведены с необходимостью из каких—то умопостигаемых исходных положений, но должны усматриваться в открытой нашему познанию сотворенной действительности. Отсюда следует, что для познания мира недо­статочно теоретического знания, но необходимо и знание эмпирическое - умение на­блюдать и осмыслять наблюдаемое. Этим определяется познавательная ценность индук­ции, дополняющей дедукцию.

Это осмысление нуждается в специфических формах мышления. Подобно тому как форма вещи составляет сущность этой вещи, форма, в которой артикулируется мысль, составляет сущность мышления.

Человеческая мысль артикулируется в понятиях, выражающих определённые формы вещей, явлений и процессов.Понятие характеризует некоторый класс форм, составляющих определённую общность вещей, явлений и процессов, в которых воплощается форма, принадлежащая соответствующему классу.Наблюдая нечто единичное, мы подводим его под понятие, т.е. судим о его принадлежности к некоторому классу. Такое сужде­ние имеет форму "х есть R", где х является указанием на некоторую единичность (имя собственное или знак конкретной вещи, явления или процесса), a R - имя класса. На­пример: "Яркая точка на небе, видимая в окрестности заходящего солнца, есть небесное тело, обращающееся вокруг солнца". Очень важную роль играют суждения, выражаю­щие отношения между классами. Образцом такого суждения может служить суждение, имеющее форму: "Все Q суть R". Конкретным суждением, имеющим такую форму, мо­жет служить такое суждение: "Все люди смертны". Или такое: "Все металлы суть хоро­шие проводники электричества".

Схема "Все Q суть R" является одной из универсальных форм мышления. Изучение универсальных форм мышления составляет предмет особой науки логики, играющей фундаментальную роль в человеческом познании. Логика изучает работу мышления, протекающую в определенных формах, вскрывая фундаментальные законы мыслитель­ной деятельности.

Предметом логики являются универсальные формы мышления. Слово «форма» мы употребляем здесь в значении, в котором использовал его Аристотель, - как идея или сущность вещи. Подлинное мышление возникает, когда мысль оформлена, получила чёткую форму. Логика изучает работу мышления, протекающую в определённых формах. Её не интересуют туманные образы, смутные предчувствия, интуитивные прозрения – всё то, что не может быть выражено словами или, как часто говорят философы, вербализовано (артикулировано). Личная религиозная интуиция, личный опыт откровения, редко могут быть адекватно артикулированы. Логика и не занимается исследованием этих феноменов как таковых. Только после того, как результат интуиции или откровения вербализуется, превращается в явно выраженную теологическую истину, она сама и её связи с другими истинами становятся предметом логического анализа.

-2-

Мы имеем здесь дело с ситуацией далеко выходящей за пределы чисто религиозной сферы. Речь идёт о весьма общем когнитивном (познавательном) феномене: разделении человеческого знания на явное и неявное. Первое составляет надводную (видимую всем) часть «айсберга», второе – его подводную (доступную лишь индивидуальному опыту) часть.Логика не занимается неявным знанием как ещё не артикулированным и тем самым не имеющим формы. Это знание обнаруживается только в действиях субъекта. Не занимается логика и проблемами артикуляции знания, его явного формального выражения. Предметом логики являются исключительно универсальные формы, в которых существует явно выраженное знание. Среди этих форм первостепенное значение имеют высказывания, т.е. выражения, о которых можно судить – истинны они или ложны. Явное знание выражается в виде набора утверждений, т.е. высказываний, относительно которых существует уверенность в их истинности.

"Личное знание далеко не всегда артикулируется мыслящим субъектом - оно может существовать как неявное, неосознаваемое знание. Такое знание не отчуждаемо от его носителя. Чтобы его передать другому, оно должно быть вербализовано - воплощено в словесную форму, а это требует дополнительных усилий и ухищрений. Однако логика интересуется только явно артикулированным — оформленным знанием. Более того, ло­гика интересуется только теми актами мышления, которые имеют дело только с опера­циями над формами, которые приводят к истинным заключениям в силу формальной структуры этих заключений. Так, известное умозаключение "Все люди смертны, Кай -человек, следовательно, Кай - смертен" истинно не в силу каких-то подмеченных осо­бенностей конкретного человека по имени Кай, но в силу того, что оно имеет опреде­ленную формальную структуру. Эта структура имеет вид силлогизма: "Все Q суть R, все Р суть Q, следовательно, все Р суть R".

Более того, установить правильность (истинность) суждения "Все Р суть R" далеко не всегда можно формальными средствами. Наша уверенность, что "Завтра взойдет солн­це" или что "Все люди смертны", основана на огромном опыте человечества, но не мо­жет быть строго обоснована никакими умозаключениями. Всегда остается возможность космической катастрофы или внезапного наступления Судного дня. Суждения, которые составляют ядро естественных наук, очень часто имеют гораздо более шаткие основа­ния, чем приведенные примеры.

Кроме того, границы используемых нами понятий большей частью размыты, отчего наши суждения обладают некоторой расплывчатостью. Скажем, когда мы говорим о правах человека, то далеко не очевидно, что понятие "человек" относится и к умственно неполноценным, и к еще неродившимся. Поэтому Церкви приходится напоминать о том, что аборт - это убийство человека. Известные контроверзы физики, связанные с тем, является ли свет волновым процессом или потоком частиц, были порождены именно не­достаточно строгой очерченностью понятия частицы. Логика, как и любая наука, ис­пользует абстракции, неспособные охватить целиком все особенности феномена мыш­ления. Но это именно научные абстракции, область применимости которых выделена достаточно четко и может, в случае необходимости, корректироваться развитием на­уки. Так, в процессе своего развития логика открывает новые формы мышления и уста­навливает неизвестные ранее способы умозаключения, опираюшиеся на эти формы (Аристотель, например, не имел понятия о принципе полной или математической индук­ции, который сегодня знаком даже школьникам.) Однако развитие логики как науки не изменяет радикально ее предмета - она по-прежнему занимается изучением форм мыш­ления.

В некотором смысле можно сказать, что логика изучает не сам Космос, но наше мышление о нём, а также то, что лежит «по ту сторону» Космоса, т.е. отношение человека и Космоса с Творцом. С этой точки зрения логика – наука рефлексивная, она направлена не на внесубъектную действительность того или иного рода, но на мысль самого субъекта. Рефлексия – это мысль направленная на мысль и как бы догоняющая ( по выражению св. Фомы Аквинского) эту мысль. Логический анализ показывает, как и в каких слу­чаях сама мысль порождает некую истину о действительности. С этой точки зрения весьма поучительно доказательство бытия Бога, предложенное св. Ансельмом Кентерберийским и исходящее из того, что мы мыслим Бога как высшее совершенство. По-

-3-

скольку немыслимо высшее совершенство, не обладающее реальным бытием (тем са­мым оно не было бы высшим совершенством), то немыслим несуществующий Бог. То, что немыслимо, заведомо невозможно. Тем самым мы приходим к выводу о существова­нии Бога.

Логика мысли приводит к умозаключению о бытийственном, о существовании Выс­шего бытия. По поводу этого доказательства происходило много философских и бого­словских споров, его убедительность отрицали современник св. Ансельма Гаунило и И.Кант и подкрепляли своим анализом Декарт, Гегель и Франк. Нам здесь важно одно-принципиальная связь логического (рефлексивного) анализа мысли и не зависящей от субъекта мысли реальности.

Наша уверенность в том, что изучение логических форм существенно для познания
мира, основана на том, что мир - это Космос, где отдельные веши, явления и процессы
воплощают универсальные формы, связанные в некую закономерную целостность. За-­
кономерности этих связей, в свою очередь, могут быть выражены явно в логических
формах мышления, ибо человеческое мышление несет на ce6e отсвет Божественного
разума ,лежащего в основе сотворённого Космоса.

В сущности, на этом зиждется наша уверенность, что мир может быть описан набо­ром (может быть, бесконечным, а практически неисчерпаемым) суждений о том, что в этом мире происходит и каковы закономерные связи между происходящим. Эта уверен­ность подкрепляется тем, что наука, несмотря на все трудности и противоречия в ее раз­витии, способна дать целостное представление о Космосе, в том числе и о нас самих как природных существах.

Разумеется, человек не является полностью природным существом. Религиозные уче­ния и личный религиозный опыт убеждают нас, что человек не только обитатель Кос­моса, но и существо, тесно связанное с Творцом Вселенной. Религиозная интуиция не строится на логических умозаключениях и не может быть исчерпана логическими формами мышления. Тем не менее суждения о Боге, составляющие содержание теологии как науки, возможны и полезны, ибо они, во-первых, позволяют выразить некое знание о том, что выходит за пределы этого мира, во-вторых, помогают обнаружить, возникающие заблуждения в наших представлениях о Боге ( в частности, чётко квалифицировать непрерывно возникающие ереси, искажающие учение Церкви), а в-третьих, именно в логических формах ясно высвечивается парадоксальность религиозных истин, через осознание которой осуществляется личностное постижение этих истин.

Поскольку теология изучает свободные проявления духа, то она, как и естественные науки, не может ограничиться методом дедукции - выведения всех истин из каких-то исходных самоочевидных положений, но опирается на огромный эмпирический материал - опыт церковного Предания и Писания, опыт духовной жизни Церкви как откровения Св. Духа. Таким образом, теология также использует индукцию как метод познания ис­тин, данных в Откровении.

ГЛАВА I!

СУЖДЕНИЯ О КЛАССАХ И СИЛЛОГИЗМЫ ПО АРИСТОТЕЛЮ

Аристотеля можно назвать основателем логики, ибо он первый анализировал формы умозаключений, позволяющих на основе утверждений о классах (точнее, об их отноше­ниях) строить новые суждения об отношениях классов.

Если имеются два класса Q и R, то формально возможны всего четыре типа утверж­дений об их отношениях. Разумеется, в каждом конкретном случае не все эти утвержде­ния могут быть правильными, то есть быть истинными высказываниями. Но мы имеем в виду именно возможности, которые в тех или иных случаях реализуются. Каждый из приводимых типов возможных утверждений мы будем обозначать гласной буквой латин­ского алфавита.

(а) Общеутвердительное суждение:

"Все Q суть R".

Например: "Все птицы суть двуногие существа".

-4-

(i) Частноутвердшпельное суждение:

"Некоторые Q суть R".

Например: "Некоторые млекопитающие обитают в воде".

(е) Общеотрицательное суждение:

"Никакое Q не есть R".

Например: "Никакая рыба не обитает на суше".

(о) Частноотрицателъное суждение:

"Некоторые Q не суть R".

Например: "Некоторые птицы не летают".

Если бы мы могли наряду с классом R рассматривать класс "не R" всех объектов, не являющихся R (не принадлежащих классу R), то вместо общеотрицательного суждения мы могли бы использовать общеутвердительное: "Все Q суть не R", а вместо частноот-рицательного - частноутвердительное: "Некоторые Q суть не R". Но такая замена не очень хороша, поскольку понятие "не R" очень расплывчато. В самом деле, что за класс образуют "не птицы"? Принадлежат ли к нему лягушки, или самолеты, или праздники? Класс "не R" слишком размыт и не определяется никаким позитивным свойством. По­этому удобнее не вводить таких новаций (хотя в логике отрицание "не" в некоторых слу­чаях используется), а оставить четыре типа высказываний.

Классы можно графически представить в виде фигур, характеризующих их объемы, условно полагая, что класс состоит из точек на плоскости.

Утверждения перечисленных четырех типов устанавливают определенные отношения между классом Q и классом R. Эти отношения можно графически выразить в виде сопо­ложения кругов, изображающих соответствующие классы на рис. 1.



Рис.1

В случае (а) класс Q целиком входит в R; в случае (i) класс Q заведомо имеет часть, входящую в R, но часть Q, не входящая в R, может и отсутствовать; в случае (е) класс Q целиком расположен вне R; в случае (о) класс Q заведомо имеет часть, выходящую за пределы R, а часть, содержащаяся в R, может быть, а может и отсутствовать. На фигу­рах (i) и (о) заштрихована обязательно наличествующая часть класса Q.

Мы будем рассматривать трехчленные умозаключения, в которых участвуют три класса Р, Q и R. Исходные посылки умозаключения состоят из заданных отношений между классами Р и Q и классами Q и R. Из этих посылок делается заключение о том, каково логически необходимое отношение между Р и R. Если такая логическая необхо­димость может быть усмотрена при данных посылках, то эти посылки и заключение из них образуют силлогизме аристотелевском смысле, то есть правильное умозаключение.

Так, например, из посылок:

"Все Q суть R",

"Все Р суть Q"

можно заключить, что

"Все Р суть R",

С другой стороны, из посылок:

"Все Q суть R",

"Все Q суть Р"

можно заключить (учитывая условие непустоты класса Q), что

"Некоторые Р суть R".

-5-

Наконец, из посылок: "Некоторые Q суть R", "Все Р суть Q"

никакого заключения сделать нельзя: классы Р и R могут при этих посылках нахо­диться в любых расположениях. Эти посылки не определяют никакого силлогизма.

Посылки могут различаться порядком участвующих классов и типом предложений об этих классах (a, i, e, о). Поэтому мы имеем всего четыре фигуры умозаключений:

I П Ш IV

QR RQ QR RQ

PQ^ PQ QP_ QP_

PR PR PR PR

Каждое из трех предложений в каждой фигуре может принадлежать к одному из че­тырех типов, так что вся тройка характеризуется тремя гласными буквами латинского алфавита. Для запоминания троек, соответствующих правильным умозаключениям, удобно использовать слова, в которых гласные образуют нужный порядок, а согласные выбраны из соображений благозвучия. Установлено, что всего существует 19 правиль­ных умозаключений или силлогизмов. (С учетом соглашения, что слова "Все Р" подра­зумевают, что этот класс содержит хотя бы один объект.) Перечислим эти силлогизмы с помощью приписанных им слов, в которых гласные буквы определяют тип соответству­ющего утверждения.

1-я фигура: barbara, celarent, darii, ferio;

2-я фигура: cesare, camestres, festino, baroco;

3-я фигура: datisti, feriso, disamis, bocardo,*darapti, *felapton;

4-я фигура: calemes, fresison, dimatis, *bamalip, *fesapo.

Звездочкой здесь выделены те силлогизмы, правильность которых связана с приве­денным выше соглашением об употреблении слова "все". Если, как принято в современ­ной логике, слово "все" может быть применимо к пустому множеству, то силлогизмы, отмеченные звездочкой, становятся недействительными. Точнее, они требуют дополни­тельной проверки непустоты соответствующего класса.

Рассмотрим теперь конкретные примеры. Силлогизм barbara мы уже фактически рас­сматривали.

Пусть R - класс всех смертных,

Q - класс всех людей,

Р - класс из одного человека по имени Кай.

Согласно силлогизму barbara имеем:

"Все люди смертны" ("Все Q суть R").

"Кай - человек" ("Все представители класса "Кай" - люди").

"Следовательно, Кай - смертен".

Теперь возьмем пример на силлогизм 2-й фигуры festino:

"Никакое R не есть Q".

"Некоторые Р суть Q".

"Следовательно, некоторые Р не суть R".

Например, "Никакой планер не имеет двигателя".

"Некоторые летательные аппараты имеют двигатель".

"Следовательно, некоторые летательные аппараты не суть планеры".

Из 3-й фигуры выберем силлогизм *daparti - специально, в силу его сомнительности:

"Все Q суть R".

"Все Q суть Р".

"Следовательно, некоторые Р суть R".

Действительно, именно те Р, которые суть Q, суть R. Но если ни одного Q не сущест­вует в природе, то таких Р, которые суть R, тоже может не быть. Силлогизм верен при условии, что класс Q не пуст, а это в логике Аристотеля предполагается по условию. Но это условие не очень удобно вводить, так как оно не всегда легко проверяется.

-6-

Например:

"Все кентавры копытные".

"Все кентавры - разумные существа".

"Следовательно, некоторые разумные существа имеют копыта".

Можно привести и более научный пример:

"Все черные дыры - принципиально не наблюдаемы".

"Все черные дыры - материальные объекты",

"Следовательно, некоторые материальные объекты - принципиально не наблюдаемы".

Вряд ли этот силлогизм можно рассматривать как доказательство существования принципиально не наблюдаемых материальных объектов. Предварительно нужно дока­зать существование черных дыр, что не так-то легко, учитывая, что они не испускают никакого излучения и их можно обнаружить лишь косвенным образом.

Наконец, приведем пример на силлогизм fresison из 4-й фигуры:

"Никакое R не есть Q".

"Некоторые Q суть Р".

"Следовательно, некоторые Р не суть R".

Пример на этот силлогизм:

"Никакое млекопитающее не дышит жабрами".

"Некоторые живые существа дышат жабрами".

"Следовательно, некоторые живые существа не суть млекопитающие".

Долгое время казалось (это мнение разделял еще И.Кант), что любое логическое до­казательство сводится к цепочкам силлогизмов логики Аристотеля. Сегодня уже ясно, что это не так. Например, метод математической индукции не сводится к таким цепоч­кам, ибо он использует аксиоматику натурального ряда. Кроме того, силлогизмы рас­смотренного вида не позволяют оперировать суждениями более сложной структуры, чем суждения об отношениях классов, хотя такие рассуждения регулярно используются в математике. Тем не менее рассуждения на основе силлогизмов описанного вида имеют принципиальное значение. На их примере отчетливо видно, что сущность мышления -как способа получить новые знания из уже известных - заключается в присущих ему формах. Это тесно связано с важным принципом метафизики Аристотеля, заключаю­щимся в том, что сущность вещи составляет ее форма, а не косная материя. Равным об­разом в процессе логического мышления сущностью является его формальная структу­ра, а не конкретное содержание.

В заключение приведем иллюстрации ко всем 19 силлогизмам, поясняющие их пра­вильность (принцип штриховки тот же, что и в рис. 1),

Для понимания предмета очень полезно продумать, как из посылок каждого силло­гизма вытекает приведенное заключительное утверждение.

I фигура

1)barbara 2)celarent 3}darii 4)ferio
















Рис. 2. Все Р суть R. Рис 3. Никакое Р не есть R. Рис. 4. Некоторые Р суть R. Рис. 5. Некоторые Р не суть R.

-7-

5} cesare

II фигура

6) camestres 7) festino

8) baroco








Рис. 6. Никакое Р не есть R. Рис, 7. Никакое Р не есть R. Рис. 8. Некоторые? не суть R. Рис. 9. Некоторые Р не суть R,

III фигура
9) datisti 10) feriso 11) disamus




Рис. 10. Некоторые Р суть R. 12) bokardo

Рис, 11. Некоторые Р не суть R-13) 'darapti

Рис. 12. Некоторые Р суть R. 14)*felaton








Рис. 13. Некоторые Р не суть R, Рис. 14, Некоторые Р суть R (если Q не пуст). Рис.15 Некоторые Р не суть R (если Q не пуст).

IV фигура

15) calemes 16) fresison 17) dimatis







Рис.16. Никакое Р не есть R. Рис.17. Некоторые Р не суть R. Рис.18. Некоторые Р суть R.

18) * bamalip 19) *fesapo








Рис. 19. Некоторые Р суть R (если Q не пуст).

Рис.20. Некоторые Р не суть R (если Q не пуст).

-8-

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

\"логика, теория познания и космология\" (2-е, дополненное и исправленное издание) icon Издание первое, исправленное и дополненное
Самая лучшая школа игры на скрипке / И. Ксов. — М. Наука-Пресс, 2002. — 93 с ил. — Isbn 5-02-002883-5, 1 000 экз
\"логика, теория познания и космология\" (2-е, дополненное и исправленное издание) icon От моделирования к проектированию 2-е издание, исправленное и дополненное
Я 804 Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с
\"логика, теория познания и космология\" (2-е, дополненное и исправленное издание) icon Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками...
Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ 181
\"логика, теория познания и космология\" (2-е, дополненное и исправленное издание) icon Поурочные разработки по литературе, 7 класс
Поурочные разработки по литературе, 7 класс. Программы 68 и 102 часа. 2-е издание исправленное и дополненное. М.: «Вако», 2005, 368...
\"логика, теория познания и космология\" (2-е, дополненное и исправленное издание) icon Поурочные разработки по литературе, 7 класс
Поурочные разработки по литературе, 7 класс. Программы 68 и 102 часа. 2-е издание исправленное и дополненное. М.: «Вако», 2005, 368...
\"логика, теория познания и космология\" (2-е, дополненное и исправленное издание) icon Социология: искусство задавать вопросы (издание второе переработанное и дополненное)
Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М., 1998
\"логика, теория познания и космология\" (2-е, дополненное и исправленное издание) icon Реферат по философии Научные принципы и их роль в научном познании
Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства...
\"логика, теория познания и космология\" (2-е, дополненное и исправленное издание) icon Логика Дисциплина «Логика»
Дисциплина «Логика» относится к федеральному компоненту общепрофессионального цикла дисциплин учебного плана направления подготовки...
\"логика, теория познания и космология\" (2-е, дополненное и исправленное издание) icon Пособие для тех, кто желает легко и в непринужденной форме овладеть...
Пособие для тех, кто желает легко и в непринужденной форме овладеть навыками изучения иностранных языков
\"логика, теория познания и космология\" (2-е, дополненное и исправленное издание) icon Рабочая программа по учебному курсу «Литература»
В. А. Чалмаева (Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. – 7-е изд., исправленное и дополненное – М.:...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции